Мы живем в двух реальностях — в желаемой и лучшей.
Это я понял из своего опыта медиатора. Кстати, мое имя Самойленко Геннадий, и я основатель курсов обучения по программе «HR BP организационное развитие». Медиатор — это нейтральное лицо в конфликте, которое помогает разобраться в спорных ситуациях. Мне пришлось несколько раз участвовать в роли Медиатора в «разводе» между собственниками и топами. Яйца раздора почти всегда одни и те же, только с разных сторон — стратегия, бабки, роли и власть.
Возвращаемся к реальностям. У всех нас есть представление о своей лучшей жизни — сюда входят наши мечты о доме, машине, какой должна быть вторая половинка, дети, отношения с окружающим миром, работа и многое другое. И вот мы эти мечты сбываем.
Казалось бы, шикарный дом на берегу озера или моря — это же самая лучшая реальность для меня! Кто с этим поспорит? К сожалению, это желаемая реальность, к которой мы так стремимся, и не всегда она лучшая.
Мир устроен интереснее.
За годы у меня сформировался простой образ реальностей. Например, вы любите кофе по утрам, такой нежный и знакомый с легкой горчинкой бодрящего вкуса. И вот вы подходите к автомату, платите за свою кружечку аромата, машина забурчала, закипела и... полилась струйка ожидаемого напитка. Но вы видите, что вам не долили гораздо больше, чем ожидали. Или в этот раз вкус совершенно иной, хуже, чем это было ранее. Или вообще машина поплевалась и ушла на перезагрузку. Как вы оцениваете это событие? Если честно, то конечно же как негативное, ибо оно не соответствует вашему желанию и заплаченным деньгам. А вот ваш организм может оценить его как положительное, ибо кофе повышает давление и так‑то вредит здоровью.
В этом и заключается разница между желаемой и лучшей реальностями. Иногда одна вредит другой. Поэтому так важно их синхронизировать.
Кстати, убийственная разность реальностей хорошо показана в фильме «Опасная игра Слоун». Посмотрите, если еще не видели.
Когда я в роли медиатора, то чувствую себя мальчишкой‑сорванцом. Если честно, я таков и есть в душе. Моя задача всех увлечь игрой и посадить в лодку. Всем раздать роли по желанию. Потом я встаю ногами на края лодки и начинаю ее жутко раскачивать, чтобы все вылетели из нее или еще хуже — она перевернулась.
Так я тестирую новую собранную реальность. Это очень важно, особенно, когда все сделали вид, что конфликт исчерпан и можно спокойно расходиться. Но после такой раскачки так уже не кажется. Вот тут участники конфликта медленно наклоняются и на поверхность выкладывают свои чемоданы претензий и недовольства.
К сожалению, меня приглашают медиатором, когда желаемая и лучшая реальность уже сильно разошлись. Лучше бы приглашали на берегу реки, прежде чем сесть в лодку, когда все договаривались. Так я был бы полезнее. Но люди устроены гораздо интереснее. Я нужен им, когда уже полная жопа и чуткое ощущение, что вот вот сейчас точно все порвется. И да, чаще всего рвется. Я всего лишь помогаю с этим разобраться.
Но рассинхрон реальностей можно избежать. Прежде всего — в своем внутреннем мире. Когда он накапливается, я срочно беру билеты «куда‑нибудь» на море и уезжаю на сборку. Я так это называю. После нее обычно происходит прорыв.
Еще лучше — выделить каждый день по 1–2 часа для осознания. Лично я это делаю в момент прогулки. Во‑первых, 20–15 км для здоровья и тела полезно. Во‑вторых, меньше напряжения и не надо срочно уезжать
Фото с утренней прогулки у озера.
Так что делает медиатор?
Медиатор — относительно новая роль для России и еще, к сожалению, редко встречаемая (на самом известном Job портале 0 вакансий). Поэтому за всех не расскажу, только поделюсь своим опытом.
Так что же делаю на таких встречах?
Во‑первых, важно научиться всем быть честными, называть вещи своими именами. Если в классических конфликтах важно сохранить нейтральность сторон и не допускать повышенный тон, то в спорных ситуациях собственников и топов с точностью наоборот, важно всем снять маски — выйти из ролей и рамок сдерживания, считай из равновесия, и прямо высказать все претензии и обвинения. Заранее предупреждаю, что нельзя это делать, специально не подготовив группу.
Во‑вторых, к любым обвинениям во всех смертельных грехах нужно правильно относиться. И для этого так же нужно готовить группу, а еще лучше каждого по отдельности. Обвинение всегда из области желаемой реальности, а точнее — все наши самые яркие эмоции (впрочем которые потом нами же рационализируются) возникают из‑за несовпадения желаемой и объективной реальности. Другими словами — претензия, это всего лишь внутренняя нестыковка каждого участника. Ну или точнее — рассинхрон личности, который давит, напрягает и жаждет разрядки, которая чаще всего осуществляется через конфликт и расставания — как выход из ситуации напряжения. И вот тут третье.
В‑третьих, важно каждую сценарную линию развить по максимуму. Например, — Ок, вы расстались. Давайте это представим, что дальше? Или, ок, вы остались вместе, что дальше? Потом от каждой сценарий линии (опять таки которая отражает желаемую реальность) мы развиваем ветви других сценариев событий, — если мы вносим «это», то как это влияет на реальность? А если удаляем «вот это», то что может произойти? Нужно сказать, что эта часть обычно проходит мирно и спокойно, без внешнего и внутреннего напряжения. А это возможно, если первая часть была горячей и все выпустили пар.
В‑четвертых, каждую выбранную реальность мы проверяем «на прочность». Всем участникам предлагается ее раскритиковать в пух и прах. Вот именно здесь я искусно расшатываю лодку как шторм, чтобы всех выбросило в открытое море и они почувствовали себя беззащитными или ущемленными. И если есть сила притяжения, она сработает и удержит лодке или закинет всех обратно, так как без друг друга страшно и одиноко, ну или попросту — не выгодно.
Теперь самое главное — честность, честность и еще раз честность. Вот как из серой зоны, недосказанности и надуманности возникают конфликты интересов, так вот в нее и нужно запускать больше света, ясности и определенности. И каждый раз стоит задаваться вопросами:
Все ли факторы ситуации мы раскрыли?
Есть ли недосказанность в этом вопросе?
Нужна ли тебе ясность в этой ситуации?
Ты готов открыть второе дно?
Можно ли эту позицию считать открытой?
Чего ты хочешь? Какая твоя цель?
На самом ли деле ты этого хочешь?
Какая твоя идеальная картина мира?
Какая самая нежелательная реальность?
Чего ты боишься? (по мне — самый важный и тонкий вопрос)
Чего ты хотел бы искренне избежать?
Как ты себя чувствуешь в этой реальности?
Найди 10 причин, почему это не сработает/ сработает
Найди 10 причин, почему это не надо/ надо делать
и др.
Какие еще есть техники медиаторства
Медиаторы используют различные техники для содействия эффективному диалогу и помощи сторонам в достижении соглашения. Вот некоторые из соответствующих техник медиации:
Активное слушание: Медиатор внимательно слушает каждую сторону, чтобы полностью понять их позиции и переживания.
Переформулирование: Медиатор может переформулировать или пересказать сказанное участником, тем самым помогая прояснить или акцентировать важные моменты.
Кларифицирование: Задача медиатора — уточнить неясные или двусмысленные высказывания для обеспечения понимания между сторонами.
Открытые вопросы: Медиатор использует открытые вопросы для того, чтобы стороны могли более полно выразить свои мысли и чувства.
Суммирование: Регулярное суммирование услышанного помогает убедиться, что участники медиации понимают друг друга и ведут конструктивный диалог.
Поощрение эмпатии: Медиатор может предложить сторонам взглянуть на ситуацию с точки зрения противоположной стороны для развития взаимопонимания.
Идентификация интересов: Проведение разговора от позиций к интересам помогает выявить подлинные потребности и цели участников спора.
Похвала и усиление: Акцентирование положительной роли и вклада сторон в процесс медиации для поддержания конструктивной атмосферы.
Брейнсторминг и разработка опций: Содействие процессу совместного поиска решений и изучение различных вариантов.
Рефрейминг и подача вопросов: Медиатор помогает переименовать проблемы и конфликты в задачи, которые необходимо решить, делая акцент на возможностях, а не на разногласиях.
Разделение сторон на отдельные сессии (каукусы): Проведение приватных встреч с каждой стороной, если это необходимо для обсуждения чувствительных вопросов или уменьшения напряженности.
Постановка реалистичных ожиданий: Медиатор реально оценивает возможные результаты и помогает сторонам увидеть недостижимость некоторых их требований.
Использование этих и других техник и инструментов медиации позволяет медиаторам помогать сторонам решать конфликты мирным путем и достигать взаимовыгодных соглашений.
Комментарии (6)
Varfann
15.05.2024 12:58+1Один вопрос остается - а кто нанимает и оплачивает работу медиатора? Я понимаю, когда есть в штате медиатор и он решает конфликты между представителями разных департаментов, действительно являясь нейтральной стороной. А в случае, когда приходится решать конфликт, например, как в описанном примере - между топами и собственниками, кто является заказчиком? Если одна из сторон конфликта, то как избежать ситуации "я тебе нанял, а спор решился не так, как я хотел, за что платить то" - и много ли вообще тех, кто за свой счет в решение своего конфликта зовет нейтральную сторону?
Smart-talent Автор
15.05.2024 12:58+1Очень хороший вопрос, особенно в контексте конфликта сторон и немалой стоимости такой услуги. Инициатором моего найма в разных ситуациях были разные участники конфликта, иногда старший партнер, но все же чаще всего - это младшие партнеры, а оплачивал всегда старший партнер.
Если разводить роли и позиции, то примерно такой расклад:
1) Младший партнер (или топ) чем-то недоволен и нужен ресурс; и для него медиатор - это мостик к старшему партнеру, чтобы достучаться до него.
2) Старший партнер не осознает суть претензии (или не принимает ее) и хочет избежать конфликта - разрыва отношений; поэтому для него медиатор - это возможность внести ясность в ситуацию и желательно сохранить отношения.Вопрос инициации отражает, кому больше всего нужно сохранение отношений.
Вопрос оплаты старшим партнером - это, по сути, подтверждение его заинтересованности в отношениях. Например, в сравнении с семейными конфликтами почти всегда психологу платит мужчина, таким образом, как бы проявляя заинтересованность в сохранении отношений.
TommyG
15.05.2024 12:58Медиатор - это бывший срам-мастер который хочет больше получать и ещё меньше работать. А то устал фаллосицировать, пора медитировать.
Как-то так это видится со стороны.
Smart-talent Автор
15.05.2024 12:58Могу предположить, вы ко Скрам мастерам не равнодушны, видимо, из-за личного опыта взаимодействия. Поделитесь? Интересна Ваша точка зрения.
TommyG
15.05.2024 12:58Да не только к ним - вообще ко всем паразитирующим прилипалам не очень хорошо. Так-то я понимаю что всем жить надо, но если бы они своим неуёмным желанием показать что они тоже нужны и важны, время на свои пустышки не занимали тогда ок.
Если посмотреть на ваши описания, то лучше всего для этой роли подходит какой-нибудь вор в законе. Т.е. должен быть человек уважаемый в этой группе, с огромным авторитетом, имеющий возможность продавить своё решение и отвечающий за эти решения, чем то большим чем 10 тыр уставного капитала бросового ООО.
А медиатор, пьющий лавандовый раф на утренней прогулки у озера, это никто и звать его никем, с авторитетом ниже плинтуса. Который придёт, надует щёки, возьмёт бабки и что-то будет сделано, только если обе стороны очень-очень хотят придти к соглашению (что в реальном конфликте, примерно никогда).
SuharkovMP
Медиатор — третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор. Профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров называется медиацией.
История медиации. Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времён, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество.
Не такая уж и новая роль.
А в настоящее время по всему миру регулярно проводятся конференции на тему. Не так уж и редко встречается.