Начало тут
Что они себе позволяют???
2008 год. Рост замедлился, но не остановился. Просто все стало каким‑то спокойным и контролируемым. Больше нет задачи ворваться на рынок и успеть, пока другие не успели. Есть развитие, оно улучшает покрытие. Есть планы на квартал/год.
Есть план по приросту абонентской базы. До сих пор все шло за счет роста этой самой базы. Теперь операторы все явнее начинают каннибалить друг друга.
Идут слияния и поглощения. Все явнее оформляется большая тройка. Пока тройкой, Теле2 полноценно примкнет к ним позже.
Ситуация с персоналом приходит в норму. Провайдеры еще раздуваются и отъедают студентов, но даже это становится какой‑то нормой, а не шоком. Да и растут провайдеры теперь более контролируемо и прогнозируемо. И вообще — они больше не выскочки с перфораторами. Теперь они полноценные игроки рынка.
Инженеры засыпают, просыпается менеджмент. Кстати, в данной статье я не употребляю словосочетание «эффективные менеджеры» в негативном ключе, скорее просто с иронией. Потому что было очевидно — этого сотового монстра надо оптимизировать, его раздуло как медведя после укуса пчел. И некоторые вещи максимально избыточны.
Приведу несколько примеров:
Недалеко от Челябинска есть поселок Тимирязевский. Там я видел потрясающуюу картину. Треугольником, буквально в трехстах метрах друг от друга стоят вышки Мегафона, Билайна и МТС. Чуть вдалеке — мачта Скайлинка. А еще дальше возвышается огромная башня Ростелекома. Это полнейший бред и очевидно, что сложилась ненормальная ситуация. Операторам бы либо выбрать кого‑то одного и встать у него. Ну или скинуться на общую башню. Но строилось все во времена жесточайшей конкуренции и вот так построилось. Сейчас вы такого не увидите. То место разобрано, а операторы спокойно шерят другу другу башни. Да что там башни — сети шерят! т. е. вот висит антенна МТС и раздает 4g себе и Билайну на другой частоте.
-
Требования к квалификации инженеров изменились. Сейчас абсолютно понятно что и как должно быть смонтировано. Какой смысл заставлять дорогого инженера висеть на башне и вешать антенну? Или таскать аккумуляторы из грузовика? Очевидно, что можно… ну для начала дать ему в помощь дешевых монтеров. В перспективе — основную стройку руками подрядчика, а уж на пуско‑наладку пусть инженер приезжает.
Так, кстати, и случится. Глядя на подрядные организации я ловил себя на мысли, НАСКОЛЬКО эти люди обходятся дешевле. Всегда были вопросы к их внешнему виду, часто пахло перегаром. Делали не всегда аккуратно. В какой‑то момент мы даже поделили поляну, чтобы они сразу не брались за те работы, с которыми они не справятся.
Ну и их снаряга. Это какой‑то ужас. Я понимаю, за нас, белых людей, страшно. Нам всегда покупали отличное брендовое снаряжение, наши лестницы проходили поверку. А там работали тем, что после атомной войны осталось.
Наверное, это уже перегиб. Но факт остается фактом — таскать аккумуляторы руками инженера дорого. Во времена роста, страха за оборудование, непонимания подводных камней так делали. Потом постарались максимально уйти от этих перегибов.
-
Строже нормативы. Помню времена, когда толстый медный кабель — это стопроцентный расходник, сколько отмотается, столько отмотается. Зазевался, не там чикнул? Тащи еще бухту, со второго раза должно получиться.
Давайте честно — бесконтрольный доступ к ценным вещам создает пространство для злоупотребления. Даже если не прямое воровство, но разгильдяйское отношение к тому, чего «полный склад». А уж чего‑чего, но меди в связи всегда полно, в самых разных формах. Чего стоит один только фидер — ВЧ‑кабель, толщиной в три пальца. Он не весь медный, там две трубки — сердечник и экран, вот они медные. Но все равно даже в виде лома это стоит дорого.
Тучи сгущаются. Интуитивно все понимают, к чему все идет, но надеются, что обойдется. Все больше разговоров про третье поколение сотовой связи. «Его ж кто‑то тоже строить должен»!
Я связиииист!!!
Это невероятно. Я стал, наверное, первым человеком в мире, кому при поиске работы сказали «мы вам перезвоним». И перезвонили! Это был отличный день. Точнее, сначала он был обычным. А потом мне позвонил мой будущий начальник, уточнил интересно ли мне на эти полставки? Да?. Ну заедь, напиши заявление. С августа выйти сможешь?
Да‑да‑да!!!
Следующие полтора года я сидел верхом на коммутаторе и периодами выбирался на базовые станции. Так уж вышло, что у нас дежурная смена умудрялась обслуживать всю сеть из 32 станций по всей области.
Мне просто потрясающе нравилась моя работа. Молодой и неопытный, я сходу получил 12 тыс. Там оклад, премия, доплата за ночные. 12 тысяч в 2006 — это прямо нормальная зарплата для многих. А я за свою приходил на 7 12-часовых смен в месяц. У меня шел профильный опыт. И я продолжал учиться.
Смены были разные. На некоторых было нечем заняться, после некоторых хотелось упасть и уснуть прямо в коридоре. Я ни на что не жаловался и был всем доволен.
Спустя год я защитил диплом бакалавра. Пошел доучиваться на инженера.
Внезапно понял, что мне правда нравится в связи. Скучная теория осталась в прошлом, а практика оказалась куда приятней и понятней. У нас начались профильные предметы, а моя зачетка стала состоять из одних пятерок. Помню, какой‑то препод долго ее листал и прежде чем вписать свое «отлично». И выдал: «Смотрю, Плотников, за ум взялись».
Зимой 2008 года, на фоне болезненного расставания, решил сделать в жизни какой‑то рывок.
Разослал резюме по основным сотовикам. Быстрее всех среагировал Скайлинк. Понятия оффер тогда не было, мне просто предложили ставку и 18 тысяч. С тяжелым сердцем я поехал увольняться и объяснять, что вот так и так, ухожу.
Я даже не рассматривал возможность, что мне могут что‑то предложить. Кому я такой нужен, молодой, неопытный [с профильной вышкой и профильным же опытом в полтора года, невысокими запросами, молодой и перспективный, уже обученный на текущем месте, уже доказавший, что не криворук, ага]. Но мне задали вопрос ‑ты в Скайлинк идешь зачем? За ставкой и повышением зп? Ну вот тебе ставка и зарплата еще больше, чем в Скайлинке. Все? Остаешься? Ну и ладненько.
Теперь я уже в Скайлинк звонил извиниться. Моя несостоявшаяся начальница сказала: «Я была бы удивлена, если бы тебя не уговорили остаться. Скорее не так — если бы тебя спокойно отпустили, я бы заподозрила неладное. А так не парься, мы все понимаем».
Это произошло буквально за два дня. А потом мне стали звонить Билайн, Мегафон, МТС, Теле2. Все что‑то предлагали, но всем я уже отказывал. Однако, осознал, что рынок еще очень и очень далек от насыщения спецами.
Грезы о будущем
Кризис осенью 2008 стукнул как обухом по голове. Всюду надписи «аренда», взлет доллара, тревожная неопределенность.
Связь, в целом, выдержала удар. Но что‑то неуловимо поменялось. Вот разобрали еще одну АТС. И тех кого не на пенсию — тех уволили. Нормально уволили, по ТК, со всеми выплатами, без каких‑либо обид. Но уволили.
Цены росли — зарплаты не особо. Народ тихонько бухтел, но на фоне сокращений в других отраслях все понимали, что нам всем еще везет.
Программы развития не остановлены, но сокращены. Нормативы урезаны. Где‑то отменили какие‑то надбавки. В общем, все начинает сжиматься.
Проходит два тревожных года. Буквально перед приходом третьего поколения GSM одерживает победу над CDMA. В России все сети CDMA должны быть оперативно свернуты до конца 2010. В 2011 году Связьинвест пересобирает свои активы под флагом Ростелекома. Вновь созданный Ростелеком первым делом покупает Скайлинк.
Идет всем очевидное укрупнение. Это как экономия, так и проблемы для сотрудников. Все подразделения, которые дублировали друг друга сливаются и оптимизируются. Людей увольняют пачками. Да, первыми под увольнение идет административный персонал, но нет‑нет да и оптимизируют какого‑нибудь инженера. В воздухе висит тревожность и надежда. Третье поколение уже близко. Уже проектируют. Уже пилотируют. Уже где‑то начали строить. Еще вот‑вот… Может обойдется, пронесет и снова начнется большая стройка? И стройка началась… Но не так, как все надеялись.
Немного о грустном...
CDMA выключил свои антенны 11 апреля 2011 года. В горле стоял комок. Еще два месяца на вывод коммутатора из всех сетей и все. Лавочка закрыта.
Не уволили почти никого. Распихали, кого могли, по всему новому Ростелекому. Хотя кому-то и не повезло.
Я попал в отдел кабельного телевидения, проработал там 9 месяцев и ушел строить третье поколение в сотового оператора. Который был ЮУСТ/Ю-тел, а теперь стал Ростелекомом. Мне тоже казалось, что за третьим поколением будущее, а сотовая связь - это мой путь. Но мир действительно поменялся…
Будущее уже здесь!
Начнем с главного. Третье поколение строили уже не сотовики, а их подрядчики. Работали именно по схеме «подрядчик собирает что может, приезжает инженер сотовика, доделывает косяки и делает пуско‑наладку». В такой схеме была жесточайшая экономия. Подрядчик правда работал ОЧЕНЬ дешевым персоналом. Персонал косячил, но за ними было кому прибрать. Инженеры больше не таскали аккумуляторы (почти).
Наверное, с точки зрения построения бизнеса это было правильно. Но уныние охватило, казалось, всю отрасль. Все со вздохами обсуждали косяки подрядчика и вспоминали лучшие времена, когда…
О том, что может быть еще хуже не думал никто. Или старался не думать. А будущее было совсем рядом. У третьего поколения были три важнейшие, с точки зрения эксплуатации, особенности:
Помните, архитектуру сети ранних сотовиков? Коммутатор и дежурная смена на каждый город? Так вот, от нее отошли. Появились центры коммутации, способные обслуживать куда большее число абонентов, целый регион. Часть коммутаторов разобрали, часть оставили необитаемыми или обитаемыми в рабочее время. Новые сетевые технологии и хорошие скорости в каналах связи позволили так сделать. Инженерам в курилках это казалось бредом. Мол, а что делать, если наверенется центр коммутации? Нагрузку балансировать, резервировать. Очевидные же ответы.
Из развития сетевых технологий следует и второе отличие. Оборудование третьего поколения имеет, наверное, на порядок больше систем контроля. Стало максимально понятно, что происходит с сетью. Уже не нужно столько профилактики и сведены на минимум инженерные расследования. Все стало прозрачно.
-
Неочевидное, но важное отличие. Именно в сетях третьего поколения я впервые увидел такую шутку, как внешний блок. Он устанавливается на башне или мачте позади антенны и антенна соединяется с ним джампером — гибким и коротким ВЧ‑кабелем. А до верхнего блока сигнал поднимается на башню по оптике.
Это действительно важно. Во втором поколении на башню поднимался тот самый негнущийся медный фидер. Его отрезали по месту, оконечивали разъмами с двух сторон, ставили заземление. Это невероятно трудоемкий процесс. И там много ручного труда.
У фидера два врага. В его разъем может попасть вода, тогда подскакивает КСВ и передатчик может уйти в защиту. Был случай, когда воду из фидера сливали как из шланга.
И второе — его может каким‑то образом перебить. В любом месте. Тогда его только перетягивать. Представляете, что такое перетянуть медный кабель в три пальца толщиной на башне в 75 метров? Это сразу бригада, бухта фидера, куча техники.
С внешним блоком все проще. Перебьет оптику? Она легко перетягивается хоть одним человеком. Вышел из строя джампер? У инженера в машине всегда есть запас, он даже разбираться не будет, поменяет и все.
Сгорел внешний блок? Ну он килограмм десять весит, привезут запасной, да поставят.
Фидеры доставляли правда много проблем, это очень ненадежная система, но поначалу другой не было. И отход от них стал настоящей революцией.
И вот. К 2013 году третье поколение в общем и целом построено…
Внезапный финал
В январе 2013 года я висел на снаряге на центральном стадионе, прикручивал к антенне джампер и ругал себя последними словами. Было очень холодно, в тонких рукавицах немели руки, а я, как последний мудак, забыл привязать ключ к руке. А вдруг выскользнет??? Вниз упадет, там люди. Кое‑как закончив работу, я убрал ключ в куртку, загерметизировал разъемы и вздохнул. Уже год я лажу по башням. Но ни капли радости. Тупая монтажная работа, инженера приходится включать раз в месяц. В основном — вот. Вылези на башню, все проверь за подрядчиками, джампер прикрути, потому что подрядчик накосячит.
Я понял, что надо что‑то менять. И что хочу большего.
Следующий месяц ушел на поиск новой работы. В итоге я получил предложение пойти в Интерсвязь. Помните того провайдера, что рубился с Эр‑Телекомом в схватке за Интернет/КТВ?
Идея казалась странной, было страхово покидать дело своей жизни. В Интерсвязи звали на головную станцию цифрового телевидения. С оговоркой, что думать у них надо много и часто. Мне показалось это интересным.
Глубоко вздохнув, я пришел к своему руководителю в Ростелекоме с вопросом кому писать заявление. Мы немного поговорили, он уточнял в чем дело, отговаривал, но в итоге сдался. Сказал — если что не получится — возвращайся, мы всегда тебя ждем.
Но у меня все получилось. Переход стал знаковым моментом моей жизни, сравнимым с переходом в Яндекс. На новом месте я влился в Интернет Вещей, впитал новейшие беспроводные технологии, обучился основам продакт‑менеджмента и управления персоналом.
Что же до старого места, то через четыре месяца возвращаться стало некуда.
Все подразделение базовиков Ростелекома было внезапно расфомировано, всем спасибо и до свидания. Все функции передали подрядчику, куда и позвали часть моих бывших коллег. Но не всех и на худшие зарплаты и условия.
Так закончилась история хлебных лет для сотовых связистов.
Конечно, я не хочу сказать, что сейчас они живут в аду на хлебе и воде. Нет, многие вполне себе довольны и продолжают заниматься этим делом. Но сейчас это просто работа, без вау! и сверхдоходов. В чем‑то даже неблагодарная.
P. S. Немного о потребностях. Похрустывая бесплатной макадамией в офисе Яндекса я вспоминаю с какой помпой нам в отдел радиосвязи в 2007 подарили кулер. Взамен старой помпы, которая почти развалилась. На кофе, понятно, сами как скидывались, так и скидываемся. Но теперь есть кулер. Просто смешно вспоминать те условия, в которых мы работали. Не знаю почему, но тогда этому даже близко не уделяли внимание. Тепло, стулья есть и ладно. То, что стол развалился от старости — ну чего вы на него столько кофе проливали? Рассохся.
Прошел почти год, как я пришел в Яндекс. Но я до сих пор не могу привыкнуть СКОЛЬКО тут внимания уделяется именно комфорту сотрудников. И это сейчас даже не позиционируется как плюшка, просто некий стандарт ИТ‑отрасли. Когда мы обсуждаем очередную фишку офиса, мы не обсуждаем ее с точки зрения «вот они охренеют». Мы обсуждаем, что людям должно быть удобно, комфортно, должны быть человеческие условия. Надо по телефону поговорить — иди в будку, не мешай коллегам и тебе спокойнее. А выбор будки — отдельная история, которую я, надеюсь, расскажу еще.
В моем 2007, при всем моем нежном к нему отношению, идея с будкой вызвала бы только удивление. Надо поговорить? Ну выйди поговори, коридор большой. На крайняк на улицу выйди, там лавочка есть. Она, правда, не наша, а соседнего двора, но местные не гоняют.
А тут будка… Будущее) Наверное, я уже не смогу перестать этому удивляться…
Комментарии (21)
tuxi
19.07.2024 10:27+1Я не из телекома, но зацепил краешком. Был у меня проект-задача по VoLTE. Дается на вход два дампа траффика (pcap), один референсный, второй тестовый. Надо разложить трафик по протоколам, начиная с sip, diameter и завершая camel и что там рядом, порядка 12..14 протоколов и сделать анализ, где ошибки в тестовом дампе, выдать заключение, по нему инженер будет чинить. На вопрос нафига такое, сказали, что сейчас настоящий спец стоит бешбабло, поэтому у оператора работают неквалифицированные индусы и это надо как то решать автоматизацией тестирования. Сколько же я тогда за 2 года спеков и доков перечитал, думал с ума сойду. Типовой текст в доке 90% аббревиатуры, остальное предлоги и запятые)))
Tzimie
А я вот помню первые две секунды бесплатно и как люди этим пользовались
Interfer Автор
О, да! Только я помню, что бесплатными были первые пять секунд, нет?
Tzimie
Да, точно, пять. И надо было передать максимум информации
tuxi
В билайне середины 90х было 6 секунд. Если мой склероз не подводит меня.
awerton
5 секунд было у мегафона точно. Потом еще помню у них в Питере был спец тариф летом "Белые ночи" за 6 руб/сут можно было безлимитно звонить с 23 до 06 на мегафон)
Спасибо за статью, прочитал с удовольствием, словил волну ностальгии и вспомнил как варил оптику в канализациях в 2006)))
Shaman_RSHU
В NWGSM (потом Мегафон) на тарифе "Деловой" помню в начале было 12 секунд бесплатно, на тарифе "Простой" 5 секунд. Потом сократили до трёх секунд.
grishkaa
Тариф "лось", позвони и сбрось
exTvr
О даа:))
sappience
В ЮУСТ, помнится, были тарифы "Таксофон" позволявшие выбрать что-то одно, только входящие звонки или только исходящие. Но сам тариф был очень привлекателен по ценам тех лет. И были люди ходившие с двумя трубками, одна для входящих, а другая - для исходящих звонков. Кое-кто даже сматывал их изолентой спина к спине "по-афгански".
oleg_rico
Я помню когда никаких бесплатных секунд не было. И когда входящие стоили 45 центов в минуту без НДС:)
Tzimie
А разрешение на ношение телефона помните?