Всем привет! Меня зовут Аня, я руковожу проектными менеджерами на сайте alfabank.ru. Более 8 лет я работаю в сфере people management и понимаю, как сходу отличить замотивированного сотрудника от выгоревшего.

Сейчас у меня в подчинении 12 проектных менеджеров, до этого управляла командами от 5 до 10 человек. Провела более 100 собеседований на различные позиции — от разработчика до проектного менеджера. На любой позиции моей ключевой задачей было развивать сотрудников, а потом удерживать любым доступным мне способом. 

За столько лет накопилось много опыта на тему мотивации и даже появилась система, по которой я с этим работаю. В статье будет мало теории и много примеров, потому что про теорию можно читать бесконечно. Примеры помогут с коммуникацией, постановкой задач или просто бо́льшим пониманием тех, с кем ты работаешь. 

Базовые типы мотивации

Давайте начнём с того, что обычно люди делят мотивацию на материальную и нематериальную. В большинстве случаев руководители пользуются только денежной мотивацией, а потом удивляются, почему это не работает и сотрудники не всегда выбирают место, где больше платят. 

В начале своей карьеры руководителя я взяла за основу систему мотивации, в которой есть 6 базовых мотиваторов:

  1. Имидж 

  2. Деньги

  3. Физическое удобство

  4. Психологическое удобство

  5. Безопасность

  6. Саморазвитие 

Давайте поговорим о каждом в отдельности. Но перед этим хочу добавить, что каждый мотиватор может работать в двух режимах: «К» и «От».

Это значит, что сотрудник может либо стремиться к получению нужных ему благ, либо стараться уйти от того, чтобы у него их отняли. А теперь к мотиваторам. 

Подробнее о каждом типе мотивации

1. Имидж

Мотиватор, при котором для сотрудника важно признание, уважение, безупречная репутация. Они любят свободу действий и независимость. Обычно у них есть внешние атрибуты успеха: ходят в офис в костюме, любят брендовые вещи, квартира в лучшем районе города. Также им особенно важна похвала от руководителя. 

Например, когда я постоянно ходила в офис, у меня благодаря такому мотиватору за спиной вдоль стены были расставлены грамоты и благодарности. Сейчас у меня есть такие сотрудники, и я вижу, как для них важно не облажаться передо мной. И их больше всего у меня на виду, кстати! Ведь что? Они выстраивают отношения с руководителем! 

Мне нравится разбирать мотиваторы на базе мультфильма «Простоквашино», поэтому буду приводить примеры со всеми известными героями. Мотиватор имидж вы могли видеть у мамы Дяди Федора. Помните её цитату: «У меня 4 платья, а надеть их некуда»?.

Что делать с сотрудниками с такой мотивацией? 

Я, как руководитель, стараюсь хвалить своих ребят не только на 1–1 встречах, но и при всех. Видно, как сотруднику это приятно. В следующий раз он постарается сделать задачу так, чтобы снова получить похвалу и признание при коллегах. Мне несложно, а сотрудник воодушевлённый идёт работать дальше.

Ещё у нас в компании есть различные конкурсы, например «Лучший сотрудник». Сотрудников с такой мотивацией я стараюсь больше направлять в эту сторону, позволяя им получить очередную звездочку на погоны.

Иногда, когда мне нужно помозгоштурмить или принять решение, я могу привлечь такого сотрудника, чтобы он тоже высказал своё мнение. Мне как руководителю будет полезно услышать мнение со стороны и подумать «об кого‑то», а сотрудник понимает, что я выбрала именно его, чтобы обсудить что‑то важное, его это мотивирует сохранять планку.

Ещё я заметила, что сотрудникам с такой мотивацией очень важно ставить KPI, потому что для него нет результата ниже 100%. Есть минус, если чего‑то нет в KPI, он может не захотеть это делать или сделает без энтузиазма. К сожалению, периодически сталкиваюсь с этим в своей работе, у таких ребят всё самое основное записано в KPI.

Также вы можете:

  • Делегировать обязанности и оставлять такого сотрудника за себя на время отпуска. Если сотрудник правда хороший, сделайте его своей «правой рукой».

  • Выделять в качестве наставника для новых сотрудников.

  • Взять с собой на совещание и дать выступить перед другими руководителями. 

2. Деньги

Кажется, это один из самых простых для понимания мотиваторов. Я замечала, что мои коллеги и сотрудники с такой мотивацией постоянно стремятся увеличить доход, могут брать дополнительные задачи и обязанности, если им это поможет повысить свою зарплату. Обычно у этих ребят есть накопления, и они неплохи в финансовой грамотности. 

В моей практике сотрудники с денежной мотивацией чаще всего сами инициируют разговоры о повышении зарплаты. Когда я работала в саппорте, у меня была сотрудница, которая брала все возможные переработки, потому что за них доплачивали. Если среди ваших коллег есть человек, который точно знает формулу расчета квартальной премии, с большой долей вероятности, у него мотиватор «Деньги».

Вернёмся к мультфильму «Простоквашино». И к коту Матроскину, ведь у него ярко выраженный денежный мотиватор. Давайте вспомним его фразы.

  1. — Что вы будете выписывать?

 — Ничего, я экономить буду.

Вспомните, кот копил на корову и лишнего не тратил.

  1. «Зря мы его (Галчонка) кормим, пусть пользу приносит».

Зачем тратить деньги на еду для птички, если это бесполезные траты?

  1. «За ружье деньги плачены, а моя жизнь бесплатная» © Шарик

Это сказал Шарик коту, когда тот больше беспокоился за утопленное ружье, нежели за жизнь самого Шарика. 

Что делать с сотрудниками с такой мотивацией?

Если честно, я стараюсь не брать сотрудников с ярко выраженной денежной мотивацией, потому что мотивировать их довольно сложно. Как говорится, денег не напасёшься. Но всё же мы все работаем за деньги и часто просто на какой-то промежуток времени, из-за внешних обстоятельств, мотиватор обостряется и приходится работать с чем есть. 

Поэтому вот мои лайфхаки. Подробно рассказывайте таким ребятам, из чего складывается их премия (если она есть), а особенно те коэффициенты, которые они могут увеличить. У нас, например, это оценка руководителя. Если кто-то с такой мотивацией берёт себе в личную цель задачу с дедлайном, то старается сделать её как можно быстрее или в бо́льшем объеме, чтобы получить повышенную оценку. 

Также таких сотрудников можно привлекать к дополнительным задачам или проектам за дополнительную плату, если это возможно. Ну и конечно, мотивировать тем, что повышение зарплаты следует за хорошими результатами. 

3. Физическое удобство

Я замечала, что это люди с самым обустроенным рабочим местом, у них всё по полочкам и так, как комфортно им. В офисе такой сотрудник попросит место, например, у окна, и ему будет это важнее всего остального. У этих ребят в большей мере развит work‑life balance, работу они будут выбирать, скорее, по критериям местоположения офиса, удобства рабочего места, наличию командировок. Узнали кого‑то из коллег?

В «Простоквашино» героем с такой мотивацией был почтальон Печкин. На Новый год хотел уйти домой в привычную ему обстановку, с телевизором. Подобрел, когда получил велосипед, и постоянно заканчивал серии словами «приезжайте к нам, в Простоквашино», что показывает его привязанность к месту, где он живет.

Что делать с сотрудниками с такой мотивацией?

Мои ребята с такой мотивацией обычно просят удалёнку или удобный стул в офисе. Также я могу им предложить гибкий график перерывов/обедов, ну и, конечно, место в офисе тоже на выбор! Старайтесь не дергать такого сотрудника по работе во внерабочее время, если это не суперкритично, они не любят переработки не по своей воле.

На самом деле здесь руководитель может сделать довольно мало. Если сотрудник выбрал вас и вашу компанию, вы уже прошли по бо́льшему количеству критериев. 

4. Психологическое удобство

Этот человек — душа компании! У меня есть сотрудники с такой мотивацией. Для них нет ничего важнее выстраивания отношений в команде. Именно они инициируют тимбилдинги, походы в бар после работы или любые другие общие активности.

Эти ребята часто находят друзей на работе, у них много неформального общения, и, скорей всего, вы знаете почти всё (а может, даже и всё) про такого вашего коллегу. Ещё стоит отметить, что люди с подобной мотивацией часто зависят от мнения окружающих (не путать с имиджем), здесь важно не столько мнение руководителя как авторитета, а именно друзей‑коллег.

Возвращаясь к «Простоквашино»: уже знаете, у кого там была подобная мотивация? Конечно, у главного героя — дяди Фёдора! Мальчик, который старается подружить всех вокруг, скучает по родителям и готов взять в дом первого попавшегося пса, чтобы было веселее.

Что делать с сотрудниками с такой мотивацией?

Давать им возможность видеть в команде их семью. Если конкретнее, предлагайте таким людям задачи, связанные с организацией тимбилдингов, помощи коллегам, проведения больших собраний (например, демо подразделения).

Скорей всего, такие сотрудники будут требовать от вас больше внимания, им хочется поговорить в перерывах. Говорите, если есть такая возможность. И не о работе, а просто о жизни. Небольшой лайфхак: запомните, о каких важных событиях из своей жизни рассказывает сотрудник с такой мотивацией, а потом в следующих беседах спросите, как там дела. Мотивации добавится.

5. Безопасность

По опыту — самый трудно определяемый мотиватор, потому что одним из индикаторов является стремление человека к уверенности в «завтрашнем дне». Вы мне скажете, что все этого хотят. Собственно, в этом и сложность.

На что ещё можно обратить внимание? Сотрудник с такой мотивацией ни за что не согласится работать на декретной ставке, потому что ему очень важна стабильность. Скорей всего, он тщательно прочитал трудовой договор и сможет вам его процитировать. При трудоустройстве такой сотрудник спрашивает про соцпакет и гарантии и может отказаться от работы, если у вас нет ДМС. В моей команде такие сотрудники чаще всего саботируют изменения, не потому что они противные ребята, просто им правда сложно.

Часто безопасность проявляется у людей ярким мотиватором в моменты, когда внешние обстоятельства нестабильны или они находятся в жизненной ситуации, когда не могут выбрать ничто другое, кроме стабильности.

В мультфильме «Простоквашино» сложно однозначно выделить персонажа с таким мотиватором, но я обратила внимание на почтальона Печкина по фрагменту с посылкой. Помните, как он не хотел её отдавать без документов? Потому что накажут и работы лишат, а ему такой исход событий точно не нужен.

Что делать с сотрудниками с такой мотивацией?

Если вы ходите в офис, постарайтесь закрепить за таким человеком конкретное рабочее место, это будет его островок спокойствия. Всегда давайте обратную связь, особенно положительную, в качестве подкрепления того, что сотрудник в безопасности. Также важно объяснять таким ребятам все нововведения и изменения.

Например, у меня был случай, когда сотрудник просил новую формулу расчёта премии, было важно не просто её дать, но и объяснить каждый параметр. Постарайтесь, насколько вы это можете, оказывать психологическую поддержку и идти на уступки, если это возможно. 

6. Саморазвитие

Этот мотиватор можно заметить у людей, которые всегда стремятся получать новую информацию и учиться. У таких сотрудников всегда есть хобби вне работы, иногда не одно. По моему опыту, сотрудники с подобной мотивацией чаще других просят новые задачи или должность. В качестве задач они чаще всего будут выбирать то, к чему у них лежит душа или есть талант.

Обычно коллеги с мотивацией на саморазвитие просят у меня или у других коллег список литературы, которая поможет повысить их навыки. При трудоустройстве точно уточнят про наличие тренингов в компании или про возможность пойти на внешнее обучение. 

Ну и последний, но не по важности, герой в «Простоквашино» — Шарик! У него точно есть такая мотивация. Вспомните, как он учил Гаврюшу командам. А как вёл фотоохоту? Кому‑кому, а ему точно не сиделось на месте.

Что делать с сотрудниками с такой мотивацией?

Самое простое — давать учиться. Как? Выбивать участие в тренингах, отправлять на внешние обучение, давать новые интересные задачи, делегировать свои. Эти сотрудники — лучшие наставники, поручайте им обучать других коллег.

Совсем хорошо, если получится воплотить в жизнь какую‑то идею этого сотрудника. Мой лайфхак — привлекать таких ребят к собеседованиям, им нравится, они воспринимают это как обучение. Ещё у меня есть правило «изучил сам — расскажи остальным» — это тоже хорошо работает с мотивацией.

Вы узнали, кто вы из «Простоквашино», что делать дальше?

Наверняка во время прочтения у вас возник вопрос: «А может ли меняться мотиватор?». Ответ: «Да, может». У всех нас есть что‑то из каждого пункта, но ярко выраженными будут только два мотиватора. На них‑то и стоит обращать внимание и с этими мотиваторами работать в первую очередь.

Иногда мотивация может поменяться. С чем это связано? С любыми событиями, влияющими на привычный уклад жизни сотрудника. Например, сотрудник взял ипотеку, и теперь ему важнее стабильная работа и доход, хотя раньше он старался заработать авторитет начальника. Или в мире случилась пандемия, в то время почти у всех мотиватором была безопасность, с выравниванием обстановки в обществе мотиваторы вернулись к прежним.

Чтобы отследить, какая мотивация у сотрудника, достаточно наблюдать за его внешними проявлениями и поведением, а потом подкреплять свои предположения о мотиваторах дополнительными вопросами на встречах 1-1. Также рекомендую внимательно слушать, о чем вам рассказывает сотрудник на ваших 1-1 и во время неформальных бесед, например в офисе. Там целый кладезь информации. 

Поняв свою мотивацию, своих коллег или сотрудников, вы можете задаться вопросом: «А это хорошая мотивация или нет?». Ответ простой: «Любая мотивация хороша». Важно обращать внимание, подходят ли ваши мотиваторы под корпоративные ценности, ценности команды и ваши собственные. Соответствуют ли мотиваторы сотрудника тому, что вы можете ему дать?

Ну, и в конце немного о самомотивации. Многие из нас ждут, что наш руководитель или Ванга, или раскладывает по вечерам Таро, чтобы выяснить, как бы замотивировать своих сотрудников. И в этом ожидании мы часто выгораем или остаёмся недовольными тем, что мы хотели денег, а нам дали ещё одну «интересную» задачу. Что же с этим делать?

Делюсь своими лайфхаками:

  • поговорите напрямую с руководителем о ваших мотиваторах;

  • проявляйте инициативу в тех моментах, которые вам подконтрольны. Например, если у вас мотивация «Психологическое удобство», соберите тимбилдинг;

  • берите на себя дополнительные задачи, которые соответствуют вашей мотивации. Это может показаться плохим советом из‑за дополнительной нагрузки, но, поверьте, задача, которая соответствует вашей мотивации, будет скорее давать вам энергию, чем забирать её.

Не дожидайтесь, пока руководитель познает все тонкости вашей души, применяйте советы из статьи сами.


Выявлять мотиваторы — это целый скилл, его можно тренировать. Попробуйте на своих подчинённых или коллегах. Начните с себя, какие у вас мотиваторы? Делитесь в комментариях и рассказывайте, как определили.

Комментарии (12)


  1. TerraV
    25.07.2024 07:30
    +5

    Хожу на работу за зарплатой. Пишу код, закрываю таски. Попытки меня мотивировать раздражают.


  1. Ruslan964
    25.07.2024 07:30

    привет!

    крутая статья, читал каждый пункт (ну или почти каждый) - думал так: "О, это же про меня!". честно, не смог для себя выбрать один и даже два пункта более выраженных, отсюда вопрос:
    1. как быть (как ты поступаешь) с такими сотрудниками - у которых несколько мотиваторов?

    1. бывают очень замкнутые люди и сложно из них "вытащить" их мотивацию, поделись, пожалуйста, какие используешь приемы чтобы выяснить реальную мотивацию? я видел последний абзац про "это отдельный скилл" - кажется, что это крутая тема для следующей статьи на хабре))

    2. бывают ребята, которых уже ничего не мотивирует (условно выгорели они) - как персонаж из другого мультика (Емемля на печи) - есть ли по твоему опыту варианты "вытащить их из ямы" (замотивировать) или с ними только прощаться?


    1. TerraV
      25.07.2024 07:30
      +7

      У меня встречный вопрос. Какую ультимативную пользу приносит мотивация? Вот есть у вас человек. Он исправно ходит на работу каждый день и каждый день контрибьютит в проект. Вы решаете что он недостаточно мотивирован и предлагаете отправить его на мороз, чтобы что? Начать поиск нового сотрудника на замену?

      Мотивация очень часто (но далеко не всегда) используется как средство экономии ФОТа. "Служи, дурачок, получишь значок!"


      1. Ruslan964
        25.07.2024 07:30

        если вопрос по третьему пункту, то это из моего личного опыта одного из предыдущих проектов.

        Есть люди, которым говоришь иди сделай таску, он делает, явно понимает что в постановке проблема (например, не учтен какой-либо корнер-кейс, с которым будут сталкиваться многие клиенты) - но ему пофигу, он делает "как написано" и даже не скажет никому, потому что "да, я видел проблему, НО мне так сказали делать в постановке".

        формально - да, постановка могла быть с ошибкой и формально - не его проблема, но нафига такой чувак, на которого нельзя положиться? разработка - командная работа, здесь не должно быть "мне так сказали и я делаю только так и никак иначе"


        все вышесказанное - ИМХО.


        1. TerraV
          25.07.2024 07:30
          +1

          Отлично, вы только что переложили с больной головы на здоровую. Человек качественно выполнил свою работу. Но вы взяли и обвинили человека в мыслепреступлении. Что он дескать что-то там понял но никому не сказал.


          1. Ruslan964
            25.07.2024 07:30

            в моем сообщении выше есть цитата ответа коллеги "да, я видел проблему, НО..."

            каждый видит в тексте то, что он хочет видеть.......


            1. TerraV
              25.07.2024 07:30
              +4

              Чем дольше вы работаете в профессии, тем больше проблем вы видите. Через 10-15 лет у вас просто физически не остается возможностей реагировать на всё это. И тут вы понимаете, что качество продукта ограничено качеством процесса управления. Не продумали корнер-кейс в постановке? Пусть ловят на QA. Не поймали на QA - пусть ловят ишшуй от продуктовых пользователей. Случился Crowdstrike? Ну и поделом. Это просто отражение качества процессов.

              У мотивации я знаю один ультимативный плюс. Это возможность человека выйти за границы. Но даже здесь ограничитель то же самое качество процесса управления. Если процесс управления не готов к инновациям, будь ты сто раз мотивирован, ничего не изменится. Но если готов, то недостатка в предложениях не будет. И даже не надо будет ничего специально делать.


        1. asdfddsa
          25.07.2024 07:30
          +1

          Есть люди, которым говоришь иди сделай таску, он делает, явно понимает что в постановке проблема (например, не учтен какой-либо корнер-кейс, с которым будут сталкиваться многие клиенты) - но ему пофигу, он делает "как написано" и даже не скажет никому, потому что "да, я видел проблему, НО мне так сказали делать в постановке".

          Вы видимо родились начальником и лишь раздавали людям ЦУ? Плевал я делать чужую работу, ломать голову, искать кого-то и уговаривать внести изменения, когда у меня сроки горят по своей работе.

          О чем говорить, если даже просишь постановщика задачи поправить допущенную им ошибку (чтобы прикрыть свою жопу за расхождения в реализации), то в 2/3 случаев она не будет поправлена, пока не напомнишь раза три, людям просто насрать, лишь бы спихнуть таску какому-то чуваку и забыть.

          Я уже не раз писал мысль, что все эти сказки про мотивацию не работают, вполне достаточно не демотивировать людей и нормально платить, чтобы они нормально работали. Этого в наших корпорациях не умеют.


          1. Ruslan964
            25.07.2024 07:30

            я бывал в шкуре руководителя и в шкуре исполнителя и встречал разных коллег.

            тут вопрос осознанности сотрудников, который сильно связан с наличием мотивации в целом.


    1. hahanuta Автор
      25.07.2024 07:30
      +2

      Спасибо за фидбек!)
      1) Помогаю им определиться все-таки с двумя более выраженными, которые заметила сама, не вижу ничего плохого обсудить с сотрудником его мотивацию напрямую, спросить как он думает что у него, такие беседы обычно очень интересные. Можно позадавать доп вопросы из разряда "что ты выберешь: работать в подвале за кучу денег или работать дома, но за копейки?" (вопрос утрированный, просто чтобы смысл передать)
      2) Все то же о чем писала: наблюдение и разговоры 1-1. Смотри как он(а) выполняет задачи, ведет себя в коллективе, о чем спрашивает руководителя и коллег, чем живет вне работы.
      3) Выгоревшие сотрудники - это отдельная тема, конечно)) Обычно я сначала пытаюсь спасти, для этого надо первопричину выгорания понять: устал, задачи надоели, профессия уже не зажигает. Если устал, то был кейс, когда мы разработчика отпускали на месяц в отпуск, он вернулся отдохнувшим и прекрасно работает. Бывает такое, что они из отпуска уже сами не возвращаются, ну или не помогает и приходится прощаться. Я таким ребятам рекомендую отдохнуть и только потом искать заново работу (если такая возможность есть, конечно).


      1. Ruslan964
        25.07.2024 07:30
        +2

        увидел, спасибо)


  1. SUBROSSA
    25.07.2024 07:30
    +1

    Интересно было почитать