В эти выходные на меня навалилась ностальгия и захотелось вспомнить самое начало своей карьеры. Расскажу о взрывном росте сотовой связи в начале 2000х и о том, что случилось к 2013му. Спойлер — на улицу выставили половину персонала.
Повествование я буду вести из двух времен:
Из сегодня. Где мы знаем все произошедшие события и можем анализировать причины и следствия.
Из вчера, точнее из промежутка 2003–2013 годы. На них пришлась моя учеба и начало работы. Мне любопытно показать, как видели события мы, молодые инженеры сотовых операторов. Заодно погружу вас в действительность сотовой связи тех лет. Суровую, но наивную
Итак, вернем себе свой 2007 год)
Как все начиналось
Немного уточнений. События «из вчера» развернутся в Челябинске и окрестных городах. Делайте скидку, если покажется, что прогресс пришел туда с запозданием. Наверное, Москва прошла этот путь раньше.
И еще. В процессе будут разные термины, которые мы использовали тогда. Я буду пояснять их суть, но не претендую на абсолютную техническую точность.
В 90х сотовый телефон — это что‑то из разряда тяжелого люкса. Есть далеко не у всех, стоит космос и скорее служит признаком статуса, нежели звонилкой. Платно там все: входящие, исходящие, абонка. Потому позволить себе могут не все. Далеко не все.
С этим связано главное техническое допущение 90х. Никому не нужно стопроцентное покрытие, а сети почти не нагружены. Скажем, Челябинск закрывался двумя базовыми станциями CDMAone. Вторая накрывала еще половину Сосновского района, примыкающего к городу.
Оборудование сотовиков умопомрачительно дорогое. Это что‑то из капиталистического будущего. И обслуживать такое должны лучшие. т. е. дипломированные спецы с опытом в радиосвязи или каком‑нибудь НИИ. В те годы, если вы видите на башне сотовика — будьте уверены, это вот прям непростой монтажник. Это реально квалифицированный спец.
В конце 90х запускается целая цепочка событий. Сотовая связь резко становится доступнее. У этого целый букет причин — подешевели сотовые телефоны, пошел приток абонентов, массовое стало дешевле, рост уровня жизни и еще огромный список. В нашей истории нам важно следствие.
Оглушительный, взрывной рост сотовых операторов.
Их абонентская база растет как на дрожжах. Никто не понимает, когда это кончится. Я слышу прогноз, вроде, вот, скоро число мобильников сравняется с числом проводных телефонов и тогда все остановится.
Куда там! Постоянно публикуемые размеры абонентских баз поражают воображение. Сотовая связь кажется бездонной бочкой, откуда сыплются деньги.
В таких условиях сотовики особо не заморачиваются с финансированием. Приток новых абонентов, инвестиции и огромные скидки от вендоров.
На последнем хочу остановиться отдельно. Стремясь застолбить поляну, крупнейшие на тот момент вендоры: Alcatel, Qualcomm, Ericsson и Siemens часто отдают оборудование по символическим ценам. Понятно не все, а лишь то, что относится к коммутаторам и пилотным зонам. План прост и надежен — подсадить на себя оператора и потом жить на обслуживании и росте сети.
Итого, что мы имеем?
Сотовики с неограниченными бюджетами.
Взрывной рост абонентской базы, а значит нагрузки. То есть необходимо срочно строить сети. И хорошо бы еще залезть в город к конкурентам.
Сотовая связь — это сложно. Там радиопланирование, там навыки работы со специфичным оборудованием, там куча подводных камней и пока почти нет опыта эксплуатации. Нужны специалисты. Их мало, они дорогие, но смотри пункт 1.
С точки зрения рынка труда это выглядело так: более‑менее подходящего спеца хантят в сотовую связь. И возражений нет. Ведь там колоссальные зарплаты и не кончаются ставки. Когда кажется, что ставки кончились в город заходит новый оператор и снова начинает пылесосить рынок.
В Челябинске фактически загнулся завод «Полет» и там людей сокращали целыми лабораториями. Но никто не расстроился, ведь это отличные ребята под новые задачи!
Студенты‑радиоинженеры разобраны и трудоустроены далеко до дипломов.
Пытаются пылесосить проводную связь. Но там не все так просто. Квалифицированным спецам проводной телефон может платить много (пока). Это еще сильнее разогревает рынок зарплат.
Что я слышал своими ушами (увы, без пруфов). При высоком загрузе и со всякими надбавками в 2002 инженер сотовой связи получал до 50 тысяч рублей. Это какие‑то сумасшедшие деньги при средней зарплате 4,5 тысячи. Понятно, что прямо 50 тысяч получали не все или не каждый месяц. Но уровень х5 от средних зарплат точно был.
Плюс — беспроцентные ссуды на квартиры.
У вас нет чувства дежавю, а айтишники?)
Немного обо мне в то время...
В 2002 мне нужно решать, куда поступать. Я стопроцентный гуманитарий, у меня есть мечта писать книги и была мечта стать юристом. Когда мы с мамой обсуждаем куда меня пристроить, я безапелляционно говорю — сотовая связь. Мама, мягко говоря, удивлена. Она так‑то тоже связист, только в проводной связи. Ей и лестно, что я иду по ее стопам, она понимает, что в сотовой связи хорошо. Но осторожно интересуется потяну ли я и точно ли это моя мечта. Я категоричен — будет кусок хлеба, будем думать о мечтах. В сотовой связи он будет. Учиться мне будет сложно, но жизнь вообще непростая. Мама соглашается: «выглядит как план». И после подготовительного 11го класса я поступаю на первый курс Приборостроитьного факультета ЮУрГУ. Направление «Телекоммуникации». Этим решением я определяю всю свою последующую жизнь.
Расти и только расти!
Сотовую связь раздувает бесконтрольно. В 2006 году в Челябинске действуют 7 (!!!) операторов. Это МТС, Мегафон, Билайн, Теле2 (еще шведский), Скайлинк, ЮУСТ и УБС CDMA.
Большая часть связи — второго поколения. В основном GSM, но есть один оператор CDMAone. Последний так и называется «Узел Беспроводной Связи CDMA». Этот оператор сыграет важную роль в нашем рассказе.
Скайлинк убежал в будущее и вещает на CDMA2000, это третье поколение. Он делает главные деньги на мобильном Интернете. Эта важная особенность — часть операторов специализированные и заточены не под голос.
ЮУСТ, УБС CDMA — местные. Есть большая тройка — МТС, Мегафон, Билайн. Про Скайлинк честно, не помню, вроде он федеральный, но не до конца. И вишенкой на торте заходит шведская Теле2.
ЮУСТ (Южно‑Уральский сотовый телефон) входит в десятку крупнейших операторов России, пусть и на десятом месте. Это важно отметить, так как в Челябинске, в принципе, очень сильная школа сотовиков и развитеров. Спасибо «ЧелябинскСвязьИнформу», который никогда не щелкал клювом.
Вы спросите, а Ростелеком тут где? А его еще нет. В привычном нам виде он появится только в 2011 году, став предвестником конца солнечной эры. ЮУСТ и УБС CDMA — это Связьинформ, позже они все станут Ростелекомом, как и Теле2. А пока Ростелеком — это только магистральные линии связи. Они, кстати, охреневают от роста нагрузки и им тоже нужны люди.
Как сети сотовых операторов выглядят технически?
Есть ядро сети, которое традиционно называют коммутатором. Коммутатор у каждого свой. Худо‑бедно есть централизация только у федералов, но даже они имеют в крупном городе по коммутатору.
Коммутатор связан каналами с чем‑то крупным, чтобы пропихивать трафик дальше. Потому коммутаторы стараются держаться поближе к Воровского 71, междугородней АТС.
Каждый оператор имеет парк из 30–50 базовых станций на область, все они связаны с коммутатором. Пока этого хватает, но базовые станции строят постоянно.
А теперь представим. Семь коммутаторов, у каждого есть дежурная смена. Семь парков станций, раскиданных по области. Есть отдел базовиков. А еще администрация, отдел продаж, развитеры, подрядчики. И это только сами сотовики.
Проводная связь еще очень сильна. В 90х они славно поработали и теперь телефон в Челябинске и области есть у любого желающего. Область живет на миксе из декадно‑шаговых, координатных и электронных станций.
СвязьИнформ активно выводит из работы эти декадно‑шаговые АТС, заменяя их координатными и электронными. Персонал высвобождается, но медленно и часто сразу на пенсию. Кто остается — тех пристраивают, сокращения пока редки. А вот строить новые станции кому‑то нужно и этим занимается развитие. Новейшие электронные АТС проводной связи, например, EWSD, в чуть другой конфигурации могут работать как коммутатор сотовой связи. Получается, что развитие сотовиков и развитие проводной связи прямо конкурируют за инженеров.
Может кто‑то еще строится и растет? Гонять трафик между городами приходится все больше. Ростелеком еще маленький и не поспевает за всеми потребностями. Зато есть свежесозданный (в 1997 году) ТТК, который берет часть нагрузки. Плюс, свои магистральные сети начинают строить федералы.
Где‑то на горизонте растет Яндекс и уже запущен «Вконтакте». Пока федеральные ИТ‑компании еще мало влияют на рынок спецов по связи. Но первые ласточки уже полетели в Москву и Питер работать в столичной ИТшечке. Кстати, столицы нормально так отъедают студентов. Там у местных связистов ситуация похожа, но есть бонус пополниться из регионов.
Все это катком прокатывается по рынку труда, требуя все больше и больше народу.
В абсолютных цифрах там может не так много, тысяча‑две на весь Челябинск. Но важно, что этих ставок раньше не было вообще!
А на дворе эхо 90х. Сильная просадка по рождаемости умножается на мечту многих стать юристом. Не все осознают, что слово «инженер» зазвучало не только гордо, но и сыто.
Шоу пошло не так...
Начало 2006. Я учусь на третьем курсе «Телекоммуникаций». И понимаю, что мой гениальный план не сработает. План был прост — выучиться на бакалавра, по необходимости доучиться на магистра. Но через четыре года получить вышку, хоть какую‑то. А после третьего курса (где производственная практика) остаться на работе у какого‑нибудь сотовика.
Но все пошло не так. Оказалось, что к бакалавру все относятся настороженно — мол, это неполное высшее. Магистратуру у нас на кафедре к моему окончанию открыть не успевают. По идее, можно перевестись на соседнюю специальность, она похожа («Связь с подвижными объектами») и там пять лет. Да только никто меня не переведет. Учеба дается ужасно тяжело, я понимаю, что это не мое абсолютно. И сейчас я не могу сдать чертов зачет, чтобы выйти на пятую сессию, а все предыдущие прошел с дичайшим трудом. Это ж надо было так ошибиться!
Через силу я сдаю пятую сессию. У меня депрессия и неверие в себя.
Я не сдаюсь и подбадриваю: «Из отличников получаются отличные инженеры, из хорошистов получаются хорошие инженеры, а из троечников получаются главные инженеры».
Шестая сессия почему‑то дается легче, я еще не могу до конца осознать что происходит. У меня появляются первые четверки. А кафедра, в качестве извинений за неоктрытую магиcтратуру даст мне доучиться год. Но диплом бакалавра я все равно должен защитить. УБС CDMA, один из местных сотовиков в составе СвязьИнформа берет меня на производственную практику… Становится чуть легче дышать и появляется надежда — может еще не все потеряно? Чтобы хоть как‑то начать зарабатывать я по вечерам хожу работать грузчиком, днем прохожу практику и искренне надеюсь, что мой план не такой уж бестолковый…
Новая волна
К 2006 году ситуация слегка стабилизируется. Новых игроков нет, старые народ поделили, кого‑то переучили, кого‑то доучили, с корнем вырвали почти весь выпуск Приборостроительного и части других факультетов. Становится снова тяжелее найти работу, уже с руками всех не отрывают. Если опыт есть, то без вопросов, работа найдется сразу. А вот к студентам начинают относиться настороженно. Жить в связи все еще вольготно и хлебно, но уже не дают беспроцентных рассрочек, уже не так растут зарплаты. Эффективные манагеры еще пожинают плоды роста и пока не экономят, хотя прикидывают как начать. Очевидно же, что отрасль раздуло неимоверно. Короче, на горизонте начинают собираться тучи…
Но тут новый пинок! Людям нужен проводной Интернет! Нужно кабельное ТВ! Эр‑Телеком эпично бьется с местной Интерсвязью за Челябинск. ПионерНеты захватывают города помельче. У всех студентов‑связистов снова есть работа — все тянут. Кто оптику, кто витуху, кто коаксиал. Работа тяжелая, но денежная. Правда, тут уже нет таких строгих требований по образованию и квалификации и все‑таки околосвязистам это ближе.
Интернет‑провайдеры тоже не дураки. Из самых адекватных подключенцев с грядущим образованием набирают себе сильнейшие кадры, плюс у них всегда есть вакансии на эксплуатацию сети. Эта вторая волна сильнее всего прошлась по молодежи, из нее формируется костяк будущих проводных телекомов. Вкупе с попыткой сотовиков начать кочевряжиться «нужны люди с опытом», целые выпуски сливаются в проводной Интернет. Эффективные манагеры снова откладывают экономию на лучшие времена. Работать кому-то надо.
Моя первая практика
Я в полном восторге от производственной практики. От принципов построения настоящей сотовой сети, от станций и коммутатора, от ребят, что там работают. Это мало похоже на пары по физике или даже спектры сигнала. Это все какое‑то настоящее, необычное, технологичное. Я понял, что мечтаю там работать. Каждое утро ровно в девять я на месте, ухожу в три. Хотя мне говорят, что вообще‑то в листе производственной практики и так могут расписаться, ходить особо не надо. Но мне интересно! Я хочу везде побывать, стараюсь увязаться в любые поездки, везде залезть, потрогать все, что можно и посмотреть на то, что трогать нельзя.
Каждый вечер я возвращаюсь в магазин садовой техники, таскаю там бензопилы и перфораторы и мечтаю о каком‑то шансе на перемену. Есть мысли пойти подключенцем в Интернет. В магазине предлагают стать продавцом (это, типа рост), за то, что я всегда трезвый и не прогуливаю.
Но моя мечта и цель на этот месяц — остаться в CDMA. Судьба на моей стороне. Всплывает информация, что болтаются незанятые полставки на которые непонятно как человека искать. Кто ж из нормальных инженеров на ползарплаты пойдет полработы делать?
А для меня это идеально! Это 7 смен в месяц, это можно с учебой совмещать, это опыт, это деньги! Я очень хочу и осторожно озвучиваю это желание. Подумаем…
Практика завершена, мне подписывают отзыв, конечно, «отлично». По поводу полставки — ну… подумаем, поговорим с начальством. Телефон твой есть, наберем, если что.
Я подавлен. Очевидно, что от меня очень аккуратно отмазались. Это и обидно, и грустно и опять не по плану. Пойти что ль в магазин продавцом?
Комментарии (49)
Thomas_Hanniball
17.07.2024 17:24+13Читая такие ностальгические статьи невольно вспоминаю свою молодость в телеком операторе, работу с абонентами, вечерние вылазки с монтажниками для подключения нового абонента, лазанье по подвалам и чердакам, взаимодействие с ЖКХ и товариществами собственников, бесконечные часы изучения курса Cisco CCNA и прочее.
Я работал на 1,5 ставки. Днём помогал абонентам на телефоне (L1 и L2) (1 ставка), а вечером подрабатывал монтажником (0,5 ставки).
Сеть тогда росла очень быстро, платили хорошо, работа была очень интересной и доставляла много удовольствия. Порой приходил домой очень поздно и полностью уставший, но это была приятная усталость. Ты понимал, что помог многим людям, поучаствовал в развитии сети и с нетерпением ждал следующего утра, чтобы снова начать приносить пользу.
До сих пор вспоминаю эти времена с теплотой в душе.
zatim
17.07.2024 17:24+5Аналогично, с 2008 по 2011 работал на кабельном ТВ, подключали также интернет по DOCSIS. Хорошая работа была, интересная, делали все. Платили уже не так хорошо, но прилично. А потом вонючее красное яйцо (тогда еще оно было синее) скупило контору и изгадило всю малину. Народ поувольняли, работы стало больше, а платить меньше.
dFdx
17.07.2024 17:24+2Эти анархисты (профашисты, с яйцом на логотипе)
до сих пор откровенно обманывают своих клиентов,
в той-же Якутии и других отдалённых регионах.
Вступив в сговор с представителями газового монополиста
(которого реально пытается похоронить путлер, забирая кровь экономики на огромное фашистское военное преступление,
цивилизованным миром называемое агрессией).
Interfer Автор
17.07.2024 17:24+3Спасибо за ваш ламповый отзыв) Да, у меня были аналогичные ощущения)
aik
17.07.2024 17:24+7По первости коммутатор мог быть один на несколько областей. Благодаря этому, к примеру, вокруг Москвы в областях были московские же тарифы. Местным было не очень, но зато тем, кто часто мотался в Москву, было очень удобно.
Когда начали локальные тарифы вводить, начали страдать те, кто жил на окраинах областей - надо было смотреть, за какую вышку твой телефон зацепился ("50 канал"). Ещё в эту же кучу были развлечения с частотами 900/1800 и одностандартными телефонами, когда приехал в другую область и твой телефон перестал работать, потому что у оператора там только 1800.
Был NMT с "не забудьте переключить регион ручками", но он как раз и переходил на CDMA к середине нулевых.
Операторы "большой тройки" тогда ещё не были ни тройкой, ни большой - только-только заходили во многие регионы с демпингом и хреновым покрытием.
Дешевые операторские телефоны (А35 сотоварищи). Люди, всерьёз обсуждающие, доплачивать ли за такое излишество, как вибромотор или русский язык.
Джинсы от МТС. Внедрение GPRS, много месяцев тестовой бесплатной эксплуатации. Бесплатные входящие. Переход на цены с НДС и рублевые цены вообще. EDGE (плюс спутниковый интернет), 3G, пакетные тарифы, "отмена" роуминга...
Я работал в МТС где-то до 2004, потом ещё несколько лет тесно общался с бывшими коллегами. Оптимизация сотрудников, на мой взгляд, началась где-то в 2005-2006. Кучу народа вывели на аутсорс, особенно всякие вспомогательные службы, типа уборщиц. Сократили кассиров (женщину вынули, автомат засунули). Вроде даже пытались полностью кассы убрать, чтобы деньги только в автомат пихали, закончилось это неудачно. Убрали финконтроль из мелких офисов, оставив там только парочку "универсальных сотрудников". Продажу телефонов вынесли на отдельное юрлицо (АО РТК которое), некоторое время в офисах сидел сотрудник РТК, который телефоны продавал и сотрудник МТС, который подключениями занимался. А потом вообще чистые офисы МТС ушли, скинув розничную сеть на РТК.
Surrogate
17.07.2024 17:24+3Скажем, Челябинск закрывался двумя базовыми станциями CDMAone. Вторая накрывала еще половину Сосновского района, примыкающего к городу.
В 97 году после завершения ВУЗа пошел монтажником. В 98 запустили первую в России сеть CDMA. Тогда 3 базовых станции покрывали всю Москву.
Продолжение следует...
Будем ждать)
Interfer Автор
17.07.2024 17:24+3Эххх. А нам говорили, что первая сеть CDMAone была запущена именно в Челябинске))) На самом деле уже смутно помню, но там какая-то история - типа как считать. По первому звонку, первому абоненту, сдачу сети или еще каким датам. И вот там шли очень близко с Москвой, потому однозначного победителя определить невозможно)
Surrogate
17.07.2024 17:24+2Возможно вы правы)
В середине 1996 года ОАО "Персональные коммуникации" первым в России получило лицензию на операторские услуги в стандарте CDMA (800 МГц) на Москву и на Московскую область. В августе 1998 года оператор начал коммерческую эксплуатацию сети в Москве на основе базового оборудования Qualcomm под маркой "Сонет". Начав развитие с отдаленных районов столицы, где проблема телефонизации стоит особенно остро, новая сеть быстро расширялась и уже к концу 1999 года охватила всю территорию Москвы и ближайшего Подмосковья.
Первая лицензия на CDMA была получена для Москвы. Сеть из 3 БС запустилась в 1998 году, в 1999 были районы где не работала сеть. Полное покрытие получили после запуска 4-5 станции.
А покрытие всего города может и в Челябинске заработало. В конце 90ых CDMA-сети активно шагали в регионы.
vadimk91
17.07.2024 17:24+3Я прошел в классическом телекоме путь свыше трех десятков лет. Начиналось вс задорно, постоянно шло развитие. Первый компьютер в местном узле связи, первый биллинг, который ты ведешь сам полностью, через несколько лет первые модемы на скорости 2400, подключение клиентов по телефонной линии. Ты был Инженером. Последние десяток лет - полная деградация как в работе, как личная, так и производственная, технари большей частью ушли (скорее их ушли), кабельщиков тоже не осталось. Теперь руководство интересуют только цифры в отчетах, на технические вопросы даже ответить не могут, только блеяние. В общем взлет и падение во всей красе.
ALT0105
17.07.2024 17:24+3Я работал в сотовой связи с 1998 по 2015 год. Первую сеть стандарта DAMPS (2 поколение) запустил в 2000 году. Специалистов по сотовой связи в стране не было (вузы еще не выпускали), все (и я в том числе) были самоучками. Зарплаты не были большими, работали на энтузиазме, инженеры по эксплуатации - круглосуточно должны были быть на связи и готовы выехать на аварию. Биллинг был свой (самописный). Конкурировали с сетью GSM, которая запустилась одновременно с нами. В 2001 г. запустил (первый звонок) сеть GSM оператора, который вскоре стал федеральным, в 2005 году - поднял сеть GSM другого регионального оператора. Интересный случай по теме: в 2005 г. основной инженер коммутатора (девушка) сообщает мне, что уходит в декрет. Замены нет! Второй инженер - только помощник, ему еще учиться, сеть региональная, из центра не помогут. Как-то выжили.
Interfer Автор
17.07.2024 17:24Что-то просто жесть какая-то... А это какой город? Может сильно отличалось от региона к региону.
Важно еще кто запускал первые сети. Если это местный и ушлый СвязьИнформ (как в Челябинске), то все будет по высшим стандартам АТСок.
А если рога и копыта, то результат очевиден.
ALT0105
17.07.2024 17:24+1Уфа. Оператор СМАРТС. Местный Связьинформ (Башинформсвязь) в штыки принимал всех операторов, в том числе и федеральных. Но мы научились работать в таких условиях и во всех трех сетях, которые я построил, вышли на конкурентный уровень
firehacker
17.07.2024 17:24Как можно было быть самоучкой по DAMPS? Интернета не было, а даже если был выход в интернет, то не было самих рксурсов. Старших товарищей не было. Отечественной литературы не было.
Нет, как человеку, который занимается реверс-инженирингом, мне не пристало задавать такие вопросы — дайте мне железку, и через месяц я расскажу о ней то, что вы никогда не знали.
Но, черт возьми, и для такого варианта нужно было где-то найти железо, чтобы его покурочить. А его не было, это была абсолютно новая тема. Не было списанных базовых станций. Были только новые, и они стоили баснословно, раз уж даже абонентское устройство могли позволить себе только избранные
Как можно было стать самоучкой?
ALT0105
17.07.2024 17:24+4диплом инженера по информационно-измерительной технике, диплом кандидата наук, опыт разработки аппаратуры наносекундного диапазона, устройств ввода видео в компьютер (начало 90-х: ПК уже появились, а грабберов еще не было). В 1998 г. интернет уже был и информация уже была - я собрал библиотеку по этой области, до сих пор храню, но давно не заглядывал. В итоге я, не имея связного образования, стал техническим директором сотового оператора и построил сеть DAMPS из 6 базовых станций, покрывающей всю Уфу и окрестности. Через год меня пригласили строить сеть Мегафон с нуля, я разобрался с GSM и построил первые 100 базовых станций, после этого меня пригласили в СМАРТС.... Техническим вещам больше нигде не учился, только самообразование, чем и занимаюсь до сих пор
grishkaa
17.07.2024 17:24+1Про Скайлинк честно, не помню, вроде он федеральный, но не до конца.
Ну как минимум в Питере он ощутимо присутствовал в нулевые. Был таким странненьким оператором для серьёзных бизнес-дяденек. Признаком статуса, даже. Странненьким, потому что для него были нужны специальные телефоны стандарта CDMA, которые он же сам и продавал, и которые ни с какими другими операторами, очевидно, не работали.
Interfer Автор
17.07.2024 17:24Так это не странность, это так стандарты устроены. В Челябинском CDMA тоже были свои телефоны, не совместимые с GSM. Продавали даже двустандартные, правда стоили они очень дорого.
grishkaa
17.07.2024 17:24Я-то понимаю, я больше о том, как Скайлинк воспринимался в народе :)
Современные смартфоны, кстати, как я понимаю, все умеют в CDMA, потому что в США есть целых два оператора, Sprint и Verizon, которые его используют.
Interfer Автор
17.07.2024 17:24Как раз-таки нет. Просто в США в войне CDMA и GSM первый стандарт вышел победителем. Если мы говорим, скажем, про айфон, то для США и нашего рынка стандарт второго поколения может отличаться. И вот с этим надо быть аккуратнее.
vorphalack
17.07.2024 17:24тактически да, в основном потому что CDMA/AMPS неплохо так сосуществовало и давало роуминг, но потом стратегически уже сам GSM всех добил возможностью легкой смены трубки и плюшками типа SMS, кои в CDMA1 были исключительно операторскими
vorphalack
17.07.2024 17:24не, CDMA там закопали несколько лет назад, AMPS еще раньше. последним GSM1900 закопали, теперь только 3G/4G везде. а WCDMA в телефонах на тот, старый CDMA похож примерно как уголь на алмаз.
AVKinc
17.07.2024 17:24+3Если Ютуб и правда заблочат, то траффик упадет в несколько раз. И внезапно гигабайты интернета станут не нужны.
Sagittarius67
17.07.2024 17:24Я в отрасли с 2000 года. Проработал в двух вендорах до 2022. Много где побывал и много чего повидал. Весёлое былое время. До сих пор с некоторыми из своих заказчиков поддерживаю связь.
Antohin
17.07.2024 17:24+9Спасибо за ностальгическую статью, всколыхнула мои воспоминания, связанные с телекомом.
Я правда не связист, а разработчик, занимающийся большей частью базами данных (но в то время четкого деления не было, занимались всем, что потребуется)
Казань, двухтысячный год, я год как закончил КАИ, практику проходил в Татэнерго, и туда же устроился работать, т.к. там уже были свои спецы по Oracle, а тут еще присоединилась команда из банка, у которой было чему поучиться. Платили совсем копейки, но уму-разуму учили хорошо. Например, прихожу к человеку с вопросом – вот написал хранимку, а отладить не могу, на третьей итерации цикла отладчик падает вместе с сессией (оракл, кажется, был 7 версии, там все было грустно). Мне сразу вопрос – зачем тебе отладчик, главный отладчик — это голова, где у тебя программа с такой ошибкой может упасть? Ну вот наверно тут и тут… При каких условиях? Ну наверно если так… Вот и вставь туда вывод этих значений, посмотри, что ты туда приходишь и какие там данные… Отладчики давно уже работают как надо, но зачем, и так примерно понятно при какой ошибке что где могло пойти не так, максимум вывести отладочные данные.
Потом команда уходит из Татэнерго и там становится кисло. Параллельно общаюсь с друзьями, которые еще студенты, но работают в первом GSM операторе Татарстана «Сантел». В то время у нас есть DAMPS оператор Татинком и какой-то малораспространенный CDMA. На их фоне Сантел выглядит как гаражный стартап – наняли студентов, они пилят самописный биллинг. И вот я друзьям рассказываю тонкости Оракл, они мне про интересные проектные решения типа трехзвенки (тогда все двузвенку пилили). И, когда из Татэнерго уходит последний человек у которого имело смысл учиться, положил заявление на стол, пошел в телеком, благо занимался примерно тем же – разрабатывал биллинговую систему для теплоэнергетиков (ага, в однеху, начинал еще студентом в качестве диплома и тянул разработку 2 года, понятно что было маленько выгорание :).
Поначалу платили хоть и в 2 раза больше, чем на предыдущем месте, но ничего фантастического, плюс работы было очень сильно больше – отдыхать в субботу скорее исключение, чем правило. Биллинг уже более-менее работал, но первый год мы его яростно дорабатывали под новые идеи маркетологов и появляющиеся на ходу требования. Потом абонентов стало больше, серверное железо тянуло все это с большим трудом, доходило до того что 24 часа CDR-ок (тарификационных записей с коммутатора) обсчитывались 23 часа – чуть просядем и перестанем успевать тарифицировать, и мы около года оптимизировали тарификацию, попутно служебкми закидывая начальство, что нужно новое железо и хорошо бы резервное еще (ага, самый дорогой по тарифам оператор работал без резерва и бакапа). Потом рассыпался RAID-массив, казалось что все, можно лавочку закрывать, 2 недели спец из Москвы колупал диски массива в бинарном редакторе, тарификация стояла. Когда подняли массив еще месяц, наверное, нагоняли. Наконец пришел новый сервер, в котором было куда больше ядер чем в прежнем, выдохнули ненадолго. Но абонентская база перла как ненормальная. С одной стороны хорошо – первое время за каждые 10 тысяч абонов премию давали, с другой непрерывное повышение нагрузки (а с удешевлением тарифов абоны еще и траффика генерировали все больше) И выяснилось что теперь мы упираемся не в процессор, а уже в диски – запущенные параллельно тарификаторы упираются в горячие блоки индексов - перестраивали их с новыми параметрами, на больших таблицах процесс долгий и (в той версии) требовавший эксклюзивной блокировки таблицы, что лочило работу системы. Дальше выяснилось, что мы далеко не все изначально партиционировали, что надо было. Систему надолго останавливать нельзя, а расчетное время работ на создать новую версию таблицы около полусуток. Создавали новую версию таблицы не останавливая систему и потихоньку переливали архивные данные, создавали все индексы, потом стопали систему, переименовывали старую/новую таблицы и по-быстрому доливали свежие данные.
Дальше маленького (не очень), но гордого оператора выкупает красный федеральный (тогда еще без яйцеобразного логотипа), и поскольку у него гора региональных операторов с зоопарком биллингов, начинает консолидацию их в один свой. Все доработки замораживаются, т.к. мы внедряем новые фичи быстрее, чем они успевают запилить их у себя, несколько лет ведут разработку, мы неторопливо готовим скрипты выгрузки для их биллинга и, поскольку нам скучно, параллельно разрабатываем и внедряем новую версию биллинга уже для местного городского проводного/интернетного оператора, а потом и для оператора ТВ. Потом начинается оптимизация и мы уходим в небольшую компанию, которая продолжает развивать и поддерживать новые версии для этих операторов, а красные федералы от техподдержки отказываются и тащат всою версию сами, т.к. всех смигрить так и не смогли. Ирония в том, что по прошествии годов команда разработки у красных многократно сменилась и утеряла компетенции по поддержки этого по нынешним временам махрового легаси. Так что мы опять выполняем функцию поддержки этой самой старой версии системы, творчески доработанной многими поколениями команды красных. Около 90% ошибок связаны с этими доработками, и это отдельный скил разобраться в чужом странном коде, который ты видишь первый раз – отрефакторить что он делает, что разрабы имели ввиду, что пошло не так и как это исправить корректировкой данных или кода.
Ух, Остапа понесло, извините за стену текста.
Interfer Автор
17.07.2024 17:24+1Вы не думали написать свою статью?) Мне кажется, что вышло бы интересно)
Antohin
17.07.2024 17:24+3Была одна статья, не сочтите за рекламу, сам еле ссылку нашел.
Предыстория: когда-то наша компания решила вести блог на Хабре, и маркетолог попросил нас накидать идей для интересных статей, а потом и сами статьи. Накидать-то легко в таком стиле что выше. Но, я убил, наверное, неделю на редактуру, чтобы все причесать и привести в порядок поток мыслей. Потом статья попала к копирайтеру, который переписал всё более легким языком, заодно сильно сгладив углы. Конечно, советуясь со мной и присылая бесконечные ревизии текста. Фактологические ошибки или неточности формулировок я старался править, но на каком-то этапе понял, что этот бесконечный agile цикл надо завершать, уже сил нет ни вычитывать, ни в надцатый раз объяснять свою корректуру.
В результате получилось, на мой взгляд, довольно пресно и язык немного канцелярский.
Вот собственно сама статья: Система массовой печати в биллинге, или красивые решения скучных задач (ч.1) / Хабр (habr.com)
Еще раз, ни разу ни реклама, и на мой взгляд подача откровенно слабая и сумбурная
Antohin
17.07.2024 17:24+2Перечитал свою (изначально) статью по ссылке - она не просто пресная и формалистская. Она просто чудовищна языком и пропусками логики повествования, да и просто слов в предложениях. С корректурой вот этого корпоративно-бодрого стиля я не справился от слова совсем.
Сейчас улыбает бодрое "мы". Разрабатывал это я один. Сначала, когда делал кучу синтетических тестов на утечки памяти, допустимые объемы данных передаваемых по DCOM по сети (ну шутка ли, 100 мегабайт в пакете :) помощники были не нужны. Потом долго рефакторил клиент-серверную архитектуру в серверный монолит, по пути пытаясь оптимизировать огромное накопившееся легаси. Потом стали понятны затыки архитектуры и как ее разнести по сервисам (хочешь сделать хорошо - сделай сам (с)). Только после этого стали нужны помощники, но уже и ресурсов нет, да и работа, считай, сделана. Угу, потом еще год допиливал в промышленной эксплуатации.
Так что статья только любителям подробностей странных решений странных систем...
Interfer Автор
17.07.2024 17:24+3На самом деле, я через это проходил. У меня на предыдущем месте тоже пытались привлечь копирайтера мне в помощь, ибо канал продвижения с Хабра работал очень хорошо. Но привело это к тому, что статьи стали прилизанные, потеряли колорит и дух. Спустя буквально пару работ я от этого отказался и продолжил выпускать статьи сам. Да, местами с ошибками и кривенько. Но зато свое и за буквами ощущаюсь именно я)
Antohin
17.07.2024 17:24Полностью согласен. Тем более что местное сообщество за версту чует, и на дух не переваривает, всё это вот копирайтерство. А сейчас еще и в использовании нейросеток обвинят.
Antohin
17.07.2024 17:24+2А вот статья про про БС-ку (базовую станцию, комментарий для стороннего читателя), Вам наверно будет интересна - она тоже попала под каток копирайтера, но для связиста там много интересной информации закопанной в словоблудстве. Второй раз даже не рискну оставить ссылку, если сами не найдёте, стучитесь в личку. Кратко - все производители в основном в хард - антенны, усилители, а мы в софт. Риалтаймовую обработку на SDR для кучи подключенных терминалов сделать тяжело, но прототипы в 5G обкатывать можно
Mingun
17.07.2024 17:24+1Ничего, продолжайте, очень интересно. :)
Antohin
17.07.2024 17:24+4Попробую написать про то, как мы в ситуации когда память есть, а проца и ввода/вывода мало, пытались сделать в рамках базы свой наколеночный in-memory кэш для часто используемых данных а-ля стоимости услуг для тарифного плана.
На первый взгляд там классическое key-value хранилище, но нюансы ТЗ превратили всё это в олимпиадную задачу, над которой бились много лет сменяя подходы с наивных до изощренных, и что из того что не написано в документации превращало в прах наши многочисленные попытки оптимизировать получение данных из простой казалось бы функции, таскающей данные из почти простой таблицы.
electrofetish
За счет автоматизации связь стала дешевле. Мешают только спекулянты, которые существенно берут за рекламу тарифов в легаси формате.
При полной автоматизации только плата за потраченную электроэнергию на узлах.
GidraVydra
А оборудование и линии поставят меценаты за спасибо?
electrofetish
Когда-то и это упрется или уже упирается в потолок.
Нельзя вечно плодить то, что раньше реально дало ту самую автоматизацию. Так скажем ради этого трудились инженеры, программисты.
Даже, если убрать ненужные звенья, то банально амортизация нового оборудования будет куда дешевле, чем стоимость сейчас.
GidraVydra
Ну сейчас смс-ботов победим и как заживем!
Interfer Автор
Как отписались ниже - да, существенная часть - это плата за оборудование. И оно постоянно меняется, обновляется, модернизируется. Где-то слышал "кто не вкладывается в сеть, вылетает с рынка". А добавьте сюда еще всяких Яровых, так вообще караул.