Не так давно на Хабре была небольшая волна постов и комментариев о том, как можно быстро и эффективно потерять данные своего проекта — неработающие или отсутствующие бэкапы, ошибки «железа» и прочие радости инженеров DevOps. Тогда я это всё прочитал с интересом — всегда же любопытно почитать про чужие факапы (про свои неинтересно). Через несколько дней я вдруг оказался среди таких же несчастных "уже делающих бэкапы".
Немного контекста - у меня есть свой домашний проект, которым я занимаюсь в свободное от работы время. Проект этот - UGC-сайт. Лента постов пользователей, если по-нашему. Вот он - https://vombat.su, вдруг кому-то интересно. Проект существует с сентября, есть своя аудитория, пара модераторов и довольно лояльные правила. На проекте нет рекламы, т.е. он некоммерческий (не считая донатов, которые иногда прилетают от благодарных пользователей). Даже антикоммерческий слегка, т.к. на него я только трачу - даже периодически мерч пользователям отправляю.
Куда пропал мой сервер?
Теперь к сути. Сижу я, значит, "в базе", собираю статистику по пользователям. Вдруг подключение обрывается. Переподключиться не удаётся - отпадает на этапе ssh-коннекта к самому серверу. IP вообще перестал пинговаться. В личном кабинете хостера моего сервера нет вообще. А через минуту приходит на почту письмо о том, что сервер удалён. Причём, падает в спам.
Письмо об удалении
Сразу же пишу в поддержку не очень вежливое сообщение.
Понимаю, что начинаются проблемы, и в выходные отдохнуть не получится. Но ещё надеюсь на быстрое восстановление, ведь у меня куплена услуга бэкапов на внешнем хранилище. Параллельно ищу в почте хоть одно уведомление от хостера - проверяю весь спам, все входящие за последние 2 недели - пусто. У специалиста почему-то цель доказать, что уведомления были. Отправляю в ответ скриншот из Gmail с поиском всех писем по названию их компании.
Несколько раз спрашиваю про восстановление из бэкапов - в ответ получаю "ждите".
Дальше все скрины переписок буду добавлять под спойлер
Скрин переписки 2
Жду почти час. От поддержки тишина, напоминаю о себе. В ответ - "ждите, я отпишу". Ещё через некоторое время приходит ответ, из которого становится понятно, что ничего восстановить не удастся. И тут есть интересный момент №1 - специалист уточняет у меня, был ли сделан клон сервера. И действительно, я хотел сделать себе что-то типа UAT/препрода с полной копией проекта и актуальной базой за пару недель до описываемых событий. И по совету поддержки купил новый сервер (с оплатой на несколько дней) и создал тикет, чтобы развернули там актуальную копию из бэкапов (по обещаниям это должно было занять 1 день). 4 дня спустя копию никто так и не развернул, я перестал оплачивать тот сервер, и он удалился.
Скрин переписки 3
Ну и последнее сообщение поддержки о том, что всё плохо, но попробуют восстановить. Это уже спустя 2 часа после удаления. После этого меня просто игнорировали - я спросил ещё дважды, есть ли новости, но ответа не получил. Повесил заглушку на сайте и решил подождать до следующего утра, а заодно переспать со всеми этими мыслями о том, что дальше делать. Всё, что было локально - это бэкап базы почти 4-месячной давности (а ведь ещё было около 150 тыс. изображений), все видео (они лежат в отдельном хранилище) и 20 открытых вкладок с базой в TablePlus (к слову, часть данных оттуда удалось вытащить).
Скрин переписки 4
Ожидаемо, с утра ответа от поддержки не было. Попросил коллегу со своего компьютера написать им в чат - ответили сразу же. На вопрос "Где бэкапы, Лебовски?" был ответ, что они все удалены вместе с сервером, восстановить ничего не удалось.
Что же произошло?
Просрочка оплаты. Почему-то в их личном кабинете нет возможности добавить автоплатежи картой. В рабочей суматохе я забыл оплатить сервер. Раньше (у предыдущих хостеров) это решалось уведомлениями за несколько дней до необходимой оплаты. Либо же остановкой сервера до оплаты. В этот раз уведомлений не было, а сервер по истечении недели молча удалился. И все бэкапы, лежавшие на холодном хранилище, вместе с ним. Есть ли тут моя вина? Конечно - ответственность за оплату на мне. Но такой подход я встретил впервые.
Уже по факту я проверил их почтовый сервер на чёрные списки и обнаружил такую картину.
Видимо, поэтому Gmail эти письма (если они были) решил даже в спам не класть. Как при этом дошло письмо об удалении - загадка.
Почему я выбрал этот новый и не особо известный хостинг? До этого проект хостился на одном из старожилов - хостере с 20-летним стажем. За месяц хостинг дважды лежал целиком под DDoS (хотя у них даже есть услуга защиты от оного). Первый раз 4 часа, второй раз вообще весь день. Вот и решил воспользоваться услугами компании помоложе. И да, когда я переезжал с него, был интересный момент №2 - я просил поддержку сделать образ виртуального сервера, чтобы перенести. И даже оплатил эту услугу. Но по какой-то "счастливой" случайности специалист молчал несколько дней, за которые я успешно перенёс всё вручную, а образ так и не был создан (а ведь это могло сильно помочь в восстановлении контента). В общем, как выбирать VPS/VDS в RU сегменте - для меня до сих пор загадка.
Ещё немного об общении с хостером
В процессе размышлений о том, что же делать с проектом, я заглянул в оферту хостера. И нашёл там пункт:
Исполнитель имеет право
...
4.2.12 В случае не поступления оплаты от Заказчика или поступления оплаты не в полном объеме, не начинать оказание Услуг, либо незамедлительно приостановить предоставление Услуг до момента оплаты, уведомив об этом Заказчика.
Имеет право. Тем не менее, я пообщался со знакомым юристом, получил совет написать досудебку в любом случае. О чём и написал в письме хостеру. Получил вот такой ответ (авторский текст без изменений).
Добрый день!
Ваш сервер, был удален через 7 дней, после просрочки оплаты.
Наша система автоматически уведомляет о дате оплаты за 7 дней.
То, что Вы скинули в 4.2.12 это не обязательное требование, мы можем остановить, а можем нет.
За балансом Вы должны следить сами, письмо, по какой причине не дошло до вашего Email мы не знаем.
Претензию, Вы можете написать, но это пустая трата времени, у нас так же в оферте написано, что в случае каких либо сбоев и потери ваших данных по техническим причинам, мы можем возместить только сумму не более чем стоимость оплаченных вами услуг за 12 месяцев, не более того. В вашем случае, никаких сбоев не было, вы не оплатили услуги, по этой причине ваш сервер был удален. Он проработал бесплатно, неделю.
C уважением, Николай!
На вопрос о том, какой смысл в услуге бэкапов, если они (бэкапы) сразу удаляются, и нет возможности отделить их от услуги самого сервера, получил тоже прекрасный ответ.
Добрый день!
Что значит нет смысла? Бэкапы хранятся пока услуга активна, или вы хотите чтобы мы хранили бэкапы после удаления сервера?
Бэкапы в конкретном случае делаются, для восстановления вашего виртуально сервера, в случае каких то проблем с ним (пока услуга активна), но после удаления сервера, бэкапы так же удаляются.
Если Вы нимательно читали то в оферте написано :
4.2. Исполнитель имеет право:
4.2.12. В случае не поступления оплаты от Заказчика или поступления оплаты не в полном объеме,
не начинать оказание Услуг, либо незамедлительно приостановить предоставление Услуг до момента
оплаты, уведомив об этом Заказчика.Тут нет ни слова, что обязан отключить, мы имеем право отключить, а так же можем не отключать. За балансом и сроками оплаты услуг, вы обязаны следить сами, система удалила ваш виртуальный сервер не в день оплаты, а через 7 дней просрочки.
Так же, в Соглашение об уровне предоставления услуги (SLA - Service Level Agreement) - (https://ml.cloud/documents/appendix_3_SLA.pdf) написано :
6.3.2. При утрате данных пользователя без возможности восстановления из резервной копии (если
такая утрата обусловлена взломом сервера, администрируемого Исполнителем, либо является
следствием действий сотрудника Исполнителя, связана с аварией на оборудовании Исполнителя),
Заказчику компенсируется документально подтвержденный ущерб, но не более стоимости услуг за 12
месяцев.Хотя даже и этот пункт не попадает под ваш случай. Вы просрочили оплату, сервер удален, никаких других причин тут нет.
С уважением, Николай!
И следом ещё одно письмо:
Добрый день!
Давай те по существу, что Вы хотите?
С уважением, Александр!
А потом ответ на предложение компенсировать часть расходов:
Добрый вечер!
С этим мы не можем вам помочь.
Мы по доброте душевной, можем Вам активировать ВПС (той же конфигурации) на пол года, и это не в качестве компенсации, а просто по той причине, что нам вас жалко по человечески, хотя все что произошло, это сугубо ваша вина, 1 - за датой оплаты вы должны следить сами, вы могли закинуть денег на баланс с запасом, или привязать карту для автоматических списаний. 2 - бэкапы самих сайтов, вы так же должны делать сами!
С уважением, Александр!
Подход профессиональный, вызывает доверие. Как мне предлагалось привязать карту при отсутствии такой функции в ЛК - я не знаю, а от предложения бесплатного сервера по доброте душевной отказался.
И я, конечно, не сторонник теорий заговоров, но за день или два до удаления сервера мне пришло письмо от какой-то компании с вопросом о том, не хочу ли я продать свой проект. На что я ответил отказом.
Что было дальше?
Сразу промелькнула мысль - проект придётся закрыть. Это был бы самый простой вариант, конечно. Но ответственность перед пользователями и сожаления о проделанной для запуска проекта работе пересилили. Взял несколько выходных дней на основной работе, запасся чаем и едой и сел за восстановление. Развернул базу 4-месячной давности, посмотрел старые посты без картинок...
Первое, что сильно помогло, это сохранившиеся sitemap-файлы, в которых был список ссылок на все посты на момент падения. Выбрал те, что отсутствуют в базе, и получил список постов для восстановления.
Дальше глянул, что есть в кэше Гугла, Бинга и Яндекса. Как оказалось, есть там много, но, увы, без картинок. При этом в Бинге страницы начали таять буквально на глазах - при запросе страницы он её сразу начинал переиндексировать, и в кэш попадала 404. Яндекс же хранил кэш без каких-либо попыток его обновить, если сервер отдавал 404. Написал парсер кэша Яндекса, собрал оттуда за несколько часов посты вместе с юзернеймами, тэгами и оценками. Посты собрал, но вот часть из них была создана пользователями, которые тоже удалились. Восстановить пользователей возможным не представлялось, т.к. у меня был только список логинов, а email'ов не было. Создал юзера vombat-zombie, стал добавлять ему посты без пользователей, сохраняя отдельно оригинальный логин. Параллельно написал механизм, который возвращал посты, если пользователь заново зарегистрировался. Пока ложных срабатываний не было. Или я об этом не знаю.
Теперь у нас есть практически все посты, но нет ни одного изображения. Любители длиннотекстов порадовались, а я думал, что делать дальше.
Большой плюс (для восстановления, конечно) UGC-проектов - контент часто постится сразу на несколько подобных площадок. У меня даже предусмотрен механизм импорта постов со своего аккаунта Пикабу при регистрации на Вомбате. Дописал логику, чтобы можно было не только импортировать новые, но и обновить картинки у текущих постов, если найдены соответствия по URL.
А каким файлообменником для бэкапов вы пользуетесь? Конечно же Скайпом Пикабу.
Мем из недалёкого прошлого
Позже были написаны парсеры DTF (спасибо за удобное API) и Dzen (это было ужасно), которые вытащили ещё часть изображений. Были единичные случаи, когда картинки не соответствовали посту, но, как правило, пользователи об этом быстро сообщали, а мы исправляли.
Неожиданно подкинул картинок CDN Cloudinary, который использовался на проекте некоторое время назад. Как оказалось, он хранил все ассеты изображений, которые к нему попали. Ещё несколько десятков тысяч файлов были извлечены оттуда.
Оставшиеся без картинок посты я скрыл из общей ленты и сделал доступными для редактирования самими авторами - на текущий момент 1112 постов исправлено пользователями.
По итогу я запустил сайт через 4 дня от момента удаления, а за пару недель было восстановлено около 80% утраченных постов. К сожалению, комментарии восстановить не удалось, т.к. их не было в индексе поисковиков - они приезжают асинхронно.
Аудитория отнеслась к произошедшему довольно лояльно, сейчас проект продолжает свою работу, а я написал синхронизацию изображений и дампа БД на внешнее хранилище, что, разумеется, увеличит ежемесячные траты на проект, но уменьшит траты нервных клеток.
Комментарии (201)
ColdPhoenix
01.06.2024 13:59+47Обычно хостеры при окончании баланса сервера тормозят, а через N-дней удаляют уже с концами.
Потому что все же если сервис был рабочий то есть шанс что заметите что что-то не так, и оплатите. Тут реально понимаешь что сам дурак, но особо негатива нет на провайдера.
Тут же политика словно: "забываешь оплатить? Значит ты нам не интересен как клиент."
SUNsung
01.06.2024 13:59+2Судя по описанию это знакомая политика "втихаря" перевести клиента с месячного на почасовой тариф.
Сталкивался с таким не раз - есть два варианта:
- Новому клиенту дают "скрытую скидку" на неделю\месяц\квартал про которую говорится где-то в глубинах пользовательского соглашения. Через означенный срок тарификация становится без скидки и зачастую позволяет влезть в дикие минусы.
- На этапе "заказа" услуги все ок, но опять-таки в пользовательском соглашении прописано, что тариф могут поменять по велению левой пятки. Дожидаются пока клиент не "подсядет" и переключают на "более удобный" тариф.Все это делается для того что бы выманить как можно больше денег. У нормального сервиса есть куча оповещений и перед любым действием над твоим аккаунтом тебя проинформируют на всех доступных уровнях.
Политика "учителя Сплинтера" применяется обычно или в очень мелких компаниях (зато дешево) или наоборот в очень крупных (применимо в основном только к СНГ-сектору, хотя встречаются редкие исключения)Резюмируя - не хочешь с таким столкнутся, не экономь на критически важном и читай отзывы (хорошее пишут редко, зато плохое выливают тут же в форумы и отзовики)
Ну и бекапы, для реально важного сервиса (пусть и пет-проекта) можно было написать простой sh-скрипт который по крону на домашнем ПК "синхронизировал" бы базу. (исходных код в гите или иных)
DaneSoul
01.06.2024 13:59Судя по описанию это знакомая политика "втихаря" перевести клиента с месячного на почасовой тариф.
А какой в этом смысл? Обычно наоборот все заинтересованы в "длинных платежах", всякие скидки дают за оплату сразу на длительный период - так деньги в большем количестве не балансе держатся и клиенту психологически сложней соскочить, когда надолго вперед оплачено уже.
APh
01.06.2024 13:59+3Тут недавно уже писали, как CloudFlare предложил $120 тысяч одному клиенту оплатить, чтобы продолжить пользоваться их услугами. ))) И такой клиент не один. Да, и СНГ там не причём. ))
{До предложения они платили $250/мес. всего.}
SFJ
01.06.2024 13:59+1Часто такое встречаем, особенно в it продуктах по подписке. Должно быть поэтому замечаем много разговоров в сети о том, чтобы хранить данные отдельно, а обрабатывать их отдельно. Как бы для баланса - если какая-нибудь CRM под предлогом необходимости покрытия расходов поднимает стоимость тарифов, а нас это не устраивает - меняем обработчика наших данных. Авито так работает. Стоит начать активно его использовать, особенно от имени юр. лица., как стоимость размещения объявлений начинает расти и расти. Старые тарифы блокировать, а новые, с условиями по оплате до 6 раз дороже навязывать без возможности отказаться. При этом у несвязанных аккаунтов остаются хорошие условия, просто скидка в какой-то момент как бы заканчивается... И все, ты в ловушке - новый аккаунт создать не получится, т.к. он не будет связан с твоим юр. лицом, рейтинги, репутация и другие наработки будут потеряны. Приходится всегда соглашаться или убираться =((
ImagineTables
01.06.2024 13:59+7Тут же политика словно: "забываешь оплатить? Значит ты нам не интересен как клиент."
У меня был такой случай. Для шаровары юзали хостинг… название забыл, что-то типа yournewhosting.com или yourwebhosting.com (давно уж было). Год платили — всё норм, пока один раз летом все не разъехались и на несколько дней платёж задержали. Тут же вместе лендинга появилась стыдильная надпись типа «Коммунальные услуги этому клиенту отключены за неуплату». На вопрос: «Бля, а нельзя было просто письмо отправить?!» пришёл прелестный ответ: «Мы вас научим финансовой аккуратности! Будете себе календари программировать и сами следить за выполнением обязательств». Оказалось, под видом американского хостинга действовал понаухеваший совок (кроме шуток).
Так что, такая политика зачастую может быть обусловлена не интересами, а простой неадекватностью.
vvbob
01.06.2024 13:59+6Тот случай когда тешат свой синдром вахтера принося в жертву бизнес, к сожалению, такое часто встречается. Причем, я уверен, такой вахтер сам по жизни немало косячит, и если ему зеркально кто-либо так-же жестко что-то сделает, то он будет возмущаться в духе "неужели нельзя было по человечески разрулить".
MountainGoat
01.06.2024 13:59+5Пополнил вокабуляр словом
понаухевавший
ImagineTables
01.06.2024 13:59+1Выбор этого слова обусловлен тем, что у некоторых экспатов почему-то срывает крышу после переезда. Не у всех, конечно: есть люди, которые везде остаются людьми. А есть… ладно, не будем тыкать пальцами в Ю.Н. )))
dbalabolin
01.06.2024 13:59Не смешите. Оно не экспат никакой. Может и вовсе сиделец.
ImagineTables
01.06.2024 13:59Посмотрел сейчас в словарях, вижу, что в слове «экспат» акцент делается на временность, а не на житьё в неродной стране, как я думал.
Хорошо, пусть он будет «эмигрант», тот, в кого мы не тычем пальцами.
Pochemuk
01.06.2024 13:59+1У меня вот вопрос возник ...
А как такой UGC пет-проект выполняет требования 149-ФЗ к ОРИ?
vikarti
01.06.2024 13:59+3А после этого вопроса у меня возник другой :)
Думает ли (бывший) провайдер этого пет-проекта (МЛ Клауд) выполнять 406-ФЗ (который https://habr.com/ru/companies/ispmanager/articles/818525/ в частности, про реестр) ? В реестр в https://rkn.gov.ru/activity/connection/register/p1578/ их нету.
Dolios
01.06.2024 13:59+8Это, похоже, пионеры, которые перепродают чужие сервера, какие реестры?
progreccor
01.06.2024 13:59даже реселлеры должны быть в реестре.
Metotron0
01.06.2024 13:59+2Сперва прочитал "даже реестры должны быть реестре" и не увдивился. Потому что верю такому.
MonsterCatz
01.06.2024 13:59+14Они школьников в тех под наняли?
Тех под уровня вахтёра из общаги
Andreyul
01.06.2024 13:59+21По крайней мере отвечает человек и по существу, а не стандартная отписка бота, типа, аккаунт удалён из-за нарушения пункта соглашения, но какого именно, не скажем.
venanen
01.06.2024 13:59+11Полагаю, по стилю общения, что этот техпод - он же и админ, и сейл, и владелец, и директор, и замдиректора в одном лице. Дело нехитрое - сайт сваял и ресейлишь сервера.
yrub
01.06.2024 13:59что конкретно на это указывает? я посмотрел скрины, общаются нормально, а вот автор кстати продемонстрировал отсутствие навыков коммуникации, когда анонимусом начинает "э куда пропал мой сайт?!!1".
Точно так же, например, глупо писать человеку "ты где?", когда его нет на митинге.
belav
01.06.2024 13:59+4У меня был случай с одним хостером: просто удалили виртуальную машину и молчат. В техподдержке сказали, что произошел сбой и готовы подарить бесплатный месяц. Я, конечно же, вежливо отказался от предложения и дальнейшей работы с данным хостером.
С тех пор все необходимые данные с сервера копируются на домашнюю файлопомойку.
nitro80
01.06.2024 13:59+11Проблема в том, что вы замалчивате название хостера
belav
01.06.2024 13:59+12ruvds
nitro80
01.06.2024 13:59+5Неужели это те, кто ведёт на Хабре свой блог?
ilyamodder
01.06.2024 13:59+2Видимо, о таких «новых возможностях» их CEO и писал в своей недавней статье.
belav
01.06.2024 13:59+2Да.
Сейчас пользуюсь их услугами для vpn (доступ к удаленным объектам), не критично, зато относительно не дорого. Самое замечательное, когда приходит письмо от них с содержанием: мы обновляем софт и услуга будет недоступна 15 минут в двухчасовой промежуток времени. По факту это от 3х часов. Рекорд - пол дня.
sdramare
01.06.2024 13:59+8С бэкапами правило 3-2-1 появилось не просто так.
YMA
01.06.2024 13:59+25Бэкап, размещенный на носителе, который вы не контролируете физически - не ваш бэкап :)
Frew
01.06.2024 13:59Полностью согласен
AlexZyl
01.06.2024 13:59@Boomburum
Полюбопытствую: администрация как-то обеспокоена в последнее время возросшим количеством новорегов с одним комментарием и уже плюсовой кармой?
SuperKozel
01.06.2024 13:59+4ахаха, 7 дней не оплачено - удаляем) конченые. я полгода ничего не удаляю. зато получили опыт!
citizen7
01.06.2024 13:59+1Где ты берешь ресурсы?) Возможно я конечно мыслю другими масштабами. Просто для меня даже сложно представить, сколько будет это стоить, хотя можно конечно посчитать. В данной ситуации я на стороне пользователя только с точки зрения некорректной работы системы блокировки. Нужно отключить и чтобы был delay сутки хотя бы перед удалением, они судя из текста могут задержку без оплаты неделю сделать, это очень жирно, но как можно не отключить на эти 7 дней не понимаю.
dbalabolin
01.06.2024 13:59Странная логика. Человек открыл ларек с шаурмой. Какие хочет такие правила и устанавливает. Это личный бизнес и только ему решать в каком виде ему это выгодно.
Имеет значение исключительно выполнение им своих обязательств по оферты. Если он все исполняет как обещал то и нечего обсуждать.Wesha
01.06.2024 13:59+5Человек открыл ларек с шаурмой. Какие хочет такие правила и устанавливает.
Однако есть нюанс. Санэпиднадзору, например, очень-очень не понравится, если человек установил какое хочет правило "моя шаурма — из мяса бродячих собак".
artsdarts
01.06.2024 13:59+3Спасибо за текст (за возможность учиться на чужой ошибке). У меня есть один свой проект, он совсем небольшой по объему данных и поэтому вопрос бэкапа я решил таким образом: периодически делаются бэкапы на сервере (есть там такая услуга), проект имеет локальную копию (та же линукс и прочее) на WLS, изменения файлов и базы MySQL синхронизуются, периодически делается бэкап WLS локально (на другой диск), версионность хранится в теневых копиях. Интересно будет почитать советы по бэкапам в комментариях.
iqhostru
01.06.2024 13:59+1Есть подозрение что они пользуются vm manager6, который удаляет бекапы вместе с аккаунтом И никак иначе. Мы этот вопрос у себя решили тем, что дублируем бекапы, хочу сказать что не всё малоизвестные хостинги так работают. Я лично очень переживаю за наших клиентов и готов уволить сотрудника если он плохо работает
DS-mosg
01.06.2024 13:59+1А как вы это делаете.
Просто у нас в бил менеджере и в нашем лк, настроено так, чтобы просто происходило остановка услуги.
Хотелось и бэкапы как то лучше сохранять.
Также вопрос как происходит восстановление таких бэкапов?
citizen7
01.06.2024 13:59Это всё не о чём, если вы можете держать сервер без оплаты неделю - это жирно, просто научитесь выключать на эту неделю и всё будет в порядке) Зависит от масштабов и оборотов, но если это крупный хостер с большим оборотом виртуалок, то он просто не может себе позволить держать бекапы после удаления услуги. Также если сам не понимаешь, то ничего не поможет. Нельзя держать сервер и бекап в одном месте. Купи себе диск на 2тб и копирую периодически нужные файлы или весь образ. Или купи подписку на Яндекс Диск и сливай туда. Просто представь, что ДЦ в котором твои серверы сгорел, что тебе поможет? Всегда говорю это клиентам, которые адекватные и интересуются бекапом) Неадекватным не объяснишь их только собственные шишки, и то не всегда, учат.
dbalabolin
01.06.2024 13:59Забыли уважаемый добавить, что адекватным пользователям надо регулярно проверять свои бакапы на валидность. Что из них вообще-то можно вернуть все обратно. И регулярно проводить тренировки по проверке работоспособности процедуры возврата.
vp7
01.06.2024 13:59Хостер, который не может позволить себе держать "на всякий случай" бекапы пол года после приостановления услуг клиенту (фиг знает, может клиент в больницу попал) - это уже даже не уровня "я взял в аренду целый сервер и на нём продаю хостинг", это уровня "я арендовал целых две виртуалки и с них хостинг продаю".
При том, что в любом случае бекапы необходимы и при текущей стоимости железа - у него всегда в запасе будет пара десятков терабайт. В эту пару десятков влезет либо несколько сотен (если не тысяч) мелких клиентов. Если же речь про крупного клиента, который арендует в managed режиме десятки серверов и имеет сотни терабайт данных,.... то и под бекапы такого клиента уже зарезервирована сотня терабайт и опять же - клиент приносит достаточно много денег, чтобы в случае какого-то жидкого форс-мажора у клиента проявить крутейшую клиентоориентированность, сохранить бекапы на разумное время и в случае возврата клиента - получить супер-лояльного клиента.
CherryPah
01.06.2024 13:59Не совсем классический хостинг, скорее файлопомойка. Держим данные три дня после удаления их клиентом. Дольше - очень больно. Про полгода смешно читать если честно.
Обеспечивать суперлояльность в B2C такими методами тоже очень дорого получается. Жидкий форсмажор у одного из тысячи случится и не факт что он потом о вашей подстраховке вспомнит или не воспримет как данность (регулярная жиза из обращений пользователей - Я случайно удалил файлы неделю назад, что значит вы не можете их восстановить?!?!), а резервировать придется всех по умолчанию.
vp7
01.06.2024 13:59Подскажите, а какой ориентировочный общий объём данных всех ваших клиентов, какой объём перезаписи данных и какая архитектура хранения (локальные FS, кластерные,... copy on write или классика)?
Без цифр мы оба может быть совершенно правы основываясь на наших ожиданиях по цифрам.
Если у вас данных всего 30 терабайт, а перезаписи в неделю набирается на те же 30+ терабайт, то соглашусь - хранить пол года это больно. Хотя неделю-две хранить вполне можно.
Если данных петабайт, а перезаписи не набирается и 30 терабайт в месяц, то хранить пол года вообще не проблема.
CherryPah
01.06.2024 13:59Скажем так, данные полностью перезаписываются за 100 дней. Объем десятки петабайт. На ядре сети трафик 45-55 гигабит
vp7
01.06.2024 13:59+1Ну ок, то есть у вас реально большие объёмы и это мало похоже на "хостинг", о котором говорилось вначале. "Хостинг" это скорее десятки гигабайт максимум, даже не терабайты. И уж точно не петабайты :)
Но даже в вашем случае - если клиент, который стабильно платил минимум несколько месяцев, а потом по неизведанной причине пропал, то сохранить его данные в течение 1-3 месяцев практически никогда не будет проблемой (тем более, что данные уедут на холодный слой - у вас же есть услуги бекапирования и всего такого). Особенно с учётом того, что сотню терабайт B2C клиент скорее всего хранить не будет, а B2B пропасть вот так не сможет.
Всё-же, исчезновение платящих клиентов - ситуация не совсем распространённая и резерв места под них вполне реально организовать без ущерба экономике работы компании (вы же в любом случае имеете запас емкостей под новых клиентов или под расширение существующих).
GidraVydra
01.06.2024 13:59Надо понимать разницу между B2C файлопомойкой и B2B хостингом. Хостинг за каждый тб получает намного больше денег, чем вы. Поэтому и ответственность за сохранность у него намного выше.
Tysik
01.06.2024 13:59подскажите пожалуйста реселлера хетзнер или овх машин, главное чтобы с низкими ценами. Или где купить дедики, примерно по такой же цене как на хетзнере.
Wesha
01.06.2024 13:59В личном кабинете хостера моего сервера нет
Смею Вас разочаровать: если сервер не стоит у Вас в шкафу,
это не Ваш сервер...
Письма вам не могли не приходить.
Сотрудник техподдержки — форменный сами-знаете-кто. Email (равно как и SMS) — это системы без гарантированной доставки! Зла не хватает для тех, кто этого не понимает.
я забыл оплатить сервер.
Ну и кто Вам после этого доктор? Кому что-то важно — те напоминалки себе в календарь ставят.
Конечно, хостинг мог просто вывести сервер в "резервную область", т.е. отключить от сети (чтобы клиент заметил, что что-то не так, и среагировал), но не стирать ещё день-другой — как раз на такой случай. Но жаба победила.
DGN
01.06.2024 13:59+3SMS имеют флаг доставки. Никаких более гарантированных каналов связи не существует, ну не заказное письмо ведь писать. Хотя...
Не очень понятно, при чем тут жаба, они просто за так потеряли клиента, на привлечение которого потратили рекламный бюджет.
Ну и бакапы дело личное, облака и хостеры, это про удобство только. Ни за что не отвечают, максимум за то время, когда услуга не предоставлялась.
ValdikSS
01.06.2024 13:59+8SMS имеют флаг доставки.
Он отображает факт доставки до оператора, но не до абонента.
Отправил в марте порядка 60 однотипных СМС вручную с телефона, дошли едва ли десять. Отправлял с уведомлением о доставке, уведомления пришли для всех сообщений. Ближе к концу рассылки отправил эти же сообщения на свои другие номера телефонов — сообщения на телефон не пришли, уведомление о доставке получено.
Wesha
01.06.2024 13:59+2SMS имеют флаг доставки.
...которой принявший SMS аппарат может совершенно спокойно проигнорировать. Для того, чтобы протокол стал протоколом с гарантированной доставкой, значением по умолчанию должно быть "не доставлено", и хоп должен повторять пакет через энное время, пока таки не получит это самое подтверждение о получении (см., например, TCP). А в случае с SMS оно отправляется, а дальше хоть трава не расти.
citizen7
01.06.2024 13:59+3Дело не в жабе. Это недостатки хостера. Он должен просто отключить машину сразу как только оплата закончилась. Можно не прям сразу, можно послать уведомление и потом крон отключает через час, если сутки держат после неоплаты или можно через сутки отключить если вы неделю держите без оплаты.
Хостер плохой, что некорректно отрабатывает блокировку. Потеря данных же на 100% вина пользователя. Я всегда спрашиваю у всех, кто считает надёжным бекап в том же ДЦ - что будешь делать, если ДЦ сгорит? Опыт такой имеется. Я не делаю бекап только тех вещей, потеря которых принесёт мне облегчение) Например фотки старой неразделённой любви)
nronnie
01.06.2024 13:59+18Я может что-то не так понял, но хранить резервные копии хостинга на самом хостинге, ну это, как бы, как хранить резервные копии диска на самом этом диске. Сочувствую, конечно, но эти ваши приключения вы сами себе накликали :)
VADemon
01.06.2024 13:59Это форменный RAID1. Что-то с аккаунтом? Портится зеркало (как с программным шифровальщиком).
citizen7
01.06.2024 13:59+1Согласен на 100%. Но и хостер не совсем адекватен. Ты сначала выключаешь и потом ждёшь неделю) А не ждёшь неделю и потом просто удаляешь)
aik
01.06.2024 13:59+7Как говорят - это была реклама бэкапов. Всегда должна быть оффлайновая копия хостинга. Ну или хотя бы копия у другого провайдера.
Потому что хостерские бэкапы спасут только от вашего факапа. Но когда накосячил сам хостер, то он вам и бэкапы запорет. А ещё был вариант, когда хостер бэкапы честно делал, но они потом не восстанавливались.
DGN
01.06.2024 13:59+2Даже у другого провайдера, при хорошем взломе, доберутся и потрут. Диск/лента лежащий на полочке.
PrinceKorwin
01.06.2024 13:59+1Но вероятность одновременности этих событий ниже ведь. В этом и смысл.
aik
01.06.2024 13:59При хорошем взломе и до ленточки на полочке доберутся. Но это не значит, что надо накрываться простынкой и ползти на кладбище.
Я обычно стараюсь и то, и другое реализовать. У облака есть и плюсы в сравнении со своей площадкой. Надо просто правильно их использовать, с учётом всех минусов.
SergeyMax
01.06.2024 13:59Даже у другого провайдера, при хорошем взломе, доберутся и потрут. Диск/лента лежащий на полочке.
Полочка может и упасть. Есть смысл сразу подстелить соломку.
DGN
01.06.2024 13:59Вместе с провайдером? Это физическое разнесение, оно работает. Для многих проектов нужно и юридическое разделение ещё.
SergeyMax
01.06.2024 13:59Вместе с провайдером?
Ну разумеется. Забыл заплатить провайдеру, потерял все данные в виртуалке, полез с трясущимися руками за бэкапами — оторвал полочку. А тут уже и соломка лежит.
janvaljan
01.06.2024 13:59Как там говорится: не кладите все яйца в одну корзину…
vombatina Автор
01.06.2024 13:59+14Кубики. Вомбат же...
janvaljan
01.06.2024 13:59+5решил разузнать о чем это вы - спасибо, сегодняшний день прожит не зря.
VADemon
01.06.2024 13:59+1Ученые в США заявляют, что выяснили, как и почему вомбаты производят экскременты в форме кубиков. Это единственный известный вид животных, обладающих такой способностью.
Вкратце: сухость состава + форма и эластичность кишечникп
Gleb3Bro
01.06.2024 13:59+2Вот из-за таких говнохостеров я свои сайты ещё 10 лет назад перенес на домашний сервер, где уже сам всё контролирую.
venanen
01.06.2024 13:59+9Это пока кроты экскаватором вам вводный кабель в дом не крякнут (было), или сотрудник одной компании, созвучной с ростелеком не сожгет маршрутизаторы в подвале (было), или пока особо умный электрик не вырубит свет на подстанции (было). Нужно просто нормального провайдера выбирать, и разумеется не за 100 рублей в месяц.
Wesha
01.06.2024 13:59+6Это пока кроты экскаватором вам вводный кабель в дом не крякнут
А у Вас что, всего одна квартира?
czz
У них прямо на главной странице тексты с такими ошибками, как будто третьеклассник писал. Как вообще можно было среди всех компаний выбрать именно эту?
vombatina Автор
А у них страница совсем по-другому выглядела, когда я покупал сервер. Можно на https://web.archive.org/web/20240229083102/https://ml.cloud/ глянуть. Ну и выбирал в спешке, на мелочи внимания не обращал. Искал на poiskvps или подобном сервисе - отзывов было мало, но без негатива, вот и решил шанс дать.
Как я уже написал в тексте, для меня сейчас выбор серверов - это какая-то лотерея.