Привет, Хабр!
Я все еще слышу от коллег мысль о том, что собирать кейсы для продакта — пустая трата времени: нужно вспоминать про старые проекты, доставать цифры, а все эти лендинги, презентации и профайлы нужны только дизайнерам.
Я поговорил с пятью менеджерами, у которых портфолио уже есть, и теперь расскажу, почему стоит потратить на сборку этого артефакта несколько вечеров. Короткий ответ на этот вопрос для тех, кому лень читать: с портфолио сильно легче продавать свой опыт.
Рассказывать и показывать — эффективнее, чем просто рассказывать. Капитан Очевидность приехал и оставил этот вывод здесь.
Спец, который симпатично упаковал свой бэкграунд и ачивки лучше запоминается на фоне остальной сотни продактов, которые тоже пришли на собес, но ничего с собой не принесли, подумав что и так норм.
Рекомендую не упускать возможность выделиться и собрать портфолио. С ним вам откроются опции, которые трудно переоценить. Какие? Читаем ниже.
Во-первых
Показать какой вы умница‑пирожок и умеете презентовать результат своей работы. Смогли сделать это на интервью — сможете и на демо стейкхолдерам.
Эйчар или нанимающий менеджер задает свой дежурный вопрос про достижения и опыт? Ни слова больше. Расчехляете презу, шерите экран и рассказываете. Красота!
Во-вторых
Подсветить профессиональную зрелость и ответственный подход к поиску работы. Ведь вы, как минимум, потратили время, чтобы сесть и вспомнить, что крутого сделали за пару лет. Это покажет собеседнику, что вы будете применять схожий подход к «боевым» задачам.
В-третьих
Потренировать рассказ про опыт. Пока формулируете достижения и собираете инфу — они отлично укладываются в голову и будут ждать своего часа. В нужный момент их нужно будет только достать. Например, когда начнутся переговоры о зарплате и вам пригодятся аргументы.
В-четвёртых
Страничка или презенташка с вашим опытом будет шпаргалкой, на случай, если вдруг забудете про какой‑нибудь давний, но интересный кейс. Извлечь факты из портфолио будет быстрее, чем из глубин памяти.
Теперь поговорим о «начинке». Я сделал чек-лист того, что обязательно должно быть внутри вашего портфолио.
Общая информация
Описание на один‑два абзаца, который расскажет про ваш опыт, сильные стороны и текущие цели. Ниже пример как это может выглядеть.
Я Иван, в ИТ 10 лет, из них 6 управляю продуктами. Мои сильные стороны — это управление командами, вывод новых продуктов на рынок, разработка бизнес‑стратегий и маркетинг.
Построил с нуля веб‑платформу с 10K DAU, привлек к партнерству экспертов из Google, Amazon и заработал для компании 100 500$.
Ищу для себя новые карьерные возможности. Приоритеты — управлять зрелым продуктом, иметь возможность влиять на результат и использовать Data driven подход.
Ваши проекты
Описание всего, что вы запускали и лидировали. В кейсы кладем боевые проекты с прошлых мест работы, разбавляем личными, если они есть.
Если мало опыта — соберите в слайд свои решения тестовых заданий и публичных кейсов. Вот здесь я писал про пять источников, где их можно взять.
Сделанную работу расписываем по фрейму: ситуация — проблема — решение. Задача здесь — смочь быстро рассказать непогруженному в контекст собеседнику чем вы занимались, с какой целью и что получилось в итоге.
Делаем акцент на результатах, с фактами и цифрами. Выделяем жирным. Кратко дублируем эти достижения внутри резюме, в блоке с опытом работы.
Не забываем, что в ачивках надо использовать глагол в совершенном виде: завершил, увеличил, добился, повысил и так далее.
Рекомендую выдерживать правило: один кейс — один слайд. Не перегружайте его текстом и сделайте так, чтобы рассказ занимал не более одной минуты на каждый проект.
Для этого можно представить, как бы вы рассказывали про кейс собеседнику в лифте, если бы задались целью получить инвестиции. Тот самый elevator pitch. Погуглите.
Инструменты и навыки
В этом разделе нужно рассказать про те штуки, которые помогли вам достигнуть результатов блоком выше.
Напишите про работу с пользователями, исследования, прототипирование — что угодно, в чем вы сильны и что привело к результату.
Идеально, если навыки, которые вы применяли для решения кейсов, совпадут с требованиями из вакансии. Для этого, если вы владеете внушительным списком скиллов, слайд с навыками можно кастомизировать под позицию, делая фокус только на релевантных.
Рекомендации
От вашего работодателя, коллег или клиентов, которые оставили отзыв о работе с вами (если вдруг занимаетесь консалтингом). Мне известна пара ситуаций, когда именно рекомендации сыграли ключевую роль и помогли работодателю принять решения в пользу кандидата. И предложить зарплату по верху вилки.
Дополнительные материалы
На этот слайд можно поместить ваши публикации в социальных сетях и профильных площадках. Например, пост в Linkedin, который стал виральным, или статья на Хабре с большими охватами.
Если вы умеете писать на тему, в которой разбираетесь — не стесняйтесь показать это потенциальному работодателю. Если что, копипастить материал на слайд не нужно. Хватит заголовка, названия площадки, пары цифр (это могут быть охваты, лайки и шэры) и ссылки на сам текст.
Для вдохновения
Чтобы сделать первый шаг и начать собирать собственное портфолио, посмотрите на коллег продактов, которые уже это сделали. Принес десять примеров, чтобы было от чего оттолкнуться:
Жирных вам офферов!
Картинки сделаны из кадров фильма Криминальное чтиво. Если не видели — бегом исправлять это недоразумение.
Этот и другие посты можно читать у меня в блоге, где я помогаю айтишникам быстрее строить карьеру и расти в зарплате.
Пишу о том, что больше всего волнует рынок:
почему не зовут на собесы?
как улучшить резюме?
как сделать так, чтобы босс сам предлагал повышение?
что делать, чтобы работа сама находила вас?
Бонусом: собрал 300+ материалов про управление продуктами и проектами. А еще написал гайд по устройству на работу для джунов: забирайте в закрепе канала.
Курсы успешного успеха не продаю. Подписывайтесь, чтобы подсматривать за чужим опытом. Всем мир.