Привет, Хабр!

В начале этого года я написал коротенький мануал по поиску работы и выложил у себя в блоге. Гайд сделан для новичков после курсов или «свитчеров», кому трудно представить себе путь от первого отклика в hh.ru до собесов и оффера.

Судя по отзывам, кому‑то моя инструкция заменила пару платных карьерных консультаций. Гайд скачали уже больше сотни человек и я решил поделиться им здесь чтобы местные новички смогли быстрее решить свои проблемы.

Гайд поможет если вы:

  • Недавно попали в айти и у вас мало опыта

  • Откликаетесь, но никто не зовет на интервью

  • Приходите на собеседование, но валитесь на вопросах

  • Думаете сменить работу, но не знаете, как сделать первый шаг

После прочтения вы сможете:

  • Составить свой ТОП работодателей, где хотелось бы работать

  • Собрать карту своих навыков

  • Улучшить своё резюме и повысить конверсию в интервью, написать сопроводительное письмо и сделать 100+ откликов

  • Найти свои сильные и слабые стороны, написать себе шпаргалку с вопросами и натренировать рассказ о себе

  • Сформулировать цель поиска работы и понять, в какую компанию хотите устроиться

Семь шагов от откликов до оффера

Шаг первый: ставим себе цель

Цели ставить сложно и некомфортно, но они помогают вам фокусировать усилия на чем‑то одном и быстрее получать то, что хочется. Это работает и с карьерой.

Для начала задайте себе два вопроса и попробуйте на них ответить:

1) кем я хочу работать

2) что для меня самое важное на новой работе

На выходе должно получится вот что:

1) менеджер продукта

2) зарплата 150К-200К, удалёнка, белое оформление и ДМС

Выше всего лишь пример. У вас может быть другая позиция, другая вилка и другой список хотелок. Суть остается та же: разработчик вы, менеджер или маркетолог.

Попробуем сформулировать и записать вашу карьерную цель. Это можно сделать разными способами. Я предлагаю простой и удобный фреймворк SMART.

Давайте на примерах.

Цель курильщика: хочу на работу в ИТ.

Цель здорового человека: хочу устроиться в «Company name» менеджером продукта на вилку 150К-200К с удалёнкой, белым оформлением и ДМС.

В первом случае цель поставлена некорректно:

  • нет конкретики, ИТ большое

  • не ясно, какие условия хочется

  • не понятно, какую профессию рассматриваете

Во втором конкретики уже достаточно, чтобы начать работать над вашей хотелкой.

На месте «Company name» может быть любая компания. Если вы уже знаете, куда хотите на работу, это отлично. Если нет — не беда. Читайте дальше.

Шаг второй: составляем топ компаний

Откройте хедхантер, создайте табличку в экселе или гугл‑таблице и выпишите себе топ-10 компаний, где вы бы точно хотели работать. Вспомните про свои критерии поиска из шага номер 1. Выделите те компании, которые могут вам это предложить.

Ниже таблица с примером, что должно ориентировочно получиться. Если возникли сложности с составлением списка, воспользуйтесь моим, должно облегчить задачу.

Название

Роль

Ссылка в HeadHunter

Отклик

Яндекс

Middle Product manager

Ссылка на вакансию

Да

Альфа-банк

Senior  Product manager

Ссылка на вакансию

Нет

Skyeng

Middle Product manager

Ссылка на вакансию

Нет

Тинькофф

Middle Product manager

Ссылка на вакансию

Да

Шаг третий: собираем вашу карту скиллов

Посмотрите вакансии, которые подходят. Выпишите скиллы, которые просят в табличку. Выберите из них самые частотные. Затем проставьте цифры от 1 до 5 напротив каждого скилла, где 1 — почти ничего не знаю, а 5 — разбираюсь на отлично.

Будьте честны с самим собой. Чего‑то не знать это ок. Эта карта компетенций поможет вам чтобы понять, что идти прокачивать в первую очередь.

Для вдохновения можете воспользоваться готовым примером карты навыков для менеджеров продукта по этой ссылке.

Шаг четвертый: улучшаем резюме

Первое, что нужно уяснить про резюме — это его цель. Она простая и сложная одновременно: сделать так, чтобы вас позвали на собес.

Второе, что нужно помнить: у рекрутеров мало времени. Поэтому резюме нужно написать коротко и понятно, чтобы читая его по диагонали за 10–15 секунд, вас захотелось позвать на интервью.

У вас будет большой соблазн затолкать в резюме вообще весь опыт, включая стажировку в вузе десятилетней давности. Каждый раз, когда такое желание будет возникать, задавайте себе вопрос, насколько этот опыт подходит к вакансии.

Чек лист ниже поможет посмотреть на ваше резюме критическим взглядом. Возможно, вы выбросите из него много лишнего, или полностью переработаете.

Формат

Оформление резюме должно быть таким, чтобы не мешать задаче рекрутера быстро его изучить. Отсюда следует правило: чем проще, тем лучше. Пока у вас не очень много опыта и хочется быстро найти работу, используйте стандартную PDF из HH.RU.

Объем

Количество страниц в резюме это всегда баланс между количеством инфы, которую хочется в него запихать и временем рекрутера, который готов его потратить на чтение вашей писанины. Для российского рынка можно ориентироваться на 1–3 страницы.

Три страницы рекомендую оставлять только если вы проделали вот такое упражнение: посмотрели на резюме, задали себе вопрос «что тут можно выкинуть?» и если ответ «ничего», оставляйте все три.

Название должности

Здесь одно простое правило: название должности в резюме должно совпадать с названием в вакансии. Если откликаетесь на менеджера продукта, то и в заголовке резюме должно быть «менеджер продукта». Не заставляйте эйчара думать. У него и так много работы.

Фотография

Ничего не поделать, люди хотят заранее знать, с кем придется иметь дело. Лучше бы ей там быть. Чтобы понять, какую фотку поставить, открываете в Linkedin десяток публичных страничек с оформленным профилем (название должностей, обложка и т. д.) и смотрите на их фото. Скорее всего, оно «как на паспорт, только повеселее и с улыбкой». Это и будет ваш референс. Делаете похожее и вы неотразимы.

Конкретика

Напишите чем конкретно вы занимались на работе, за что отвечали и каких результатов получилось достичь. В идеале, использовать цифры.

Например:

  • Отвечал за раздел сайта Х, основные метрики были конверсия в корзину и средний чек.

  • Сделал фичу Х и поднял конверсию с 1,5% до 2%.

  • Переработал всплывающее окно Y и повысил средний чек на 5%.

Зарплата

Если планируете ходить на тренировочные интервью ко всем подряд, то ЗП можно не указывать. Это позволит чуть расширить вашу воронку и получить больше внимания.

В остальных случаях рекомендую указать конкретное число. Не вилку. Чтобы снизить потенциал торга не в вашу пользу.

Шаг пятый: пишем сопроводительное письмо

Это еще одна точка контакта с рекрутером. Используйте ее с мудростью. У сопроводительного есть четыре задачи.

Быстро объяснить, почему именно вы подходите на эту позицию

Напишите несколько предложений без «воды» о том, как именно ваш опыт «встраивается» в требования вакансии.

Подсветить вашу мотивацию работать в компании

Здесь надо рассказать о том, почему вы хотите откликаетесь именно сюда. Самый простой путь — описать свой подход к поиску работы, цели и критерии, которые мы обозначили в шагах 1 и 2.

Путь посложнее (если вам действительно интересен работодатель) — сделать то же самое + потратить время на ресерч и поиск «крючков».

Например, можно написать, что вам интересен вектор развития компании. Чтобы его понять, погуглите свежие пресс‑релизы и интервью основателей, посмотрите отчеты за последний год, почитайте отраслевые новости, где упоминается компания.

Рассказать о важных штуках про вас, которые не влезли в резюме

Когда вы сокращали свое CV, то скорее всего что‑нибудь выкинули. Важное, но не критичное. Можно попробовать аккуратно это вставить в ваше письмо.

Отработать возражения рекрутера, которые могут появиться

Например, вы несколько лет работали в стартапе, а сейчас подаетесь в корпорацию. Будет здорово, если вы уже в сопроводе расскажете о том, что прекрасно понимаете, куда идете и сможете быстро адаптироваться в новом формате работы.

Шаг шестой: отправляем отклики

Для начала, нужно немного снизить ваши ожидания. Отказов может быть не просто много, а неприлично много. В среднем случае, ориентируйтесь на 150–200 откликов от начала поиска до оффера. Начинайте откликаться. Необходимый минимум: на 25 вакансий в неделю. Это позволит уже через неделю пробовать делать первые выводы.

Задача этих откликов — замерить вашу конверсию и потренироваться проходить интервью.

Шаг седьмой: собираем офферы

Ваш путь от откликов до оффера в новой компании можно представить как перевернутую пирамиду. На самом верху такой «воронки» ваши отклики, чуть ниже интервью с HR, ниже тестовое задание или техническое интервью и предложение о работе.

Этапы могут отличаться. Например, в корпорацию можно проходить все этапе месяц, а в стартап устроиться за 3–5 дней.

Общие правила работы с воронкой найма простые:

  1. Чтобы получить больше офферов на «выходе», нужно поместить в воронку больше откликов на «входе».

  2. Улучшать количество и качество ваших офферов нужно через улучшение каждого этапа воронки.

  3. Начинать улучшение воронки нужно с «конца» — с самого последнего этапа, где вы завалились.

Например: вы сделали 2–3 десятка откликов и нет ответа — скорее всего, дело в резюме или сопроводительном

На интервью зовут, говорите с эйчаром, но потом вас «сливают» — нужно усилить и натренировать рассказ о себе, подготовить ответы на популярные вопросы, прокачать уверенность в диалоге

Другой кейс: откликнулись, поговорили с эйчаром, пришли на техническое интервью с менеджером и не пролезли дальше. В этом случае нужно попробовать взять обратную связь чего вам не хватило и идти качать недостающее.

Не пытайтесь прокачивать сразу все этапы вашей воронки. Фокусируйтесь на одном, самом проблемном. После того, как почувствовали улучшения — переходите к следующему.

Удачи в поисках!

Забирайте этот гайд в PDF вместе с подборкой полезных ссылок у меня в Телеграме. Там же можно найти и другие посты про прокачку айтишной карьеры:

Комментарии (7)


  1. panzerfaust
    19.06.2024 05:39
    +16

    И заметьте, ни слова про то, что нужно качать скиллы, читать умные книжки, изучать предметку ну или хотя бы готовиться к собесу.

    Не, все проще. Нужно просто захотеть ЗП в 200к, насочинять в резюме, задолбать всех своими откликами и надеяться на лучшее. Это еще Хабр или уже Марафон желаний?

    Потом этот человек удивляется, что ему минусов насыпают. Дело в том, что реально работающим людям хочется, чтобы к ним приходили скилловые и талантливые, а не хитрожопые и алчные.


    1. thePostman Автор
      19.06.2024 05:39

      Хотелось написать что-то менее капитанское, чем «качать скиллы и читать умные книжки». За такое здесь тоже насыпают минусов, как вы выразились)

      Просто захотеть, насочинять и задолбать и надеяться — вообще не понял, откуда вы это взяли.

      Про Марафон желаний не слышал, кстати. Расскажете, как оно?


    1. bungu
      19.06.2024 05:39

      Похоже такой инструкцией пользуются не только джуны. Сейчас у нас вал резюме соискателей на мидлов, или даже сеньоров, с уровнем джуна. Люди считают если они 2 года протирали где-то штаны то это автоматически накидывает им грейд. При этом сами навыки для них ключевой роли не играют


    1. asdfddsa
      19.06.2024 05:39

      нужно качать скиллы, читать умные книжки, изучать предметку

      А это все поможет получить 200к джуну на удаленке?! 20к поможет получить, и скорее всего не на удаленке.


  1. BatteringRam
    19.06.2024 05:39
    +1

    На мой взгляд несколько сложновато описано для новисов в IT. Да и в целом не в IT. Просто много буков и несколько сложная структура. Основные аспекты типа фото, желаемой должности и навыков - это нужно, это похвально, это обязательно.

    В целом резюме - это умение продать себя. Автор указал, что HR читает резюме "10-15 секунд по диагонали". Что ж, это очень плохой HR. Да, резюме должно быть хорошо оформлено и включать в себя крутости, умения и опыт кандидата, но нормальный ревьюер никогда не отсечет резюме за четверть минуты.

    Я бы мог выделить несколько пунктов для любого резюме:

    • Пишите честно. Никогда не указывайте навыки, которыми не владеете. Хуже всего, когда выясняется на интервью, что кандидат не обладает опытом, указанным в "продавшем" его резюме.

    • Пишите достижения не в виде "Делал такую-то работу", "Общался с клиентами". Пишите "Увеличил показатели компании на хх%", "Имею большой опыт в разработке таких-то фич", "Занял первое место в хакатоне".

    • Резюме должно умещаться на один лист А4. Никто не хочет читать монструозный чеклист с вашим опытом работы в маке в студенческие годы.

    • Не используйте одно и то же резюме под разные компании, адаптируйте его, изучив требования и пожелания к вакансии.

    Уверен, что для волнующихся соискателей-джунов нет лишней информации и полезное из статьи они подчеркнут. Просто это будет несколько сложно. Все мы были на их месте, все переживали и старались найти ответы.

    Соискатель, читающий этот коммент, знай, что у тебя все получится. Будь въедливым, будь открытым, люби получать информацию.=)


    1. IvanSTV
      19.06.2024 05:39
      +3

      Пишите достижения не в виде "Делал такую-то работу", "Общался с клиентами". Пишите "Увеличил показатели компании на хх%"

      чем больше компания, тем меньше вероятность, что даже очень успешная работа может быть оценена в "показателях компании", если вы не топ-менеджер. Ваш КО. Да и вообще, в большинстве случаев успешная работа не требует никакого достигаторства. Если в компании надо достижения достигать - это ОЧЕНЬ ПЛОХО ОРГАНИЗОВННАЯ компания, и в компании полный бардак. Типичный пример - склад. На складе не требуется ничего достигать. Склад должен принять заявки на отгрузку и отгрузить их в срок. Оцифровать изменения крайне сложно. Например, понятие "срок" может иметь расплывчатое значение "не сорвать клиенту сроки", то есть, формализованного показателя нет, и никто понятия не имеет, положительная ли динамика в отгрузке в срок, потому что процессы на складе выстроены так, что сам вопрос о сроках не поднимается. Аналогично вопрос о скорости подбора заказа. На нормально работающем складе измерение скорости подбора излишне - работа организована таким образом, что не требуется ежедневно метрики мерять. Потребность в метриках возникает только в случае вытекающего за штатный режима работы склада. Я видел как люди по 5-6 лет, а то и 10 лет работали, и понятия не имели ни об одном оцифрованном динамическом показателе. И чем ниже должность, тем меньше таких показателей в работе вообще возможно, и тем больше роль случайности. Например, измерили по сотрудникам скорость подбора - она оказалась с почти трехкратным разбросом. Стали смотреть причины, оказалось, что на работника с нижайшим показателем падала куча не измеряемой хозяйственной и обучающей деятельности, а основное проседание в скорости на строчку отбора вышло из-за того, что он обучал новичков под их аккаунтом. У другого с наивысшим оказалось, что он набил высокую скорость за счет одной-единственной операции на отгрузке с минимальным количеством кликов.

      То есть, попытки выдать какие-то показатели для линейного сотрудника не показательны, и HR не может оценить корректность этих оценок. И даже более - не зная процессов в компании, никто не может корректно оценить написанные показатели. Фактически этот совет - совет врать, но с помощью "статистики". Гораздо корректней расспросить про метрики и их динамику на собеседовании, получив хотя бы примерное описание условий, в которых они делались.

      Резюме должно умещаться на один лист А4. 

      для человека, у которого опыт работы - это только мак, да, а у специалиста за 20-25 лет может быть список в 10-15 работ, и даже 30 работ (например при совмещении или работе по проектам). А4 c одинарным пробелом - это 60 строк. Из них где-то половина - это информация о себе и скиллах. На одно место работы, таким образом, получается в лучшем случае 2 строчки, а так одна. В описании места работы надо указать, чем компания занималась, ее контакты, что ты в ней делал, какую должность занимал, в чем были обязанности, с помощью чего, если там есть результаты какие-то, которые можно показать, то результаты. . Вы серьезно оцените опыт работы человека в 2 строчки? Вам тогда надо в "Угадай мелодию" играть.

      • Не используйте одно и то же резюме под разные компании, адаптируйте его, изучив требования и пожелания к вакансии.

      Совершеннейшая глупость в условиях, когда для получения приглашения на собеседование надо откликнуться несколько сотен раз, причем в день в среднем по 30-40 откликов. На HH для этого надо создать столько же резюме, сколько и откликов. Это целый день сидеть и более ничем не заниматься, только резюме адаптировать. Это еще можно как-то автоматизировать, когда рассылаешь резюме по списку адресов из почты - например, подставлять в фразе "Резюме на должность <должность из вакансии> для компании <наименование компании>", подставлять какие-то скиллы по ключевым словам в вакансии и пр. Но на хедхантере такое не пройдет явно.


  1. Laurens
    19.06.2024 05:39

    А еще не раз встречал противоречия у спецов по составлению резюме: надо или нет указывать зп..
    Мне несколько человек советовали, хоть и на позицию джуна идешь, кидать резюме на вакансии с требованием 0,5-1 год опыта. Разумеется, смотреть, чтобы там не было требований знать ПО, с которым никогда не работал.