Привет! Меня зовут Виктория, и я работаю продуктовым дизайнером в Альфе. В этой статье хочу поделиться своим опытом трудоустройства в крупную продуктовую компанию. Весь этап у меня занял примерно месяц: от актуализации портфолио до получения оффера. В конце приложу все полезные артефакты и заметки, которые накопились в процессе. Погнали!
Путь к дизайну
До того, как я нашла себя в дизайне, у меня за плечами было 11 лет учёбы на экономе и работа бухгалтером. Но всё изменилось после просмотра ролика про веб‑дизайн. Конечно, между бухгалтерией и работой в крутом банке были 3 школы дизайна (Skillbox, Uprock, BBE), 2 студии (InTop, Студия Чулакова) и 1 стартап (Клерк). Но обо всём по порядку.
Работая бухгалтером, я часто использовала программы вроде 1С и Excel для заполнения сложных таблиц и отчетов. Часто приходилось сталкиваться с неудобным интерфейсом и неинтуитивным функционалом, что делало работу настоящим вызовом. Мысли о творчестве и желание что‑то менять не покидали меня всё это время. В профессии дизайнера для меня сложились все недостающие пазлы.
После обучения в Skillbox я нашла первую работу в Краснодарской студии. Там я научилась создавать корпоративные сайты, интернет‑магазины, лендинги и графику для рекламы. Уже тогда меня увлекали проектирование различных таблиц, админок и CRM‑систем.
Почему продукт
После первой студии я присоединилась к Студии Чулакова и попробовала себя в продуктовой команде Сбера. Этот опыт стал совершенно новым для меня: задачи и процессы в продукте значительно отличались от студийного.
В 2021-2022 годах профессия продуктового дизайнера только набирала популярность, и у меня не было опыта в этой сфере. Приходилось осваивать множество навыков на ходу. Очень помог курс от BBE по продуктовому дизайну, а кейс для lamoda из него отлично дополнил моё портфолио.
В продукте меня привлекла возможность глубже погружаться, постоянно улучшая проект и создавая решения, которые напрямую влияют на пользователя. В студийной работе фокус часто смещается на внешний вид и быстрые результаты. В продуктовом дизайне есть шанс строить что-то долговечное, продумывать детали и видеть, как твоя работа влияет на бизнес и жизнь людей.
Обретя знания и опыт, я решила перейти в первую продуктовую компанию – Клерк, образовательный портал для бухгалтеров. Там меня ждало множество интересных задач, но мысли о финтехе не отпускали. Спустя год я начала строить планы по переходу в компанию своей мечты.
Актуализация портфолио
На подготовку и осознание того, что у меня ничего не готово, ушла бо́льшая часть времени. Синдром самозванца, страх неудачи и прокрастинация сильно тормозили процесс и убивали мотивацию. Помогало просто начать с небольших итераций. Как только появились первые результаты, работа пошла быстрее.
Когда не знаете, с чего начать, проведите исследование. Так вы выявите проблемы и определите наилучшие подходы к их решению.
Я начала с изучения множества портфолио продуктовых дизайнеров. Определила для себя основные принципы, набросала структуру и наметила ключевые фишки и визуал, которые хотела бы использовать в своём портфолио. При этом я уделила внимание удобству пользователей: разместила контакты в верхней части страницы, добавила навигацию в кейсах и скрыла второстепенную информацию в раскрывающихся списках.
Есть куча площадок, где можно выкладывать свои кейсы, но для продуктового дизайнера важно расписать процесс работы над задачей, ход мыслей и показать проведённые исследования. В своём портфолио я выделила три ключевых проекта, детально расписала каждый и добавила скриншоты получившихся экранов. Финальную версию показала нескольким коллегам, провела опрос и внесла правки.
Проверка текста. Всегда проверяйте текст на наличие ошибок, особенно обращая внимание на кавычки и букву «ё». Можно просто прогнать текст через ChatGPT. Так вы сэкономите время и избежите мелких оплошностей.
Tone of Voice. Попробуйте добавить уникальный стиль, чтобы чувствовался ваш вайб. Пишите, будто рассказываете вслух — это не только придаст тексту живость, но и поможет при подготовке к собеседованию, когда вы будете рассказывать о своих проектах. Поделитесь тем, что вас драйвит или, наоборот, триггерит в работе. Я люблю добавлять в текст эмодзи и иногда могу закинуть мемчики. Это сразу покажет работодателю, произошёл мэтч или нет.
Подбор кейсов. Выбирайте кейсы, которые соответствуют вакансии. Например, если вы хотите в финтех, как в моём случае, покажите только продуктовые кейсы, связанные с B2B, сложными сервисами и проектами в банке. Так вы продемонстрируете релевантный опыт.
Описание задачи. Подробно распишите, какая задача стояла в каждом проекте. Уделите внимание процессу: что было вначале, на что опирались, какие гипотезы прорабатывали, какие фреймворки использовали, с кем сотрудничали. Эти детали создадут полное и убедительное представление о подходе к дизайну.
Как собрать кейсы: советы для начинающих и опытных дизайнеров
Когда только начинаешь погружение в продуктовый дизайн, отсутствие кейсов в портфолио кажется проблемой. У более опытного дизайнера другая сложность — как показать то, что находится под NDA.
Начинающие дизайнеры, не бойтесь экспериментировать. Даже если у вас нет реальных проектов, вы можете создать концепты для вымышленных брендов. Придумайте мобильное приложение для фитнеса, создайте лендинг для несуществующего стартапа или интерфейс онлайн-магазина. Делайте проекты, которые вам интересны, или проекты для продуктов, в которые хотите попасть.
Участвуйте в онлайн-хакатонах, пробуйте силы в условиях, приближенных к реальным. Найти подходящие мероприятия можно на Хaкатоны.рф, Типичный программист, Devpost и в дизайнерских чатиках. На платформе UXHack можно найти хакатоны от заказчиков, которые хотят улучшить интерфейсы или пользовательский опыт. Обращайте внимание на тему хакатона и описание — обычно там указывают, каких специалистов ищут для соревнования.
Учебные проекты — тоже отличный способ. Челленджи прокачивают не только UI, но и показывают возможности уйти в одно из направлений, которое вам понравится. Концентрируйтесь не только на конечном результате, но и на всём пути: от исследования и формирования гипотез до создания дизайна и получения обратной связи.
Более опытные дизайнеры могут обойти ограничения, акцентируя на процессе и конечных результатах, избегая деталей, которые могут раскрыть конфиденциальную информацию. Вместо упоминания продукта опишите задачу обобщённо: редизайн e-commerce платформы для улучшения конверсии. Поделитесь инсайтами, которые привели к успешному решению, распишите, какие фреймворки использовали (например, Jobs to be Done) или как тестировали гипотезы через A/B-тесты. Можно концептуально изменить макеты (цвет, логотипы и всё, что выдаёт компанию), чтобы продемонстрировать подход к решению.
Начинающим стоит сосредоточиться на демонстрации возможностей через любые доступные проекты, даже вымышленные. Важно показать процесс работы, а не только финальный дизайн.
Опытным дизайнерам нужно быть осторожными с NDA, но при этом фокусироваться на процессе и результатах, которые можно показать без нарушения конфиденциальности. Описывайте задачи и подходы обобщённо, демонстрируя свои методики и мышление. В портфолио можно не раскрывать проект, а указать, что покажете его при встрече.
Поиск вакансии, отклик и подготовка к собеседованию
Я определилась, что буду претендовать на позицию продуктового дизайнера уровня сеньор. К этому моменту у меня уже был солидный опыт: я поработала в нескольких студиях, где занималась дизайном для крупных корпоративных клиентов и имела за плечами несколько проектов в продуктовой компании. Я обновила портфолио и почувствовала себя готовой к следующему шагу.
Я активно искала вакансии, подходящие под мой опыт и амбиции. Смотрела везде: подписалась на множество дизайнерских каналов в Telegram, регулярно просматривала вакансии на HeadHunter, следила за обновлениями на официальных сайтах компаний и закинула инфу знакомым дизайнерам.
Через знакомого я узнала о вакансии в Альфа-Банке. Это прозвучало как отличная возможность, которая идеально соответствовала моим интересам и карьерным целям. Я сразу же отправила резюме и портфолио и вскоре получила приглашение на собеседование.
Определитесь с направлением и позицией, которую хотите получить. Подпишитесь на рассылки по вакансиям. Найдите ментора, который уже работает в компании вашей мечты и может значительно ускорить процесс. Ментор подскажет, на что обращают внимание при отборе кандидатов и на собеседованиях.
Мне помог с подготовкой портфолио крутой дизайнер из Helper. Он подсветил, что ещё нужно прокачать. Есть и другие платформы для поиска менторов: Dprofile, sоlvery.io, Duo Sapiens. Менторы обычно берут почасовую оплату, поэтому готовьтесь к встречам: выпишите вопросы, подготовьте портфолио и резюме для вычитки, последние задачи и кейсы, чтобы получить ценные рекомендации.
Процесс найма
В каждой компании процесс может отличаться. Расскажу про свой опыт. В Альфа-Банке несколько этапов:
Собеседование с HR
Тех-интервью с лидом
Тестовое задание или whiteboard
Фит-интервью с командой
Пре-оффер и проверка СБ
Оффер
Собеседование с HR
Обычно это короткая встреча, где просят рассказать о себе, своём опыте, ожиданиях от работы и проектах. Главное на этом этапе — произвести хорошее впечатление и показать адекватность в качестве специалиста.
HR написала мне в Telegram, и мы договорились о встрече. Я рассказала о последних проектах для Сбера и Клерка и трудностях, которые преодолела. Объяснила причины поиска работы: я достигла потолка на старом месте и хочу новых возможностей для роста. Также сказала, что хочу попасть в команду, где можно развиваться и вносить реальный вклад в продукт. Уточнила, что меня интересуют проекты B2B-направления.
Так как на момент отклика я уже собрала определённые знания о компании, мне осталось только поднять записи. Например: как выглядит дизайн-процесс? На какой проект я попаду? С какими задачами буду работать? Удобно сразу готовить эти вопросы в заметках, за пару часов до встречи ещё раз пройтись по пунктам и потом сверяться со списком.
Тех-интервью с лидом
Это один из самых важных этапов, на котором лид проверит профессиональные навыки и способность работать в команде. Нужно показать свои технические знания, как вы подходите к решению задач и понимаете процесс дизайна.
На собеседовании с лидом мы подробно обсудили мои прошлые проекты, мою роль в команде и подход к сложным задачам. Были вопросы о процессе работы и о том, как я веду бэклог. Моя презентация показала все эти моменты. Это мой секрет успеха: я всегда готовлю презентацию для собеседования и структурирую информацию по проектам. Так я удерживаю фокус и не забываю детали. Презентация всегда собирает положительную обратную связь работодателя.
Убедитесь, что в вашем портфолио наиболее значимые проекты. Подготовьтесь рассказать о каждом по пунктам: задача, проблемы, инструменты, результаты. Подготовьте презентацию. Пройдитесь по концепциям UX/UI, исследованиям пользователей, созданию прототипов и тестированию. Соберите возможные вопросы в заметках.
Перед встречей обязательно порепетируйте пару раз. Заранее подумайте, что вам интересно узнать о коллективе, проекте и рабочем процессе. Можно спросить про инструменты, структуру команды, корпоративную культуру и ожидания от кандидата. Узнайте, какие задачи вам поручат и что нужно сделать, чтобы пройти испытательный срок.
Отвечая на вопросы, приводите конкретные примеры из вашего опыта. Говорите по существу. Объясняйте не только, что вы сделали, но и как вы это сделали. Рассказывайте о ваших методах исследования, инструментах и этапах реализации. Если чего-то не знаете, лучше признать это и рассказать, как вы обычно решаете подобные проблемы.
Подчеркните, как вы взаимодействуете с коллегами, как учитываете их мнение и как совместно достигаете целей.
Когда я рассказывала про проект для бухгалтеров, я описала, какая задача передо мной стояла, перечислила вопросы, которые задавала на проекте, и упомянула трудности в реализации функционала, из-за которых мы урезали MVP-версию.
Тестовое задание
Важно не только выполнить задание, но и показать подход к решению задач. Я применила несколько подходов и фреймворков. Полный процесс выглядит так:
Определение этапов работы с помощью Double Diamond framework. Описание задачи по DOR, список основных проблем и необходимых критериев.
Конкурентный анализ, сбор референсов.
Сегменты целевой аудитории, Job Stories, глубинные интервью с пользователями, опросы.
Приоритизация гипотез, проблем и решений. User Story Map.
Создание прототипа, UX-исследование после дизайна.
Финальный дизайн макетов, описание документации для разработки.
Я немного корректировала каждый этап под свою задачу. Мне очень нравится применять в работе Double Diamond framework. Для удобства использования я собрала его в виде таблицы с чек-листом. Ссылки на все шаблоны оставлю в конце статьи.
Я готовлю подробное описание задачи по DOR. Это очень помогает определить вводные данные и ограничения, причины, проблемы и гипотезы, метрики успеха. Здесь же я фиксирую первые вопросы заказчику.
Конкурентный анализ, бенчмаркинг рынка бронирования
Сначала я иду в Гугл и ищу прямых конкурентов. Потом думаю, какой схожий функционал можно позаимствовать у косвенных конкурентов. Есть ли у них фичи, похожие на те, что мы предлагаем? Есть ли у них фичи, которые достигают бизнес-метрик из нашего кейса. Может быть, есть более сильные решения и функциональности.
Я анализирую стартапы по схожей тематике на VC, Хабре и в любых открытых источниках. На Product Hunt смотрю компании, которые получили инвестиции и которые подходят для моего кейса. Изучаю технологически трендовые и быстро развивающиеся компании. Смотрю, можно ли решить задачу через тренды, инновации и технологии, которые только начали появляться. Обычно ищу по ключевым словам в интернете и загружаю вопросами ChatGPT.
Cписок конкурентов и описание заношу в таблицу. Скрины экранов анализирую и собираю во флоу в Фигме, делая пометки интересных фичей. Уже на этом этапе появляются первые гипотезы, я фиксирую их в заметках.
Сегментация аудитории. Сбор данных и исследование пользователей
Я изучаю целевую аудиторию по отзывам на сайте компании и в сторах, по видео-отзывам покупателей на YouTube, смотрю статьи про компанию и всё, что только можно найти «от клиента».
Чтобы сформировать корректное представление об аудитории, изучаю статьи и личные блоги людей (Т–Ж, VC, страницы в соцсетях, форумы). Здесь люди часто делятся обратной связью или личным опытом. Первоначальный анализ помогает сформировать предварительное представление о целевой аудитории, но после глубинок я ещё раз пересматриваю и корректирую данные.
После анализа и сегментации аудитории формирую первые Job Stories. С ними я лучше понимаю потребности и задачи пользователей и сосредотачиваюсь на главном при разработке фичи. Фиксирую всё в таблице.
Приоритизация гипотез, проблем и решений. User Story Map
После качественных и количественных исследований у меня собирается список гипотез. Для тестового задания я использовала методику приоритизации по ICE, чтобы упорядочить гипотезы по приоритетности и значимости.
Далее работаю с картой пользовательских историй — User Story Map. С ней я визуализирую взаимодействие пользователя с продуктом, выявляю точки контакта и возможные проблемы и могу лучше понять ожидания пользователей. Карту собираю в Miro или прямо в проекте Figma. После всех этапов я уже чётко представляю, какие экраны хочу реализовать.
Создание прототипа, UX-исследование после дизайна
Первую итерацию набрасываю быстро, для понимания основного контента. Сверяюсь, все ли гипотезы учла и все ли работы пользователя выполняются. После первой итерации ещё раз смотрю верхнеуровнево на флоу. В процессе понимаю, что контент плохо ложится и пробую по-другому отобразить информацию.
После отрисовки собираю кликабельный прототип, чтобы ещё раз проверить, всё ли между собой бьётся и нет ли тупиковых сценариев. Только после этого перехожу к дизайну. Отмечу, что в задании я не проводила UX-тесты прототипов. Решила сократить время и оставить это на финальный дизайн макетов.
Завершение пути до оффера
После всех этапов отбора со мной связалась HR и сообщила, что я получила оффер. Я была в шоке и тут же начала переживать, что же делать дальше! Весь процесс занял чуть больше месяца. Я отработала две недели на старом месте и затем приступила к работе в Альфе.
Как пройти испытательный срок и не облажаться
Итак, оффер получен — что дальше? Первые 90 дней — время, чтобы показать, на что вы способны, и закрепить позицию в команде. Вот несколько советов, которые помогли мне справиться с этим испытанием и избежать ошибок.
Построение отношений
В первые дни на новом месте я не только сосредоточилась на работе, но и выстроила связи с коллегами. Вкладывайтесь в отношения с командой, менеджерами и с коллегами. Сильные связи помогут быстрее адаптироваться и получить поддержку в нужный момент.
Управление ожиданиями
Задавайте себе вопрос: какие ожидания у ваших коллег и руководства от вашей роли? Чтобы не разочаровать, с самого начала проясните задачи и цели. Не стесняйтесь обсуждать ваши приоритеты и результаты, чтобы все были на одной волне.
Быстрые победы
Старайтесь найти способ показать свой вклад в короткие сроки. Быстрая победа — способ заслужить доверие и укрепить репутацию. Пусть это будет небольшой, но заметный успех, который продемонстрирует вашу компетентность и понимание задач.
Изучение организации
Здесь главное — учиться и наблюдать. Разбирайтесь, почему в компании всё устроено именно так, и не торопитесь вносить изменения, не поняв контекст. Задавайте вопросы, собирайте информацию и обдумывайте, как лучше применить знания на новом месте. Изучайте полезные материалы и сохраняйте в избранное то, что может потребоваться на старте. Продуктовому дизайнеру стоит изучить особенности дизайн‑системы, прочитать все гайды и обязательно ознакомиться с редполитикой.
Не стоит торопиться с действиями, пока не разберётесь в ситуации, чтобы не совершить необдуманных ошибок. Не приходите с готовыми решениями, которые не учитывают специфику новой компании — это может оттолкнуть коллег. И помните, что прежние методы работы могут не сработать. Каждое место требует индивидуального подхода. Расставьте приоритеты, чтобы не утонуть в рутине, и сосредоточьтесь на стратегически важных делах.
Совет напоследок
Не забывайте, что в первые 90 дней нужно учиться, адаптироваться и зарекомендовать себя. Действуйте осознанно, общайтесь с коллегами и стремитесь к быстрым победам, которые помогут закрепить ваши позиции в компании.
Я работаю в банке почти пять месяцев. За это время я погрузилась в продукт, изучила дизайн‑систему и особенности дизайн‑процесса. Я на удалённой работе с регулярными созвонами, ревью и коворкингами, у меня получается быть эффективной и поддерживать связь с командой. Меня вдохновляет дизайн‑комьюнити и разнообразие активностей, которые мотивируют изучать новое.
В будущем я планирую продолжать развиваться в своей роли, участвовать в митапах и, возможно, выступать на конференциях, чтобы обмениваться опытом с другими дизайнерами, развивать свой блог и писать статьи на дизайн‑тематику, делясь инсайтами в работе.
Никогда не поздно изменить карьеру и следовать мечтам. Я перешла от работы бухгалтером к дизайну, и это было одним из самых важных и правильных решений в моей жизни. Уверена, что каждый, кто готов учиться, может достичь успеха в новом направлении. Главное — чёткий план, целеустремлённость и желание учиться.
Если вам понравилась моя история или вы хотите поделиться своим опытом, оставляйте комментарии — буду рада пообщаться!
Комментарии (3)
AnROm
05.09.2024 13:19Найдите ментора, который уже работает в компании вашей мечты и может значительно ускорить процесс. Ментор подскажет, на что обращают внимание при отборе кандидатов и на собеседованиях.
Не у всех есть знакомые в компаниях, где проходишь собеседования. А человек со стороны не будет вам все карты раскрывать про собеседования. В контексте статьи ментор - это именно знакомый человек.
rzhevsky_oleg
05.09.2024 13:19Ну почему, в различных сервисах по подбору менторов можно выбрать специалиста из нужной компании
anastasy_bogdanovskaya
Очень крутая статья! Не помню чтобы видела более подробный гайд, который бы подходил под текущие реалии