Как уже сообщалось, японцы со второй попытки смогли вывести на орбиту Венеры свой зонд, основной движок которого вышел из строя еще пять лет назад, из-за чего первая попытка закончилась неудачей. Сейчас все прошло, как нельзя лучше. При помощи четырех маневровых двигателей, которые были включены на 20 минут и 30 секунд, японские ученые смогли замедлить зонд, что позволило вывести его на орбиту Венеры. Инженеры, проектировавшие систему двигателей зонда, даже не предполагали, что маневровые движки будут включены на такое продолжительное время. Тем не менее, они успешно выдержали испытание, и теперь проектировщики аппарата могут быть довольны — все прошло хорошо, зонд удалось вывести на орбиту, отличающуюся от расчетной, но вполне удовлетворяющую ученых.

Текущая орбита зонда позволяет аппарату делать один оборот вокруг Венеры раз в 13 дней и 14 часов. Орбита аппарата очень вытянута. «Акацуки» сближается с Венерой на расстояние в 400 километров в ближайшей точке и удаляется от нее на 440 тысяч километров в наиболее удаленной точке.

Аппарат находится в отличном состоянии, все его системы функционируют и готовы к работе. Более того, некоторые инструменты уже работают. Благодаря этому зонду удалось сделать и передать на Землю несколько довольно качественных фотографий Венеры.


Фотография, сделанная 7 декабря с расстояния в 72 тысячи километров


Фотография, сделанная с расстояния в 68 тысяч километров

Расчетное время функционирования спутника составляет 2 года. При этом возможно и продление времени работы зонда. Все зависит от того, сколько осталось топлива в баках аппарата. Пока что нельзя дать точный прогноз.

Спутник будет изучать климатические и погодные условия Венеры. Для этого «Акацуки» оснащен 5 камерами, при помощи которых ученые смогут изучать движения облаков и перемещение воздушных потоков. Кроме того, планируется картографирование поверхности Венеры, с одновременной целью обнаружить действующие вулканы. Толстый облачный покров не позволяет видеть поверхность планеты, но инфракрасная камера поможет решить эту задачу. УФ-камера будет отслеживать диоксид серы. После ряда наблюдений и получения учеными соответствующей информации ученые, возможно, смогут построить трехмерную модель атмосферы и облачного покрова.

Комментарии (20)


  1. mwizard
    11.12.2015 10:05

    Интересно, почему более дальний снимок имеет больше деталей?


    1. beliakov
      11.12.2015 10:21
      +1

      Скорее всего дальний снят в ультрафиолете, а ближний — в видимом свете. В УФ, полосы в облаках Венеры видны отчетливее.


      1. SHVV
        11.12.2015 10:32

        Почти. Дальний снят в ульрафиолете, а ближний в ИК 1 мкм. В оригинале есть ещё одна фотка:

        венера в дальнем ИК
        image


  1. Serenevenkiy
    11.12.2015 10:11
    +3

    «Да могли бы просто применить аэродинамическое торможение! Я так сто раз в KSP у Дюны делал!»

    Читал статью про спасение аппарата. Там настоящий инженерный подвиг. Отрадно, что миссия именно к Венере. С практической точки зрения, делать там нечего, но уж очень она вся такая загадочная. Ну и красивая летом над горизонтом.


  1. la_stik
    11.12.2015 11:03

    Меня вот заинтересовало.

    Расчетное время функционирования спутника составляет 2 года. При этом возможно и продление времени работы зонда. Все зависит от того, сколько осталось топлива в баках аппарата. Пока что нельзя дать точный прогноз.

    На каком топливе летит спутник?
    Если это бак, значит либо жидкость (? маловероятно), либо твёрдое вещество, разве нельзя узнать массу/объём этого вещества?


    1. SHVV
      11.12.2015 11:17

      Невесомость же. Массу просто так не померить, да и жидкость (гидразин, кстати) в баках не лежит на дне, а летает где-то.


      1. daspisch
        11.12.2015 12:36

        А что сложного то? ЗАкрепляем бак на поворотном шарнире, с которым бак соединён динамометром, делаем резкий поворот бака на известный угол и меряем центробежную силу и получаем массу. Я дилетант в этих вопроса, так что может быть какой то подвох который я не учёл(ну кроме усложнения конструкции что в таких ситуациях не очень хорошо), но было бы интересно услышать мнение специалиста.


        1. whex
          11.12.2015 12:49
          +3

          В условиях невесомости сложно чем-то покрутить и не начать при этом крутиться самому. (В википедии указано, что полная масса космического аппарата — 640 кг, из которых 320 кг — топливо и 34 кг — научное оборудование)
          Кроме того, это увеличенный вес, увеличенные затраты энергии на вывод аппарата на орбиту — и, наверняка, снижение прочности и надёжности конструкции.


          1. daspisch
            11.12.2015 12:55

            Действительно, не подумал что крутанув бак мы крутанём в противиположном направлении весь спутник, тогда тем более интересны существующий способы измерения массы тела в невесомости без неприятных последствий.


            1. Zenitchik
              11.12.2015 14:29
              +1

              Проще мерить расход.


        1. SHVV
          11.12.2015 13:08
          +1

          Нет, крутить что-то не вариант.
          Проще замерять ускорение во время работы двигателя. Что, скорее всего, и делали. Но точность такого похода не очень высока. К тому же у аппарата часть сопла отвалилась и теперь сухая масса поменялась на неизвестную величину.


          1. yar3333
            11.12.2015 20:42

            Вот пришла мысль — делать бак в виде шприца, который выдавливает топливо под действием пружины. Тогда по тому, в каком положении выдавливающая заслонка, всегда можно сказать сколько топлива в баке. Может быть оно как-то так и делается — если топливо просто в баке летает, то оно будет попадать на выход в случайные моменты времени, что вряд ли хорошо.


            1. PastorGL
              11.12.2015 22:22
              +1

              Да, так и делается, баки наддуваются инертным газом, обычно гелием.


              1. la_stik
                14.12.2015 12:55

                Тогда с чем связана проблема того, что не могут измерить объём/массу/глубину на которую рукоятка шприца ушла?


    1. Bluewolf
      11.12.2015 11:20

      Скорее всего, пока не очень точно оценен расход этого топлива в месяц работы в текущем режиме.
      Ну и с прямым измерением объема топлива могут быть какие-то особенности.


  1. zagayevskiy
    11.12.2015 12:18
    +3

    Ждать «Японский зонд «Акацуки» прислал самые детализированные снимки Венеры» теперь каждые два дня?


    1. Mad__Max
      12.12.2015 05:02

      Да, но всего пару раз еще — до прохождения на минимальном расстоянии. Потом начнет опять удаляться и качество снимков перестанет увеличиваться и новые фото(со следующих витков) будут интересовать уже только ученых изучающих Венеру.


      1. Zenitchik
        14.12.2015 10:33
        -1

        Он разве не на высокий эллипс вышел? Снизится когда-нибудь.


        1. Zenitchik
          14.12.2015 13:08

          Кому не понравилось предположение, что высокоэллиптическая орбита не является окончательной?


        1. Mad__Max
          14.12.2015 21:40

          Так куда еще снижаться? Он и так в низкой точке обриты будет на расстоянии всего 400 км проходить «цепляя» разряженные верхние слои атмосферы (которая на Венере намного плотнее и «толще» земной).
          Первый проход будет уже до конца этого года. Дальше уже увеличения качества снимков можно не жать — только набирать их количество, но это уже будет интересно только ученым, новости для публики из этого не сделаешь.