Эта статья для дизайнеров и продактов, которые хотят понять, чем их любимые цифровые продукты отличаются от просто удобных.

Почему одни приложения мы обожаем, а другие не хотим лишний раз открывать? Почему заходим в Телегу 20 раз на дню, а английский изучаем именно через Дуолинго?

Среди двадцати миллионов программ пользователи выбирают с десяток любимых и проводят большую часть своего времени там. Дикая ассиметрия в распределении внимания аудитории превращает среднерыночные метрики в пыль (в глаза стейкхолдерам).

Подписывайтесь на мой тг-канал. Там пишу про дизайн, про жизнь и про то, как делать хорошую работу.

В этой статье:

Краткая историческая справка

Разобьём историю ПО на пять условных периодов.

1980-е–1990-е: Лишь бы работало

Ранние интерфейсы были утилитарными и простыми. Софтом управляли технические специалисты и продвинутые пользователи первых графических интерфейсов.

2000–2009: Наводим красоту

Компьютеры и интернет появляются в каждом доме. Рождаются айти-гиганты. Развитие графических редакторов и дисплеев запускает эру скевоморфизма.

2010–2015: UX — король вечеринки

Дизайнеры переключаются с эстетики на удобство. Реалистичность сменяется минимализмом. Термины «юзабилити», «юзер-флоу», «карта пути пользователя» входят в лексикон дизайнерской тусовки.

2016–2020: User Centered Design и дизайн-системы

Айти-гиганты обвешиваются системами аналитики и делают ставку на дизайн. Цель — понять своего пользователя и растить метрики. В приложениях встречаются анимации и прикольные микро-взаимодействия.

2021–Настоящее время: Этичный и кайфовый дизайн

Пользователи видели всё, сырые MVP перестают работать. Компании привлекают аудиторию через прозрачную коммуникацию, честный дизайн и развлечения. Пользователи привязываются к цифровым продуктам на эмоциональном уровне.

Вы часто слышали, что хороший дизайн должен быть удобным, пока учились дизайну. На работе вы узнали, что ваши дизайн-решения должны решать потребности бизнеса. Я пришел сказать, что ни первого, ни второго уже недостаточно.

История дизайна приложений
История дизайна приложений

Что такое User Joy?

UJ — кайфовость, удовольствие и искорки счастья, которые испытывают юзеры от взаимодействия с продуктом. Продуктовым командам и агентствам стоит учитывать UJ наравне с UX, UI и бизнес-метриками.

User Joy — неофициальный термин. Я думал, что придумал его первым, но Фабричио Тейшера, куратор колонки «UX Collective» на Медиуме, осадил меня в ходе ревью оригинальной статьи. Называйте это «кайфовостью», «восторгом пользователей» или как ещё вам угодно.

На что влияет User Joy

В мире юзеров

Цифровые продукты проникли в нашу жизнь так глубоко, что мы чувствуем эмоциональный коннект с приложением для заказа еды или таск-менеджером. Мы открываем Самокат или Озон не только ради товаров, но и для маленькой радости.

Кайфовое приложение — это как любимая кружка. Сколько у вас дома кружек? Почему вы пьете кофе из одной и той же?

В мире дизайнеров

Дон Норман в книге "Emotional Design" рассказывает о любопытном исследовании: участники чаще и быстрее справлялись с задачами, когда пользовались более привлекательными интерфейсами.

Эмоции — движущая сила наших решений и повседневных действий.

В мире заказчиков

Кайфовым приложением хочется пользоваться чаще и дольше, рекомендовать знакомым. Продукт найдёт собственных евангелистов, а бизнес сэкономит кучу денег на маркетинге.

Дополнительные инвестиции в дизайн кажутся нерентабельными на этапе проектирования, поэтому кайфовость должна быть измеримой. Заказчик должен увидеть, что UJ приносит деньги в долгосрочной перспективе.

Как измерять UJ

Пользовательский кайф — неосязаемая переменная. Измерить его напрямую не получится. Предлагаю оценивать UJ посредством привычних количественных метрик.

На что смотреть

  • Retention Rate (коэффициент удержания);

  • NPS (индекс потребительской лояльности);

  • Органический трафик;

  • Длительность и частота сессий;

  • Churn Rate (коэффициент оттока).

Прокси-метрики для измерения User Joy
Прокси-метрики для измерения User Joy

Примеры кайфовых приложений

Ваши стейкхолдеры случайно не собираются выделить несколько лишних миллиардов на пиар и вагон А/Б-тестов? Если нет, то давайте посмотрим на продукты, которые выросли органически, полностью за счёт кайфа.

Телеграм

Мессенджер Павла Дурова скоро достигнет 1 миллиарда MAU.

Фан-факт: команда Телеграма потратила $0 на маркетинг. Одна восьмая часть населения планеты однажды услышала про Телегу от друзей и пользуется мессенджером минимум раз в месяц.

За что мы любим Телеграм?

  • Скорость.
    Приложением приятно пользоваться благодаря плавным переходам, быстрой подгрузке и моментальному отклику.

  • Анимированое всё.
    Анимации создают ощущение жизни. Каждый раз, когда элемент интерфейса демонстрирует яркий реалистичный отклик на действие пользователя, в голове последнего загораются искорки.

  • Чувство безопасности.
    Команда Телеграма постоянно транслирует: «Ваши данные в безопасности. Посторонние люди не прочитают ваши сообщения». Дуров в своём единственном большом интервью уделяет теме шифрования огромное внимание.

  • Регулярные обновления.
    Публичные каналы, боты, инструменты разработки, собственный блокчейн и крипто-кошелек, кастомные эмодзи... Телеграм всегда на два шага впереди. Ребята изобретают механики и задают тренды.

  • Ощущение комьюнити.
    Телеграм проводит дизайн-конкурсы, спрашивает мнения аудитории, вводит внутреннюю валюту для поддержки независимых авторов — в общем, делает всё, чтобы пользователи почувствовали себя частью большой крутой тусовки.

Хотите набрать миллиарда активных пользователей через сарафанку? Вкладывайтесь в кайфовость.

Дуолинго

В 2013 году Эппл выбрала Дуолинго приложением года для Айфона. Впервые подобную награду получило образовательное приложение. В 2023 году Дуолинго взяло первенство в категории "Досуг и Развлечения" на Apple Design Awards.

Зелёная птичка превратила обучение языкам в игру. На большинстве брейнштормов по внедрению геймификации вы будете обсуждать одну из механик Дуолинго.

Виджеты с птицей Дуо
Виджеты с птицей Дуо

Птица Дуо — маскот приложения — стала мемом и живет своей жизнью. Люди её обожают.

Арк Браузер

Никогда не думал, что сменю браузер, пока в 2023 году не открыл для себя Арк. Никогда не забуду ощущения от первого запуска.

Единственные релиз-ноуты, которые я читаю — это еженедельные апдейты Арка. Выделю пять любимых фичей.

  1. Телефонный звонок Арку.
    Прикладываем телефон к уху и задаем вопрос. Арк ищет инфу и отвечает как человек.

  2. Суммаризация веб-страниц.
    Попробуйте «сжать» сайт двумя пальцами в мобильной версии или навести мышкой на ссылку в поисковике на компьютере. Браузер быстро подготовит краткую выжимку из содержимого страницы при помощи ИИ.

  3. Управление вкладками.
    Арк предлагает раздельные пространства, закреплённые вкладки, папки с сохранёнками, быстрый доступ к загрузкам, сплит-вью, быстрый просмотр. Пространства браузера самоочищаются от неактивных вкладок дважды в сутки.

  4. Горячие клавиши и обучение.
    Браузер заточен под продвинутых пользователей. Любое действие выполняется горячими клавишами, и приложение нативно этому обучает. Я почти не пользуюсь трекпадом в процессе веб-сёрфинга.

  5. Настоящий полноэкранный режим.
    Видеть дизайн сайта без адресной строки — кайф. Окно браузера можно настроить таким образом, чтобы не отдать ни один пиксель элементам управления.

Как делать кайфово: 15 приёмов

Уже слышу резонный вопрос: «Это всё здорово, а делать-то нам что?».

Предвосхищаю усталость читателя от лирический отступлений. Держите 15 прикладных практик по повышению User Joy вашего продукта.

  1. Сделайте приложение быстрым.
    Медленные приложения вызывают боль. Оптимизируйте код, сжимайте всё, что сжимается, кэшируйте файлы, пользуйтесь современными библиотеками. Моментальный отклик и быстрая загрузка — не привилегия, а стандарт.

  2. Добавьте движения.
    Анимации оживят интерфейс. Используйте lottie, нативные инструменты платформ или веб-моушн библиотеки вроде anime.js или Three.js. Цифровой мир переходит от статики к движению.

  3. Внедрите геймификацию.
    Награждайте юзеров за выполнение ключевых действий и дайте им возможность отслеживать прогресс. Регулярные награды — лучшая мотивация возвращаться в приложение.

  4. Разрешите кастомизацию.
    Позвольте пользователям настраивать интерфейс под себя. Ваши юзеры будут рады даже выбору кастомной иконки приложения.

  5. Предвосхищайте.
    Запоминайте поведение каждого конкретного человека в приложении. Предложите пользователю повторить последнее действие или поисковой запрос, выводите подходящие категории товаров. Вам же приятно, когда бариста помнит ваш любимый напиток?

  6. Балуйте продвинутых пользователей.
    Павер-юзеры — это ребята, которые пользуются продуктом каждый день и активно участвуют в его развитии. Порадуйте их профессиональными инструментами и горячими клавишами для сложных операций.

  7. Ломайте шаблоны.
    Изучите конкурентов и подумайте о том, как бы упростить привычные механики. Выделяйтесь не шрифтами и цветом кнопок, а переосмыслением паттернов взаимодействия. Гуглите понятие «дизрапшн».

  8. Создайте персонажа.
    Разработайте образ маскота, который будет общаться с юзерами от лица вашего продукта. Сбер Кот и Котик Дзынь от Альфы — удачные примеры.

  9. Используйте свежие технологии.
    Первый принцип хорошего дизайна от Дитера Рамса: «Хороший дизайн — инновационный». Внедряйте новейшие фреймворки, библиотеки, AI-модели. Пользуйтесь возможностями современного железа и облачными сервисами. Прорывной продукт нельзя создать устаревшими инструментами.

  10. Выпускайте релизы почаще.
    После запуска собирайте фидбэк от пользователей и развивайте приложение небольшими итерациями. Еженедельные релизы работают отлично. Не ленитесь интересно рассказывать об обновлениях. Так аудитория будет чувствовать, что продукт живой.

  11. Рассказывайте истории.
    Продвигайте продукт и обучайте юзеров через нарратив. Заставьте пользователя почувствовать себя героем собственной истории, а ваш продукт — его секретным оружием. Ценности и культуру бренда тоже можно доносить через сторителлинг.

  12. Создайте комьюнити.
    Люди хотят быть частью чего-то большого, модного и крутого. Развивайте комьюнити вокруг вашего продукта через соцсети, истории успеха, пользовательский контент, публичные акции или офлайн-мероприятия.

  13. Не забывайте про инклюзивность.
    Убедитесь, что продукт поддерживает функции цифровой доступности. Четверть всех пользователей испытывают проблемы со зрением. Не ограничивайте им доступ к функциям приложения.

  14. Не жульничайте.
    Избегайте тёмных паттернов и агрессивных маркетинговых стратегий. Не врите юзерам, не обманывайте их ожиданий. Ни в коем случайте не пытайтесь нагреть пользователей на деньги. Лояльность аудитории не купишь.

  15. Будьте прозрачными.
    Открыто рассказывайте о процессе разработки, планах и проблемах, с которыми сталкивается команда. Прозрачность укрепляет доверие и повышает заинтересованность пользователей в успехе продукта.

15 приёмов по повышению UJ
15 приёмов по повышению UJ

Мы любим цифровые продукты за те же качества, что и людей: простота, юмор, открытость, предсказуемость и надёжность.

Как внедрить UJ в дизайн-процесс

Стандартный дизайн-процесс выглядит примерно так.

  1. Понять задачу, определить концепцию.

  2. Спроектировать сценарии, сделать прототипы.

  3. Накинуть цвета, шрифты и иконки, упаковать дизайн-систему.

  4. Поскорее передать в разработку.

Продакт овнер думает про осязаемые части проекта. Список фичей, дедлайны, тесты, корнер-кейсы и бюджеты — это понятно, измеримо и управляемо.

Как заставить команду делать «кайф» — непонятно. Если менять подход, то с чего начинать?

Кайфовый дизайн рождается в кайфовых условиях.

Дайте дизайнерам пространство для R&D

Повышенная серьёзность и срочность душит креативность. Дайте дизайнерам и разработчикам пространство для экспериментов с новым софтом и непроверенными идеями.

Создайте среду, где ошибки поощряются. Неудачные эксперименты — почва для роста.

Используйте правило 80/20

Нет денег на большие нововведения — отполируйте мелочи.

Потратьте дополнительные 20% времени на те мелкие детали, которые повысят UJ на 80%. Эффект достигается даже за счёт проработанного текста в интерфейсе.

Играйте

Внедрение кайфа в дизайн-процесс начинается с создания игривой атмосферы в команде. Культивируйте в дизайнерах свободу их внутреннего ребёнка.

Разделите этапы генерации идей и их оценки. Все идеи имеют право на жизнь во время брейншторма. Оценивать их критически будете потом.

Вывод

Дизайн перешел на уровень, где удобства и эстетики недостаточно. Успех продукта завязан на эмоциях.

Вкладываясь в User Joy вы снижаете расходы на маркетинг и помогаете продукту расти органически.

Крутые цифровые продукты — это не только про функционал и метрики. Это про эмоциональную связь с пользователем.

Комментарии (4)


  1. CaptainFlint
    26.08.2024 11:11
    +1

    В высшей степени спорные постулаты.

    Анимированое всё

    А вот меня, например, неимоверно бесит засилье анимированного всего. Только из-за этого вынужден пользоваться сторонними клиентами Телеграма вместо официального, потому что в них можно вырубить нахрен все эти идиотские пляшущие стикеры, прыгающие подмигивающие эмодзи в полэкрана, кривляющиеся значки в именах юзеров, а также истории и прочие насаждения модных дизайнеров.

    Чувство безопасности.
    Команда Телеграма постоянно транслирует: «Ваши данные в безопасности.»

    Вот только у пользователей тут же возникает вопрос: а насколько вообще можно доверять этим трансляциям? Все авторы программ поголовно уверяют, как у них всё безопасно, а потом новости о взломах и сливах идут косяком, и внезапно™ выясняется, что всё было совсем не так безопасно, как нам транслировали.

    Регулярные обновления.

    Которые в последнее время чаще вызывают не радость от новых полезных фишек, а головную боль "блин, опять что-то решили беспричинно переделать и поломать все наработанные привычки".

    Сделайте приложение быстрым.
    …пользуйтесь современными библиотеками

    Как раз современные библиотеки гораздо чаще оказываются более тормозными, а не более быстрыми.

    Ну и так далее, тут можно долго перечислять.


    1. NewMan_by
      26.08.2024 11:11

      Они спорные для вас еще и потому, что вы их примеряете на себя, а статья говорит об большинстве пользователей.

      Например, мне тоже не нравится анимация, но пользователям моего продукта да, большинству


      1. CaptainFlint
        26.08.2024 11:11
        +1

        Разумеется, каждый человек меряет по себе. Проблема в том, что нам объявляют: "по просьбам трудящихся колбасу завозить мы больше не будем". А на резонную просьбу продемонстрировать этих трудящихся утверждают, что они провели исследования и убедились, что таких трудящихся большинство, но нам их показать не могут.

        Беда в том, что у обычного человека нет ни малейшей возможности в этом убедиться самому. ОК, когда я вижу чаты, заваленные идиотскими стикерами, я готов поверить, что большинство, действительно, хавает и ещё просит (хотя и тут хорошо бы сначала проверить, реально ли там любителей стикеров большинство, или просто несколько любителей так всё заспамили, что кажется, будто их много). Но когда мне под абсолютно тем же самым соусом "большинству нравится" начинают впаривать какой-нибудь новый "Пуск" в Windows и прочие спорные решения, от которых потом Интернет разрывается от холиваров на протяжении многих лет, волей-неволей возникают вопросы на тему того, а реально ли там были какие-то исследования, или, может, модный дизайнер изобрёл очередную хрень и сам же заявил, что он провёл опросы, и всем всё нравится, точно-точно, сто процентов, срочно выписывайте мне премию!


      1. KabirK
        26.08.2024 11:11
        +1

        статья говорит о большинстве пользователей так, как будто их 100 %. а их, может быть, всего лишь 50,1 %. да даже если и 99 — в по-настоящему хорошем продукте всё можно настроить под себя. пусть умолчальные настройки будут под большинство — но пусть будет возможность их изменить. а вот тут в последние годы становится всё хуже: количество параметров, которые можно изменить, у многих продуктов постоянно уменьшается. user pain получается, а не joy.