Я занимаюсь педагогической деятельностью в Яндекс Практикуме и изучая методические рекомендации для наставников наткнулся на заметку об интересном психологическом эффекте — «Эффекте Розенталя». Начал подробнее изучать эту тему и вот что нашел. 


Эффект Розенталя, также известный как эффект Пигмалиона, представляет собой психологический феномен, при котором ожидания одного человека относительно поведения или результатов другого человека могут привести к тому, что это поведение или результаты реализуются.

В 1963 году, психологом Робертом Розенталем и директором школы в Сан-Франциско Ленорой Джейкобсон, был проведён эксперимент, где школьники прошли стандартный тест на IQ. Затем учителям передали список студентов, якобы показавших высокие результаты. Важно отметить, что этот список был составлен случайным образом и не отражал реальных результатов теста. Учителям сказали, что эти ученики обладают большим потенциалом.

Через некоторое время тест был повторно проведён, и выяснилось, что те школьники, которых учителя считали особо способными, действительно значительно улучшили свои результаты.

Так возникла концепция «самосбывающегося пророчества», означающая условное предсказание, которое в конечном итоге сбывается. Позже эту идею развил социолог Роберт Мертон. Он утверждал, что если человек воспринимает ситуацию как реальную, то она становится реальной в своих последствиях, независимо от того, насколько она объективно соответствует действительности.

Это происходит из-за того, что ожидания людей могут влиять на их отношение и действия по отношению к другим, что, в свою очередь, воздействует на поведение тех, к кому эти ожидания направлены.

Также существует обратный результат данного эффекта, если убеждать человека в несостоятельности, а также транслировать эту информацию его окружению — даже очень способный человек примет сформированный паттерн и будет отыгрывать обозначенную ему роль. 

Изначально данный эффект сам Розенталь называл «Эффектом Пигмалиона». Он использовал это обозначение, вдохновившись одним из древнегреческих мифов о скульпторе Пигмалионе. Пигмалион создал статую женщины из слоновой кости и так сильно влюбился в нее, что уговорил богиню любви Афродиту оживить статую. После того, как статуя ожила, Пигмалион женился на ней. Миф визуализирует суть эффекта — сильную веру и желание добиться результата, что позволило случиться волшебству. 

Примеры эффекта Розенталя в реальной жизни:

1. Образование: Если учитель уверен в способностях ученика и ожидает от него высоких результатов, ученик, как правило, показывает лучшие академические достижения.

2. Бизнес: Руководитель, который верит в потенциал своих сотрудников и ожидает от них высокий уровень производительности, часто получает улучшенные результаты от команды.

Этот эффект подчеркивает важность положительных ожиданий и веры в возможности других для достижения успеха в различных сферах жизни.

Немного ссылок на статьи посвященные этому эффекту:

1. Wikipedia: Эффект Пигмалиона

2. Simply Psychology: Rosenthal and Jacobson (1968) Pygmalion in the Classroom 

3. Forbes: Эффект Розенталя: как чужие ожидания формируют наше реальное поведение

4. Wikipedia: Самоисполняющееся пророчество

Учителям, наставникам и руководителям на заметку — верьте в своих подопечных, поддерживайте их, транслируйте окружающим больше положительных отзывов об их деятельности, старайтесь снижать уровень негатива и тогда результаты студентов или сотрудников станут гораздо лучше.

Комментарии (9)


  1. mirwide
    11.08.2024 09:46

    Он утверждал, что если человек воспринимает ситуацию как реальную, то она становится реальной в своих последствиях, независимо от того, насколько она объективно соответствует действительности.

    Ток нужно не забывать, что суть эффекта, если он существует, в делах, а не мечтах.


    1. Denis_Zelenykh Автор
      11.08.2024 09:46

      Спасибо за ваш комментарий. Не уловил его суть. Прокомментируйте, пожалуйста, подробнее.


      1. mirwide
        11.08.2024 09:46
        +2

        Процитированный абзац - это же почва инфоцыганства. Детская мечта о том что мысли меняют действительность.

        Хотите чтобы Ваши сотрудники, ученики, близкие становились лучше - оценивайте их адекватно делам.


        1. Denis_Zelenykh Автор
          11.08.2024 09:46

          Спасибо, что прояснили свой комментарий.

          Эта концепция не противоречит адекватной оценке людей. Очень часто при оценке действий людей идет перекос в сторону негативных оценок.

          Иногда для улучшения результатов достаточно начать ценить результаты людей и не стесняться об этом сказать их окружению. Что, в свою очередь, способствует увеличению уверенности человека в самом себе, создания чувства ответственности за свои действия, т.к. человек будет понимать, что на него рассчитывают. А окружение будет воспринимать его таким, как его представили и как он сам себя ощущает.

          Мысли меняют действительность и это факт. Любое человечное начинание начинается с мысли. А также мысли человека напрямую формируют его поведение и психологическое состояние.


          1. mirwide
            11.08.2024 09:46
            +1

            Как это работает? Предположим, у Вас есть сотрудник который не достаточно перформит. Вы ему скажете об этом, что либо ты работаешь лучше, либо уходишь. Или будете внушать себе и окружающим что он молодец?


            1. Denis_Zelenykh Автор
              11.08.2024 09:46

              Такому сотруднику вы укажете на недостатки, но не забудете и про достоинства. Для этого можно использовать приём «shit sandwich» (будерброд с дерьмом). Если вы не знакомы с этим приемом — рекомендую ознакомиться.

              Также подсвечивая достоинства сотрудника вы не дадите его смешать с грязью другим руководителям или участникам команды, избежав внесения разлада и демотивации в коллектив.

              Важно отметить, если вы топите одного человека в команде — это видят и другие участники команды. Они прекрасно понимают, что завтра на месте этого сотрудника может оказаться каждый из них.

              Подсвечивая позитивные моменты и мягко прорабатывая негативные моменты вы создадите дружелюбную атмосферу в коллективе, а руководители других подразделений, видя что вы заступаетесь за своих сотрудников, будут понимать что у вас слаженный и дружный коллектив. И что вы истинный лидер коллектива.

              Касаемо недостаточной производительности сотрудника — это палка в двух концах. Сотрудник может плохо справляться с задачами из-за плохого руководства. Человеку может не подходить подход к постановке и трансляции задач или какие-то другие обстоятельства. Он может не воспринимать своего руководителя в качестве авторитета из-за соответствующего повеления руководителя.

              За неудачи сотрудников всегда в ответе руководитель. Если работа идет не так как нужно — нужно разбираться сначала с руководителем. На эту тему рекомендую у прочтению книгу Джоко Виллинка «Лидерами не рождаются».

              Также большой вопрос почему у вас в подразделении оказался такой сотрудник. Если он попал в коллектив с прошлым руководителем — ситуация ясна, нужно разбираться с тем как можно мотивировать человека к повышению производительности, корректировать навыки и т.д.

              Если такого сотрудника наняли вы — вопрос к вам, почему вы наняли такого специалиста или почему у специалиста в вашей команде плохая мотивация.

              Также отмечу, что угроза увольнением при любой проблеме — показатель слабого руководителя. Я бы не рекомендовал прибегать к этому приёму. Для увольнения должны быть очень веские обстоятельства.


              1. mirwide
                11.08.2024 09:46
                +1

                Много букв не по теме, в которых сложно найти ответ на вопрос. Пример гипотетический, незачем в него закапываться и пытаться оценить качества не существующего руководителя)

                Если я правильно понял, вместо того чтобы прямо сказать что не так, предлагается “пудрить мозг” и играть в психолога. Предполагаю, что человек не искушенный может вообще не понять что от него хотели, соответственно возможности исправиться у него не будет.


                1. Denis_Zelenykh Автор
                  11.08.2024 09:46

                  Мозг вам никто не дурит. Я дал развернутые ответы на все ваши вопросы. Если вам сложно обработать предоставленную информацию и сделать выводы — вопросы не ко мне и не к содержанию публикации.) Всего вам доброго, управленческих успехов. И еще раз спасибо за внимание к моей публикации.


  1. dmitrijtest24
    11.08.2024 09:46

    1. Образование: Если учитель уверен в способностях ученика и ожидает от него высоких результатов, ученик, как правило, показывает лучшие академические достижения.

    2. Бизнес: Руководитель, который верит в потенциал своих сотрудников и ожидает от них высокий уровень производительности, часто получает улучшенные результаты от команды.

    Как правило, часто - а есть какие то статистические данные?

    Этот эффект подчеркивает важность положительных ожиданий и веры в возможности других для достижения успеха в различных сферах жизни.

    Я могу быть не прав, но при найме любого сотрудника ожидается что он справится и закроет какую-то боль компании.

    Учителям, наставникам и руководителям на заметку — верьте в своих подопечных, поддерживайте их, транслируйте окружающим больше положительных отзывов об их деятельности, старайтесь снижать уровень негатива и тогда результаты студентов или сотрудников станут гораздо лучше.

    А обратный эффект вы не рассматриваете? Зачем напрягаться если Ученик/Сотрудник и так красавчик?