Герой рассказа – системный администратор обычной (небольшой) российской компании.
Кто же он такой. Как ему работается…
В самой среде системных администраторов зародились некие зачатки стереотипов поведения системных администраторов. Но только не в виде моральных кодексов, а в виде всяких фольклорных форм, например, анекдотов. Нельзя не привести в пример «сетевой юмор» от Стефана Зелински на тему поведения сисадминов. В этом произведении рассматривается в утрированной форме поведение 4 типов системных администраторов, отличающихся этическими установками и соответственно мотивацией.
Какие они системные администраторы
Взято 4 типа стереотипного поведения системных администраторов. Технический бандит, администратор-фашист, маньяк и идиот, которые последовательно попадают в типичные производственные ситуации. Каждый действует в силу собственных убеждений и привычек.
Вот выборочно приведено несколько типовых ситуаций.
Ситуация — нехватка дискового пространства. Технический бандит погружается в пучину исследований и прогнозов. Маньяк просто удаляет самые большие файлы. Идиот самые большие файлы пытается упаковать. А вот админ-фашист: «Активно пользуется квотированием диска.» Автор пытается передернуть ситуацию: «Не допускает никаких исключений, чем полностью останавливает деятельность разработчиков». То есть в этом случае разработчики настолько слабоумны, что не реагируют на сообщения операционной системы. Возможно, ситуация взята из практики.
Ситуация — авария загрузочного диска. Технический бандит совершает чудеса и восстанавливает все сам. Маньяк сводит все к скандалу. Идиот не замечает ничего. А вот админ-фашист: «Начинает расследование аварии...» То есть делает то, что и требуется.
Ситуация — слабая производительность сети. Технический бандит опять занимается какой-то самодеятельной модификацией. Маньяк просто размыкает кабели. Идиот делает нечто непотребное. А вот админ-фашист снова на высоте: «Звонит в Беркли и АТ&Т, приставая к ним, как установить сетевые квоты. Пытается уволить поклонников игры в xtrek.». Нет нужды повторять, что использование сети для игр они не предусматривают.
Ситуация — «глупые» вопросы пользователей. Технический бандит просто издевается над чайниками. Маньяк ведет себя как идиот из ситуации при слабой производительности сети. Идиот увлекается панибратством. И снова админ-фашист делает практически то, что может привести к успеху: «Блокирует вход пользователя в систему, пока тот не представит веские доказательства своей квалификации». Предлагает не допускать к работе пользователей, пока они не согласятся с правилами использования. Если предполагается осознанное согласие, то оно подразумевает наличие квалификации, достаточной для понимания и применения правил.
Ситуация — установка новой операционной системы. Технический бандит ведет себя как типичный пользователь Gentoo. Маньяк просто всех выкидывает из системы. Идиот копирует дистрибутивный диск в ядро. А админ-фашист: «В первую очередь изучает законодательные акты против производителя, поставляющего программное обеспечение с ошибками». Ну разве это не разумно?
График работы
Уверенно можно сказать — двойной рабочий день.
Большая часть офисов компаний и организаций работает в дневное время и график строго регламентирован, естественно, все сотрудники, включая системного администратора, обязаны соблюдать данное правило. Будь то автоматическая система контроля доступа по прокси-картам, журнал прихода-ухода или просто нужно вовремя показаться на глаза начальству — прийти на работу к началу рабочей смены необходимо.
И вот наш системный администратор приходит к началу рабочего дня и напряженно трудится на протяжении всего рабочего времени офиса.
Самое интересное начинается после окончания рабочего дня. Сотрудники уходят по домам, а системный администратор – нет… Ведь многие из своих специализированных задач он может решить только в нерабочее время: нельзя мешать работе пользователей и компании в целом во время рабочего процесса. Большинство профилактических и ремонтных работ так или иначе связано с остановкой служб и сервисов. Да и ввод в эксплуатацию нового оборудования или программного обеспечения подчас связан с необходимостью прервать обычное функционирование инфраструктуры. Вот и получается своего рода «вторая смена» (неоплачиваемая, конечно).
Приятно, когда для ИТ- персонала вводится гибкий график, оплачиваются переработки, добавляются дополнительные дни к отпуску. Но такие счастливые примеры – случаи единичные.
Как соль на рану — трудоголики. Казалось бы, в обычном офисе, где не требуется функционирование системы 24/7, после 19.00 делай что хочешь – но не тут-то было! Некоторые сотрудники считают за правило задержаться на работе после окончания трудового дня. Но и трудоголики бывают настоящие и показушные.
Первые действительно любят свою работу и всей душой болеют за компанию. Их хоть и трудно, но все же можно по-хорошему уговорить прервать «кипучую деятельность на благо фирмы», чтобы дать возможность сисадмину решить свои задачи.
Другое дело – трудоголики показушные, которые используют сам факт проведения технических работ, чтобы лишний раз продемонстрировать свое рвение и лояльность начальству. Они если и закончат работу, то только со скандалом и утром обязательно демонстративно пожалуются на «безответственного компьютерщика», якобы не давшего вовремя завершить начатую работу.
Что же получается? Приходим в 9.00, ждем до 21.00 ухода последнего трудоголика, а сами уходим в 23.00, а то и бежим, чтобы успеть до часу ночи, пока не закрыли ближайшее метро. А утром — снова к 9.00 на работу!
Отпуск. Отпуск? Чаще всего — он виртуальный. Как и положено, системный администратор имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск, но! когда приходит пора его использовать, нашему системному администратору достаточно взглянуть на суровое лицо шефа и услышать до боли знакомую фразу: «Ну, ты же будешь недалеко от компьютера, доступен по скайпу, правда? А вдруг что случится, а тебя нет?» В такие моменты можно забыть о поездке на море, рыбалке на даче, покорении горных вершин, семейных посиделках и т.д и т.п. Ведь это не для нашего парня. Отпуск в «шаговой доступности» от компьютера, в ожидании звонка с работы, согласитесь, ну совсем не курорт.
Многие системные администраторы принципиально не уходят в «виртуальный » отпуск, предпочитая получить денежную компенсацию, или, на худой конец, идут в отпуск и устраиваются на шабашку.
А нужен ли наш парень, если и так все работает?...
Работает системный администратор чуть ли не 24/7, переворачивая горы документации и в итоге добился более-менее бесперебойной работы инфраструктуры. О сказка! Компьютеры не виснут, сервера не перезагружаются, почта доходит до адресата, трафик не превышен. Время сделать передышку, дописать документацию, провести работу над ошибками из Event Log (или System log – у кого как…). И тут вместо заслуженной похвалы — вызов к менеджеру по персоналу или руководству компании с предложением… уволиться по собственному желанию.
Если есть проблемы с компьютерами – значит, системный администратор плохо работает. Если проблем нет – системный администратор не нужен.
Работа по созданию бесперебойной инфраструктуры до конца не была доведена, документация- не дописана, все ошибки полностью не устранены. Хороший сюрприз для нового специалиста, которого возьмут на работу, когда ИТ-структура начнет давать трещину. Чаще всего сокращают самых высокооплачиваемых, а значит, и самых грамотных сотрудников ИТ-подразделений, хотя бывает и наоборот: оставляют одного или нескольких «профи», на которых навешивают всю оставшуюся работу.
В это время остальные сотрудники компании почему-то свято уверены в том, что системный администратор должен досконально знать все нюансы их трудовой деятельности и, главное, выполнять за них их работу.
Если сотрудник другого подразделения допускает ошибку – это сбой в компьютере и виноваты компьютерщики. Если несмотря ни на что работа выполнена – это исключительная заслуга именно его, менеджера, а системный администратор или даже весь ИТ-отдел вместе с франчайзерами и интеграторами все это время били баклуши и мешали работать.
Во избежание скандала, сидит наш сисадмин поздними вечерами, перепроводит ошибочные бухгалтерские проводки в «1С», ретуширует фотографии для рекламного отдела, отсылает письма с первоначально неправильно вбитыми адресами.
Опытные «характерные» системные администраторы в таких случаях говорят: «Как себя поставишь, так и будут относиться!». Верно, но сам факт, что сотрудникам других подразделений, как правило, не нужно что-то кому-то доказывать, постоянно отбиваясь от абсолютно несвойственной им работы, остается фактом.
Бывают исключения, когда ИТ-отдел работает исключительно по системе заявок, когда сотрудникам ИТ-подразделений запрещено касаться работы пользователей. В основном это крупные столичные компании с четким разделением труда и поминутным учетом рабочего времени.
Чем профессия системного администратора принципиально отличается от других
Самая близкая к системному администрированию профессия – микробиолог. У них, как и у нас, постоянно что-то выводится
Солидный багаж знаний. Причем знания эти абстрактные, те которые не применяются в обычной жизни. Например, знание стека протоколов TCP/IP необходимо только ИТ-специалистам, и больше никому. Вот и приходится сисадмину перелопатить большую кучу книжек технического характера.
Компьютерная область никогда не стоит на месте. Сегодня расслабился, не уследил за новостями – завтра вас обогнали коллеги, а послезавтра вы уже сидите на обочине прогресса и думаете, как это получилось оказаться в такой «дыре». Помимо этого постоянно возникают разного рода обстоятельства, которые нельзя проигнорировать, – например, появление новых вирусов, поиск уязвимостей, (изменения в законодательстве). теперь вспомним о забываем двойном рабочем дне, и становится ясно, в каком цейтноте живет обычный системный администратор.
Методы получения информации — чтение документации и практический опыт, зачастую приобретаемый самостоятельно во время домашних экспериментов после основного рабочего дня (третья смена?).
Есть конечно такое понятие как курсы повышения квалификации. И, как оказывается, — наболевшая тема. Если, к примеру, курсы по продуктам Microsoft системный администратор чисто теоретически еще может оплатить самостоятельно, то по редким технологиям, таким как, например, продукты компании Citrix Systems, обучение стоит баснословных для системного администратора сумм( если учесть тот факт, что никто не спешит обучать свой персонал за счет компании). Но вот, наш парень оказался счастливчиком, его послали на курсы. В результате это преподносится как великое благодеяние: сотруднику ИТ-отдела постоянно напоминают, что теперь он должен отработать свое обучение, с ним предварительно заключается контракт, по которому он обязуется отработать длительный срок в компании (без повышения оклада, естественно) или вернуть сумму, выплаченную за его обучение. Но новые знания нужны в первую очередь работодателю, и вполне возможна ситуация, что техническому специалисту эти знания нигде больше не пригодятся.
Великий и могучий — английский язык, является еще одним специфическим требованием для системного администратора, ведь нужно перевести технический текст, вести переписку с зарубежными коллегами. К большинству других профессий такие требования если и предъявляются, то неплохо оплачиваются. К примеру, если требуется бухгалтер или юрист со знанием английского, нанять такого специалиста стоит дороже. А вот для системных администраторов английский язык – дело само собой разумеющееся. Мало того, в большинстве российских компаний системный администратор – едва ли не единственный специалист, способный объясниться по-английски. Вот и носят сисадмину тексты как к штатному переводчику: от курсовиков по «инглишу» до проектов договоров с иностранными партнерами (в качестве бесплатной нагрузки).
Дешево ли быть сисадмином?
Ответ очевиден — нет. Читать специальную литературу для поддержания профессионального уровня не дешево. Средненькая книжица на московских прилавках потянет примерно на 500 рублей. Толстые «гроссбухи» по специализированным продуктам и технологиям, таким как Cisco или Oracle, могут стоить и 1000, и 1500 рублей. А подобных книжиц хороший системный администратор прочитывает за год минимум пять-шесть штук.
А главное, наш парень просто обязан иметь компьютер весьма неплохой конфигурации. Большинство сисадминов «стремятся» иметь дома экспериментальные сети или виртуальные платформы для тестирования и обкатки решений. Оттестированное в домашних условиях решение имеет больше шансов на жизнь, нежели внедряемое «по ходу пьесы».Необходимо попробовать на практике то, что было прочитано в умных книжках.
Постоянно работающее подключение к Интернету дома на неплохой скорости (допустим, 1-2 Мб/с) — еще одно условие работы сисадмина.
За все это системный администратор платит из своей и без того небольшой зарплаты. Работодатели в большинстве своем отказываются компенсировать даже самые большие затраты на литературу. Про затраты на Интернет и домашний компьютер лучше вообще умолчать. Максимум, на что здесь может рассчитывать системный администратор, – на старенький, давно списанный компьютер, подаренный широким жестом с барского плеча: «Бери уж, так и быть, все равно выбрасывать…»
Исключения… — бывают. Когда сисадмину компенсируют расходы на мобильный, выделяют корпоративный ноутбук и не только покупают техническую литературу, но и оплачивают специализированные курсы. Правда такие случаи можно пересчитать по пальцам.
Много вас, братцы, стало…
Так сказал нашему парню однажды директор филиала одной крупной российской компании в ответ на поставленный вопрос о причинах снижения зарплат в ИТ. Было время, когда компьютеры были редкостью, а люди, умеющие с ними работать, были редкостью еще большей. Время шло, персональный компьютер из средства проектирования и производства вычислений превратился в игрушку, в канцелярский инструмент. Это вызвало приток на рынок труда специалистов новой формации, молодых ребят, умеющих хорошо поставить «виндовс». Любой студент, переустановивший на своем домашнем компьютере операционную систему, уже считает себя специалистом. Если же он видел через чье-то плечо внешний вид оболочки командной строки – например, bash – и «хакнул» под административными правами реестр на своей машине, введя парочку ключей, то считает себя просто суперспецом.
А в будущем выбор профессию системного администратора или, в крайнем случае, инженера техподдержки — как манна небесная. Зачем еще чему-то учиться, что-то зубрить, где-то практиковаться. Есть готовая профессия! «Накатил винду», «вбил дрова», «воткнул офис с фотошопом» Как сказал мне один молодой «компьютерный гений»: «Ну не в Макдональдс же идти!» Но и отношение работодателей к системным администраторам на российском рынке труда такое же, как к работникам известного фастфуда, и предлагаемая заработная плата примерно та же.
Техника усложняется, появляются новые устройства и сервисы, возникают новые угрозы. Серьезным специалистам все труднее конкурировать с «молодняком», готовым работать за зарплату кассира в Макдональдсе. Становится крайне трудно доказать работодателю, в чем отличие профессионального ИТ-специалиста от «компьютерного гения», едва научившегося переустанавливать операционку, при том что оба написали одинаковые резюме.
Труднее всего приходится тем молодым людям, которые пришли в системное администрирование не как в Макдональдс, а обдуманно и всерьез выбрав себе эту специальность. И будь молодой инженер хоть сто пядей во лбу, сегодня он обречен быть одним из многих.
Общая планка заработной платы снижается. Некоторые представители «старой школы» еще тщетно надеются, что «рынок все расставит по местам», «чем больше халтурщиков, тем более востребованы профессионалы». Но это пустые надежды. Демпинг неотвратимо делает свое дело. Зарплатный «потолок» снижен, стереотипы сформированы. В итоге мы имеем то, что имеем.
А ведь информация – самая дорогая ценность компании, что компьютерная сеть в руках дилетанта страшнее гранаты в руках обезьяны.
Легендарная Эви Немет указала на чрезвычайные полномочия сисадминов в отношении всех информационных ресурсов: резервная копия фактически взламывает любую защиту. Причем данное соображение имеет значимость как в отношении компаний, так и в отношении частных пользователей.
Самое печальное
Все вышеописанные проблемы – ничто по сравнению с постоянным риском быть привлеченным к уголовной ответственности. Наверное, уже не осталось обывателя, не слышавшего о пресловутом «деле Поносова» и преследовании организаций и физических лиц за пиратское программное обеспечение, или, как его еще называют, «нелицензионку». Ведь наши предприниматели не спешат занять очередь за лицензионным софтом. При покупке лицензий придется тратить деньги. При переходе на бесплатное ПО – терпеть неудобства. И не дай бог, при этом придется изучать что-то новое! Куда проще заклевать системного администратора – все равно судить будут его.
Российский бизнес зачастую не в ладах с законом. С налоговыми органами – почти всегда. Редко когда у компании все чисто в плане соблюдения норм и законодательных актов. А на системного администратора (при отсутствии специального подразделения по защите информации) возлагается ответственность по охране информации не только от злоумышленников, но и… от сотрудников правоохранительных органов. То есть, по сути, сисадмин должен вовремя прикрыть бизнесмена, нарушающего закон ради собственного обогащения.
Получить условный срок или просто иметь в своей биографии пункт: «находился под следствием»? Это значит, что придется навсегда распрощаться с самой возможностью получить хоть какую-то более-менее приличную работу. Большинство российских компаний никогда не возьмут на работу человека, имеющего судимость. Потому что это «пятно на репутации компании». Девушки из отдела кадров будут мило вам улыбаться и говорить что-то наподобие: «Мы примем решение и вам перезвоним…». И никогда не перезвонят.
Обычные системных администраторы О СВОЕЙ РАБОТЕ :
«Я работал и взаимодействовал с компаниями в электротехнической области. В них зарплаты стандартные для рыночного уровня (деревню не считаем). Сисадмины меняются, как сезонный ветер. Их там просто высасывают и выкидывают. Нет сисадмина в западной компании, который не хочет свалить в менеджмент. Но внешне все ОК! Где сисадмин свободнее в своих решениях, где он может внедрить что-то из того же Open Sourse? Безусловно, только в российской компании.»
«У нас компания маленькая, потому и зарплата админа тоже не слишком высокая. Но зато начальство постоянно придумывает различные хитрые задачи, на которых можно очень хорошо набираться опыта. Соответствует ли зарплата квалификации? Это решает скорее HR и менеджмент. Хотя, думается мне, могла бы быть и больше. Переработки бывают очень редко, но если бывают, то работать приходится «до упора».»
«Я работаю сисадмином в институте и устанавливаю пиратское ПО. Стоит ли мне забить в грудь осиновый кол?»
Когда-то давно, когда я работал программистом 1С в одной большой конторе, произошёл со мной удивительный конфуз. Касается он серверных стоек, а вернее шкафов. Дело в том, что работал я не только программером, но и админом, т.е. был я таким специально обученным человеком, который настраивал там всякие терминалы, роутеры, кластеры и прочую компьютерную муть. Так вот у любого админа и программера, который всем эти занимается, всегда наступает момент, когда вся эта груда железа на твоём столе надоедает, также «надоедает» начальник, который экономит на АйТи, «надоедают» пользователей, сам себе надоедаешь и тогда ты берешь лист бумаги и размашистым почерком там пишешь “Увольняюсь по собственному желанию”.
Вот тогда начальство смотрит на тебя с уважением, выделяет бабло на новую технику, на оборудование и на помощника. И ты соглашаешься работать дальше, потому что пипец как интересно и ничего кроме этих железок не надо, только бы возится с ними всю жизнь. Да, когда-то я был таким, да и сейчас такой, ули там, любая железяка вызывает чуть ли не сексуальный интерес.
Заказал я тогда новых серверов, свитчей и шкаф-стойку для этого дела с холодильником, чтобы оуенно всё работало. Всё это привезли и я ушёл в работу. Целыми днями там чего-то кроссировал, впихивал сервера и выпихивал, настраивал и ломал, устанавливал и сносил, в общем, самый настоящий админский хардкор.
И вот однажды, когда я в очередной раз всё достал из шкафа (он мне уже как родной стал) для того, чтобы вывести ещё один конец витой пары, и произошёл конфуз. Я залез в шкаф, и он — захлопнулся. Я сначала заржал там внутри, потом ещё сильнее заржал, а потом испугался. Время первый час ночи, в конторе никого нет, в шкафу градусов десять и изнутри не откроешь. Я реально испугался. Очень. Но потом нашёл в себе силы собраться и бороться за свою жизнь. Что-то мне не хотелось, чтобы вместо серверов в шкафу по утру наши сотрудники обнаружили окоченевший труп админа.
Нет, конечно можно было расхерачить стеклянную дверь и вылезти, но когда я вспомнил сколько стоит этот шкаф, то решил выбрать смерть, чем пожизненное рабство. И я немного приуныл. Пытался позвонить – телефон в шкафу не берёт, возникла мысль закурить, чтобы сработала пожарная сигнализация, но только лишь задымил к чертям весь шкаф. Попытался открутить замок – ничего. После долгих раздумий стал орать, но до охранника доораться из шкафа и с третьего этажа нереально было.
И тут мой взгляд упал в пол шкафа. Там была дыра прямоугольная для проводов. Выбраться в неё было принципиально невозможно, но возможно было просунуть ноги. Я так и сделал. Затем я схватился за стенки, приподнял шкаф (тяжёлый, до ужаса!) и немного прошёлся, семеня ногами, по офису. Получалось неважно, но обесточить шкаф, выдернув шнур из розетки, таким образом у меня получилось. Стало теплее. И я решил ждать утра.
Тот, кто думает, что в серверном шкафу можно спать, тот глубоко ошибается. Неудобно, можно только стоять, сесть не получается и со всех сторон в тебя тычется всякая ерунда. Я и принял тогда то самое легендарное волевое решение идти в шкафу к охраннику, чтобы он меня открыл. Метр за метром до лифта.
Вызвать лифт у меня получилось, так как кнопка вызова одна. Я просто прижался вплотную шкафом к ней. Даже получилось, натренировавшись с пятого раза, в лифт забежать. А вот уехать не получилось. Потому что кнопок в лифте очень много. Двери закрылись, свет погас и наступил полный и бесповоротный «писец».
А утром наш генеральный, который приезжает раньше всех обнаружил в лифте шкаф, стоящий задней стенкой к выходу, а когда охранник выволок шкаф из лифта, то и меня там. Смеющегося, довольного и невыспавшегося.
Я играл в тетрис на телефоне, стоя в серверном шкафу, в лифте семь часов подряд. Я чуть не сошёл тогда с ума. Но отпечаток, конечно остался.
Сколько же стоит быть сисадмином?.. И стоит ли быть?