Когда космический зонд «Вояджер-1» запускали для исследования окраин Солнечной системы, никто не предполагал, что его миссия затянется на 47 лет. Аппарат проектировался под пятилетнюю миссию, и рекордов работоспособности от него никто не требовал. И тем не менее американские инженеры создали крайне неприхотливый и стойкий агрегат, работоспособность которого уже не раз удавалось восстановить.
Однако годы берут своё, и постепенно аппарат деградирует. "Атомная батарейка" на распаде плутония и термопары для преобразования тепла в электричество выдают все меньше энергии. Для того чтобы сохранить работу научного оборудования и систем связи пришлось отключить многие вспомогательные системы в том числе нагреватели, из‑за чего вернуть их в работу может стать ещё сложнее. Любое включение/отключение элементов может привести к отказу, и поэтому учёным приходится постоянно просчитывать риски, ибо даже безобидная манипуляция может стать последней для аппарата.
Одной из серьезнейших проблем в последние годы стало засорение части топливных трубок двигателя ориентации. Из‑за этого аппарату стало сложно удерживать направление антенны на Землю. Всего у аппарата 3 двигателя: два для ориентации и один доя коррекции. Все они могут заменять друг друга и поэтому после активной фазы орбитальных манёвров работал только один из них. Так как прочистить засор было невозможно, то в 2018 году было осуществлено переключение на двигатель коррекции. Однако недавно были выявлены признаки засора и на нём, причём сильнее, чем на отключенном ранее двигателе.
Очевидно, что требовалось вновь сменить рабочий двигатель, но сейчас эта задача оказалась нетривиальной. Запуск двигателей без предварительного разогрева опасен и может привести к их отказу. Однако свободной энергии на включение обогревателей двигателя в аппарате нет. Поэтому пришлось долго думать, что бы такое отключить, чтобы разогреть движок. Научную аппаратуру решили не трогать из‑за того, что без неё миссия потеряет всякий смысл — аппарат до сих пор собирает научные данные. Поэтому приняли соломоново решение: на час отключить основной обогреватель. Если он не включится, то аппарат ещё сможет проработать некоторое время за счет вспомогательных обогревателей.
Однако операция прошла успешно: и двигатель удалось запустить, и главный обогреватель через час снова включился. Так что полет продолжается. Не могу не восхититься инженерами, которые спроектировали и обслуживают Вояджеры.
Автор: Владимир Герасименко
Комментарии (13)
DarkWolf13
24.09.2024 09:17+3еще в "юном технике" в стародавние времена было несколько статей посвященных этому проекту, сколько времени уже прошло .....как в стихах Романа Стефа:
"....Ты идёшь,А он летит.
Ты лежишь,А он летит.
Ты заснул,Но всё летит
В космосе ...."
perfect_genius
24.09.2024 09:17Хоть и копипаст, но неужели автор оригинала не разрешил исправить вопиющие опечатки?
vilgeforce
Вояджер-1 это спутник ЧЕГО?
exTvr
del
hoegni
Поскольку скорость у него больше, чем требуется для убегания от Солнца, то, наверно, спутник центра Галактики.
vilgeforce
Если его не захватит другой объект...