При разработке цифровых продуктов большое количество людей выполняет колоссальный объём задач. Решение тех или иных задач приближает команду продукта к заявленной цели.
Чем эффективнее поставлены задачи, тем быстрее коллектив достигает поставленных целей. Для того, чтобы задача приближала команду к полезному результату, задача должна иметь ценность. Т.е. приносить пользу компании, её коллективу, пользователям, акционерам и другим заинтересованным лицам.
Таким образом, каждое лицо принимающее участие в постановке задач должно понимать, для достижения какой цели ставится задача и какую ценность будет нести полученный результат.
Когда у участников процесса возникают гипотеза о необходимости выполнения тех или иных работ, перед постановкой задачи, необходимо проанализировать гипотезу и понять, какую ценность принесет выполнение работ и принесёт ли, к каким последствиям может привести результат работ.
В цифровых продуктах существует несколько типов ценностей, которые важны как для пользователей, так и для бизнеса. Вот основные из них:
1. Пользовательская ценность (User Value)
Функциональная ценность – способность продукта решать конкретные задачи или проблемы пользователей. Например, наличие голосовух в мессенджере делает коммуникацию более удобной для определённой аудитории продукта, а возможность распознать слова в аудиосообщении и превратить их в текст, делает продукт более полезным для другой части аудитории, которая терпеть не может голосовухи.
Эмоциональная ценность – способность продукта вызывать эмоции, такие как радость, удовлетворение или уверенность. Например, социальные сети могут создавать чувство связи с другими людьми, принадлежности к определённой социальной группе.
Удобство и доступность – насколько легко и комфортно пользователям использовать продукт, включая простоту интерфейса и доступность услуг. Чем удобнее продукт, тем больше вероятность, что пользователь продолжит его использовать.
2. Бизнес-ценность (Business Value)
Финансовая ценность – влияние продукта или его отдельных функций на увеличение продаж, прибыли или сокращение издержек. Финансовую ценность несут новые полезные улучшения, механики монетизации и вовлечения новых пользователей.
Брендовая ценность – способность продукта и его функций укреплять репутацию и известность бренда, что повышает лояльность клиентов и привлекает новых пользователей, а соответственно увеличивает доход.
Стратегическая ценность – вклад продукта или его функций в долгосрочные цели компании, такие как выход на новые рынки или диверсификация предложений.
3. Технологическая ценность (Technical Value)
Масштабируемость – способность системы выдерживать рост числа пользователей и данных без ухудшения производительности.
Надежность и безопасность – уровень защиты данных и устойчивость к сбоям, что важно для доверия пользователей.
Скорость работы – оптимизация инфраструктуры продукта, кода и других технических решений увеличивает техническую ценность продукта, что в следствии приводит к увеличению бизнес-ценности, путём снижения издержек на разработку и поддержку продукта, повышения лояльности аудитории и увеличения продаж.
4. Социальная и экологическая ценность (Social and Environmental Value)
Социальная ответственность – вклад продукта в улучшение социального благополучия, например, за счет повышения доступности образования или здравоохранения, или через создание сообществ и объединений, улучшения качества связи и доступности информации.
Экологическая ценность – способность продукта снижать негативное воздействие на окружающую среду, например, путем экономии ресурсов или изобретением и популяризацией новых экологичных технологий.
Кроме того, социальные и экологические ценности хорошо работают при упоминании их в маркетинге и положительно влияют на расположение инвесторов.
5. Выгода для экономик
Польза продукта, его функций и решений для экономики, региона, целой страны или объединений стран.
Польза деятельности компании для экономики региона, страны через уплату налогов, создание рабочих мест и т.д.
Социальные, экологические и экономические ценности приносят пользу окружающему миру, а в ответ компания может получать дополнительные блага для своего развития от правительства или других заинтересованных лиц.
Список ценностей не исчерпывающий, для каждого продукта он будет своим, в зависимости от миссии, которую преследует компания разрабатывающая продукт. При постановке задачи всегда важно понимать, для чего она будет делаться.
При разработке цифровых продуктов важно учитывать баланс между этими ценностями, чтобы создать решение, которое будет полезным и успешным.
Статьи по теме:
«Бизнес-ценность. По возможности избегайте её», Игорь Бойцов
«User value: what Facebook and Mario Kart can teach charities about digital services», Joe Roberson
«User Value 101: How to Define and Measure User Value», Amandine Pellaton
«Определение бизнес-ценности SAFe Business Value», Agile Lab
«Business value», wikipedia.org
«V’TEM-методология продуктового анализа, или почему продукт не продаётся», Dmitry Chernomorets
«Как сформировать конкурентное преимущество и ценность технологичного продукта», Директор Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев
«Принципы ESG, их важность для инвесторов», CRM Group
«Принципы ESG: что это такое и как внедрить в бизнес», Сбер Бизнес
«Digital Products : Meaning, Characteristics and Examples», geeksforgeeks.org
«Цифровое богатство наций», Ирина Рябова
«Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями», Современные технологии управления
Интересуешься дизайном привычных вещей – подписывайся в Телеграме на мой канал Lorrrem ? Дизайн привычных вещей