В статье поделюсь опытом создания микробизнеса на женскую аудиторию – от хобби до онлайн-курсов.
О чем поговорим: краткая предыстория, создание контента для онлайн-курса, первые шаги продвижения, опыт сотрудничества с «продюсерами» и о результатах, которые я получила спустя год после старта. Возможно, кому-то это поможет сэкономить время, нервы и деньги на этом пути.
Мой бизнес далек от IT и маркетинга, и за год мне пришлось разобраться, как снимать видео и работать со звуком, изучать особенности платформ онлайн-образования, и переварить массу информации про сайты и интернет-маркетинг.
Пара абзацев, чтобы вы понимали аудиторию и специфику моего проекта: я помогаю женщинам выглядеть и чувствовать себя моложе без косметических процедур и хирургического вмешательства. Начинала все изучать для себя, после чего решила сделать это профессией. Собственно, вся информация есть в моем профиле на Хабре.
В доковидные времена у меня был свой массажный кабинет, оборудование, довольные клиенты, неплохая выручка, и мечты превратить все это в нечто большее. Зимой 2020 года все остановилось. Я терпеливо ждала несколько месяцев, но в итоге закрыла кабинет, продала оборудование и стала думать, что делать дальше.
В какой-то момент возникла мысль: если я не могу принимать людей у себя, получится ли переработать свою методику так, чтобы люди удаленно выполняли подобные техники самостоятельно, а материалы получали в формате видеоуроков?
На поездки и переобучение ушло полгода и несколько сотен тысяч рублей, еще несколько месяцев ― на создание программы курса и отработку вместе с постоянными клиентами, с которыми мы занимались онлайн либо у них дома.
За это время убедилась в безопасности своей программы для здоровья и ее эффективности, и решила, что пора переходить к записи курса.
Первые грабли
Основная программа состояла из 87 уроков теории и практики, рассчитанных на 1 месяц. Параллельно из полного курса я планировала собрать несколько коротких.
Поначалу хотелось снять крутую студию, в которой работают профессионалы, чтобы получить хорошую картинку и качественный звук. Но это неподъемные деньги и огромные временные затраты, поэтому было решено сделать за короткий срок и вменяемые деньги продукт приемлемого качества, смонтировать его своими силами, продать, а потом уже заниматься украшательствами.
На эксперименты со светом, звуком и монтажом ушел примерно месяц. Я пробовала разные варианты: профессиональную фотокамеру, несколько смартфонов, штук десять разных комплектов микрофонов и осветительного оборудования. Интересно, что именно со звуком были большие заморочки.
Часть отснятого материала смонтировали, показали друзьям и клиентам. Нашли компромисс по наполненности, картинке и звуку. Некоторые моменты пришлось переснять и смонтировать заново. Решив, что курс готов к запуску, я стала искать тех, кто в этом поможет.
Немного о «продюсерах»
Большие агентства предлагали взять затраты на себя, но требовали 80% выручки, были варианты 50/50 по вложениям и доходам. Естественно, все по кабальному договору со штрафами, без каких-либо гарантий. Еще были предложения от «центров», владельцы которых сейчас находятся под следствием или в СИЗО (презентации с эмодзи, орфографическими ошибками и ценами в 200-300 тысяч рублей в месяц). Они гарантировали быстрый успех, 10% конверсии с рекламы и прочее, во что даже мне было сложно поверить.
По сути, предлагалось не продюсирование, а реклама и нагон трафика. Но я в этом еще не разбиралась.
Первый опыт был неудачным. Я решила сэкономить, и обратилась по знакомству к одному из выпускников продюсерских курсов. Потратила 4 месяца (вместо обещанных двух) и 60 000 рублей. За это время худо-бедно созданы, наполнены профили в соцсетях и разработан кривой лендинг. Естественно, без продаж.
Второй подрядчик оказался порядочным человеком, ему нужны были проекты для отработки методов продвижения. С меня он попросил контент в таком виде, как ему нужно, а затраты на продвижение и работу с подрядчиками (копирайтеры, менеджеры, которые работают с платформами онлайн-обучения, реклама и т.д.) он взял на себя. Чистую прибыль договорились делить пополам.
Я не люблю публику, сцену, но партнер убедил меня, что меня должны знать в лицо. Иначе не купят.
Мы залили упражнения на GetCourse, записали дополнительно несколько коротких курсов, вели вебинары. Основной упор сделали на продвижение через Телеграм – выкладывали там видео, текстовые посты, разборы возрастных изменений «звезд» по фото и многое другое.
К сожалению, за полгода мы набрали только 350 подписчиков в «Телеге», имели 160 000 рублей затрат на рекламу, копирайтеров, платформу, и всего 12 из 30 оплаченных заказов на общую сумму около 30 000. При этом часть коротких курсов мы вообще продавали очень дешево.
Мы уточняли причины отказа. Все стандартно – нет времени, дорого, передумала.
В январе 2024 года с партнером мы расстались. Я пообещала ему возместить затраты, если получится раскрутиться. Через некоторое время я поняла главную причину, по которой мы провалились. Отсутствие доверия к продукту и его автору. Даже если поставить цену в 100 рублей, его никто не купит.
С нуля
Я собрала небольшую команду, и мы переработали практически всё:
- Полностью переработали сайт, сделали подробные описания для каждого курса и создали бесплатные вводные курсы на 5-7 занятий;
- Пересобрали аккаунт ВКонтакте и стали заполнять его параллельно с Телеграм;
- Запустили рекламу в Яндекс.Директе и ВК;
- Стали активно продвигать Телеграм-канал с помощью рекламы через страницу-прокладку;
- Заметно повысили цены, чтобы не возникало ощущения, что продаем дешевку;
- Разработали контент-стратегию и определили позиционирование, цели и задачи нашего контент-маркетинга, ЦА и ее боли. Начали публиковать экспертные статьи и делать оффлайн встречи.
Весь путь от регистрации до последнего занятия мы по шагам прошли сами. Попутно исправляли ошибки – были перепутаны некоторые видео, шаблоны писем после регистрации приходили с неполной информацией и т.п.
За три месяца мы привели все в порядок, наладили системную работу и определились с целями. Есть теплый трафик на сайте, растет количество подписчиков в Телеграм, радует стабильный поток заявок на бесплатный курс, и продажи основного курса.
Итоги
- Даже если вы потомственный интроверт, придется много общаться. Покупают у тех, кому доверяют. А доверяют тем, кого знают, и у кого есть репутация (которую легко потерять). Продать холодной аудитории практически невозможно. Вы конкурируете даже не с подобными курсами коллег, а вообще за свободное время и деньги покупателей.
- Профильное образование – обязательно. Когда я начала заниматься этим для себя, я не задумывалась на этот счет. Но это становится первостепенным, когда дело касается здоровья людей. В этой нише всегда задают вопрос: а образование у вас есть?
- Время и нервы. Если бы я прислушалась к мнению близких людей и начала системную работу с самого начала, у меня уже было бы достаточно покупателей, с которыми можно развиваться и работать. Даже два года назад в этот бизнес войти было проще. Сейчас люди заметно устали от онлайн-обучения и обмана с завышенными обещаниями. Недоверие очень высокое.
- Не старайтесь сделать сразу идеальный продукт. Возможно, это нужно только вам. На это уйдет драгоценное время, и продукт может «прокиснуть».
- Чем длиннее курс, тем сложнее продать, и тем меньше вероятность, что ученики его завершат. Им нужен помощник и мотивация. Поэтому нужны короткие курсы (в том числе, бесплатные) для того, чтобы люди могли решить свою конкретную проблему и увидеть результат быстро.
- На старте нужно все контролировать несмотря на компетенции. Смотрите, вычитывайте, задавайте любые вопросы, даже если они кажутся глупыми. Ошибаются все – искажают смысл в текстах, размещают не те видео, и даже путают цены. Даже если вы далеки от IT, рекламы, и прочего разобраться в этом нужно хотя бы на базовом уровне. Вам придется понимать, как все это работает, где может возникнуть проблема.
- Важно количество повторений. Это про неудачи. Не нужно отчаиваться, когда все приходится начинать с нуля. Дорогу осилит идущий.
Отдельно опишу очень важный момент. Продюсеры со стороны не помогут. Бегите от всех этих выпускников раскрученных центров, как от огня. Это замена смыслов. После общения с опытными людьми, которые уже раскрутили свой продукт, я поняла, что на самом деле продюсер отвечает за создание образовательных продуктов и их развитие.
Это включает изучение рынка, разработку концепции, стратегии маркетинга, подготовку эксперта, контроль запуска курсов обучения на платформах.
Т.е. это человек, который несет ответственность за всё, кроме экспертного контента от автора курса. В том числе, за прибыльность проекта.
Я постаралась максимально кратко рассказать свою историю. Спасибо, что дочитали до конца.
На вопросы с удовольствием отвечу в комментариях.
nikiforovich
Спасибо, любопытно. Логичные выводы, всё в общем-то как и у всех. Как в итоге решили вопрос со звуком и камерой, на чем остановились? ) вдруг есть рекомендации.