Написал простой чек‑лист, который можно использовать, чтобы не вписаться в какой‑нибудь сомнительный проект.
Рекрутеры, эйчары и нанимающие менеджеры умеют неплохо продавать вам идею как же классно работать в их компании.
В реальности классно бывает не всегда. Есть простые индикаторы, которые помогут не вляпаться куда не следует и не потратить своё время.
РАСХОЖДЕНИЕ СЛОВ С ФАКТАМИ
Здесь мне вспомнился яркий пример из прошлой жизни. Лет 10 назад, еще в Сибири, я устраивался сэйлзом на продажу какого‑то оборудования.
Беседовал с их коммерческим директором, слушал про оборот в $, о планах открыть еще 6 филиалов, и не мог оторвать взгляд от его правого протертого в районе голени носка, где вот‑вот появится дырка.
Тут может быть резонный вопрос, «а вы че в носках на собесе были вдвоем»?
Поясняю: мы сидели за столом, мой оппонент немного высунул ногу, а штанина была коротковата, чтобы скрыть носочное фиаско. Такие дела.
Чуть позже мне доводилось видеть и другие вещи, которые выступали для меня таким же кричащим почти дырявым носком.
Офисы в гараже на окраине, Xiaomi на столе генерального директора с треснутым экраном и подобное всякое.
«МУТНОЕ» ОПИСАНИЕ ВАКАНСИИ
Без названия компании, без зарплатной вилки, условий и требований. Ниже типичный пример булщит‑описания из чатиков в Телеграме.
«Ищем крутого коллегу в ИТ компанию. Нужно отвечать за продуктовую работу». Зарплата по договоренности.
Если откликнетесь, то уже на интервью можете узнать, что ИТ компания — это склад на заводе, где недавно внедрили CRM, а продуктовая работа — это пересчитывать коробки с консервами.
Вишенкой на торте будет серая зарплата с окладом в двадцатку, а остальное kpi. Опционально — придется носить каску, потому что инженер по безопасности не дремлет.
Вывод простой: если работодатель не заморачивается с первым впечатлением, может быть и остальные процессы в компании работаю аналогично. Вам решать, стоит ли тратить время.
ПОПЫТКИ «СПРЯТАТЬ КАКАШКУ ПОД КОВРИК»
Я бы насторожился, если бы увидел в описании вакансии даже небольшие попытки манипуляций.
Давайте на примерах, чтобы понятнее. Сначала формулировка, а после стрелки перевод.
Дисклеймер: так бывает не всегда, но если увидели похожее описание, стоит покопать глубже вопросами.
«Требуется умение работать в условиях высокой интенсивности» → в компании бардак с процессами и маленький ФОТ, потому что экономика едва сходится. Нам бы хотелось это скрыть и договориться, чтобы ты пахал за двоих.
«У нас классная корпоративная культура. Мы одна семья и важно, чтобы вы разделяли наши ценности» → мы задолбались бороться с текучкой, очень хочется чтобы ты поработал подольше, а просил поменьше.
«Умение работать на результат» → мы не знаем, как именно оцифровать твою работу, поэтому предлагаем минимальный оклад + KPI. Какой он будет — решит наш мудрый CEO.
«Вы будете работать в команде профессионалов‑единомышленников, связанных одной целью и готовых поддерживать друг друга в сложных ситуациях» → в компании нет ничего из перечисленного, а процесс найма так хромает, что мы даже с текстом вакансии не стали заморачиваться.
КОГДА ВСТРЕЧАЮТ НЕ ПО ОДЕЖКЕ
Идем исследовать сайт компании и открываем мобильную версию. Скроллим, смотрим как она работает, крутится‑вертится.
Если увидели артефакты вроде уплывшей верстки, неработающих форм или кнопок — делаем себе пометочку. Будет о чем спросить нанимающего менеджера на интервью, если захотите продолжить диалог.
Ультра‑комбо, которые мне встречались: сайт эдтеха для будущих фронтендеров с горизонтальным (без шуток) скроллом на мобилке и лендинг школы бэкендеров, где работало ноль форм заявки из трёх.
Когда встретили что‑то похожее, задайте себе вопросы:
1) если у компании такое отношение к юзерам в точке входа, каковы шансы, что раздолбайский подход к работе применяется везде?
2) чувствуете в себе силы стать тем, кто придет, наведет порядок и станет героем?
НЕПРИКРЫТЫЕ ГРЕХИ БОССОВ
Включаем в плеере трек из Розовой пантеры и идем искать компромат на потенциального руководителя.
В зависимости от размера компании, вашей целью может быть менеджер, топ‑менеджер, CEO. Обычно есть кто‑то, чей личный бренд развит сильнее остальных.
Гуглим их интервью, смотрим профили в социальных сетях, скроллим посты на 3–4 месяца назад. Читаем статьи на vc, Хабре, изучаем комментарии, чтобы понять, как коллеги общаются с аудиторией.
Я бы обходил стороной компанию, где первые (да и вторые тоже) лица ведут себя эпатажно и вызывающе в медийном поле.
Чаще этим грешат небольшие бизнесы, стартапы, студии и всякие диджитальные агентства. За подобной «яркостью» и «харизмой» вашего будущего босса может скрываться привычка принимать непредсказуемые решения. Рано или поздно — они коснутся и вас.
Хотел еще написать про отзывы, но что-то и так вроде всё разжевано.
Смотреть их мало смысла по двум причинам:
1) Грамотный эйчар там «прибрался» еще до вашего прихода за счет публикации отзывов лояльных коллег.
2) Фидбэк бывает ну оооочень уж неоднородным: рядом могут лежать отзывы программиста и кладовщика.
На основе таких данных сложно составить цельную картину, а скроллить и делать выборку по нужной позиции вам 100% будет лень.
Пишите в комменты, с какими красными флагами сталкивались вы сами. И подписывайтесь на мой Телеграм, если интересно.
Этот и другие посты про карьеру можно читать у меня в блоге, где я помогаю айтишникам быстрее строить карьеру и расти в зарплате.
Пишу о том, что больше всего волнует рынок:
почему не зовут на собесы?
как улучшить резюме?
как сделать так, чтобы босс сам предлагал повышение?
что делать, чтобы работа сама находила вас?
Бонусом: собрал 300+ материалов про управление продуктами и проектами. А еще написал гайд по устройству на работу для джунов: забирайте в закрепе канала.
Курсы успешного успеха не продаю. Подписывайтесь, чтобы подсматривать за чужим опытом. Всем мир.
Комментарии (6)
Batalmv
24.04.2024 07:12+2Офисы в гараже на окраине, Xiaomi на столе генерального директора с треснутым экраном и подобное всякое.
Народ просто не парится пускание пыль в глаза. Я когда-то работал в фирме (кстати жива и по сей день). Офис был в таких "ибенях", что если кого-то туда привести с закрытыми глазами, то человек может подумать, что это вообще поселок на окраине "жизни". Вдали видна "железка", сельский магазин прям из совка ... и что?
Если в офис не приезжают клиенты - зачем платить больше?
Про треснутый телефон - некоторым просто по фиг. Я когда-то давно ездил скупаться на овощной оптовый рынок. Так туда приезжали мужики на премиух машинах типа А8 последней моеди, вылезая оттуда, одетые как "бомжик" и шли покупать ящик яблок и еще чего-то там
Просто понты - это признак "нищебродов", которым хочется показать, что они типа "не такие"
---------------
Остальное ... в целом да, но важно также то, о чем вы договариваетесь по сути. Все остальное - может сработать, а может и нет
Есть базовые вещи:
стартап == риски прогореть, овертаймы, риск неплажей. Но ... куча технологий, рост над собой
большая компания == все стабильно, может быть много легаси и бюрократии.
и т.д.
Metotron0
24.04.2024 07:12+1Про носки так скажу: для него это может быть такая мелочь, которой стоит заниматься в последнюю очередь. Я вчера смотрел свои фотографии 2009-го года и понял, что до сих пор хожу в той рубашке. Да и другим рубашкам по 10-15 лет, так и что, если дырок нет, а потёртости не существенные? Осенней куртке столько же. И вообще, у меня всего одни зимние джинсы, в которых я намерен ходить ближайшие 10 лет. Если кто-то станет докапываться, то, во-первых, всё по панку, а во-вторых, его какое дело, хочу ли я тратить деньги на новую одежду? С треснувшим экраном может быть так же. Может, он по телефону только звонит, и экран не мешает набирать номер и смотреть, кто позвонил. Я могу купить новое мыло, но буду маленькие куски мылить до последнего, а потом ещё постараюсь прилепить их к новому куску. Это не характеристика финансового состояния.
Squoworode
24.04.2024 07:12+1Вы не понимаете, носить носки до полного износа - это экологический тренд!
aleksandy
24.04.2024 07:12А потом половину распустить на нитки и заштопать вторую половину. А по сегодняшним веяниям моды даже в цвет попадать не обязательно.
torbasow
Извините, но Вы не очень понятно пишете. Я так и не смог уяснить, в чём резонность этого вопроса. У меня никакого подобного вопроса не возникли. Да, вдвоём на собеседовании (собес, всё же, означает несколько другое), да оба в носках. Где тут повод удивиться и вопросить?
Это как пример; текст в целом страдает от невнятности стиля и ошибок.
aleksandy
Да чего уж там? Текст - сплошная графомания.