Продолжаю делиться личным опытом в планировании. Без воды, лирики и рерайтов. Ребята, ниже инструменты которые прошли проверку временем и самое главное — ленью. Я отсеял всё лишнее и оставил только то, что действительно полезно и эффективно.
В прошлый раз я опубликовал статью «Калибровка Life Work Balance. Система планирования, которую я развиваю уже 14 лет» и, честно говоря, был поражён, сколько она собрала просмотров и комментариев. Обычно я пишу про работу, продукты и разработку, но тема Life-work-balance вызвала огромный интерес. Спасибо всем, кто прочитал и оставил отзывы!
Коротко напомню, о чём была первая статья. Я рассказывал о подходах, которые помогают мне жить осознанно, балансировать работу и личную жизнь, планировать на год вперёд. Один из ключевых инструментов, о котором шла речь, — это личный дневник. Для меня это основа осознанного планирования, но я знаю, что лишь единицы по факту взялись его заполнить.
В этой статье я хочу рассказать, как работать с планированием на ежедневной основе — по сути, хочу рассказать, на какие кнопки я нажимаю (поговорим про софт), как провожу утро (та самая практика — книга «Магия утра», но в моей собственной интерпретации) и как лично я использую известные фреймворки:
Getting Things Done — как основа всего процесса;
Матрица Эйзенхауэра — как способ приоритизации;
Метод «Съесть лягушку» — как вспомогательный инструмент к Матрице Эйзенхауэра, потому что я всё‑таки ленивый и не всегда сам себе честно отвечаю, что действительно надо сделать в первую очередь.
За 14 лет экспериментов с планированием у меня накопилось много опыта, я попробовал разные инструменты. В этой статье расскажу о тех, которыми пользуюсь до сих пор. Также мы обсудим концепции, которые мне зашли больше всего.
Немного обо мне. Сейчас я развиваю интернет‑банк для юрлиц в Альфа‑Банке, до этого запускал B2B‑экосистему в Сбере, до банков работал в VK (ex Mаil.ru Group) и Яндексе. Уже практически год веду свой авторский Telegram‑канал, где пишу про финтех, менеджмент, рефлексирую на тему моей вечной борьбы гедониста и зожника — короче, про всё, что меня сегодня интересует, подписывайтесь!
Тайм-менеджмент
Мне не нравится бизнес‑литература. Я врываюсь в рабочий режим примерно с 6:30 утра, грузить себя перед сном литературой на рабочую тематику не хочется, но всё‑таки иногда читаю профессиональную литературу. Первая книжка, которая на меня сильно повлияла — Глеб Архангельский, «Тайм-менеджмент», с этим была связана комичная ситуация.
В то время Глеб был лучшим в этой сфере. Он рьяно продвигал культуру тайм‑менеджмента в России. Когда я ещё работал в Яндексе (это было действительно давно), мы собирались добавить в почту Task Manager в коллабе с Глебом. Забавно получалось, что нам с ним было очень сложно встретиться: постоянно что‑то не срасталось по времени. Ну, не суть. Книжка была хорошая.
В этой книге были советы по экономии или оптимизации времени, которые я тогда не мог понять. Например, он говорил, что нужно всегда иметь собранную сумку для путешествий, где будет всё необходимое, и которую можно взять с собой в любой момент. Наверное, я тогда был слишком молодым и не смог оценить экономию в 15 минут. Но ценность времени с каждым годом растёт, и теперь у меня есть сумочка задрота, в которой собрано всё необходимое для подключения и зарядки всех моих гаджетов.
Теперь я никогда не собираю зарядки и проводки, они постоянно со мной. Это действительно экономит время, а если пересчитать на количество часов в год, получается внушительная цифра. Это время можно было бы использовать эффективнее, например, на подготовку этой статьи.
Чтобы это понять, мне потребовалось 10+ лет. Но это далеко не всё, что я понял и освоил. Сумочка — просто ещё один пример того, что раньше казалось мне пустяком, а теперь каждый день экономит мне время на сбор и поиск проводков.
Дальше расскажу об инструментах, которые выручают меня каждый день.
Getting Things Done
Большой пользой книги «Тайм‑менеджмент» от Глеба Архангельского стало то, что я прочитал другую — Getting Things Done Дэвида Аллена. Мне эта книга безумно понравилась. Сегодня GTD — мой базовый фреймворк работы с ежедневным планированием.
Не буду рассказывать, о чём именно книга в каноничных подробностях, потому что эта тема в моей жизни мутировала. Расскажу, как я это вижу сейчас.
-
Не стоит перегружать свою память. У нас в голове постоянно крутятся разные мысли: отсканировать документ, купить корм для собаки, подкачать шины, написать статью, вызвать мастера по кондиционерам — очень много всего. И это всё крутится в «оперативной памяти» нашего мозга, она загружена бесконечным набором задач.
Мне важно, чтобы мой мозг занимался правильными вычислениями, майнил инсайты, помогал с тезисами, например, для этой статьи, а не вспоминал, что нужно обязательно купить новый напульсник для тенниса. Чтобы мозг в фоновом режиме занимался полезными вычислениями, нужно освободить голову: что бы туда ни пришло, это нужно куда‑то выгружать, то есть записывать
Фиксируй, чтобы не забыть. Вокруг меня так много потоков информации, — не могу ручаться, что всё запомню. Поэтому у меня это вошло в привычку: если я что‑то захотел сделать, сразу же записываю это в todo-шник. Причём я часто надиктовываю голосом, а следующим утром превращаю в нормальные и правильные формулировки. Эта клёвая механика убирает волнение, что ты что‑то можешь забыть. Да, мы становимся зависимыми от софта, но в 2024-ом это не проблема, а реальность.
Визуализация прогресса драйвит тебя делать больше. Когда я читал эту книгу, зацепился за мысль, что состояние цейтнота демотивирует, потому что задач очень много, не видно края. Но после того, как ты всё выпишешь, отсортируешь и начнёшь делать, увидишь, как увеличивается список выполненных задач. И уже сам факт, что перед тобой не бесконечный список задач, а виден прогресс — радует. Когда ты вычёркиваешь задачи, мозг вырабатывает дофамин, гормон удовольствия. И это мотивирует.
Идея мне понравилась, но я прочитал и забыл. Однако потом, уже в конце года, когда я посмотрел на список своих целей на первый год такого планирования, я честно офигел, как много мне удалось сделать.
Когда планировал, я ставил, как мне казалось, амбициозные цели, где-то это даже были мечты, и самое интересное, что в конце года очень много задач было выполнено. Я получил огромное удовольствие от просмотра зачёркнутых задач. С тех пор я каждый день стараюсь уничтожать эти таски. В этом, кстати, есть элемент геймификации.
Как я всем этим пользуюсь
Таск-менеджер
Для реализации принципа GTD есть много софта. Можно использовать лист бумаги, блокнот, но я выбрал для себя приложение Things, которое доступно на любом девайсе в экосистеме Apple. Для меня это важно, потому что она должна присутствовать на мобильном устройстве и на компьютере, ноутбуке — на любом устройстве.
Я часто заношу в Things задачу на ходу — буквально надиктовываю через технологию speech to text, а на следующее утро разбираю надиктованные задачи. Вокруг этого у меня образовался целый ритуал, но об этом чуть позже. Такие новые надиктованные задачи я рекомендую назначать на следующие дни.
Вообще, ключевая идея использования специализированного GTD-софта вместо листа бумаги в том, что для задач можно ставить дату, когда она всплывает. То есть ты видишь не бесконечный список, а смотришь на пул задач, которые либо не были сделаны вчера, либо должны о себе напомнить сегодня. Именно этот пул задач я разбираю каждое утро, а как я это делаю — расскажу ниже.
В Things можно создавать проекты или области, к которым относится задача. Я пробовал работать и с тем, и с другим, но в итоге пользуюсь только областями (Areas). В проектах можно трекать прогресс, отслеживая процент сжигания задач, но для меня это избыточная информация. Я оставил только области для себя в «колесе жизни» — описал в статье про дневник: Health & Sport, Life, Wealth, Community, Work.
В Things можно присвоить каждой задаче тег. Система даёт максимум кастомизации, потому что на одну задачу можно вешать любое количество тегов. Я сделал для себя две группы:
Первая связана с приоритизацией, позволяет выбрать важное. Эта группа делится на две подгруппы:
Матрица Эйзенхауэра (важно, не важно, срочно, несрочно);
Сhallenge of the day.
Вторую я использую для закрепления задачи за коллегой. Это очень удобно, когда у меня one-to-one с кем‑то, я просто вбиваю его фамилию, и Things выводит все задачи, которые за ним закреплены.
Матрица Эйзенхауэра
Матрица названа в честь Дуайта Эйзенхауэра — президента США 1953–1961 годов. Но президент не только дал название методу, он был его автором.
«У меня есть два типа проблем: срочные и важные. Срочные не важны, а важные — всегда несрочные».
Дуайт Эйзенхауэр
Матрица Эйзенхауэра — это метод тайм-менеджмента, помогающий расставлять приоритеты в потоке задач: делать важное и не тратить время на ненужное.
Смысл в том, чтобы присваивать всем поступающим задачам пометки: важно, не важно, срочно, несрочно. Таким образом каждую задачу можно будет разместить в одном из четырёх квадратов.
Как видно из иллюстрации, задачи, у которых сразу два тега: важно и срочно — нужно сделать. Если какая-то задача важна, но у меня по ней не подгорает, я ставлю тег несрочно. Придёт день, и она станет срочной, а пока её можно не делать.
Срочные и неважные задачи тоже бывают, это когда очень хочется или кто-то что-то просит, но на самом деле это никому не нужно. Несрочные и неважные задачи вообще можно не делать.
Я уже говорил, что стараюсь всё записывать, чтобы выгружать шум из головы. Бывает, что утром открываешь Things и видишь 60-70 задач. После отпуска их количество увеличивается вообще до сотни.
Такое количество задач невозможно сделать. Поэтому каждый день я начинаю с планирования. Я встаю рано, в 6 утра, и уже в 6:30 начинаю работать над планированием дня.
Открываю Things и проставляю теги для каждой задачи: важно, неважно, срочно, несрочно. Чтобы быть честным перед собой, я сверяюсь с executive summary из личного дневника.
У меня достаточно большой экран — 27 дюймов, это позволяет на одной стороне открыть Notes (приложение «Заметки» на iOS/macOS) с plain text, чтобы перед глазами были убеждения, принципы, цели на год и квартал, а в другой части экрана вывести Things со всем пулом задач на сегодня.
Такой лайфхак с одновременным просмотром годовых целей помогает выбирать действительно важное. Наш мозг очень хитрый, он не хочет тратить энергию и постоянно пытается нас обмануть, подсовывая простые и понятные задачи вместо важных и сложных.
Такая декомпозиция занимает много времени, но мне это очень помогает выбрать ключевое и, возможно, позволяет проводить день не как получится и с тем, что вспомнилось, а максимально осознанно двигаться в сторону годовых целей и главное — личных ценностей.
«Съешь лягушку» — challenge of the day
«Успех не зависит от того, сколько вещей вы делаете. Успех зависит от того, насколько хорошо вы справляетесь с очень немногими избранными вещами» — один из принципов, с которым я регулярно сверяюсь при планировании задач на день. Это сказал CZ, основатель Binance. Принцип отлично раскрыт в книге «Съешь лягушку».
Если вы не читали, скажу кратко: надо брать в работу самую противную задачу. Как правило, она самая важная и, конечно же, самая сложная.
После того, как я прогруммил все свои задачи через метод Эйзенхауэра, в Things я выбираю два тега: важно и срочно, но задач всё равно много. Например, сейчас их 22. Столько задач я точно сделать не могу, потому что после 11 у меня начнутся созвоны до конца рабочего дня, поэтому есть ещё один лайфхак.
Для каждой своей категории из колеса жизни, выбираю одну «лягушку» и буквально сразу после планирования начинаю её делать. Вот конкретно сейчас пишу эту статью. Да-да. Мне это даётся очень непросто, поэтому я выбрал эту задачу и добиваю контент.
Мне не нравится название «Съешь лягушку», поэтому у себя я это называю не лягушкой, а challenge of the day.
Магия утра
Это вообще топ. Я нашёл для себя утро. Я был совой, но понял, что утро — лучшее время, чтобы сделать важное. Город спит, семья спит, коллеги спят. Это время, когда тебя никто не отвлекает.
Именно утром я разбираю задачи, именно утром, в тишине, я думаю над этими задачами. Я уже писал, что у меня на это уходит много времени. Час, два?
То есть это не только приоритизация списка, это полноценный груминг задач. Я могу переформулировать задачу: её назвать так, чтобы она сделалась. Или если я пойму, что она не делается, могу декомпозировать её на составные части (это, кстати, ещё одна практика — «есть слона по частям»). Иногда я удаляю задачи.
Бывают моменты, когда я вижу важную задачу: написать статью для блога, но вот делать не хочется. Потом смотрю направо и вижу руководящий принцип: «Создавать понемногу каждый день». Сам внутри переобуваюсь, вешаю тег challenge of the day и внутренне принимаю, что сделать надо. Ты же сам для себя это сформулировал, когда заполнял дневник.
Я получил достаточно много обратной связи к моей прошлой статье. Во‑первых, спасибо всем за это, но что важно, очень многие написали, что им достаточно простого Reminder. Так вот, как раз личные убеждения и руководящие принципы мне помогают прожимать лень и выбирать важное. Reminder такое не умеет, так что не игнорируйте дневник — это топ-тема.
На этом всё, но тема планирования обширная, буду писать ещё. Если хотите что‑то обсудить, задать вопросы — прошу в комментарии. Кстати, регулярно пишу о тайм-менеджменте и на другие интересные темы в своём Telegram‑канале — заходите и подписывайтесь!
Комментарии (12)
Asterris
17.09.2024 13:44+4Я встаю рано, в 6 утра, и уже в 6:30 начинаю работать над планированием дня.
Прям вот уже в 6:30? А завтракать, умываться, смотреть новости, приходить в себя?
С этого и стоило начинать. Есть куча книг со всякими там системами GTD разных успешных людей, но все они обычно сводятся к тому, что "Я ложусь в час ночи, встаю в пять утра и работаю 18 часов без обеда и вапще не устаю".
У разных людей людей разная биология, биохимия и прочая генетика. И если вы с трудом просыпаетесь в одиннадцать и потом не можете до пяти часов прийти в себя - то начинать надо с этого, а не с управления задачами по советам тех, кому достаточно четырех часов сна за год.
parshikov Автор
17.09.2024 13:44+1Ссогласен, что каждому подходит своя система — биология и привычки действительно у всех разные. Я, например, завтракаю немного позже, в районе 8-9 утра, так как мне привозят готовое питание. Новости я не смотрю в привычном смысле, но темы, которыми интересуюсь, вроде крипты и технологий, у меня встроены в рабочий день и выделены в календаре как часть задач, а не как время "прийти в себя".
Что касается режима — я точно не из тех, кто спит по 4 часа. Для меня важно спать минимум 8 часов, чтобы полностью восстановиться, особенно учитывая, что я выделяю около 9 часов в неделю на тренировки. Режим дня и регулярный спорт помогают держать себя в тонусе и легче просыпаться. Когда я отказался от вредных привычек, наладил режим сна и стал избегать сахара, мои биоритмы значительно улучшились. Поэтому для многих, думаю, стоит начинать с работы над образом жизни — это серьезно влияет на продуктивность и самочувствие.
dnszaikin
17.09.2024 13:44+1Прочитал статью, добавил в избранное. В моем todo есть пункт: прочитать статьи из избранного на хабре ) Как вы разруливаете задачи, которые имеют или самый вялый прогресс или вообще его не имеют?
parshikov Автор
17.09.2024 13:44+1Сверяюсь с годовыми целями. Если матчится, то приоритет повышается. Я об этом писал в первой статье :))
xrteee
17.09.2024 13:44+1Спасибо за статью, было интересно прочитать обе части. Есть ли аналоги Things для владельцев не Apple экосистемы?
И ещё, почему же Вы используете так много англицизмов? Если я ещё понимаю их использование в сферах, где аналогов из русского языка просто нет, то от "one-to-one встреча" вместо "встреча один на один" меня прямо-таки коробит.
parshikov Автор
17.09.2024 13:44+1Спасибо за статью, было интересно прочитать обе части.
Рад, что зашло.
Есть ли аналоги Things для владельцев не Apple экосистемы?
У меня нет Android, но в моем канале подписчики рекомендовали Todoist
И ещё, почему же Вы используете так много англицизмов? Если я ещё понимаю их использование в сферах, где аналогов из русского языка просто нет, то от "one-to-one встреча" вместо "встреча один на один" меня прямо-таки коробит.
Я не писатель, поэтому всех правил не знаю. Пишу как думаю. А думаю так, потому что так говорит мое окружение.
NewMan_by
17.09.2024 13:44+2Мне не хватило раскрытия темы работы с личными задачами, обе статьи называются с Life Work Balance, но я увидел про личные задачи только в первой статье, что личные задачи нужно планировать и вносить их в планы на год.
Имеет ли планирование не рабочих задач отражение в вашем ежедневном утреннем ритуале, например?
Общий ли у вас список задач как рабочих так и нет в тудушнике?
RazB0YniK
Сумочка с зарядками какая-то гигантская. Мы с женой используем на двоих для всех устройств только одну маленькую GaN зарядку 65 Ватт на 2 Type-C и 1 Type-A. Где на дне одного рюкзака валяется обычная зарядка на всякий случай. Поздравляю яблоководов, что они теперь тоже так могут.
Things попробую. Сейчас Google Keep использую для планов.
Звучит плохо, учитывая, что важные несрочные задачи часто важнее важных срочных. Но если у тебя там цели на год рядом открыты, то наверное ок.
parshikov Автор
Сумочка могла бы быть меньше, но пока так. Как-нибудь сделаю unpacking-разбор :) Заглядывай в мой TG канал, если вдруг интересно. (Кстати, у меня тоже GaN-зарядка, только на 100W. Идеальный набор: 2 Type-C и 1 USB-A).
"Важные несрочные задачи часто важнее важных срочных". Ты прав, так во всех теориях про GTD написано. Я несколько раз пытался так делать, но мои инструменты мутировали, и в итоге прижился тот опыт, о котором я писал в статье.
Я никого не призываю неправильно следовать рекомендациям GTD, я лишь делюсь своим опытом — возможно, он кому-то будет полезен. Лично мне помогает.