Компьютерные и мобильные игры — это реальность современных подростков. Но все ли дети могут играть в игры? Да, включая и тех, у кого инвалидность по зрению. Сегодня благодаря современным технологиям доступных игр для незрячих людей становится всё больше, а сами игры — разнообразнее.

Для того чтобы сориентироваться в этом многообразии и узнать о существующих жанрах, а также выбрать подходящую игру, мы и составили наш обзор. Стратегии, симуляторы, шутеры и квесты для незрячих, ссылки на сообщества — под катом. Обзор содержит ролики с подробной информацией о том, что представляет собой каждая игра и как в неё играть.

Оценку доступность провели для девяти игр (как российских, так и иностранных разработчиков), наиболее популярных среди незрячих детей и подростков по всему миру.

Отбор игр для обзора мы проводили по нескольким основным критериям, оказывающим важное влияние на развитие навыков у пользователя.

  • помогают развивать быстроту реакции

  • помогают расслабиться

  • помогают в навыках коммуникации

  • развивают пространственное представление (звук)

  • освоение техники

  • изучение различных программ

  • развитие памяти, внимательности и стратегического мышления

  • развитие воображения

  • оперативность реагирования и командная работа

Дети, у которых фактически нет образов для восприятия, начинают по-своему видеть этот мир.

Наш обзор — ещё один раздел программы по цифровой грамотности для незрячих детей и подростков, которая реализуется уже год. Она состоит из трёх курсов по цифровым знаниям, мотивационных историй и возможностей по поддержке кураторами и волонтёрами. Курс движется вперед и ориентируется на запросы аудитории — мы уже делали обзоры устройств на Android для людей с ограничениями по зрению, а также дисплеев Брайля. 

Программа доступна для молодых людей со всей России и помогает им интегрироваться в обычную жизнь. Она создана в рамках альянса по защите детей в цифровой среде и разработана экспертами с инвалидностью в рамках инклюзивного сообщества Everland (VK).

Техношок

Жанр: шутер. 

Разработчик: Анатолий Камынин, при участии Дениса Шишкина и Антона Тулякова. 

Язык: русский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. 

Взаимодействия с пользователем: собственный звук. 

Возрастные ограничения: 12+ 

Подключение к интернету: не требуется. 

Официальный сайт: http://www.tiflocomp.ru/games/ts/ 

Синопсис: классический шутер от первого лица.

Сценарий

Суперкомпьютер Skynet захватил власть и роботы начали жестокую войну против людей! Профессор Павлов изобретает новое оружие, способное переломить ситуацию и одержать победу над механистическим врагом! Но суперкомпьютер Skynet узнает об изобретении Павлова и, уничтожив его оружие, захватывает профессора в плен вместе с его ассистенткой. 

Специальному подразделению сил сопротивления поручено ворваться в здание, в котором держат профессора и ассистентку и освободить их! Но что-то пошло не так, и весь отряд был уничтожен роботами в самом начале операции! Выжил только ваш персонаж! И назад дороги нет — придется сражаться с роботами и спасать людей из плена. Ради будущего всего человечества!

Вся игра выдержана в рамках жанра: игроку предстоит ориентироваться в многочисленных коридорах, комнатах и тупиках, попутно уничтожая все живое (точнее, в контексте этой игры, все неживое)! При этом стараться не падать в ямы, не раствориться в лужах кислоты, не сгореть от пламени, тока или огненных шаров. На каждом этаже нужно находить цифры от кода, который открывает самые главные двери — двери в помещение на шестом, последнем, этаже. В нем томится профессор и его ассистентка. 

Из любопытного: на последнем уровне игры профессором и его ассистенткой нужно отдельно управлять, сопровождая на крышу, куда, при благополучном исходе, прилетает вертолет!

Качество

Игра двадцатилетней давности, но ее невозможно не упомянуть в этом обзоре, поскольку это первая отечественная игра такого уровня. В нее до сих пор вполне можно играть даже на современных версиях Windows. Качество звукового оформления не дотягивает до лучших образцов этого жанра. Поэтому игра воспринимается чуть простоватой. Но стиль выдержан полностью и придется потратить много сил, прежде чем будут преодолены все препятствия, разбросанные по игре.

Похожие игры

Игра несколько напоминает тоже ставший классическим звуковой зарубежный шутер Shades of Doom. Рекомендуем его тем, кому понравится Техношок и этот жанр в целом. 

Послушать ролик можно здесь:

Humans VS. robots (HVR)

Жанр: многопользовательский шутер-квест.

Разработчик: анонимная группа разработчиков. 

Язык: русский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. 

Взаимодействие с пользователем: собственный звук и скринридер. 

Возрастные ограничения: 12+ 

Подключение к интернету: обязательно. 

Официальный сайт: http://olimp.chat-uspeh.ru/hvr_uspeh/ 

Синопсис: движение по картам с решением квестов и активным отстрелом всего, что движется.

Классическая многопользовательская многоуровневая бродилка-стрелялка.

Сценарий

Все действия происходят на карте, каждая карта имеет сетку координат. Все карты отличаются друг от друга  окружающей обстановкой, количеством и характеристиками роботов, наличием артефактов, комнат, зданий. Карты имеют взаимные переходы. 

Игрок управляет персонажем, выполняя разные задачи-поручения-квесты. Попутно уничтожая роботов в разных обличиях. 

Растет опыт, растет уровень, становятся доступными все новые и новые инструменты. Открываются новые карты (области), появляется новое оружие, новый инвентарь. Задания усложняются. 

Игра многопользовательская, а это значит, что одновременно в игре могут находиться другие люди и все свободно друг с другом общаются. Причем есть как общий чат, так и приватный. 

В основном вся «игровая картинка» построена на собственных звуках, но и скринридер тоже понадобится: много информации озвучивается через него.

Качество

В игре довольно много ошибок, но она постоянно дорабатывается командой разработчиков. Текстовые файлы с краткой инструкцией и списком команд находятся в папке с программой. Документация небогатая, но для начала её хватает. Дальше придется общаться в чате игры, там обязательно помогут!

Похожие игры

Игра очень похожа на знаменитую игру Swamp. Но Swamp на английском языке и за онлайн режим в нем придется платить 24 доллара в год. 

Послушать ролик можно здесь:

Орбита

Жанр: шутер. 

Разработчик: Иван Денишев. 

Язык: русский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. Добровольные пожертвования. 

Взаимодействие с пользователем: собственный звук и скринридер. 

Возрастные ограничения: 12+ 

Подключение к интернету: не требуется. 

Официальный сайт: https://www.sitedia.narod.ru/games.htm 

Синопсис: Простейшая стрелялка. Потребуется только реакция и меткость.

Сценарий

Вокруг планеты, на стационарных орбитах расположены 4 орбитальные крепости, в углах тертаэдэра. Крепости предназначены для защиты обитаемого мира. Игрок управляет одной из этих крепостей. Задача — отбивать вражеские атаки армии вторжения. 

За сбитые корабли начисляют бонусы (империалы). На бонусы можно купить снаряды, оружие или энергетические батареи. 

Всего в игре 6 типов разного вооружения, но с начала игры будет доступно единственное, стреляющее простыми снарядами. Дальше — больше. Вплоть до «гравитационного хлыста». 

Среди врагов тоже наблюдается некоторое разнообразие: разведывательный дрон, истребитель, брандер, крейсер, «тарпедоноситель» (так в игре), линкор и разрушитель.

Качество

Озвучена игрушка вполне пристойно, но и скринридер тоже потребуется: вся статистическая информация и информация о целях озвучивается через программу экранного доступа.

Похожие игры

Кроме этой, прямо скажем, достаточно примитивной игры, на сайте автора размещено еще полтора десятка звуковых игр, в том числе и сложные «бродилки-стрелялки». Там и сюжет позапутаннее, и игровая механика не в пример сложнее. Правда, большинство из этих игр уже платные. 

Послушать ролик можно здесь:

Eurofly

Жанр: симулятор. 

Разработчик: Kissoft. 

Язык: английский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. Добровольные пожертвования. 

Взаимодействие с пользователем: собственный звук и скринридер. 

Возрастные ограничения: 12+ 

Подключение к интернету: не обязательно, но часть функций работать не будет. 

Официальный сайт: https://eurofly.stefankiss.sk/ 

Дополнительные материалы: 

Подробные текстовые материалы на русском языке по Eurofly 3 
Подробные аудиоматериалы на Youtube (автор Cyrmax Кирилл Белоусов) 
Сообщество ВКонтакте
Синопсис: подробно проработанный симулятор самолета и в целом гражданской авиации.

Игра родом из Словакии, но давно и заслуженно распространившаяся по всему миру.

Сценарий

Игроку придется не только взлетать, ориентироваться в пространстве и садиться, но и переговариваться с диспетчером, принимать пассажиров, перемещаться по аэропорту по рулежным дорожкам и еще многое-многое другое.

На первом этапе в распоряжении игрока оказывается легкий одномоторный самолет Cessna C152. И аэропорт, у которого нет узкой взлетно-посадочной полосы, а одна сплошная забетонированная площадка. Можно свободно взлетать в любую сторону. 

Но до взлета еще нужно будет: 

Hidden text

пристегнуться;
включить аккумуляторную батарею;
включить свет в кабине;
включить бортовой компьютер;
проверить бортовую систему;
проверить уровень топлива и, при необходимости, заправиться;
включить радио;
узнать частоту вышки аэропорта;
задать на радиостанции частоту аэропорта;
 выбрать целевой аэропорт;
 включить транспондер;
 согласовать с диспетчером план полета;
 настроить транспондер в соответствии с указаниями диспетчера;
 включить двигатель;
 включить климат-контроль в кабине;
 задать температуру в кабине;
 включить метеорадар;
 включить систему T-CAS;
 включить систему индикации сваливания;
 включить сенсор;
 включить габаритные огни;
 включить маневровые огни для руления по аэропорту;
 открыть двери ангара;
 отпустить стояночные тормоза;
 включить скорость;
 вырулить со стояночной (парковочной) площадки;
 запросить взлет;
 выключить маневровые огни;
 установить взлетный режим закрылкам;
 установить взлетный режим рулям высоты;
 установить взлетный режим двигателям.

Всего три десятка действий, но совершенных в правильной последовательности, и самолет уже парит в небе над городами, странами и континентами! 

Перед этим обязательно нужно будет изучить характеристики самолета, чтобы узнать на какие значения устанавливать закрылки, какова взлетная скорость, скорость сваливания и посадочная скорость, каков объем топливных баков, сколько позиций закрылков и спойлеров, и т.д. И про аэропорт тоже придется уточнить не только частоту диспетчерской вышки, но и размер площадки, место расположения ангара, количество гейтов, высоту над уровнем моря, минимальные безопасные  высоты вокруг… И это еще без посадки! 

И это только на самом первом уровне: самом простом самолете и в самом простом аэропорту. 

Дальше выполняются тренировочные и практические полеты, повышается летная категория, и все постепенно усложняется. Добавляются взлетные полосы, рулежные дорожки, больше переговоров с диспетчером, сложнее самолеты, сложнее их системы, сложнее аэропорты, сложнее окружающий рельеф, сложнее задачи, больше скорости… 

Уровень погружения впечатляющий. Игра очень качественно озвучена. Все атмосферно и довольно реалистично. На русский язык пока не переведена, но разобраться можно даже с самыми минимальными знаниями языка. Есть хорошие учебные материалы по-русски. 

Кроме чисто эмоциональных впечатлений, игра может быть чрезвычайно интересна и полезна любителям географических карт: в ней реализован удобный механизм ориентирования на карте. При желании можно разобраться во взаимном расположении стран, столиц  и крупных водных объектов.

Качество

На момент написания этого обзора самая актуальная версия игры — Eurofly 3 beta. Это не финальный стабильный выпуск, в нем еще довольно много ошибок, но лучше начинать с него, чтобы не переучиваться в дальнейшем. Некоторые ошибки могут даже упростить жизнь на первых порах, прощая огрехи. Но, важно! Все достижения, заработанные в бета-версии, обнулятся в стабильном финальном выпуске игры! И все придется проходить заново. 

Послушать ролик можно здесь:

TopSpeed 3

Жанр: симулятор. 

Разработчик: Playing In the Dark. 

Язык: английский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. 

Взаимодействие с пользователем: собственный звук. 

Возрастные ограничения: 6+ 

Подключение к интернету: не обязательно. 

Официальный сайт: https://www.playinginthedark.net/ 

Синопсис: классический гоночный симулятор. 

Знаменитый азартный гоночный симулятор.

Сценарий

Задача игрока — удерживать звук двигателя ровно посередине «звуковой картинки». Повороты трассы будут постоянно смещать его то влево, то вправо. Причем резкость этого смещения зависит от характера поворота и от скорости транспортного средства. Поворот может быть «слегка влево», а может «резко вправо!», и только быстрая реакция и верно выбранная скорость позволят удержаться на трассе.


О том, какой именно впереди поворот будет предупреждать штурман. Тот же штурман сообщит о характере дорожного покрытия: это может быть асфальт, гравий или даже вода. 

Динамика разгона и торможения, конечно, тоже зависят и от покрытия под колесами, и от выбранного транспортного средства. 

Всего в игре 13 транспортных средств: от могучего автобуса до динамичного мотоцикла. 

Гонки могут проходить в двух режимах: 

Time trial — скоростные одиночные проезды на время. Здесь игрок соревнуется со своими же рекордами, стараясь каждый раз проехать трассу с лучшим результатом.
 
Single race — гонки с соперниками. Здесь нужно будет обогнать всех и постараться приехать первым! 
Выбрав тип гонки, нужно будет выбрать трассу. Трассы тоже делятся на два вида: 

Race track — 17 гоночных треков, с множеством поворотов и обязательно в несколько кругов.
 
Street adventure — 7 гоночных трасс без кругов. Отличается от гоночного трека продолжительностью. Кроме того, здесь большее разнообразие типов дорожного покрытия и гораздо живее окружающая обстановка.

Качество

Игра полностью озвучена, скринридер здесь не понадобится. Реалистичность «звуковой картинки» неисключительная, но для погружения вполне достаточно. Любителей гонок игрушка точно равнодушными не оставит. 

Игра на английском языке, но достаточно самого элементарного знания языка, чтобы начать в нее играть. Тем более, что выше перечислены практически все пункты, которые встречаются в меню. Кроме самих названий трасс и транспортных средств. 

В интернете можно найти и русификации, и дополнительные трассы, и даже новые транспортные средства, если недостаточно будет стандартных.

В игре предусмотрен «Multi-player» режим. Он позволяет играть по сети с живыми соперниками. Но договариваться придется заранее, постоянно действующих серверов нет. 

Послушать ролик можно здесь:

GMA Tank Commander

Жанр: шутер, симулятор. 

Разработчик: GMA Games. 

Язык: английский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: $35. 

Взаимодействие с пользователем: собственный звук. 

Возрастные ограничения: 12+ 

Подключение к интернету: не требуется. 

Официальный сайт: https://www.gmagames.com/gtc1.shtml 

Дополнительные материалы: 

Справочное руководство на русском языке
Синопсис: отличная игра, совмещающая стрелялку с элементами симулятора и с отлично придуманными заданиями на каждом уровне. 

Для этой игры мы сделали все исключения из правил обзора: во-первых, она платная и купить ее будет непросто, поскольку разработчик зарубежный. Во-вторых, она на английском языке, и в официальную поставку русская локализация не входит. Но это настолько классическая и качественно сделанная игра, что обойти ее вниманием в игровом обзоре совершенно невозможно. 

Справедливости ради, в интернете есть неофициальные локализации и, при определенном желании, найти их нетрудно.

Эта игрушка — немножко симулятор, немножко стрелялка и немножко квест в одной упаковке.

Сценарий

Симулирует она, как понятно из названия, танк. Управление несложное: движение вперед/назад, башня поворачивается вместе с танком. Оружие уже сразу в танке, его не придется разыскивать на карте. Причем оружие разнообразное: стандартные снаряды, бронебойные снаряды, пулемет, самонаводящиеся ракеты, курсирующие ракеты и ракеты перехватчики. Под разные задачи у игрока разный набор оружия и в каждый момент времени нужно решать: истратить ли ценную самонаводящуюся ракету или попробовать подбить танк противника из стандартной пушки? 

Карта в игре строится на звуках, нет никакой сетки. Танк как бы в реальном времени перемещается по территории. Сектор ограничивают скалы и водные препятствия, а внутри могут встретиться леса и болота. 

Сражаться придется тоже с самыми разными целями: прежде всего, танками противника. Танки разнообразны: какие-то побыстрее, какие-то медленнее, но их сложнее подбить. Время от времени попадаются артиллеристские батареи, А еще прилетают вертолеты, которые норовят атаковать ракетами и с которыми не так просто справиться. 

И плюс к этому, на каждом уровне (секторе) есть уникальные для уровня цели. 

На первом уровне предстоит обнаружить и уничтожить разведывательные пункты. Сами они почти беззащитны, могут отстреливаться только стрелковым оружием, если танк подберется совсем уж близко. Но вражеские танки попытаются его к ним не подпустить! 

На втором уровне нужно будет отыскать и обезвредить двигающиеся по городу вражеские грузовики с оружием. И делать это придется на узких улочках, где то и дело попадаются вражеские танки. 

Третий сектор — нужно успеть подбить проносящийся через сектор поезд. При том, что поезд будет отстреливаться из своей артиллерии! 

На четвертом уровне специфических целей нет, зато есть минное поле, через которое можно проехать только увязавшись за грузовиком и аккуратно поворачивая вслед за ним.

В пятом секторе — десант! Незаметный, атакующий противотанковыми ружьями неожиданно и стремительно. От него нужно как можно тщательнее очистить сектор, чтобы дать проехать дружественным танкам! 

Ну, а шестой, последний уровень, добавляет забот как раз в виде этих самых дружественных танков. Их нужно будет провести через весь сектор, к морю, управляя их движением и обороняя от наседающих вражеских танков. Но и у моря ждет «сюрприз» в виде вражеских кораблей и неожиданно всплывающих подводных лодок! 

Только после уничтожения чужих кораблей, у дружественного десантного корабля появится возможность подойти к берегу и забрать все танки на борт!

Качество

Игра уникальна интересными и разнообразными заданиями, качественными звуками, качественной системой ориентирования и обнаружения целей… 

Послушать ролик можно здесь:

Ontoys

Жанр: карточные, звуковые, логические. 

Разработчик: Иван Себекин. 

Язык: русский/английский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. Возможны покупки внутри приложения. 

Взаимодействие с пользователем: собственный звук и скринридер. 

Возрастные ограничения: 6+ 

Подключение к интернету: не обязательно. 

Официальный сайт: https://tiflo.space/ontoys/

Синопсис: набор из нескольких десятков карточных, логических и звуковых игр. 

Это не одна единственная игра, а десятки «настольных» игр, собранных в одном приложении. Позиционируется как часть социальной сети, но участвовать в этой социальной сети никакой необходимости нет. 

Преимущественно, в программе собраны настольные игры. Всего тридцать одна. Разбиты они на шесть категорий: 

Двенадцать карточных. Такие как, например: Дурак, Сто одно, Покер, Штука… 
Десять «логических»: Шашки, Шахматы, Домино, Нарды, Реверси… 
Пять «милитаристских»: Морской бой, Сапер, Мафия… 
Пара аудио-игр: Футбол и Настольный теннис. 
Одна игра в категории «Настольные» — игра Миля за милей, и одна игра в категории «Прочие» — игра «Угадайка». 
Ко всем играм есть детальные правила и инструкции по управлению. 
Можно играть в оффлайн и онлайн режимах. В оффлайн-режиме придется играть с компьютером, это не всегда интересно, или даже не всегда возможно (в шахматы, например, компьютер не играет). 

Так что самый полный и интересный режим — онлайн. Здесь можно будет играть с реальными людьми. Причем можно начать свою игру, с нужными настройками, а можно посмотреть список уже инициированных игр и присоединиться к чьей-нибудь игре. 

Недостатка в соперниках не будет: в игре зарегистрировано почти шесть тысяч участников. Поэтому даже будним днем к игре подключены с десяток людей. В вечернее время — больше. 

Кроме прочего, в программе реализован текстовый и голосовой чаты. Так что есть возможность не просто играть, но и общаться друг с другом. Можно только текстом, можно и текстом, и голосом, а можно совсем чат выключить. 

Если для азарта мало только игровой механики, можно играть на ставку и копить виртуальные баллы, которые здесь зовутся «тойсами». 

Параметры игры, размер ставки и настройки чата определяет игрок, стартовавший игру. 

Игры озвучиваются и скринридером, и звуковыми эффектами. Управление как в «обычном» приложении: вкладки, списки, кнопки. Выбор стрелками, активация пробелом или Enter’ом. Часть информации нужно будет читать программой экранного доступа, но и звуковые эффекты в играх богато присутствуют.

Наверно, нет смысла рассказывать, как играть в Шахматы, Дурака или Морской бой, но несколько специфичных игр описать стоит.

«Миля за милей»

Сценарий

Игроку предстоит победить в гонке на несколько тысяч миль, попутно попадая в аварии, прокалывая соперникам колеса, разворачиваясь в обратную сторону и преодолевая ограничения в скорости. 

Каждому раздается по шесть карт. Часть из них — карты движения — это пройденные мили. Применив такую карту, автомобиль одолеет какой-то кусочек дистанции. 

Другая часть карт — навредить сопернику. Заглушить его двигатель, проколоть колесо, слить бензин, развернуть в противоположную сторону или вовсе устроить аварию. Но нужно быть готовым к аналогичным действиям с его стороны. И тогда понадобится карта из еще одной категории — карты, которые помогают решить проблему: накачать колесо, налить бензин, починиться после аварии, завестись и т.д. 

За каждый ход игрок сбрасывает свою и берет из колоды новую карту. Если карта не может быть применена, то она просто сбрасывается. Например, автомобиль еще не завелся, а применена карта движения на 100 миль: она «сгорит». 

Все это сопровождается характерными звуками. При желании, здесь же в чате игроки могут общаться друг с другом.

«Футбол»

Сценарий

В Ontoys реализовано всего две «чисто» звуковые игры. То есть игры, в которых нужно ориентироваться на звук. Одна из них — Настольный теннис, но она не так интересна, как Футбол. 

Здесь все построено на вероятностях и склонности игрока к риску. 

На футбольном поле расставлены: вратарь, три защитника, четыре полузащитника и три нападающих. Задача быстро перебрасывать мяч в том направлении, в котором передача пройдет с большей вероятностью. Это направление явно обозначено. 

Например, мяч у левого защитника. Мяч можно передать вперед, полузащитнику, или вправо, центральному защитнику. Игра обозначает, какая передача пройдет с большей вероятностью. Допустим, вправо, на центрального защитника. Получается, есть выбор: можно пойти по простому пути, отпасовать мяч направо, но тогда мяч может долго перебрасываться между защитниками, а можно рискнуть и передать мяч вперед, на полузащитника, надеясь, что его не перехватит соперник. 

Допустим, мы рискнули, отдали мяч вперед, и он даже дошел до одного из центральных полузащитников! Но опять появился выбор, теперь еще богаче: центральный полузащитник может отдать пасс во все четыре стороны, но только одно единственное направление опять будет выбрано как наиболее вероятное для удачного паса. И опять выбор — рискнуть или сыграть надежнее? 

Пока это все относится к движению мяча по полю, а как насчет голов? 

Ударить по воротам может уже даже и полузащитник. Но вероятность гола будет низкой. Забить с центра поля непросто! Поэтому лучше мяч «довести» до одного из трех нападающих. Они уже с большей вероятностью забьют гол. 

Но, и это один из самых интересных моментов игры, еще с большей вероятностью нападающий сможет забить, если перед этим разыграет мяч между своими игроками по определенной схеме. 

Например, если центральный нападающий передаст мяч крайнему нападающему, тот отпасует обратно в центр, а центральный опять отдаст крайнему, то гол почти неизбежен! 

Или если мяч провели по бровке от крайнего защитника крайнему полузащитнику, потом крайнему нападающему, а тот откатит обратно полузащитнику под удар, то удар этот будет почти невозможно отразить!

А теперь вспомним, что передачи с большей вероятностью проходят не куда хочется, а куда «откроется» игрок на поле. Поэтому участник игры постоянно вынужден решать: рискнуть и разыграть мяч до верного гола, или «катать» его, контролируя игру, в надежде на удачные удары нападающих. 

Решать придется довольно быстро: на владение мячом есть лимит, после которого мяч перехватит соперник. 

Игра сопровождается прекрасным пространственным звуковым оформлением: шум трибун, удары, гул и свист болельщиков, победный крик стадиона. Слышно в какой части поля находится мяч, как он передается от игрока к игроку, как его теряют и снова подхватывают. 

В обзоре мы перечислили всего две игры, а их еще двадцать девять. От очень простых до сложных, от популярных до малоизвестных. И все это бесплатно, на русском языке и с реальными соперниками. 

Послушать ролик можно здесь:

SoundRTS

Жанр: стратегия. 

Разработчик: SoundMUD. 

Язык: русский/английский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. 

Взаимодействие с пользователем: собственный звук и скринридер. 

Возрастные ограничения: 12+ 

Подключение к интернету: не обязательно. 

Официальный сайт: http://jlpo.free.fr/soundrts/ 

Дополнительные материалы: 

Звуковая игра SoundRTS
Руководство к игре SoundRTS http://www.tiflocomp.ru/games/archive/strategy/soundrts-ref.php
Синопсис: качественная стратегическая игра с огромным количеством карт и вариантов развития событий.

Сценарий

Игроку предстоит в реальном времени развивать свою цивилизацию: строить города и замки, лесопилки и кузницы, казармы и конюшни, башни магов и земляные валы. Все для того, чтобы победить соперника. Важно верно выбрать стратегию и правильно распорядиться ресурсами. 

Игровое поле — это карта, разбитая на клеточки. В каждой клетке есть какие-то области: поля, дороги, леса, золотые прииски. На полях можно строить здания, из лесов и приисков добывать ресурсы, по дорогам можно переходить в соседние клетки. 

Разные здания дают разные возможности: городская ратуша позволит нанимать крестьян для добычи ресурсов и строительства; казарма дает возможность нанимать воинов: солдат, лучников, рыцарей… 

Чтобы нанять рыцаря, нужно построить конюшню, чтобы построить конюшню нужно обновить ратушу и построить кузнецу. Чтобы обновить ратушу нужно построить казарму. На все это нужно золото и дерево. Их добывают крестьяне, которых можно нанять в ратуше. И так далее, и тому подобное… 

Но в какой-то момент появляется враг, пытается разрушить построенные здания и убить солдат. И победу одержит только тот, кто превзошел всех численностью воинов или их умениями.

Качество

Игра очень качественная, с хорошим звуком и множеством подсказок. Большое количество карт с разной организацией пространства и разным количеством ресурсов. Можно найти карты на несколько клеток или на несколько сотен клеток. 

Играть можно локально, в оффлайн-режиме, с пассивным или агрессивным компьютером. А можно по сети с реальными людьми. Для этого уже нужно подключение к Интернету. 

Есть несколько устаревшая, но подробная документация на русском языке. 

Послушать ролик можно здесь:

TadsWrapper, PlainInstead

Жанр: текстовые игры (квесты). 

Разработчик: Алик Гаджимурадов, Виталий Скиндер, Антон Ласточкин. 

Язык: русский. 

Операционная система: Windows. 

Стоимость: бесплатно. 

Взаимодействие с пользователем: скринридер и собственный звук. 

Возрастные ограничения: 6+ 

Подключение к интернету: не обязательно. 

Официальный сайт: https://dialas.ru/platforms/tadswrapper/PlainInstead 

Дополнительные материалы: 

База знаний российского сообщества любителей интерактивной литературы и текстовых игр: https://ifwiki.ru/
Крупный интернет-ресурс, посвященный текстовым играм и адаптации под программы экранного доступа: https://dialas.ru/
Синопсис: много десятков игр в жанре интерактивной литературы. 

Текстовые игры (текстовые квесты) или, иначе, интерактивная литература — это целый отдельный игровой жанр. Игр этого формата огромное множество. Десятки игр разной степени литературности и разной степени сложности уже встроены в игровой клиент, но их также можно загружать и отдельно.

В некоторых присутствует звуковая дорожка. Некоторые полностью звуковые, но это исключения. Основной упор делается на скринридер и текстовую информацию.

Сценарий

Играть в текстовые квесты нужно с помощью специальных программ, так называемых «парсеров». Их две: TadsWrapper и PlainInstead. Обе адаптированы для программ экранного доступа. 

Каждая игра подразумевает активное участие игрока. Именно игрок решает, куда идти, что подобрать, а что выбросить, лечь спать, подарить цветок или с кем-нибудь подраться… Вариантов очень много. И все это командами в текстовом виде или активированием нужных кнопок. 

Набирая текстовые команды, можно управлять персонажем: «осмотреть кусты», «бросить камень», «повернуть ручку», «идти на запад»… 

Вот короткий пример одной из таких игр (символом «>» обозначены отданные команды): 

Вот и закончился корпоратив на планете-здравнице Союза Советских Галактических Республик. Небольшая команда разведчиков эко-состояния проблемных планет получает новое задание — на планете Комбикорм основной завод встал. Персонал покинул планету из-за эпидемии болезни «мутчумы». После телепортации команда начинает приходить в себя: 

— Я же говорил, что будет все тип-топ! — сказал Кит. 

— Что это значит?! Ну, и где мы? — недовольным тоном спросила Соня. 

— Вероятно, на месте, что тебя смущает? 

— Меня смущает что мы в полутемной коморке, а не в центре управления! И надо же было тебе спорить с оператором телепорта, что он сможет нас забросить в самое маленькое помещение завода. 

— Да, ладно тебе, Соня, — сказал Кит, оглядываясь по сторонам, — мы же столько раз выполняли подобные задания.

— Не хотелось бы вмешиваться, господа, — произнес металлический голос зонда, — однако я обнаружил подозрительную деятельность. 

Кит с Соней переглянулись. 

— Тогда, приступаем, сказал Кит, проверив винтовку. 

Маленькая комната обслуживания. Крошечная каморка, несколько метров длинной. Имеет достаточно жалкий вид, с потертыми кирпичными стенами. Такая низкая, что кажется вот-вот стукнешься о потолок. У одной из стен виднеются очертания швабры. Проход есть только на восток. 

Здесь находится Кит. 

Здесь находится Соня. 

> осмотреть швабру 

Швабра состоит из деревянной ручки, на одном конце которой находится перекладина для тряпки, а на другом пружина, которая прикрепляется к стене. Видимо, веселый коллектив завода, испытывал новые способы облегчения ручного труда. 

> взять швабру 

Зонд слишком маленький, не может ничего брать. Карманов у него тоже нет — летающий круглый шар. 

> идти на восток 

Опустевший склад 

Вытянутая узкая комната с высокими потолками, на редких полках толстый слой пыли. На западе комната обслуживания, на востоке выход в коридор. 

Бык находится в некой полудреме. 

> осмотреть бык 

Бык-мутант выглядит довольно большим, его задняя часть непропорционально маленькая. 

> идти на восток 

Коридор 

Мощные металлические балки вдоль стен, расположенные через несколько метров друг от друга создают тяжелую атмосферу. В южной и северной частях коридора широкие производственные двери-жалюзи, наполовину закрытые. В центральной части проход ведет на запад к складу. В одной из стен располагается ниша. 

> осмотреть ниша 

Небольшое прямоугольное углубление внизу стены. В углублении вы обнаружили ловушку для зверей!

Полезные ссылки

Игровые сообщества
Если у вас возникли сложности с доступом к каким-то из упомянутых в обзоре играм, или после загрузки основных материалов вы почувствуете, что информации недостаточно, то всегда сможете найти поддержку в игровых сообществах незрячих пользователей. Вот основные из них: 

Старейший каталог игр, немного теряющий актуальность, но в нем все еще можно найти много описаний и материалов по теме: 

«Компьютерные игры для незрячих и слабовидящих»
http://www.tiflocomp.ru/games/

Живой и постоянно обновляющийся каталог с множеством актуальных материалов. Много игр на английском, много игр платных: 
«Tiflo-games — Игры для незрячих и слабовидящих людей»
https://tiflo-games.ru/ 

Телеграм-канал
https://t.me/TifloGames 

Электронная почтовая конференция «Компьютерные игры для незрячих и слабовидящих»
https://subscribe.ru/catalog/industry.comp.tiflocomp.games/

Или для подписки напишите письмо в свободной форме на TC-Moders@groups.io

Комментарии (6)


  1. Zara6502
    04.07.2024 11:24

    в качестве пожелания - скриншот игры, думаю у большинства не будет потребности смотреть видео


    1. Serpentine
      04.07.2024 11:24

      В описании почти всех игр указано:

      Взаимодействие с пользователем: собственный звук и скринридер. 

      т.е. картинки на экране не будет. Я первую игру запустил, открылось пустое окно и пошел звук, сначала "заставки", "меню" и затем самой игры, когда выбрал сложность.


  1. strelkove
    04.07.2024 11:24

    Я не понял, визуала вообще нет у игр? Было бы интересно понять, как играют в шутеры без визуала, к сожалению, в статье об этом не сказано.


    1. Audrius_P
      04.07.2024 11:24

      Просто стреляют на звук ! В каво небудть попадеш ! Еще можно кинуть гранату !!!


    1. Serpentine
      04.07.2024 11:24

      Было бы интересно понять, как играют в шутеры без визуала . 

      Допустим, раньше были, да сейчас есть, текстовые адвенчуры (квесты), вроде Colossal Cave Adventure. Там "сцена" игры описывается текстом и текстовыми командами игрок (идти на, сесть, взять, ударить) взаимодействует с миром и получает в ответ снова текст (куда пришел, на что сел, что взял, попал ли в цель и насколько успешно), при этом никаких картинок.

      В случае шутера геймплей будет быстрее, т.к. не надо будет читать и писать:

      1) Управляешь игроком нажатием клавиш, а не набираешь слова/команды.

      2) Слышишь окружение (близость к стене будет сигнализировать эхо от собственных шагов). Приближение к препятствиям/ловушкам/дверям тоже можно озвучить. Хочешь узнать свое направление - жмешь на кнопку и его тебе озвучивают.

      3) Слышишь врагов (навскидку, как в серии Serious Sam можно по звуку различать приближение и класс и атаку врагов и откуда они бегут, напр., нарастающий топот копыт скелета с Клира, крик безголового камикадзе).

      4) Названия поднятых бонусов, оружия, боеприпасов озвучиваются голосом, или потом имеют собственный звук при приближении/поднятии. Также можно предусмотреть озвучивание состояния инвентаря по команде.

      Если есть нормальное звуковоспроизводящее оборудование (типа 3D-звука, я не специалист, извините), то в результате можем хорошо ориентироваться в игровом пространстве и получаем достаточно динамичное взаимодействие с игровым миром.

      Адовой толпы монстров может и не будет, хотя при желании можно и такое сделать.


      1. strelkove
        04.07.2024 11:24

        Про текстовые квесты слышал, но вот реализация такого динамичного жанра, как шутер всё равно непонятна. Главный вопрос - как ориентироваться на карте? Как понимать, куда идти? Как понять, что уже был здесь? Было бы круто всё-таки посмотреть, как в это играют.