Мне кажется это символично.
Мне кажется это символично.

Первый шаг в нужном направлении

Несколько лет спустя, после описанных в предыдущей части событий, в один прекрасный день, мне вспомнились собственно описанные в предыдущей части события, а после этого в мою голову пришел неожиданный (для меня) и довольно очевидный (для остальных) вопрос — а что именно я хотел извлечь из LHX? На что я логично ответил сам себе — а что вообще интересного там есть? Опуская нюансы типа специфических кишок (как вычисляется попадание в противника, код отслеживания карьеры пилота и т.п — ну то есть, собственно, код), остаются, по большому счету, графика (движок + модельки/текстуры) и звук (движок + файлы звуков). Звук меня мало интересовал (в те годы импринтинга у меня даже ковокса не было — я просто не знал о таком) — писк из спикера это всего лишь писк из спикера. А вот графика — да. И я наконец(!) понял, что хочу вытащить из игры именно модельки объектов.

Итак, модельки.

Предварительный анализ и проверка гипотезы

Начнем с начала, подумал я. Простейшая 3д модель (думал я до итогов реверса этой игры) — это:

  1. список точек

  2. список полигонов, завязанных на эти точки.

Можно менять количество точек в полигоне (строго треугольники или можно побольше точек) и способы задания полигонов, но от самих точек ну никак не уйти. Это база.

Что такое точка в трехмерной модели? Это последовательность координат — x, y и z. Точек в модели обычно немалое количество, так что для экономии места (напомню, у нас DOS и «640 кб хватит всем» в контексте) их надо как‑то оптимизировать. Варианты оптимизации я смог придумать только такие:

  1. Или как‑то эти координаты упаковать — тут уж я ничего (по крайней мере сходу) не сделал бы. Но я понадеялся на то, что упаковка‑распаковка — это трата ресурсов, а это в те годы было важно (8088 процессор должен был с этой игрой справляться и вполне это делал).

  2. Или просто уменьшить количество точек — что логично, ведь лоу‑поли модели не на ровном месте придумали.

  3. Или волевым решением уменьшить количество возможных вариантов значений координаты, применив, например, фирменную фишку тех лет — использовать один байт (который восьмибитный и имеет 256 вариантов значений) вместо двух байт ака слово ака integer тех лет (он был тогда 16-битный и имел 65 536 вариантов значений). Это кратно уменьшает объем данных.

Таким образом, я предположил, что список точек модели — это не заархивированная (пункт 1) последовательность байт (а не слов, которые = 2 байта, см. пункт 3), каждый из которых является значением координаты точки по определенной оси. То есть, проще говоря, где‑то в файле идет поток байтов, который надо трактовать как x1 y1 z1 x2 y2 z2 x3 y3 z3 и т. д.

Смотреть на модельку и искать в файле высмотренные последовательности (как в случае с цветами пикселей у спрайтов), очевидно, не получится. Поэтому единственный способ поиска, который у меня оставался на руках — это «испорти и посмотри». Если я испорчу файл в том месте, где находится этот поток байт, то, очевидно, что у каких‑то полигонов модельки исказятся значения вершин, и все это будет выглядеть в игре довольно несуразно. Так и вышло. Но не сразу.

Файл тупо большой для рандомного воздействия, распакованный размер — больше 300 килобайт. 300 000 точек приложения усилий. Опять же — проверка на предмет того, то ли было испорчено, тоже довольно затратна — запусти игру, доберись до нужного места, проверь (это DOS игра, в ней модельки трехмерные, а вот внутриигровой просмотр — только с определенных точек зрения, можно и упустить нюансы‑то)… Так что нужна была бОльшая прицельность. Я предположил, что портить данные надо, скорее всего, в окрестности упомянутых в прошлый раз названий техники. Ну и выбрал целью приложения усилий su25 (вот и пригодились детские наблюдения).

И хотя в игре игроку недоступен этот самолет (то есть, в принципе, его надо во время миссии искать как противника и тщательно рассматривать, пока он тебя ракетами гасит), последовательное нажатие Ctrl‑O во время собственно миссии заменяет модель вертолета игрока на каждую модель летающей техники в игре по очереди. Скорее всего, это невыкушенная из релиза дебаг‑фича и она мне очень помогла.

Описание чита к DOS-игре 1990 года выпуска

Еще одна фича, помогавшая рассмотреть врагов, в которых нельзя превратиться — это полет «невидимкой». Для этого в режиме тренировки (миссия Free Flight) надо убиться об что‑нибудь над землей (верхушка здания, гора, расстрел самого себя своими же управляемыми ракетами TOW-8 (помните, у меня были сложности с развлечениями?)) и успеть выйти из миссии, не коснувшись земли. Тогда после этого в начале следующей миссии (тренировочной или боевой — неважно) вертолет взорвется прямо на взлетке, причем с довольно забавными последствиями:

  1. На взлетке будет кратер, как и на месте любой другой взорвавшейся техники в игре.

  2. Миссия продолжится и вертолетом можно будет управлять.

  3. Модельки у вертолета не будет вообще.

  4. Исчезнет звук лопастей (и только он).

  5. Ни один враг не будет «понимать», что на уровне вообще есть вертолет игрока.

Все эти эффекты длятся одну миссию, но никто не мешает повторить фокус сколько угодно раз.

Итак, я приступил к порченью байтов экзешника, идущих после строки su25 в нём. По опыту я портил не сразу же последующие, а немного отступив — на случай, если сначала лежат какие‑то заголовочные байты. Первый же выстрел попал в цель, и задняя плоскость Су-25 прилично искривилась.

Было в экзешнике
Было в экзешнике
 Стало в экзешник в
Стало в экзешнике
 Было в игре
Было в игре
Стало в игре
Стало в игре

Изменение близлежащих байтов меняло соответствующие компоненты координаты точки. Предположение о последовательности байт оказалось верным. Попытка изменить один байт не совсем уж по соседству привела к незапускающейся программе.

Но это были мелочи — дело наконец сдвинулось с многолетней мертвой точки.

Интермедия

Где‑то с этого момента начинается тема инструментов для проводимого мной вскрытия. В винде по умолчанию на удивление сложно с редактированием байтового содержимого файлов. В DOS это тоже из коробки не шло, но там вообще‑то вся операционка весила 70–80 килобайт, и состояла из трех файлов.

В общем, для внятной работы с байтовым содержимым нужны hex‑редакторы. Забегая вперед скажу, что я, в поисках бесплатного и навернутого варианта (ну как навернутого — чтоб хотя бы визуальное выделение последовательностей было, да желательно с именованием), перепробовал довольно много и остановился на двух, переключаясь в дальнейшем между ними.

Первый — wxHexEditor — простенький, но неплохо размечал блоки, хотя между сессиями работы разметка то ли ломалась, то ли вообще не сохранялась.

Второй — ImHex. Очень впечатляет функциональностью, но в тот момент там было невероятно глючное редактирование названий выделенных блоков и это очень выбешивало. Сейчас уже давно исправили.

Еще порой использовал HxD, но в нем нету разметки. 

Сейчас для редактирования байтов я обошелся бы одним лишь ImHex, скорее всего.

Вновь к станку и немного безумия.

Напомню, что к этому моменту я уже нашел внутри игрового экзешника байт, описывающий одну координату одной из точек одной модели самолета Су-25 из игры LHX.

Немного поизменяв значения байтов в окрестности найденного, я убедился в том, что координаты а) не архивируются, б) выражаются именно в байтах и в) хотя бы частично идут друг за другом (если изменял значения далеко от начальной точки — программа падала).

Сразу же выявилось странное для меня поведение — изменение значений байта, который описывал координату высоты точки, приводила к неочевидному изменению положения этой точки в игре. Очевидным я считаю поведение «чем больше значение координаты z — тем выше точка, и чем меньше — тем ниже»).

В игре же — при изменении значения этого байта от 0×00 до 0×7F (0x.. обозначает, что число за ним записано в шестнадцатеричной форме, если кто не знал — в десятичной записи это изменение от 0 до 127) высота точки росла от середины модели и выше, а при дальнейшем изменении от 0×80 до 0xFF (значения 128 — 255) эта точка перещелкивалась по оси 0z в самый низ модели и росла к ее середине, останавливаясь в этой самой середине при значении 0xFF (собственно 255). Признаться, я поначалу подумал недоброе, но пороговое значение 0×80 быстро подсказало мне, что программа считает этот байт не простым, а знаковым — так как у байта, начиная со значения 0×80 и заканчивая 0xFF, последний (он же восьмой, он же старший) бит становится равен 1 — и для процессора (если он в курсе, что этот байт описывает знаковое число) это признак знака минус (потому и знаковый) у числа, которое он описывает.

А неожиданный рост координаты от низа модели к середине, а не ожидаемый от середины к низу (ведь значения 0×80 — 0xFF — отрицательные в случае знакового типа) объясняется тем, что в знаковых числах не совсем уж доисторических компов отрицательные значения записываются не в простом бинарном виде, а в виде дополнительного кода. Это все я узнал через википедию и то, что описанные дальше вещи не взорвали мне мозг, я считаю немалой своей победой. Поэтому вещи под катом — на свой страх и риск.

Вещи под катом

Чтобы построить битовое представление в дополнительном коде числа -3, например, надо:

  1. взять его модуль в битовом виде (0000 0011 для тройки, здесь 8 знаков с лидирующими нулями потому что это байт, у 16-битного integer aka слово aka word aka 2 байта знаков было бы, внезапно, 16).

  2. инвертировать (заменяем 1 на 0 и наоборот, для нашего примера станет 1111 1100, видим возникшую 1 в старшем бите - признак отрицательного числа)

  3. и добавить к результату единицу (для нашего примера станет 1111 1100 + 0000 0001 = 1111 1101).

И, собственно, неожиданность в том, что применение дополнительного кода приводит к тому, что шестнадцатеричное представление отрицательных чисел станет «перевернутым». т. е.:

  • положительное число 1 = 0000 0001 = 0x01 

  • “положительное” число 0 = 0000 0000 = 0x00

  • отрицательное число -1 = invert (0000 0001) + 1 = 1111 1110 + 0000 0001 = 1111 1111 = аж 0xFF. 

  • отрицательное число -2 = invert (0000 0010) + 1 = 1111 1101 + 0000 0001 = 1111 1110 = 0xFE.

  • и дальше по уменьшающейся. 

Поэтому, при учёте доп. кода в районе значения 0x80 происходит следующее: 

  • видим глазами 0x7E = 0111 1110 (старший бит = 0, значит просто трактуем как бинарное представление, без доп. кода) = для компа это 126

  • видим 0x7F = 0111 1111 (все ещё без доп.кода) = для компа это 127

  • видим 0x80 = 1000 0000 (появляется знак, значит мы в трактуем это как доп.код с инвертированием и прочим блэкджеком) = для компа это -128

  • видим 0x81 = 1000 0001 (доп. код) = для компа это -127.

Вот и получается: пишем монотонно возрастающую последовательность [0x7E, 0x7F, 0x80, 0x81], получаем возрастающую последовательность с некислым провалом в середине [126, 127, -128, -127].

На этом моменте я понял, что надо эту игру с битами хотя бы частично переложить на кремниевые плечи компа — пора искать какой‑то инструмент, который под капотом провернет все эти махинации, а мне выдаст ленивым человеко(м)‑читаемую информацию. Да и вообще, впереди светят структуры данных, в которых будут биты, байты, их порядок и много всего разного — хочется какого‑то прекрасного инструмента, у которого есть какой‑то DSL‑язык (да, я знаю, тавтология, но так понятней) для описания собственно этих всех бито‑байтовых структур данных и есть возможность вгрузить в него сырую кучу байт — и пусть он по приведенному на этом языке описанию сам разбирается, где какие байты и биты лежат — а мне пусть уже в структурированном и сконвертированном виде покажет. 

И 10 минут гуглежа привели меня к этому самому прекрасному (тут никакой иронии) инструменту.

Интермедия 2

Называется он Kaitai Struct. У него есть DSL‑язык для описания структур (с незначительными ограничениями, но они заметны только в очень специфических случаях), основанный на YAML; у него есть web IDE, в которой можно редактировать DSL‑описание и загружать куски байтового содержимого — и оно будет переработано и показано согласно правилам (или не будет, если он напорется на несоответствие байтового потока и его DSL‑описания); и у него есть конвертеры из DSL‑описания в код парсера для нескольких языков — и я этим всем активно пользовался. Этот инструмент — он именно для описания хитрых и сложных структур данных со всякими там вложенностями, байтовыми или просто размерами и всем таким прочим. Конечно, есть и другие инструменты такой направленности (в том же ImHex есть инструменты для этого), но пользовался я именно этим, и вполне успешно. И далее для описания структур буду пользоваться его синтаксисом.

Набирая обороты

Итак, у меня было примерное положение точек, инструмент и понимание формата данных для этих точек — оставалось выковырять полный набор точек для этой модельки. Очередной милый нюанс в том, что у LHX, как я говорил ранее, для некоторых (а не для всех, что, конечно же, тоже очень помогало) игровых объектов есть два вида моделей — с высокой и с низкой детализацией (тут идет ремарка о годе выпуска и относительности понятия «высокая детализация», поэтому я для себя и порой для других использую термин «средняя детализация» — он иногда будет проскакивать, извините). Но тут ларчик открывался просто — последовательное порченье байтов показало, что сразу за координатами точек модели низкого разрешения идут координаты точек высокого разрешения.

Таким образом, я узнал, что в такой‑то области экзешника лежит последовательность байт, представляющих значения координат двух наборов точек. Я даже узнал, что первая последовательность из них начинается сразу же после завершающего нуля строки с названием объекта (так как строка, естественно, null‑terminated), что удобно. (а моя гипотеза оказалась верна, что приятно). Но я еще не знал, сколько байт брать — а это определялось количеством моделек (не для всех объектов в игре есть две модели) и количеством точек в них. Конечно же, ковыряя байты и постоянно запуская порченный экзешник можно было бы путем проб и ошибок определить все наборы, но...

Тут стоит упомянуть о том, что от Ida я все же не отворачивался. Хотя бы потому что изначально в роли hex‑редактора выступала именно она. Так вот, Ida при загрузке распакованного экзешника разбивала его аж на 101 сегмент (и я вообще без понятия на основании чего и как она это сделала, и что такое сегменты — я тоже не знал(ю)). И как‑то так вышло, что довольно много сегментов содержали то самое название объекта где‑то в середине себя, и некоторые из них кончались как раз на байте с последней координатой последней точки модели. Порой концы выставленных Идой сегментов плавали (начинались/кончались немного раньше/позже ожидаемых мест), но идею я ухватил. И посмотрел в начало сегмента, описывающего su25. Почти в самом начале сегмента стояло четыре нуля (как и в других сегментах с названиями объектов), а перед ними — ещё 2 байта. И второй байт из них содержал значение, равное количеству точек в наборе для лоу-поли модели. Тут я еще внимательней присмотрелся к листингу сегмента и увидел, наконец, метки вида «unk_XXXXX» и комментарии «DATA XREF: XXXXXXXX».

Я долго не обращал на это внимания. Левее видны 4 зеленых нуля в столбик и еще 2 байта над ними. 23h (шестнадцатеричная) = 35 в десятичной. У этой лоу-поли модельки МиГ-27 в этой игре 35 точек.
Я долго не обращал на это внимания. Левее видны 4 зеленых нуля в столбик и еще 2 байта над ними. 23h (шестнадцатеричная) = 35 в десятичной. У этой лоу-поли модельки МиГ-27 в этой игре 35 точек.

Напомню, я сознательно решил не изучать все, что связано с реверсом кода — поэтому просто принял как данность то, что Ida нашла какие‑то точки в коде, на которые ссылаются из других точек и проставила соответствующие метки и комментарии на обоих концах ссылки. Я переименовал метки, посидел‑покумекал, посчитал байтики в калькуляторе — и вот что получил.

В некоторых случаях (и su25 оказался таким случаем, тут мне опять повезло с выбором) сегмент, который выделила Ida, содержал в себе последовательность вида:

  1. какой‑то 1 байт

  2. ещё 1 байт, содержащий количество точек лоу‑поли

  3. ссылка на адрес старта списка лоу‑поли точек (это вот те самые 4 нуля и еще 4 байта за ними, которые равны адресу внутри дампа экзешника)

  4. непонятная куча каких‑то байт (порченье которых обычно приводило к незапуску экзешника) номер 1 (вообще, «непоймичто номер 1», оказывается, довольно частое явление в реверсе — я сверялся с инетом)

  5. 1 байт = количество точек хай‑поли

  6. ссылка на адрес старта списка хай‑поли точек (опять же, через 4 нуля и 4 байта адреса)

  7. непонятная куча каких-то байт номер 2

  8. набор байт, которые оканчиваются машинным нулем = null-terminated строка с названием объекта

  9. список лоу-поли точек, длина списка уже известна

  10. список хай-поли точек, длина списка уже известна

То же, но в синтаксисе Kaitai

Важное примечание: из-за непонятности размеров непонятных куч байт этот код не отработает корректно, так как не указаны размеры двух блоков.

meta:
  id: lhx_points
  endian: le

seq:
 -id: unknownByte
  type: u1
 -id: low_poly_dots_number
  type: u1
 -id: xref_jump_to_low_poly_dots
  type: xref_jump
 -id: unknownByteHeap1
  size: ??? - ВОТ ИЗ-ЗА ЭТОГО ЭТО ОПИСАНИЕ НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ
 -id: high_poly_dots_number
  type: u1
 -id: xref_jump_to_high_poly_dots
  type: xref_jump
 -id: unknownByteHeap2
  size: ??? - И ИЗ-ЗА ЭТОГО
 -id: object_name
  type: str
 -id: low_poly_dots
  type: dotcloud
  size: low_poly_dots_number
 -id: high_poly_dots
  type: dotcloud
  size: high_poly_dots_number

types:
 xref_jump:
  seq:
   -id: xref_signature
    contents: [0x00, 0x00, 0x00, 0x00]
   -id: in_exe_address
    size: u4
 dotcloud:
  seq:
   - id: dots
     type: dot
     repeat: eos
 dot:
  seq:
   - id: x
     type: s1
   - id: z
     type: s1
   - id: y
     type: s1

Я, конечно же, сразу скопировал облако точек лоу-поли модели в Mathematica чтобы насладиться зрелищем убедиться что я был прав. Я был прав.

Пруфы. Так как на тот момент у меня были точки, но не полигоны - приходилось додумывать самому.
Пруфы. Так как на тот момент у меня были точки, но не полигоны - приходилось додумывать самому.
И дорисовывать
И дорисовывать
Но вроде выглядит похоже
Но вроде выглядит похоже

Но не все было радужно. Для каких-то сегментов не было ссылок на хай-поли точки (и на непонятные кучи каких-то байт за ними), для каких‑то — ссылка на точки была пуста, просто 0000. А для каких-то объектов не было сегментов вообще в принципе.

Что ж, по одной проблеме за раз.

Комментарии (7)


  1. Yoti
    18.09.2024 18:44
    +1

    Спасибо за статью, было интересно почитать! Из редакторов я использую HxD, но вот самым навороченным (не бесплатным) был для меня HEX Workshop.


    1. unbalanced Автор
      18.09.2024 18:44

      Мне вот как-то больше понравился ImHex по итогу, но фломастеры всегда фломастеры.


  1. DieSlogan
    18.09.2024 18:44
    +4

    Бог ты мой! LHX! Любовь! Те времена, когда Electronic Arts не было бранным словом.


    1. unbalanced Автор
      18.09.2024 18:44

      Оказывается, я не один такой)


      1. DieSlogan
        18.09.2024 18:44
        +2

        Сказать по правде, я не могу припомнить никакую подобную игру после, да ещё с таким разнообразием задач. Тут тебе городок спасти, его газом отравить пытаются, там сброс контейнеров и для обеспечения ударной группы и тд. Был красивый-крысивый Comanche Max Overkill, Я ещё в его третью версию играл, там было вообще красивее, но миссии были пресными.

        И вот эти маленькие прикольняшки, когда со штабной карты и в кабину. Или из кабины обратно на карту и отчёт. Ну и мини игра, когда быстро туда-сюда щёлкаешь, меняя уровень сложности с этим пилотом. По-моему на предпоследнем уровне орёт, а на последнем орёт и смотрит на нас.

        Может это уже возраст, но хочется пробурчать, что такие сейчас не делают.

        Точнее, делают, может быть другого жанра, но так же с душой. И не крупные корпорации, а именно инди-разработчики. Приблизительно как в ту пору, несколько человек могли создать игру, тоже самое и сейчас. Скорее всего, это идеальный рецепт для шедевра.

        PS. А ещё игра привила глубокое уважение к «Шилке».


        1. DieSlogan
          18.09.2024 18:44
          +1

          А модель повреждений, не это аркадное пиу-пиу, а вот пытаться дотянуть до своих, масло вытекло и двигатель в любой момент заклинит.

          В конце концов, после этого ты не задаёшь глупых вопросов, из серии: а зачем нам сзади маленький винт :)


          1. unbalanced Автор
            18.09.2024 18:44

            А еще мне нравилось, когда включаешь разворот на месте, выключаешь его, а вертолет еще немного по инерции доворачивается