Артем придумывает вопросы
Артем придумывает вопросы

Привет. Я активно провожу собеседования с 2017 года на разные позиции. За период с 2022 по 2024 год провел больше 250 собеседований с scrum‑мастерами, agile коучами и руководителями agile трансформации. На прошлом месте работы кластер (на новом — домен) — это группа продуктов/платформ/сервисов. Они объединены вокруг пользовательского сегмента/индустрии или еще по какому‑либо принципу. В кластере/домене — от 300 до 1500 человек.

После такого количества собеседований я решил сместить фокус с вопросов по хардам (хотя их тоже спрашиваю при необходимости), отказаться от вопросов про ценности скрама и прочее. На мой взгляд, знание фреймворка само по себе не дает уверенности в том, как будет работать кандидат. Когда на собеседованиях были вопросы про сам фреймворк и его составляющие от меня или коллег — я начал задавать уточняющие вопросы на понимание и опыт применения. Большинство кандидатов при ответах демонстрировали теоретические знания и не могли применить это к практическим задачам.

Вместо этих вопросов у меня сформировались другие: либо кейсовые (разбор реальной или вымышленной ситуации), либо блиц‑опрос на выравнивание. Многие кандидаты говорили, что такие вопросы как минимум интересны, а так же заставляют подумать, а не отвечать на автопилоте. Ниже я приведу примеры этих вопросов и расскажу, для чего их спрашиваю. Правильных ответов — нет. Важно понять, как думает кандидат и почему делает тот или иной выбор.

Этот опыт я описал для себя и напарников, и так же выкладываю кейсы в канал в telegram.

Блиц-опрос

Опрос с выбором из двух вариантов. Прошу ответить быстро, но не обязательно коротко. Правильных ответов нет — важно понять предрасположенность и причину выбора, не более того. Каждый раз после ответа я спрашиваю, почему кандидат выбрал тот или иной вариант.

У кандидатов всегда есть искушение ответить: «ну все зависит от ситуации, контекста» и так далее. Это понятно, но такой ответ ни о чем не говорит.

Я использую эти вопросы для установления контакта с кандидатом. Бодро, весело, чтобы расслабить и свободнее обсуждать кейсовые вопросы.

Вот список этих вопросов:

❓️Скрам или канбан?

Важен не сам выбор (хотя если на продукте есть особенности процесса — то это может быть критично), а то, почему ответ такой. Был ли опыт с этими подходами. Правильно ли они понимаются.

?Подробнее:

Например — кандидат выбирает скрам, потому что не знает канбан, но хочет узнать. Или наоборот выбирает канбан, потому что перестал верить в скрам. Или был прошлый негативный опыт с тем или другим. Или по ответу можно предположить, что кандидат понимает цель и ценность того или иного фреймворка. Можно понять, копать туда дальше или нет. От этого может зависеть более подходящий продукт/команда.

❓️Скрам-мастер или аджайл коуч?

Смотрю на то, за счёт чего отдаёт предпочтение: амбиции и рост, следование скрам‑гайду (нет там коуча), или отсылки к уровням (команда, продукт, компания)и карьерному/зарплатному росту.

Примеры выводов ниже — мои наблюдения, которые могут отличаться у вас при таком же ответе. Ответы и расшифровки утрированы, чтобы показать контраст.

?Подробнее:

Есть несколько типовых ответов, и все из них могут быть корректными:

«Скрам‑мастер! именно это описано в скрам‑гайде, там никакого коуча нет. Скрам‑мастер работает на всех трех уровнях (команда/продукт/компания) и для этого не нужно быть agile‑коучем». Кандидаты с таким ответом чаще работают или стремятся работать с продуктами в LeSS фреймворке, сторонятся корпоратов и ищут зрелые команды. По этому ответу уже можно сделать предположение, впишется ли кандидат в ваш контекст. Это предположение обязательно нужно проверить дополнительными вопросами. Лично меня настораживают радикально настроенные кандидаты.

«Аджайл коуч! Я работаю/хотел бы работать с более крупными масштабами. Коуч — естественное развитие скрам‑мастера». Такой ответ может быть связан как с стремлением кандидата к более высокому окладу, так и к намеку, что он меньше хочет работать с командами, больше — на уровне организации, «коучить» продактов и т. д. Так же кандидат может мотивировать свой ответ тем, что он в работе использует не только скрам, знает/применяет масштабирование. В общем — еще одно предположение:)

«Не вижу разницы. Я работаю и с командами, и с владельцами продукта и на уровне организации. В моем прошлом опыте на одной работе это называлось скрам‑мастер, на другой — исполнительный директор. Важны лишь задачи, на которые берут». Такой ответ мне ближе. Мне это говорит о том, что кандидату не так важны регалии. Есть фокус на целях и задачах, а если повезет — то и на результате.

❓️скрам-мастер (коуч, в зависимости от выбранного) или владелец продукта?

Вопрос возник потому, что я знаю много скрам‑мастеров, которые хотя бы раз задумывались над переходом в владельцы продукта. Мне интересно через ответ узнать, как кандидат различает эти роли. Как правило, в ответе кандидат так же раскрывает свою мотивацию.

? Подробнее:

Например:

  • «Нет, не задумывался. Мне больше интересно/вижу свое предназначение в работе с людьми и помощи им»

  • «Да, хотелось бы перейти в будущем»

  • «Был опыт работы продактом — принял для себя решение…»

Так же мысли о переходе в продакты могут возникать из‑за того, что в его работе проще видеть результаты своей деятельности. Есть немного больше полномочий (а иногда и много больше — защита бюджета, размер команды, зарплаты и так далее). Если скрам‑мастер не видит своих результатов — это пункт для развития, который нужно учесть. А еще — риск быстрого выгорания.

Услышали ответ, сделали предположения — идем дальше.

❓️SAFE или LESS?

В данном вопросе просто пытаюсь выявить кандидатов с ультимативной позицией. На мой взгляд, не существует того самого фреймворка, того самого масштабирования. Да и никто на самом деле не знает, как правильно. Ни один подход сам по себе не является правильным и рабочим.

Один из примеров — кандидат на позицию лида выбрал LeSS из‑за бесполезности SAFE, наличия большого количества ролей и отсутствия кардинальных изменений структуры/процессов (в отличие от LeSS). Такой ответ — частый. В кейсе с этим кандидатом мы углубились в понимание SaFE и обнаружили, что понимание фрейворка очень поверхностное.

После выхода на работу кандидат будет руководствоваться привычными предпочтениями и установками. Если кандидат с такой позиции получает оффер — важно выровняться на старте по поводу причин использования того или иного фреймворка. Так же можно сразу на собеседовании снять возражения, если кандидат в целом подходящий.

❓️Продукт на 50 или продукт на 150 человек? при условии, что твоя нагрузка не меняется (всегда не более 3 команд). Варианты ответов:

  • 50 человек. Меньше ‑лучше. Проще видеть свой результат, меньше комплексность.

  • 150 человек — больше связей, зависимостей, кросс‑командного взаимодействия.

  • Без разницы.

Снова главный вывод — предрасположенность и мотивация. С этим вводными проще будет проводить адаптацию и легче удерживать сотрудника. Есть предположение, какие задачи будут больше мотивировать и сходится ли это с задачами в продукте.

❓️конюшня или ювелирный завод?

Попробуй представить два вида продукта/команд в виде метафор.

1️⃣ Ты работаешь на конюшне. Там всегда много работы, но у тебя нет лопаты, даже нет перчаток. А лошадки активно подбрасывают тебе работу. Это как прийти в команду/продукт, где нет вообще ничего с точки зрения процессов. Нет прогнозируемости, анализа, процесс работает по воле случая и удачи. В таком продукте легче видеть результат изменений, можно начинать с базовых вещей и проще показать результат.

2️⃣ Ты — сотрудник ювелирного завода. Перед тобой на черной тряпочке красиво разложены под лампами бриллианты. Они уже ценные, их уже можно продавать. Ты каждый день смотришь на них и иногда можешь обнаружить в каком‑то из них что‑то, что может повысить ценность этого камня. Но это очень сложный навык. Это как прийти в команду/продукт, где процесс уже настроен, daily и ретро проведут и без тебя, причем на вполне хорошем уровне. Запланируются тоже. Даже доску шарить не нужно — команда делает все сама. Могут рассказать свою предсказуемость. Тут вызов — найти то самое полезное, что можно дать команде.

Что тебе ближе? В первом случае нужно иметь стальные нервы, чтобы это вывозить. И хорошие навыки менеджера. Во втором — внимание к деталям и насмотренность (хотя окружающие могут думать, что ты весь спринт ничего не делал, а только «доверял»). Есть скрам‑мастера, уставшие от первого формата, проходили это несколько раз и ищут «ювелирный завод».

? Почему такие метафоры:

Есть продукты/команды, в которых надо делать многое с нуля, где нет базовой гигиены процессов, метрик и прочего. Работа в этих продуктах - по своему сложная. Приходится постоянно приоритизировать, всегда надо делать все и срочно! При этом может не быть полномочий, доверия, возможностей. Каждое изменение - сложное. Элементарные простые вещи сделать ох как не просто.

В противовес этим продуктам/командам есть другие. В них люди работают например по скраму, им не нужно напоминать на дейли, они соберутся на ретроспективу и без скрам-мастера, сами сформируют план улучшений и (даже не верится!) выполнят его без пинков. такие команды и продукты и правда существуют. И есть скрам-мастера, которые испытывают бОльшее удовольствие в работе в первом типе команд, а есть те, кто ищут уже зрелые продукты, мотивируя это развитием. первый вариант - так же более эмоционально затратный. Сложно не выгорать в такой работе.

Этим вопросом я хочу выявить предрасположенность. Мне например ближе первый тип. К тому же — никто не мешает на месте конюшни открыть и маленькую ювелирную мастерскую:)

❓️стартап или корпорат?

Я все реже задаю этот вопрос, но иногда он помогает. Что ты выберешь:

1️⃣ работу в стартапе с рисками, неопределенностью, высокой скоростью изменений (что не всегда хорошо для построения процессов)

2️⃣ работу в корпорате с высоким «корпоративным налогом» (работой, которую нужно делать вне зависимости от ее необходимости в этом конкретном продукте. Стандартизация и масштабирование не только из плюсов состоят).

Любой из выбранных вариантов не говорит плохо о кандидате. В корпорате есть стартап‑продукты (у меня такие есть), которые умудряются быстро бежать в сложной среде. Нам важно понять, что мотивирует кандидата и с каким вариантом он лучше справляется. В обоих вариантах нужно мастерство, но разное.

❓️запуск команды с нуля или работа с уже действующей командой со своими процессами?

Есть кандидаты, уставшие от постоянных запусков/перезапусков, рассказа базовых вещей. Чаще такие кандидаты хотят команду/продукт с имеющимися процессами.

Другие, наоборот, либо никогда не делали запуск с нуля и хотят получить такой опыт, либо хотят сразу настроить «под себя».

Ответ на этот вопрос (с доп. вопросами конечно) может сформировать предположение о том, как стартует скрам‑мастер. Какой продукт и на какой стадии может подойти больше.

? Что делать с этими вопросами?

Для начала — попробуй ответить самостоятельно про себя. Возможно это поможет больше понять свой опыт, что подтянуть и чем гордиться.

Если ты проводишь собеседование или менторишь других скрам‑мастеров/коучей — попробуй обсудить эти вопросы с ними. В следующем посте расскажу про кейсовые вопросы — они смогут помочь не только на проверке знаний на собеседованиях).

Кейсовые вопросы

кейсовые вопросы
кейсовые вопросы

Найм скрам-мастера, agile коуча в соседний продукт

✍️Контекст:

Ты работаешь скрам‑мастером/Agile коучем и т. д. в своём продукте. Твои СРО и СТО очень довольны тобой, везде рассказывают про тебя и всячески хвалят. Даже детей собираются назвать твоим именем, вне зависимости от пола — так сильно тебя ценят.

Слава о тебе распространилась на другие продукты компании. К тебе пришли СРО и СТО из соседнего продукта и просят помощи:

1️⃣ Первая часть кейса

Привет. Мы с соседнего продукта. Специфика продукта очень похожа на твой, стэк разработки — тоже. Команды — примерно такие же. Мы решили тоже нанять скрам‑мастера/agile коуча, так как твоим СТО/СРО ты очень полезен (полезна). Но мы никогда не работали раньше с скрам‑мастером/agile коучем и не знаем, что именно он делает.

Вопрос: какие вопросы нам задать на собеседовании, чтобы понять, что кандидат хороший?

? Ограничение: тебя позвать на собеседование не можем.

Какие вопросы предложишь задать?

В ответах кандидаты делятся на два лагеря:

?‍♂️ Сразу дают варианты вопросов

Часть из них — рассказать ценности agile/scrum, теорию и так далее. Вопросы на culture fit (хрен знает, как это на русском написать. Типа свой или чужой).Часть вопросов — рассказать про кейсы с прошлых мест, результаты. Часть вопросов — предложить кейс для решения с текущего продукта. Очень много кандидатов предлагают вопросы про ценности scrum/agile, теорию и так далее. Возможно, это связано с тем, что и им в свое время чаще задавали именно такие вопросы.

?️ Спросить у СРО/СТО ожидания от кандидата, для чего им нужна помощь

Во втором лагере очень мало кандидатов. Большинство сразу стремится советовать. Возможно, это связано с контекстном вопроса: СТО и СРО не шарят в работе агента изменений. Но как по мне — это не повод пропустить прояснение задач. Кандидаты, которые все же задают этот уточняющий вопрос — более осознанно подходят к кейсу. И легче отвечают на вторую часть.

Сами вопросы тоже многое могут сказать. Если основные вопросы по теории, не предлагается ничего про кейсы, метрики, сложные ситуации — это звоночек. Если вопрос от кандидата интересный или спорный — я предлагаю ему тоже самому ответить на этот вопрос.

Например, кандидат предлагает вопрос: «спросите про опыт решения конфликтных ситуаций». Ок, расскажи про такие кейсы в твоем опыте?

Польза кейса в том, что советовать всегда проще. Здесь кандидаты больше фантазируют и меньше осторожничают. Можно было бы спросить прямо — предложи сам, что у тебя спросить? Тогда кандидат выберет выигрышный для него вопрос. А метафора отвлекает и расслабляет.

Если кандидат предлагает абстрактные вопросы и про теорию скрама/аджайла — звоночек. Если предлагает кейсы и идёт запроса — хорошо.

Сначала я думал, что если у кандидата нет опыта найма — ему будет сложно. Но на этот вопрос хорошо отвечали с опытом найма и без.

После ответов на первую часть я предлагаю перейти ко второй.

2️⃣ Вторая часть

✍️ Контекст: Прошло 3,5 месяца. За первый месяц те СРО и СТО нашли и даже успели вывести на работу человека (фантастика какая‑то. Мне бы так быстро найм закрывать). Ещё 2,5 месяца новый агент изменений работал с продуктом.

СРО/СТО снова пришли к тебе за советом:

Привет. Нам снова нужна помощь. Сейчас продукт переживает не самые простые времена. Компания приняла решение немного урезать ФОТ (фонд оплаты труда), нам нужно попрощаться с 1–2 членами команды. А скрам‑мастер/agile коуч как раз ещё на испытательном сроке.

❓Вопрос: Как нам понять, был ли он полезен за эти 2,5 месяца или нужно прощаться?

? Ограничение: самому в команду идти нельзя, с скрам‑мастером/ коучем самому говорить тоже нельзя.

Первое, что спрашивают — какие цели ставили перед ним? А никакие. CPO/СТО не шарят в работе агента изменений. Взяли, потому что у соседей тоже есть. И вот как раз тем, кто на первом этапе решил прояснить — дать ответ проще.

Разберём ещё несколько типовых ответов:

? «Спросить у команды»

Ок. 50% нейтралы, 25% оценили позитивно, 25% оценили негативно. Какой вывод нам это может дать? На мой взгляд — никакой. Конечно можно пойти спросить у тех 25% негативщиков. Но как говорил один мой коллега: «Скрам‑мастер не сто долларов, чтобы всем нравиться». Изменения — больно и неприятно, не везде можно соломку подстелить. Но если бы не ограничение на общение с командой — туда можно было бы покопать.

? «Посмотреть на продуктовые метрики»

Тоже нам ни о чем не говорит. Во‑первых — не так то просто за 2,5 месяца добиться изменений, которые благотворно скажутся на продуктовых метриках. Даже если заниматься только этим. Во‑вторых — они подвержены большому количеству сторонних факторов: маркетинг, сезонность. Начали приносить пользу прошлые фичи. Глобальные изменения на рынке (как 2020 или 2022 года например). С другой стороны — можно попробовать посчитать экономический эффект от изменений. Свои мысли на этот счет напишу в одной из следующих статей.

? «Как изменились Lead Time, Time to Market (T2M), и другие процессные метрики»

Предлагаю кандидатам на этот вопрос такой ответ — T2M увеличился на 15%, Lead Time — на 10%. Точность планирования (соотношения запланированного к выполненному в спринте) выросла с 60 до 78%. О чем нам это говорит? Ни о чем. Только по точности планирования мы можем сделать предположение, что качество планирования и/или выполнения выросло. Может, стали меньше брать Спринт.

  • Метрики продукта и метрики роста и связь с процессом

    В продуктовом управлении есть разделение на метрики тщеславия (продукта) и метрики роста. Метрики тщеславия — верхеуровневые метрики (количество скачиваний, доход), которые говорят о конечном результате продукта, а не о том, как он работает на самом деле. Метрики роста — те, что говорят о реальной работе (retention, время в сервисе и так далее в зависимости от продукта). T2M больше похож на метрику тщеславия. Пример: Команда стала быстрее проходить ревью, расширила DoD для снижения дефектов. Еще — наконец‑то стали отслеживать полное время аналитики и все возвраты с бизнесом. То есть внутри — стали работать лучше. Снаружи — T2M увеличился.

    В работе с процессами важно понимать и работать с метриками роста — точностью планирования, временем цикла, временем ожидания (потерями), возвратами, качеством. А T2M оставить для красивых «арбузных» дашбордов ?.

? «Посмотреть на его активности, его бэклог, результаты диагностики»

Так отвечает меньше всего кандидатов. И именно этот ответ мне кажется наиболее верным. За 2,5 месяца можно сделать хорошую диагностику, выявить и приоритизировать проблемы, достигнуть первых результатов. По настоящему сильные изменения — сложные и долгие и могут иметь отложенный эффект. Само по себе изменение T2M (даже сокращение) нам мало о чем скажет.

? Почему я предлагаю этот кейс? И что с ним делать тебе?

Через то, как кандидат предлагает оценить эффективность работы героя из кейса, можно понять, как он оценивает свою. Ограничение в 2,5 месяца может тоже выявить опытного агента от читателя. Первый здраво оценивает возможный объем работ. Второй — фантазирует про все сразу.

С каждым кандидатом кейс проходит по разному. Но после большого количества собеседований стали проявляться схожести. Возможно ты найдешь в них себя. Возможно у тебя был бы иной ответ (если написать его в комментариях — он может сохранить кому‑то много времени).

Уверен, не всем нравятся такие вопросы, кому‑то кажутся странными. Вместе с тем, многие говорили, что такие собесы и вопросы заставляют думать по‑другому, после есть о чем подумать в плане своего опыта.

Если нанимаешь сам или менторишь — попробуй задать этот кейс и посмотри ответы. Или отправь тому, кто собеседует).

Еще — можно зайти на канал и просмотреть другие кейсы, не только про найм.

Комментарии (8)


  1. Batalmv
    09.07.2024 11:41
    +5

    Как наверное нужны люди, которые умеют отвечать на эти вопросы :)

    Шутка, нет конечно :)


    1. Varrah
      09.07.2024 11:41

      Интересно, какие же должны быть вопросы, и есть ли позитивный опыт от работы с отдельными нанятыми мастерами и коучами?


      1. Batalmv
        09.07.2024 11:41

        Да кому эти "мастера" надо :)

        Ну правда, это еще может лет 15 было актуально, сам проходил курсы, чтобы потом нести "свет" в большой организации, где я работал.

        Сейчас то зачем?


        1. Varrah
          09.07.2024 11:41

          А что изменилось? Теперь все по умолчанию понимают в канбан и могут сами провести ретроспективу?

          Нам тут в соседний проект начальство навязало скрам-мастера, с наказом фасилитировать. А П(р)Ма, который вел стенд-апы до того, задвинули. И я вот всё пытаюсь понять - высшее начальство что-то понимает, чего я не понимаю, или они повелись на ту самую моду 15-летней давности, и нафиг нужны эти скрам-мастера, когда уже команда и так работает.


          1. Batalmv
            09.07.2024 11:41
            +1

            А что изменилось? Теперь все по умолчанию понимают в канбан и могут сами провести ретроспективу?

            Раньше, а именно где-то тогда, ватерфол был основный методом ведения проекта, а контракты fixed price/fixed scope использовались повсемесно.

            Сейчас уже народ приобрел опыт, а многие только так и работают

            Но как и раньше, как и сейчас были те, умели вести проекты, а были те, кто не умели.

            Но с какого-то момента добавились "шарлатаны" в виде скрам-мастеров и прочего

            ------------

            В моем опыте, нам однажды пытались навязать отдельную роль, мы вежливо, но уверенно отказались :)


  1. Trivial_manager
    09.07.2024 11:41

    Когда-нибудь, мы все оглянемся назад, вспомним как все эти, паразитирующие на лояльности отрасли, деятели успешных успехов и эффективных процессов доказывали с пеной у рта, какой же полезной деятельностью они занимаются, тихо усмехнемся и пойдем дальше писать свой код.

    Но не сегодня. Сегодня мы все ещё видим кучу бестолковых менеджеров, которые списывают свою бестолковость на отсутствие коучей, мастеров или методологов. А все коучи, мастера и методологи списывают бестолковость менеджера на отсутствие ритуалов, незрелость команд, метрик и ещё какой-нибудь бесполезной чепухи.

    И все эти проблемы решаются наймом одного человека, который умеет управлять людьми. Умеет защищать интересы сотрудников, чтобы они защищали интересы компании. Но мы пока не поняли, зачем нужны менеджеры. Поэтому, не сегодня.


    1. GapSerg
      09.07.2024 11:41

      Интересно о чём вы будете писать свой код))) Если не будет бизнеса, который рождает менеджеров (или наоборот)?


  1. GapSerg
    09.07.2024 11:41

    Мне очень понравилась эта статья. Практические кейсы, которые могут применяться для в принципе любых позиций. Но аллергия на скрам и "мастеров", которые присутствуют в заголовке задаёт неправильный фокус )