Мы живем в двух реальностях — в желаемой и лучшей.

Это я понял из своего опыта медиатора. Кстати, мое имя Самойленко Геннадий, и я основатель курсов обучения по программе «HR BP организационное развитие». Медиатор — это нейтральное лицо в конфликте, которое помогает разобраться в спорных ситуациях. Мне пришлось несколько раз участвовать в роли Медиатора в «разводе» между собственниками и топами. Яйца раздора почти всегда одни и те же, только с разных сторон — стратегия, бабки, роли и власть.

Возвращаемся к реальностям. У всех нас есть представление о своей лучшей жизни — сюда входят наши мечты о доме, машине, какой должна быть вторая половинка, дети, отношения с окружающим миром, работа и многое другое. И вот мы эти мечты сбываем.

Казалось бы, шикарный дом на берегу озера или моря — это же самая лучшая реальность для меня! Кто с этим поспорит? К сожалению, это желаемая реальность, к которой мы так стремимся, и не всегда она лучшая.

Мир устроен интереснее.

За годы у меня сформировался простой образ реальностей. Например, вы любите кофе по утрам, такой нежный и знакомый с легкой горчинкой бодрящего вкуса. И вот вы подходите к автомату, платите за свою кружечку аромата, машина забурчала, закипела и... полилась струйка ожидаемого напитка. Но вы видите, что вам не долили гораздо больше, чем ожидали. Или в этот раз вкус совершенно иной, хуже, чем это было ранее. Или вообще машина поплевалась и ушла на перезагрузку. Как вы оцениваете это событие? Если честно, то конечно же как негативное, ибо оно не соответствует вашему желанию и заплаченным деньгам. А вот ваш организм может оценить его как положительное, ибо кофе повышает давление и так‑то вредит здоровью.

В этом и заключается разница между желаемой и лучшей реальностями. Иногда одна вредит другой. Поэтому так важно их синхронизировать.

Кстати, убийственная разность реальностей хорошо показана в фильме «Опасная игра Слоун». Посмотрите, если еще не видели.

Когда я в роли медиатора, то чувствую себя мальчишкой‑сорванцом. Если честно, я таков и есть в душе. Моя задача всех увлечь игрой и посадить в лодку. Всем раздать роли по желанию. Потом я встаю ногами на края лодки и начинаю ее жутко раскачивать, чтобы все вылетели из нее или еще хуже — она перевернулась.

Так я тестирую новую собранную реальность. Это очень важно, особенно, когда все сделали вид, что конфликт исчерпан и можно спокойно расходиться. Но после такой раскачки так уже не кажется. Вот тут участники конфликта медленно наклоняются и на поверхность выкладывают свои чемоданы претензий и недовольства.

К сожалению, меня приглашают медиатором, когда желаемая и лучшая реальность уже сильно разошлись. Лучше бы приглашали на берегу реки, прежде чем сесть в лодку, когда все договаривались. Так я был бы полезнее. Но люди устроены гораздо интереснее. Я нужен им, когда уже полная жопа и чуткое ощущение, что вот вот сейчас точно все порвется. И да, чаще всего рвется. Я всего лишь помогаю с этим разобраться.

Но рассинхрон реальностей можно избежать. Прежде всего — в своем внутреннем мире. Когда он накапливается, я срочно беру билеты «куда‑нибудь» на море и уезжаю на сборку. Я так это называю. После нее обычно происходит прорыв.

Еще лучше — выделить каждый день по 1–2 часа для осознания. Лично я это делаю в момент прогулки. Во‑первых, 20–15 км для здоровья и тела полезно. Во‑вторых, меньше напряжения и не надо срочно уезжать

Фото с утренней прогулки у озера.

я на утренней прогулке
я на утренней прогулке

Так что делает медиатор?

Медиатор — относительно новая роль для России и еще, к сожалению, редко встречаемая (на самом известном Job портале 0 вакансий). Поэтому за всех не расскажу, только поделюсь своим опытом.

Так что же делаю на таких встречах?

Во‑первых, важно научиться всем быть честными, называть вещи своими именами. Если в классических конфликтах важно сохранить нейтральность сторон и не допускать повышенный тон, то в спорных ситуациях собственников и топов с точностью наоборот, важно всем снять маски — выйти из ролей и рамок сдерживания, считай из равновесия, и прямо высказать все претензии и обвинения. Заранее предупреждаю, что нельзя это делать, специально не подготовив группу.

Во‑вторых, к любым обвинениям во всех смертельных грехах нужно правильно относиться. И для этого так же нужно готовить группу, а еще лучше каждого по отдельности. Обвинение всегда из области желаемой реальности, а точнее — все наши самые яркие эмоции (впрочем которые потом нами же рационализируются) возникают из‑за несовпадения желаемой и объективной реальности. Другими словами — претензия, это всего лишь внутренняя нестыковка каждого участника. Ну или точнее — рассинхрон личности, который давит, напрягает и жаждет разрядки, которая чаще всего осуществляется через конфликт и расставания — как выход из ситуации напряжения. И вот тут третье.

В‑третьих, важно каждую сценарную линию развить по максимуму. Например, — Ок, вы расстались. Давайте это представим, что дальше? Или, ок, вы остались вместе, что дальше? Потом от каждой сценарий линии (опять таки которая отражает желаемую реальность) мы развиваем ветви других сценариев событий, — если мы вносим «это», то как это влияет на реальность? А если удаляем «вот это», то что может произойти? Нужно сказать, что эта часть обычно проходит мирно и спокойно, без внешнего и внутреннего напряжения. А это возможно, если первая часть была горячей и все выпустили пар.

В‑четвертых, каждую выбранную реальность мы проверяем «на прочность». Всем участникам предлагается ее раскритиковать в пух и прах. Вот именно здесь я искусно расшатываю лодку как шторм, чтобы всех выбросило в открытое море и они почувствовали себя беззащитными или ущемленными. И если есть сила притяжения, она сработает и удержит лодке или закинет всех обратно, так как без друг друга страшно и одиноко, ну или попросту — не выгодно.

Теперь самое главное — честность, честность и еще раз честность. Вот как из серой зоны, недосказанности и надуманности возникают конфликты интересов, так вот в нее и нужно запускать больше света, ясности и определенности. И каждый раз стоит задаваться вопросами:

  • Все ли факторы ситуации мы раскрыли?

  • Есть ли недосказанность в этом вопросе?

  • Нужна ли тебе ясность в этой ситуации?

  • Ты готов открыть второе дно?

  • Можно ли эту позицию считать открытой?

  • Чего ты хочешь? Какая твоя цель?

  • На самом ли деле ты этого хочешь?

  • Какая твоя идеальная картина мира?

  • Какая самая нежелательная реальность?

  • Чего ты боишься? (по мне — самый важный и тонкий вопрос)

  • Чего ты хотел бы искренне избежать?

  • Как ты себя чувствуешь в этой реальности?

  • Найди 10 причин, почему это не сработает/ сработает

  • Найди 10 причин, почему это не надо/ надо делать

  • и др.

Какие еще есть техники медиаторства

Медиаторы используют различные техники для содействия эффективному диалогу и помощи сторонам в достижении соглашения. Вот некоторые из соответствующих техник медиации:

  1. Активное слушание: Медиатор внимательно слушает каждую сторону, чтобы полностью понять их позиции и переживания.

  2. Переформулирование: Медиатор может переформулировать или пересказать сказанное участником, тем самым помогая прояснить или акцентировать важные моменты.

  3. Кларифицирование: Задача медиатора — уточнить неясные или двусмысленные высказывания для обеспечения понимания между сторонами.

  4. Открытые вопросы: Медиатор использует открытые вопросы для того, чтобы стороны могли более полно выразить свои мысли и чувства.

  5. Суммирование: Регулярное суммирование услышанного помогает убедиться, что участники медиации понимают друг друга и ведут конструктивный диалог.

  6. Поощрение эмпатии: Медиатор может предложить сторонам взглянуть на ситуацию с точки зрения противоположной стороны для развития взаимопонимания.

  7. Идентификация интересов: Проведение разговора от позиций к интересам помогает выявить подлинные потребности и цели участников спора.

  8. Похвала и усиление: Акцентирование положительной роли и вклада сторон в процесс медиации для поддержания конструктивной атмосферы.

  9. Брейнсторминг и разработка опций: Содействие процессу совместного поиска решений и изучение различных вариантов.

  10. Рефрейминг и подача вопросов: Медиатор помогает переименовать проблемы и конфликты в задачи, которые необходимо решить, делая акцент на возможностях, а не на разногласиях.

  11. Разделение сторон на отдельные сессии (каукусы): Проведение приватных встреч с каждой стороной, если это необходимо для обсуждения чувствительных вопросов или уменьшения напряженности.

  12. Постановка реалистичных ожиданий: Медиатор реально оценивает возможные результаты и помогает сторонам увидеть недостижимость некоторых их требований.

Использование этих и других техник и инструментов медиации позволяет медиаторам помогать сторонам решать конфликты мирным путем и достигать взаимовыгодных соглашений.

Комментарии (6)


  1. SuharkovMP
    15.05.2024 12:58
    +1

    Медиатор - относительно новая роль и еще, к сожалению, редко встречаемая

    Медиатор — третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор. Профессиональная деятельность в области альтернативного разрешения споров называется медиацией.

    История медиации. Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времён, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н. э.), признавало посредничество.

    Не такая уж и новая роль.

    А в настоящее время по всему миру регулярно проводятся конференции на тему. Не так уж и редко встречается.


  1. Varfann
    15.05.2024 12:58
    +1

    Один вопрос остается - а кто нанимает и оплачивает работу медиатора? Я понимаю, когда есть в штате медиатор и он решает конфликты между представителями разных департаментов, действительно являясь нейтральной стороной. А в случае, когда приходится решать конфликт, например, как в описанном примере - между топами и собственниками, кто является заказчиком? Если одна из сторон конфликта, то как избежать ситуации "я тебе нанял, а спор решился не так, как я хотел, за что платить то" - и много ли вообще тех, кто за свой счет в решение своего конфликта зовет нейтральную сторону?


    1. Smart-talent Автор
      15.05.2024 12:58
      +1

      Очень хороший вопрос, особенно в контексте конфликта сторон и немалой стоимости такой услуги. Инициатором моего найма в разных ситуациях были разные участники конфликта, иногда старший партнер, но все же чаще всего - это младшие партнеры, а оплачивал всегда старший партнер.

      Если разводить роли и позиции, то примерно такой расклад:
      1) Младший партнер (или топ) чем-то недоволен и нужен ресурс; и для него медиатор - это мостик к старшему партнеру, чтобы достучаться до него.
      2) Старший партнер не осознает суть претензии (или не принимает ее) и хочет избежать конфликта - разрыва отношений; поэтому для него медиатор - это возможность внести ясность в ситуацию и желательно сохранить отношения.

      Вопрос инициации отражает, кому больше всего нужно сохранение отношений.

      Вопрос оплаты старшим партнером - это, по сути, подтверждение его заинтересованности в отношениях. Например, в сравнении с семейными конфликтами почти всегда психологу платит мужчина, таким образом, как бы проявляя заинтересованность в сохранении отношений.


  1. TommyG
    15.05.2024 12:58

    Медиатор - это бывший срам-мастер который хочет больше получать и ещё меньше работать. А то устал фаллосицировать, пора медитировать.

    Как-то так это видится со стороны.


    1. Smart-talent Автор
      15.05.2024 12:58

      Могу предположить, вы ко Скрам мастерам не равнодушны, видимо, из-за личного опыта взаимодействия. Поделитесь? Интересна Ваша точка зрения.


      1. TommyG
        15.05.2024 12:58

        Да не только к ним - вообще ко всем паразитирующим прилипалам не очень хорошо. Так-то я понимаю что всем жить надо, но если бы они своим неуёмным желанием показать что они тоже нужны и важны, время на свои пустышки не занимали тогда ок.

        Если посмотреть на ваши описания, то лучше всего для этой роли подходит какой-нибудь вор в законе. Т.е. должен быть человек уважаемый в этой группе, с огромным авторитетом, имеющий возможность продавить своё решение и отвечающий за эти решения, чем то большим чем 10 тыр уставного капитала бросового ООО.

        А медиатор, пьющий лавандовый раф на утренней прогулки у озера, это никто и звать его никем, с авторитетом ниже плинтуса. Который придёт, надует щёки, возьмёт бабки и что-то будет сделано, только если обе стороны очень-очень хотят придти к соглашению (что в реальном конфликте, примерно никогда).