Введение

В прошлой статье мы рассматривали геймификацию применительно к ИБ-сфере, с учетом соответствующей специфики. Теперь же хочется обсудить то, что уже в каком-то виде существует во многих компаниях, которые могут относиться не только к ИБ, но все же используют игровые методики в своей работе. Какие эти игры, для чего их внедряют в работу?

Игры в рабочем процессе

Цели и задачи игр

Начнем с того, зачем вообще понадобилось переводить формализованные процессы внутри компании в формат игры. В каких-то случаях процесс нужно или ускорить, или упростить (для сотрудника). Когда же речь идет о том, чтобы что-то объяснить сотруднику быстро и доступно, индивидуальный подход может быть формализован и представлен в игровой форме.

Игра также может применяться с целью дополнительной мотивации и обратной связи от коллег или начальства (положительная оценка работы будет восприниматься в более позитивном ключе, а отрицательная – в менее негативном). Дальше на примерах рассмотрим это чуть подробнее.

Изначально, когда об играх на рабочем месте было только слышно, речь шла об обучении сотрудников чему-то новому, давая им примерить на себя новые роли в сымитированной рабочей ситуации.

Игра может использоваться в том числе для того, чтобы разнообразить рабочий процесс (это тоже скорее про мотивацию) и получить бо́льшую отдачу уже от своей работы и рутинных задач.

Если объединить все цели для создания одной игры, получится полноценная система поиска признаков раннего выгорания у сотрудников, отслеживающие эмоциональный и рабочий фон в ходе общения между сотрудниками, кросс-оценкой и многим другим.
Интересно то, что на данный момент игры используются только «во благо» и имеют исключительно положительное подкрепление для пользователя. По крайней мере, с обратным мы не сталкивались.

Где обитают игры

В разных компаниях разных сфер используются разные паттерны для внедрения игрового процесса; однако, некоторые из них похожи и можно объединить их в определенные группы.
В первую очередь рассмотрим необходимость внедрения игр в целом. То, как меняется рабочий процесс в сторону ухода от формального представления, зависит от нескольких факторов:

  • Сфера деятельности компании - например, разные подходы есть у банков и у телекома; их процессы, актуальные только среди себе подобных, одними из первых приобретают геймифицированный вид (например, внедрение этого элемента в банковские приложения или внутренние игры для продаж аппаратов сотовой связи).

  • Формализованность внутренних процессов - иногда игровые техники внедряют везде, а иногда - выборочно в процессы приема на работу/увольнения, поскольку они требуют усиленного внимания ввиду большого количества сотрудников, через них проходящих.

  • Необходимость в развитии скиллов сотрудника при отсутствии более сложных задач – тогда такие задачи имитируются в игровой форме и могут хотя бы подготовить человека к решению подобных проблем в будущем.

  • При росте команды менеджеру становится все сложнее отслеживать в реальном времени общее состояние подчиненных; легко упустить первые признаки выгорания или разочарования в компании.

  • Игры ради игр. Рутинные процессы, в том числе те, которые пока невозможно, сложно или дорого автоматизировать, может быть проще представить в формате игры.

Разберем наиболее популярные активности из тех, что уже внедрены в компаниях.

Виды игр

Игры для новых сотрудников

Когда новый человек, даже очень компетентный, приходит на рабочее место, наибольшую сложность для него составляют сложившиеся внутренние процессы компании.

К кому обращаться, кому правильно задавать вопросы – все это без игр можно получить несколькими способами:

  • Обращаться к HR. Да, в компании может быть принято именно так, особенно, если компания небольшая. Но отделов может быть много, и у каждого своя специфика, а еще HR на всех не хватит.

  • Обращаться к своему менеджеру или наставнику. Это классическая история, в которой руководитель или более опытный сотрудник проводят новичков по уже отработанному в отделе процессу (в том числе ответы на все вопросы могут быть заранее готовы и описаны в какой-нибудь Wiki). Но от всех вопросов избавиться все равно не получится.

  • Спрашивать коллег. Наиболее вероятен честный и соответствующий действительности ответ, но работа сама себя не сделает и отвлекать людей так часто не получится.

Во многих компаниях (почему-то чаще всего это банковский сектор) уже функционируют игры для новичков, которые построены как квест-достижение вершины, где высшая точка – прохождение испытательного срока.

Также вместе с игрой или отдельно сотрудник получает доступ к чат-боту, который как раз и будет отвечать на любые вопросы, будь то отпуск или эскалация рабочих задач.
Предметы-достижения мотивируют сотрудника сделать базовые вещи: подписать все необходимые бумаги, посмотреть видео про awareness или познакомиться с определенными коллегами.

Игра с milestone для текущих сотрудников

Здесь по нашей внутренней статистике впереди всех коллеги из телеком-сектора. Внешне игра чем-то похожа на предыдущую, только никогда не кончается (это если не увольняться, конечно).
В подобных играх собраны все повторяющиеся в течение года HR-процессы, в которых задействован сотрудник: отпуска, прохождение обучений по технике безопасности и прочему, повышение осведомленности и другое.
Несмотря на то, что участвовать в этих активностях нужно всем без исключения, в игры привнесен соревновательный элемент и награды, если все будет сделано точно в срок.

Прокачка персонажа

Данный вид игр может быть как мотивационной частью предыдущего, так и самостоятельным элементом ежедневной работы, внедренным «рядом» с остальными процессами.

  • Баллы от коллег или за выполнение задач. Сейчас много где можно встретить применение игровой валюты компании для того, чтобы сотрудники могли или помериться рейтингом, или купить какой-нибудь мерч на «спасибо» за выполненную просьбу.

  • Викторины с призами. Время от времени сотрудникам предлагается ответить на вопрос, который так или иначе связан с компанией или их непосредственной работой. С одной стороны, это еще один способ набрать баллы, а с другой – возможность в моменте отвлечься от текучки и немного отдохнуть в течение рабочего дня.

  • Level up по soft skills – можно поднять себе уровень в том, что чаще всего формализовать сложно. Например, если речь идет о hard skills, отследить по ним свое развитие можно с помощью сертификатов или просто с добавлением новой системы или языка программирования себе в резюме. Но как-то объективно оценить навыки делового общения, креативности, адаптивности и командной работы несколько затруднительно. Или это может сделать человек из команды HR, но это трудоемко. Тогда на помощь приходит игровой формат с обратной связью сразу от нескольких коллег.

  • Формат внутренних нотификаций - из-за внешнего сходства с достижениями в видеоиграх ачивки-нотификации могут как давать ощущение полученного достижения, так и попросту информировать сотрудника об элементе рабочего процесса.

Процесс увольнения сотрудника

Что забавно, в одной из компаний, с которой довелось иметь дело, геймифицирован был именно процесс увольнения сотрудника, вместо процесса онбординга.
В целом, может, это и правильно, потому что здесь за короткий срок (и это не всегда две недели), нужно успеть подготовить ряд важных документов, ничего не забыть и нигде не напутать. В местах, где это поставлено на поток – и это уже не о компаниях, а о, например, вузах, где студенты в большом количестве выпускаются – такой процесс просто необходим.
Вместо листка с номерами кабинетов и списком документов или иного сотрудник получает приложение, доступное в том числе ответственным лицам, которые сразу могут отметить и подтвердить сданный пропуск, оборудование и остальное.

Тимбилдинги

Игры внутри сложившейся команды могут быть «аналоговыми», что не делает их хуже полноценной мобильной или десктопной игры. Тимбилдинг, зачастую, это не часть работы, а регулярные, выездные или не очень мероприятия, которые нацелены на формирование доверия между членами команды.
Однако, какие-то элементы тимбилдинга в том числе встраиваются в рабочие процессы и повседневные задачи, например, брейнстормы перед сложной инженерной задачей можно выстроить так, что это будет больше похоже на игру, чем на работу.

Деловые игры

Игры для бизнеса – это наиболее знакомый опытным сотрудникам формат игры. Что интересно, такой формат применяется не только в обучении уже взрослых людей с работой, а также для школьников и студентов – имитация судебного заседания или политических дебатов нередко проводится как часть обучающего процесса, где участники примеряют на себя различные роли.

Точно также и здесь – в деловых играх можно поставить себя на место поставщика или клиента, директора или подчиненного. Побыть маркетологом или креативщиком, будучи на самом деле кем-то другим.

Такие игры применяются или для устранения разногласий, понимания ценности и артефактов другой профессии, или для подготовки и обучения человека его новой роли (например, когда рядовой сотрудник становится менеджером или когда аналитику L3 SOC нужно быть готовым к сложным атакам).

Итоги

По мере того, как растут и развиваются компании, геймификация становится неотъемлемой частью процессов. В ближайшем будущем это скорее всего станет новым стандартом работы.

Пользу, которая приходит с внедрением игр в рабочий процесс, можно с одной стороны измерить (например, скорость погружения нового сотрудника в процессы), а с другой – получить в виде обратной связи от сотрудников.

Комментарии (1)


  1. Sasha_Maksimova
    01.08.2024 09:42

    В геймификации я вижу один важный минус: не все сотрудники готовы к ней. Я знаю многих классных специалистов, которые злятся, если им "мешают" делать работу.

    На мой взгляд, геймификация применима в крупных командах для уровней junior - middle, где коллегам прикольно соревноваться.