Вольный перевод статьи FLEET SOFTWARE IN 2024: BUYER INSIGHTS, NEEDS, AND PAIN POINTS (Analyst: Ryan Wiggin, Content Manager: Adhish Luitel)

Эффективное управление автопарком лежит в основе логистики компании, но эта область сопряжена со сложностями и проблемами. Ежедневно логисты и диспетчеры должны учитывать множество факторов при планировании оптимальных маршрутов и операций, одновременно борясь с более глобальными проблемами, такими как нехватка водителей, рост цен на топливо, задержки доставки и давление со стороны регуляторов.

Для решения этих проблем компании все активнее оцифровывают свою деятельность и продолжают вкладывать значительные средства в решения проблем контроля и управления автотранспортом. Эти решения являются основой для создания оптимальных бизнес-процессов, обеспечивая централизованную обработку данных, что позволяет быстрее принимать решения и анализировать эффективность автопарка.

Инвестиции в решения для управления транспортом продолжают расти как по масштабу, так и по функциональности. В недавнем опросе более 300 лиц, принимающих решения по программному обеспечению, проведенном ABI Research, HERE Technologies и Amazon Web Services (AWS), 82,4% респондентов в Северной Америке, Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе сообщили, что менее 50% транспортных средств и поставок отслеживается вручную (бумажные журналы, электронные таблицы и т.д.), при этом у 54,7% респондентов сейчас менее 30% операций выполняется вручную. Почти 3/4 респондентов имеют стратегию цифровой трансформации, при этом 18,3% уже оцифровали большую часть деятельности своего автопарка.

Хотя системы мониторинга и управления транспортом становятся повсеместными, не все они одинаковы. Многим пользователям по-прежнему не хватает необходимых функций для эффективного решения проблем управления транспортом, и им требуются решения, которые могут не только отслеживать автомобили, но и оптимизировать маршруты, повышать эффективность, максимизировать использование автопарка и обеспечивать безопасность вождения.

Данная статья содержит:

  • Ключевые результаты исследования ABI Research, проведенного по заказу HERE Technologies и AWS, на основе глобального опроса руководителей автопарков.

  • Обзор наиболее актуальных проблем, с которыми сталкиваются логисты и диспетчеры автопарков.

  • Ключевые показатели эффективности (KPI) автопарка, которые наиболее важны для компаний.

  • Решения по управлению транспортом, которые могут максимизировать возможности автопарка.

  • ГИС технологии и решения для сбора данных, помогающие компаниям преодолевать проблемы владения транспортными средствами.

  • Ключевые моменты для максимально эффективного внедрения решений по управлению автопарком.

Задачи, которые стоят перед руководителями автопарков сегодня

Максимизация использования транспортных средств и доступных ресурсов

Хотя количество водителей грузовиков сократилось, спрос на грузовые перевозки только продолжает расти. Эти две противоборствующие силы увеличили разрыв между оптимальным уровнем предложения транспорта и спросом на грузоперевозки, что, в свою очередь, создало большую потребность в максимизации доступной рабочей силы и эффективности логистики.

Когда грузовик застревает в пробке, задерживается в порту или на складе, простаивает из-за отсутствия укомплектованности водительского состава или не работает и нуждается в техническом обслуживании, влияние на качество сервиса и другие факторы может быть значительным.

В ходе опроса респонденты сообщили, что ключевые показатели эффективности, связанные с использованием транспортных средств, не соблюдаются должным образом или не выполняются вообще, относительно остальной деятельности компании, как показано на диаграмме 1. Это тревожный вывод, если учесть, что простой транспортного средства может иметь негативные последствия и влияние на другие KPI.

Вопрос: Какие ключевые показатели эффективности управления автопарком вы отслеживаете и оцениваете, насколько хорошо вы достигаете этих ключевых показателей эффективности? (Источник: ABI Research)

Диаграмма 1. Процент респондентов, оценившие ключевые показатели эффективности управления автопарком как неудовлетворительные или в плачевном состоянии.
Диаграмма 1. Процент респондентов, оценившие ключевые показатели эффективности управления автопарком как неудовлетворительные или в плачевном состоянии.

Извлечение пользы из имеющихся данных

Учитывая продолжающийся рост технологий отслеживания транспорта, компании имеют в своем распоряжении значительный объем данных. Внедрение навигационного оборудования, проприетарных телематических решений, устройств Интернета вещей (IoT) и систем управления транспортом (TMS) и прочих технологий привело к созданию набора точечных решений, которые редко работают вместе или объединяются в одну платформу. Доступность данных больше не является проблемой, но возможность использовать эти данные и реализовать их потенциал — это проблема, с которой сталкиваются многие организации.

Как показано на диаграмме 2, при оценке основных препятствий компаниям на пути к обеспечению прозрачности «лучшие возможности работы с данными» и «получение достоверной информации с помощью навигационного оборудования» были оценены респондентами как два главных барьера на пути к обеспечению прозрачности управления автопарком. Показатели могут обеспечить прозрачность операций, но для достижения этой цели весь массив данных должен быть обработан, структурирован и визуализирован с помощью специализированных программных решений.

Вопрос: Какие из следующих проблем (в порядке приоритета), по вашему мнению, должна решить ваша организация, чтобы добиться прозрачности управления автопарком? (Источник: ABI Research)

Диаграмма 2. Препятствия на пути к обеспечению прозрачности данных
Диаграмма 2. Препятствия на пути к обеспечению прозрачности данных

Увеличение выручки и операционной эффективности

Хотя цель относительно очевидна, увеличение доходов и повышение операционной эффективности остаются основными задачами для всех руководителей автопарков. Когда их попросили оценить основные драйверы инвестиций в технологии автопарка, 55% респондентов назвали «рост доходов», а 52,1% назвали одним из двух главных драйверов - «повышение операционной эффективности».

Инфляционная среда еще больше усугубляет эту проблему. Геополитические события и макроэкономическое давление вызывают увеличение базовой стоимости продукции, заставляя логистические операции сокращать свою долю в общих затратах с целью поддержания конечной цены для потребителей, как показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Снижение затрат на логистику, с целью  сохранения конечной цены для потребителя.
Рисунок 1. Снижение затрат на логистику, с целью  сохранения конечной цены для потребителя.

Учитывая, что предприятия практически не контролируют себестоимость товаров, логистические операции необходимо оптимизировать и найти способы повышения эффективности, обеспечивающие сохранение или даже увеличение прибыли.

Достижение внутренних целей устойчивого развития и нормативных требований

В настоящее время устойчивое развитие становится движущей силой принятия операционных решений. Будь то в масштабах всей компании или в отношении автопарка, как отдельно взятой бизнес-единицы, компании в значительной степени полагаются на него с целью достижения поставленных задач  в области устойчивого развития и соблюдения растущего регулирования со стороны государства.

Рисунок 2. Цели устойчивого развития для всей компании и отдельно для автопарка
Рисунок 2. Цели устойчивого развития для всей компании и отдельно для автопарка

Очевидным шагом является электрификация автопарков, но, учитывая текущие проблемы с инфраструктурой и проблемы с затратами, этот еще не реализовано. На вопрос о сроках внедрения электромобилей (EV) в автопарки 34,3% респондентов планируют внедрить электромобили через 3–4 года, а 42,4% респондентов не планируют внедрять их еще в течение 5–6 лет, как показано на диаграмме. 3.

Вопрос: Если вы планируете интегрировать электромобили (EV) в свой автопарк, каковы ваши сроки для этого? (Источник: ABI Research)

Диаграмма 3: График внедрения электромобилей
Диаграмма 3: График внедрения электромобилей

Электромобили не являются жизнеспособным вариантом в краткосрочной перспективе, поэтому руководители автопарков должны сосредоточиться на повышении эффективности с использованием имеющихся у них автомобилей. Более короткие поездки, меньшее время простоя, своевременное техническое обслуживание, грамотное распределение техники и планирование маршрутов — все это способы достижения целей устойчивого развития, но все они требуют решений по управлению автопарком, которые обеспечивают расширенный анализ и полезную информацию для поиска и внедрения новых маршрутов, а также лучшего распределения ресурсов.

Программное обеспечение для управления автопарком и роль геоинформационных систем (ГИС)

Наиболее важные компоненты решения по управлению автопарком были выявлены в ходе опроса, когда респондентов попросили оценить, какие из них они бы внедрили в первую очередь. Как видно из диаграммы 4, отслеживание транспорта в режиме реального времени, а также планирование маршрутов вошли в тройку лидеров 72,5% и 64,8% респондентов соответственно.

Это еще раз подтверждает тот факт, что отслеживание транспорта и автоматическое планирование маршрутов считаются двумя основными способами использования ГИС. Мониторинг и планирование являются двумя фундаментальными столпами управления автопарком, и хотя многие решения предлагают эти функции, качество может значительно отличаться от системы к системе.

Вопрос: Если бы вам нужно было внедрить компоненты решения по управлению автопарком, чтобы увидеть, насколько хорошо они работают с вашей системой, а не полное комплексное решение, какой из следующих компонентов вы бы внедрили? (Источник: ABI Research)

Диаграмма 4. Самые популярные функции решений для управления автопарком Вопрос (слева): Если бы вам нужно было внедрить компоненты решения по управлению автопарком, чтобы увидеть, насколько хорошо они работают с вашей системой, а не полное комплексное решение, какой из следующих компонентов вы бы внедрили?
Диаграмма 4. Самые популярные функции решений для управления автопарком

Вопрос: Каким из следующих способов ваша организация использует ГИС? (Источник: ABI Research)

Диаграмма 5. Наиболее частое использование ГИС
Диаграмма 5. Наиболее частое использование ГИС

Ключевые моменты

Разработка и внедрение решений требует “разбора полетов”, как с точки зрения конечного пользователя, так и с точки зрения исполнителя. Каждый бизнес совершенно уникален как по своим операциям и процессам, так и по степени зрелости цифровых и информационных технологий. В результате разработчики программного обеспечения продолжают бороться с тем, чтобы предложить универсальное или персонифицированное решение, четко осознавая болевые точки отрасли, для  правильного позиционирования, внедрения и актуализации своих решений по управлению автопарком.

Барьеры для внедрения

Вопрос: Каковы основные препятствия для вашей организации на пути внедрения решения для управления автопарком? (Источник: ABI Research)

Диаграмма 6. Препятствия на пути внедрения решения по управлению автопарком
Диаграмма 6. Препятствия на пути внедрения решения по управлению автопарком

Вопрос: Какую структуру контракта вы предпочитаете для своего решения? (Источник: ABI Research)

Диаграмма 7: Предпочтительная структура контракта
Диаграмма 7: Предпочтительная структура контракта

Когда респондентов попросили оценить их основные барьеры на пути внедрения новых решений по управлению автопарком, были выявлены ключевые темы, которые вендорам необходимо учитывать:

1) Стоимость остается самым важным критерием при внедрении новых решений: более 40% респондентов считают ее главным фактором. Для многих это неудивительно, но для разработчиков программного обеспечения это остается ключевым моментом при рассмотрении моделей ценообразования и гарантии возврата инвестиций.

Как показано на диаграмме 7 79% респондентов в опросе заявили, что они предпочитают краткосрочные контракты или контракты с оплатой по мере использования,. Это несколько противоречит идее о том, что стоимость является основным препятствием для внедрения, учитывая что долгосрочные отношения часто подразумевают скидки. Наиболее привлекательные модели ценообразования не обязательно являются самыми дешевыми или наиболее гибкими, а являются теми, которые позволяют найти здоровый баланс между ценой и гибкостью.

2) При подсчете числа респондентов, которые оценили разные показатели как «ранг 1» или «ранг 2», на первое место вышла нехватка внутреннего опыта и ресурсов, что резонирует с более глобальным разрывом в цифровых технологиях, присутствующим сегодня на рынке. Успешность внедрения является одной из частей этой проблемы, но недостаток опыта также может помешать получению пользы от развернутого решения, поэтому крайне важно, чтобы решения были интуитивно понятными и удобными для пользователя при постоянной технической поддержке со стороны вендора.

3) Трудности с поиском подходящих вендоров заняли третье место в совокупности, но были вторым по величине барьером «ранга 1». На современном конкурентном рынке транспортной телематики основное внимание уделяется сокращению времени, затрачиваемого на разработку новых возможностей, и обеспечению бесперебойного запуска новых услуг и решений. Однако результаты опроса показывают, что, возможно, самым серьезным препятствием для достижения этой цели является то, что компаниям сложно найти подходящих поставщиков со специализированным опытом, необходимым как для понимания их отрасли, так и для создания решений, отвечающих их потребностям. Переход к развитию комплексной экосистемы партнеров и вендоров, которая может дополнять внутренние возможности компании, становится важнейшим источником конкурентного преимущества.

Партнеры не только помогают ускорить процесс окупаемости выбранного ИТ решения, но также помогают снизить риски неэффективного использования, а также снизить нагрузку, связанную с привлечением квалифицированных специалистов, что позволяет компаниям поддерживать остальные внутренние виды деятельности на том же уровне. Эффективное использование партнерской экосистемы также упрощает управление обновлениями систем и позволяет избежать необходимости бесконечно выделять ресурсы на доработку и возможные ошибки в будущем. Результатом является более эффективное управление совокупной стоимостью владения решения и улучшение обслуживания клиентов по мере предоставления новых возможностей для удовлетворения потребностей клиентов.

Интеграция данных, настройка визуализации и достоверная информация

Организации больше не хотят принимать точечные решения, которые работают разрозненно, а скорее внедряют возможности, которые могут интегрироваться с существующими системами и консолидировать разрозненные источники данных для предоставления достоверной информации. Как указывалось ранее, данных более чем достаточно, но многие организации считают, что им все еще не хватает опыта для самостоятельной настройки решений по их обработке и визуализации. Опрос показал, что 73,7% респондентов считают возможность интегрировать собственные данные в решение по управлению автопарком ценной или чрезвычайно ценной, в то время как «интеграция с существующими системами» была названа большинством респондентов причиной номер 1, для рассмотрения  нового вендора системы управления автопарком.

Комплексная интеграция данных является основой, но вендоры решений также должны подумать о том, как они предоставляют организациям программное обеспечение, которое может собирать данные и превращать их в полезную информацию. Растущее стремление к тому, чтобы системы выполняли более глубокий анализ и предлагали большую поддержку лицам, принимающим решения, посредством аналитической информации, стимулирует рост инвестиций в анализ данных, с целью обеспечения большей точности таких решений. Среди респондентов опроса 75,9% планируют увеличить свои расходы на возможности анализа данных, причем 44,1% увеличат их в течение следующих 18 месяцев. Предстоящее развитие функциональных возможностей с поддержкой искусственного интеллекта только усилит эту потребность, увеличивая требования к разработчикам решений по управлению автопарком.

Постоянная техническая поддержка и качество сервиса

Исследование показало, что постоянная техническая поддержка является наиболее важной услугой, когда речь идет о решениях по управлению автопарком. Среди респондентов 44,1% оценили «техническую поддержку пользователей» как чрезвычайно важную, 33,1% оценили «портал технической поддержки» как чрезвычайно важный, а еще 34,7% и 41,8% оценили их как очень важные. Большинство респондентов оценили их более важными, чем другие услуги, такие как демонстрации, обучение работе с продуктами, оповещения о работоспособности услуг и ежемесячные отчеты.

Несмотря на то, что большинство услуг были оценены как в некоторой степени важные, круглосуточная и прямая техническая поддержка явно выделялась. Это адресовано профессионалам отрасли, которые хотят не просто разового обучения, но и ищут постоянной помощи от экспертов по решениям, доступных каждому отдельному пользователю.

Заключение

Несмотря на то, что большинство респондентов опроса отказались от ручных документов, цифровизация — это бесконечный процесс, и он особенно важен, поскольку цифровые технологии предоставляют более продвинутые функциональные возможности. Разработчики программного обеспечения и вендоры решений должны разработать четкую дорожную карту с конечными пользователями и поддерживать внедрение новых функций, которые позволят компаниям быть в курсе развития технологий и меняющихся ожиданий клиентов.

Создание системной архитектуры, позволяющей добавление новых модулей, важно для поддержки масштабируемости, но вендоры должны дополнять ее интеграцией данных и функциями для повышения эффективности от внедрения. Для этого разработчики и вендоры программного обеспечения должны попытаться создать единый источник достоверной информации, например единую базу данных транспортной телематики, а затем создать дорожные карты необходимых функций для расширения возможностей. Использование единого источника достоверных данных позволяет создавать более сложные решения, которые могут автоматизировать рабочие процессы и сбалансировать множество показателей.

Обеспечение кастомизации решений наряду с прямым обучением и поддержкой пользователей, как упоминалось выше, позволит руководителям автопарков и конечным пользователям максимизировать выгоду, которую они могут получить от программного обеспечения по управлению автопарком, и гарантировать, что это решение будет продолжать приносить пользу и после внедрения.

Комментарии (0)