Всем привет! Меня зовут Даша, мне 32 года, я работаю Java-разработчиком в ЮMoney — занимаюсь разработкой серверной части платёжной системы. В компании я почти семь лет, три из которых была в декрете.
В этой статье расскажу, с какими страхами я столкнулась перед уходом в декрет, смогла ли работать и учиться в первые месяцы после рождения ребёнка и как вернулась в профессию после долгого перерыва. Будет много рефлексии и воспоминаний, интересных прежде всего для девушек в IT, которые собираются в декрет. =) Но если парням тоже хочется узнать про наши чувства и переживания в такой непростой период, велком под кат.
Когда я пришла в ЮMoney в 2017 году, мне было нелегко: много отделов, людей, процессов и вызовов. Времени и сил хватало только на рабочие задачи. Но где-то через два года я стала чувствовать себя комфортно, появилось много планов и амбиций. В те годы как раз набирали популярность ML и AI, и мне очень хотелось попробовать себя в этой области: в свободное время я изучала Python, математическую статистику. ЮMoney — первая компания, в которой мне довелось участвовать в написании высоконагруженного продукта для внешних пользователей.
Так я проработала в ЮMoney 2,5 года, а потом мы с мужем решили завести ребёнка. Я переживала, как воспримут эту новость на работе, но зря. Коллеги отнеслись с пониманием, несмотря на то что я рассказала о планах уйти в декрет ближе к середине срока.
Скажу честно: и до, и во время декрета я переоценивала свои силы и собиралась работать как можно дольше
Пыталась успеть всё и сразу. Муж защищал кандидатскую диссертацию, параллельно мы делали капитальный ремонт в квартире, на работе я закрывала все задачи, чтобы не оставлять «хвосты», и грезила о том, как в декрете буду учиться: ML и NLP не давали мне покоя. К сожалению, я не учла одно большое «но» — непредсказуемую реальность.
Тогда я решила, что посижу три-шесть-девять месяцев с ребёнком, а потом точно начну совмещать это с работой. Пока все вокруг говорили: в профессию вернуться успеешь, а вот ребёнок требует внимания!
Так и вышло: ни через три, ни через девять месяцев, ни даже через полтора года на работу я не вернулась. ? Хотя амбиции никуда не делись — были мысли поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую. Как думаете, получилось? Не-а. =) За три года декрета я включала компьютер только для того, чтобы распечатать результаты анализов ребёнка. Даже красивый новенький ноутбук, который подарил муж, я включила всего один раз — чтобы показать ребёнку мультики.
Я совершила большую ошибку: не хотела признавать, что мне тяжело, и боялась попросить помощи
Всё осложняли ковид и локдаун, которые пришлись как раз на время моего декрета. Так вышло, что все мои родственники находились в другом городе, поэтому ребёнка и большую часть работы по дому приходилось брать на себя.
Не делайте так, если на это нет сил. Пользуйтесь по возможности благами мира: няня, клининг, доставка еды — всё это облегчает жизнь и освобождает время и силы для других дел.
Когда была в декрете, я следила за компанией
Из рабочих чатов не выходила, поэтому знала все новости. Но за три года в ЮMoney произошло столько изменений, что мне, по сути, предстояло вернуться в другую компанию. Команда поменялась, руководитель тоже, а некоторые бывшие коллеги перешли в другие отделы.
Чем ближе было окончание декрета, тем страшнее мне становилось. Я даже пару раз шутила, что, может, лучше мне остаться домохозяйкой. Три года мой быт состоял из простых вещей, и я к этому привыкла.
До сих пор я очень переживаю о неминуемых больничных, которые приходится брать периодически. Мамы меня поймут.
В то же время молодежь в IT чувствует себя очень комфортно: они готовы учить по 100+ новых языков за одну ночь, участвовать во всех хакатонах мира и проходить кучу интервью просто для своего развития. Как молодой матери оставаться конкурентоспособной в такой ситуации? У меня до сих пор нет ответа на этот вопрос. ?
Как я вернулась на работу после декрета
За два месяца до окончания декретного отпуска со мной связались эйчар и мой нынешний руководитель. Решили начать постепенную адаптацию: первые два месяца я работала на полставки, ещё три месяца — на три четверти, и только после этого вышла на фултайм и полную ставку. В то же время мой ребёнок проходил адаптацию в детском саду.
По ощущениям это было очень похоже на то, когда возвращаешься в школу с длительных летних каникул: вроде всё так привычно, но по-новому. Процесс напоминал онбординг на новой работе, но ускоренный.
Думаю, это было хорошее решение — позволить себе постепенно увеличивать нагрузку: так у меня оставалось немного времени на себя, входить в рабочий ритм было комфортно.
Мне было непросто привыкнуть к удалёнке и созвонам через Zoom
Непривычно, когда ты одновременно и дома, и на работе. Я снова пыталась сделать всё и сразу, даже пришлось немного поучиться выделять время на определённые задачи.
Было и кое-что ещё новое: например, наш стендап теперь проходил в Zoom (ох, думала я, где же те времена, когда мы клеили стикеры с задачами на реальную доску), внедрили Docker, переходили на использование спецификаций OpenAPI.
Первое время рабочие созвоны через Zoom давались мне очень тяжело, я быстро теряла концентрацию во время беседы. И до сих пор мне некомфортно общаться по видеосвязи.
Как я уже упомянула, моя команда изменилась, и меня определили в ту, чьи бизнес-процессы я мало понимала, но оказалось, что когда-то я участвовала в разработке некоторых из них. С первым проектом мне очень повезло — это был переход на новое API нашего партнёра. По сути, мне надо было вспомнить процесс, который я разрабатывала три года назад. Удивительно было осознавать, что ты уникальный носитель знаний, которые можно описать фразой «так исторически сложилось».
Для меня вернуться в бэкенд-разработку было как сесть на велосипед после десятилетнего перерыва: механику знаешь, но пару раз всё же вильнёшь не туда. А потом быстро привыкаешь. Что и говорить — я не задумываясь использовала IntelliJ IDEA и горячие клавиши.
В целом могу сказать, что адаптация прошла мягко и безболезненно
В моей команде, как и во всей компании, дружелюбная атмосфера — это помогло быстро войти в ритм и снова почувствовать себя частью коллектива. При этом я отметила несколько изменений:
Длительный отпуск без практики позволил мне поставить голову на место. Я успела соскучиться по умственной работе. Мне стало проще принимать решения разной сложности, структурировать свои мысли и яснее их выражать. Пропала какая-то наивность и юношеский максимализм. Например, до декрета я критически относилась к сбору метрик и оценке персонала — считала, что это подгонка сотрудника под какие-то общие критерии. Сейчас я понимаю, что в большом коллективе это необходимо, и мне интересно наблюдать, как со временем моим оценки растут. Процесс разработки перестал быть для меня программированием на автомате и перерос в осознанное применение знаний и опыта.
В плане личного общения мне стало намного проще. Если лет пять назад мне было очень сложно завести разговор с коллегами и поддерживать контакт, то сейчас мне кажется, что из интроверта я превратилась в экстраверта. И усвоила самый главный урок в своей жизни: не бойся просить помощи. Из-за этого всё стало получаться намного проще и быстрее.
Конечно, появились другие проблемы — стало меньше личного времени на саморазвитие. Теперь мне тяжелее получить новые знания, пообщавшись с коллегами за чашечкой кофе или на обеде (привет, гибридный формат работы). Пришлось постичь основы тайм-менеджмента — больше нет времени на прокрастинацию, жизнь расписана почти по минутам.
Вывод
Рано или поздно многие девушки-айтишницы уходят в декрет. У некоторых всё получается просто и незаметно, кто-то может вернуться на работу через полгода. У других жизненные обстоятельства складываются иначе. В любом случае можно поддерживать свои профессиональные компетенции: смотреть техтолки, читать статьи, общаться с коллегами на профессиональные темы, следить за своей компанией и не удаляться из рабочих чатов.
Но иногда случается как у меня — выпадаешь из профессии на три года. Это не повод расстраиваться: всё быстро восстановится. По сути, это действительно как езда на авто или на велосипеде — главное начать. =) Очень важна поддержка близких людей и коллег. Благодаря эйчарам ЮMoney, моему руководителю и команде адаптация после долгого отпуска прошла мягко и безболезненно. ?
Мне будет интересно узнать о вашем опыте долгого перерыва в работе, особенно из-за декрета. Чего вы боялись? Оправдались ли ваши страхи? Как вы адаптировались в коллективе после возвращения? Жду ваших историй и вопросов в комментариях.
Комментарии (21)
fndrey357
21.06.2024 12:33+3Классная картинка там есть. ITишник сидит, а компьютер работает. Прямо в точку..
EkaterinaMangileva
21.06.2024 12:33Хочется отправить вам лучи поддержки! Вы огромная молодец, что справились и вновь вернулись на работу) Подскажите, пожалуйста, нашли ли вы баланс в новом графике? (я имею в виду, быть и мамой и работать одновременно)
uchkuduck Автор
21.06.2024 12:33Спасибо! Сначала, я хотела успеть все и сразу, не оценивала реалистично свои силы. Главный секрет - иногда забивать на мелочи :) Ну и мне помогла книга, которую посоветовали на работе - искусство тайм менеджмента. Составила свой график из запланированных дел на день и поняла, что нужно или 48 часов в сутки или две меня. Ну и всегда стараться разделять время: только на семью или только на работу. Нереально одновременно совмещать эти две обязанности, по крайней мере мне.
elenakova91
21.06.2024 12:33Начало статьи напоминает мою историю: работала программистом, ушла в декрет на 3 года. Сейчас мне 32 года. Но стартап, в котором я работала, развалился, соответственно, сейчас нужно с нуля искать новую работу, проходить собеседования, изучать кучу материала, чтобы его пройти и надеяться, что в условиях бешенной конкуренции хоть кому-то нужна мамка с 3 годами перерыва. Есть ли смысл переживать - проверим, узнаем..
sergiodev
21.06.2024 12:33+3Я сделал себе "творческий отпуск" на год, т.к. всё надоело и вообще начал задумываться о смене рода деятельности. (хотя больше не умею ничего, кроме программирования). Многие HR-ы и тимлиды шарахаются от такого, теперь вот слегка трудновато устроиться. Вот такой опыт.
aveltmp
21.06.2024 12:33У меня есть знакомая. Ей так страшно было выходить из декрета, что она сразу пошла во второй декрет. В компании шутку оценили.
sogarkov
21.06.2024 12:33Я, безусловно могу ошибаться, но в мире разработки за последние 3 года действительно не произошло революции. Инструменты, язык немного эволюционировали, но не более того. Web успокоился со своими фреймворками, дотнет с джавой тоже не сильно далеко ушли. Сторонние сервисы, конечно, развиваются, но это не так существенно, как переходить с jquery на реакт.
zergon321
21.06.2024 12:33+2Сейчас кризис, на собесе задвинут буквально из-за любой мелочи. Например, есть случаи, когда люди на лайвкодинге решали задачу не тем же самым способом, что и интервьюэры, и их отбрасывали, даже если решение было более эффективным. С другой стороны, это также причина, почему не нужно переживать из-за декрета. Один фиг, если не из-за этого задвинут, так из-за другого
sogarkov
21.06.2024 12:33Полагаю, что женщине - автору статьи повезло, что её по возвращении не прогнали через лайв кодинг. На новое место работы, без предварительной подготовки с трехлетним перерывом сейчас нереально попасть, это правда.
IvanSTV
еще одно доказательство что быть богатым лучше, чем не быть им. Абсолютное большинство женщин России не имеет возможности нанимать няню даже на 1 день в неделю. Ну, а доставкой еды менее всего пользуются мамы в декрете. Смотрим на размер декретных... Стандартный совет голодающим есть больше пирожных.
по-моему, в Спортлото проще выиграть, чем найти компанию, которая вот так из декрета выводить будет. В обычной среднестатистической компании пока работник в декрете, берут временного работника. Что-то мне подсказывает, что этот самый работник не будет два месяца работать на полставки, а потом на четверть, чтобы потом уволиться, а просто уйдет сразу, а потому руководителю проще временного работника уволить или перевести, освободив место на полный рабочий день.
Одним словом, опять написано от лица тех, кого дельфины толкали к берегу :)
Diana1991
То есть, вы вообще не допускаете, что можно много и хорошо трудиться, быть умным, чтобы позволять себе доставку и клининг? И вроде бы Хабр - это как раз про женщин в IT. ;) И статья про декрет в ИТ-компании.
IvanSTV
я видел, как целые толпы умнейших и трудолюбивейших инженеров годами жили на одной картошке и крупах на нищенскую зарплату. В том числе и ИТ-инженеры (например, зарплата в НИИ одного знакомого программиста была где-то в стоимость 8 сникерсов по ценам 92-93 гг). Не надо считать, что ИТ - это обязательная гарантия от нищеты :)
Я помню также, как хорошо и добросовестно трудящийся я, и, в общем-то, совсем не дурак, собирал с женой по всей квартире копейки, чтобы купить дочке детского питания, ну, а нам с ней кроме запасов макарон ничего не оставалось. После этого, повторенного не раз, жена пересмотрела стратегию "ребенка вытягиваем сами, без помощи родственников" :)
И если уж про женщин-айтишниц... представьте, что вы, айтишница, в декрете, а ваш муж работает на РЖД слесарем и получает 45 тыр. Представили? Вот теперь расскажите всем, как классно заказывать готовую еду и нанимать клинеров. Я вот великолепно помню, что не у каждой российской женщины муж айтишник, и не каждый айтишник имеет по 200 тыр и более, чтобы без проблем отдавать деньгу на няню или питаться с яндекс-доставки. А вы, похоже, кроме себя, никого не видите и видеть не хотите...
Diana1991
Как-то вы слишком в крайность ушли. Думаю, я бы вряд ли ушла в декрет при зарплате мужа в 45 тысяч и будучи совсем без своего дохода.
anya_a
Ну в 90е всем жилось не очень хорошо. А если у айтишницы муж с зарплатой в 45тр, то можно рассмотреть вариант, чтобы в декрет вышел он
IvanSTV
В 90-х не происходило ничего необычного или уникального для капиталистической экономической модели. Просто оказалось "много лишних людей". И в числе их может оказаться практически любой. Нет никаких оснований полагать, что ум и трудолюбие есть гарантия от нищеты (если, конечно, в вашем мире не скачут розовые единороги).
Stauroman
Доставка это не обязательно готовая еда втридорого, просто всякие сервисы которые возят продукты из супермаркетов. Посидела приложении 10 минут, сэкономил часа полтора. Ну переплатил может 150рублей на чек. И то не факт, часто всякие купоны и прочее есть. Так что доставка это не про богатых.
IvanSTV
Эльфы какие-то тут на Хабре живут, ей-ей. Многократно проводили исследования бюджетов ройссийских семей. 1 ребенок на период декрета роняет уровень жизни родителей приблизительно втрое. Если у меня втрое упадет уровень жизни, то 150 реблей туда-сюда выкидывать я не буду абсолютно точно. И смотря какой чек, если чек 1000 рублей (а у малоимущих он не больше), то 15% наценки - это вообще-то дороговато.
А про то, как женщина в декрете заказывала продукты - знаю чудесную историю про одну знакомую. Первый раз звонит, первый раз в жизни заказала - ой,все клево, все по скидкам выбрала, привезли, совсем дешево. Второй раз звонит - ой, блин, жрать нечего, я заказала, думала как в прошлый раз, но это была замануха, все дорого, а я все потратила. С тез пор старшего сына гоняет в магазин. Сколько раз пыталась разные ресурсы - не взлетает эта доставка с купонами или без. Дорого это для семьи с женщиной в декрете.
Diana1991
при чём тут малоимущие, Иван? Рожают и малоимущие, и нормальноимущие. По-моему, посыл статьи ясен, разве нет? Не стоит судить всех по себе. Написала бы автор статью про малоимущих, вы бы возмутились, что она доставки и клининг не вспомнила. Тут личная история и рассчитана на девушек видимо такого же уровня, как и автор. О чём она предупреждает в самом начале. И говорит, что если есть возможность заказать доставку - заказывайте, иногда это легче, чем нести всё на своих плечах. А вы бы такой, что наверное и взвалили на свою жену всё... Не дай бог бы она 150 руб на доставку потратила! Если лично вам это не подходит, такой опыт, зачем же утверждать, что это не подойдёт вообще всем?!
progrbobr
Ну, уборка раз в месяц, например, почти всем по карману. Это тысячи четыре. А дальше можно сделать подсчёт с учётом теории альтернативных издержек. Если женщина может заработать больше денег, не занимаясь уборкой, значит уборку можно делегировать.
Ну и, такой момент, что, если времени и денег нет, значит, нет и возможности обеспечить чистоту как в пятизвёздочном отеле. У меня довольно свиные взгляды на жизнь, но, если подсчитать в рабочих часах, избыточная чистоплотность в какие-то нереальные суммы в итоге выходит.
KristinaMyLife
Только, если компания небольшая, в больших компаниях все таки проще. Я работала руководителем в небольшой компании и компания всегда шла на встречу при выходе из декрета, некоторые год работали на полставки. В общем очень зависит от работодателя и его заинтересованности в работнике.