Даже дошкольник 5–6 лет может понять базовые принципы «взрослого» программирования на примере написания визуального кода. В этом ему поможет Коду Гейм Лаб – среда, предназначенная для разработки простых 3Д-игр. Писать программы в ней нужно с помощью готовых блоков, как в Scratch Jr: сложные конструкции и текстовые команды отсутствуют.

Kodu Game Lab – интуитивно понятная среда, доступная для понимания даже при условии, что пользователь – ребенок дошкольного возраста. Мы в школе Pixel используем программу в связке с инструментами Scratch Junior на онлайн-курсе, что помогает лучше обучать дошкольников азам и базовым принципам написания кода на простых и увлекательных примерах. Но сегодня не об этом.

Предлагаем рассмотреть Коду и разобраться в возможностях среды на наглядных примерах. А еще уделим внимание полезным ресурсам и бесплатным обучающим видео, которые помогут, если хочется освоить визуальное программирование и разработку игр в Kodu Game Lab полностью самостоятельно.

Основные сведения о Коду Гейм Лаб

Программа Kodu Game Lab – платформа, разработанная компанией Microsoft и предназначенная для детей и начинающих разработчиков. В среде можно выполнять простые проекты: создавать незамысловатые игры, управлять внутренними объектами, персонажами с помощью ярких блочных конструкций.

Может показаться, что начинать учить детей разработке и написанию кода в дошкольном возрасте – это слишком. Мы же считаем, что это отличная возможность сделать первый шаг в направлении информационных технологий, особенно с Коду: с данной средой погружение в мир IT станет простым даже для ребенка без опыта. 

Платформа – хорошее решение при условии, что дошкольник любит играть: инструменты Kodu помогут прийти к пониманию, что можно быть творцом, а не просто пользователем компьютера и развлекательных приложений.

Коду, как и Скретч Джуниор – нечто вроде конструктора Lego. Программа проста, понятна и позволяет осваивать основные принципы и другие азы программирования с нуля.

Преимущества Kodu

Интерфейс визуальной среды
Интерфейс визуальной среды

Плюсы платформы и аргументы в пользу ее применения для обучения детей следующие:

  • Простота. Текстовый код, сложные операторы – все это отсутствует. Интерфейс интуитивно понятен. А еще платформа распространяется свободно: для начала работы достаточно загрузить программу и установить ее. Скачивание возможно на официальном сайте Kodu;

  • Доступность. Здесь речь о простоте восприятия основных разделов и меню. Рабочая область, панели инструментов и команд максимально упрощены. В них разберется даже дошкольник;

  • Быстрый результат. Если текстовые языки достаточно сложны и требуют усилий, необходимых для получения программы, то в Kodu на первый проект уйдет 1–2 часа и даже меньше. Быстрое достижение результата – стимул и мотив, основа повышения интереса по отношению к «взрослому» программированию.

Польза работы с инструментами Kodu для детей

Есть несколько очевидных и объективных преимуществ погружения дошкольников и младших школьников в программирование и разработку на примере использования инструментов Коду. Это:

  • Развитие творческого мышления и его логических компонентов. «Конструктор» с красочными блочными командами позволяет создавать собственные трехмерные миры с нуля: почти любая задумка может быть воплощена. Логическая же сторона мышления совершенствуется благодаря знакомству с кодом на примере использования красочных блоков;

  • Развитие коммуникативных навыков. Игры в Коду Гейм Лаб можно показывать друзьям, другим пользователям платформы. Обсуждение, обмен мнениями, получение советов от более опытных разработчиков – преимущества. Это поможет отточить базовые навыки программирования и создания игр, а также укрепить основы успешной социализации в будущем;

  • Погружение в азы написания кода. Ожидать, что ребенок станет программистом благодаря созданию простых игр и применению блоков, не стоит. Но это станет основой понимания принципов кодинга, что при условии заинтересованности и увлеченности будет плюсом с точки зрения дальнейшей учебы;

  • Подготовка к ряду школьных предметов, скажем, к математике. Дошкольник, занимающийся написанием кода и разработкой в Kodu, сталкивается с потребностью в том, чтобы считать. Без этого невозможно точно создавать карты, подбирать количество определенных объектов, устанавливать расстояния между ними.

Какие проекты в Kodu Game Lab может выполнить дошкольник: примеры и 11 бесплатных обучающих роликов

Чтобы не перегружать статью информацией, покажем примеры проектов в виде уроков: просмотр обучающих видео поможет понять потенциал Коду и разобраться в использовании среды.

Будем придерживаться нумерации, принятой в плейлисте: это исключит путаницу. Итак, поехали.

Начало: как скачать Kodu Game Lab и установить программу на ПК

Вводный урок поможет разобраться:

  • Что такое Коду;

  • Как скачать программу на персональный компьютер и установить ее;

  • Как войти в «конструктор».

1. Знакомство с интерфейсом и первый проект

Первое полноценное занятие по видео посвящено таким темам:

  • Особенности интерфейса и устройство Коду;

  • Создание первого проекта на примере лабиринта;

  • Управление внутриигровыми параметрами.

2. Как создать карту, персонажа и научить его двигаться и стрелять

Второй урок Kodu Game Lab покажет дополнительные возможности платформы и приведет к созданию нового проекта. В результате просмотра дошкольник научится:

  • Создавать игровые карты;

  • Выбирать персонажей для игр;

  • Программировать движения и стрельбу.

3. Использование мыши для движений, создание нового проекта

Третье видео из сегодняшнего бесплатного мини-курса Kodu Game Lab для дошкольников посвящено таким темам:

  • Создание карты и собственного персонажа для новой игры;

  • Программирование HP – очков здоровья;

  • Написание блочного скрипта для бота;

  • Использование мыши для управления объектами.

4. Как сделать шутер в Kodu и настроить персонажа

Четвертый видеоролик для самообучения Коду поможет ребенку разобраться:

  • Как создать простую игру в жанре шутера;

  • Как написать соответствующую блочную программу;

  • Какие инструменты предназначены для «тонкой» настройки персонажа стрелялки.

5. Собственный подводный мир в Коду

Пятое импровизированное занятие по обучающим роликам поможет ребенку выполнить еще один увлекательный проект. В результате просмотра дошкольник сможет:

  • Создать новую игровую карту;

  • Сделать и запрограммировать героев для виртуального подводного мира;

  • Написать скрипты для внутриигровых объектов;

  • Запустить симуляцию подводного мира.

6. Как запрограммировать подсчет очков в аэрохоккее

Шестое видео поможет разобраться в следующих темах:

  • Создание нового игрового мира и персонажа, их программирование;

  • Написание скрипта для подсчета очков;

  • Подготовка кода и объектов для аэрохоккея.

7. Игровой таймер с нуля

Седьмое видео о Kodu Game Lab, доступное онлайн и абсолютно бесплатно, научит дошкольника:

  • Создавать новых персонажей;

  • Усложнять игровые условия;

  • Скриптить относительно сложные объекты на примере таймера.

8. Футбол в Коду

Перейдем к более сложным проектам. Поможет восьмое обучающее видео, в котором рассказано о:

  • Программировании правил футбола;

  • Подготовке игрового поля;

  • Написании блочного кода для игроков и объектов в проекте «Футбол».

9. Углубленное изучение блочного кода на примере создания водного поло

В девятом видео преподаватель школы Pixel рассказал о том, как создать виртуальное водное поло в Kodu. Это еще один интересный проект в нашу сегодняшнюю копилку.

Предстоит узнать:

  • Как сделать новую карту для водного поло;

  • Что нужно для программирования движений;

  • Как сделать функцию перехода;

  • Какие инструменты предназначены для управления игроками.

10. Как создать уровни в Kodu Game Lab

Десятый урок в формате видео посвящен работе с уровнями. На примере выполнения игры «Гонки» ребенок научится:

  • Скриптить внутриигровые условия;

  • Создавать новые уровни;

  • Программировать гонки с помощью блоков.

11. Игра «Атака клонов» в Коду

С помощью одиннадцатого урока дошкольник сможет понять, как выполнить игру «Атака клонов» в Kodu Game Lab с нуля. Он узнает о:

  • Родительской функции;

  • Программировании условий;

  • Скриптинге игрового мира на примере атаки клонов.

Бонус: как сделать игру «Поиск сокровищ» в Коду

Для закрепления полученных знаний и навыков предлагаем выполнить еще один проект. Поможет бонусный ролик. В нем преподаватель школы Pixel рассказал, как:

  • Сделать новое игровое поле;

  • Добавить на него персонажей;

  • Написать требуемый блочный скрипт;

  • Установить дополнительные настройки и запустить игру «Поиск сокровищ».

Надеемся, что наш импровизированный курс помог лучше понять, что можно сделать с помощью Kodu. Если понравилось и хочется двигаться дальше, приходите учиться к нам или воспользуйтесь дополнительными полезными ресурсами.

Книги и сайты для самостоятельного изучения Kodu

Если принято решение двигаться самостоятельно, посмотрите представленные нами ролики, а также воспользуйтесь дополнительными источниками информации. Актуализировать имеющиеся и получить новые знания помогут полезные сайты и книги.

Сайты, посвященные Коду и предназначенные для новичков

Рекомендуем:

Официальный сайт
Официальный сайт
  • Classroom. Здесь собраны различные материалы для учителей и учащихся. Они посвящены Kodu. Как и в первом случае, поможет переводчик.

Полезный ресурс с материалами
Полезный ресурс с материалами

Интересные и полезные книжки

Если заморачиваться с переводом англоязычных сайтов не хочется, рассмотрите вариант чтения: освоить Коду помогут книжки, понятные даже детям. Вот они:

  • Создаем игры с Kodu Game Lab. К. И. Астахова – автор книги – позаботилась о рассмотрении и описании основ Коду. Это условное руководство предназначено для детей и посвящено азам работы с инструментами платформы.

Подобрались к концу: на этом завершаем сегодняшнюю публикацию и хотим узнать, полезным ли оказался материал? Удалось разобраться в основах и принять решение о погружении ребенка в кодинг через обучение в Kodu?

Материал подготовлен школой Pixel. Вместе с учениками 5–17 лет мы каждый день открываем для себя что-то новое в мире информационных технологий.

Комментарии (7)


  1. andyshark1974
    04.10.2024 21:30
    +2

    Чем мне нравится современная "реальность" - детей стараются научить всему как можно раньше. Причем это часто наблюдается именно в России. Т.е. побоку возрастная психология, нагрузки и особенности развития. Главное - флагманское направление в программирование!

    Меня в свое время заставил задуматься один вопрос декана мат.факультета когда я у нее консультировался по детским возрастам в программировании. Вопрос был простой - "А что дальше ребенок будет делать?". И тут я (как педагог) завис. Потому что образование - это непрерывный процесс. И если Вы дадите обезьяне гранату ребенку инструмент взрослого в подростковом возрасте - то его может занести туда куда лучше не стоит попадать.

    Минус данного подхода простой - вы не контролируете развитие ребенка. Но если вам на это плевать - то вы НЕ педагоги, а просто собиратели денег с родителей. Направление то хайповое.

    Уж извините что грубовато пишу иногда, но мне непонятен смысл учить ребенка программированию в 5 лет. У детей в этом возрасте логики ровно ноль, и появится она не раньше чем лет в 9-10, а то и позже. И то при правильном обучении. Примеры вундеркиндов прошу НЕ приводить. Продукт массовый по факту, а следовательно это не единичные выборки.

    В общем - обычный бизнес. Все как всегда.


    1. youngmyn
      04.10.2024 21:30
      +1

      Подрабатывал по малолетству в подобной школе. Организация не эта, но пролистал статьи - программа 1 в 1. Подозреваю, ее когда-то склепали городские сумасшедшие, ориентируясь на облако слов по запросу : дети, программирование. Софта всякого выпускается мама не горюй, дело прибыльное.

      Понятно, что в целом условный scratch не есть абсолютное зло. Ну какие-то принципы построения линейных алгоритмов даются.

      Но во-первых, это дети. Чувакам реально 6-10 лет. Вести занятия это ад. Платят нормально, особенно по студенческим меркам, но занятия высасывают из тебя всю душу. Кто-то скажет: ну, это просто ты не любишь работать с детьми и не создан для этого. Но мне кажется причина в другом: компания из 10ти шестилетних детей НЕ ХОТЯТ СИДЕТЬ ЗА НОУТБУКОМ. Это настолько банально, что аж страшно. И буквально все занятие состоит из того, что ты ходишь между рядями, сквозь слезы умоляешь 7-летнего Антона перестать прыгать под партой и дергать Вику за косички, а написать многопоточный алгоритм в скрэтче. Дети хотят заниматься детскими занятиями: играть, пусть даже читать книжки, учить математику на бананах с яблоками и писать прописи. Черт побери, там половина группы читает по слогам. Оговорка: есть дети, которым нравится. Это обычно ребята-тихони, сидят себе спокойно и пишут очень здравые вещи для их возраста. Но этим детям обычно моя помощь не была нужна. Они сами запоминают все логины и пароли, меняют раскладку с хоткея и делают бэкапы на гугл диск. Вундеркинды? Не знаю.

      Второй момент - сама программа обучения. В том же скрэтче абсолютно ублюдская система: там есть шедулеры, выполняющие раз в промежуток времени какое то действие. Там есть реализация концепции go to: ставишь флажок определенного цвета и можешь к нему возвращаться из разных мест программы и прочее. Имхо, детский мозг просто не способен это осознать в той степени, чтобы пересесть на C++ и все вспомнить. Так, как это реализовано там, это не пригодится им никогда. Камон, у меня, на тот момент студента факультета программной инженерии, закипал мозг от многопоточки в скрэтче, обновляющей кадры у анимации посредством скачков между бирюзовыми, зелеными и синими флажками. Это абсолютно бессмысленное занятие, с таким же успехом развивающее мозг, как и деление столбиком.

      Как вы уже могли догадаться - каждое занятие, это презентация с уже готовым кодом, которую преподаватель зачитывает вслух, а дети пытаются копипастить к себе, проявляя индивидуальность заменой цвета у фигурок.

      Родители пытаются быстрее посадить своего ребенка за компьютер, вдумайтесь только.

      эх, хорошо, что в моем детстве не было этих ваших компьютеров, мы играли в футбол во дворе и трава была зеленее.

      Куда делись все эти люди ?

      Третий момент: это бизнес. Жестокий, суровый бизнес. Причем такие организации практически никогда не являются корпорацией. Они продают франшизу ИПшникам. И начинается ад. Малый бизнес в самом его худшем проявлении. К тебе в группу заталкивают 10, 15, 20 человек, закупают самые дешевые китайские компьютеры по оптовым ценам, мышки за 50 рублей, снимают ублюдские полуподвальные помещения, навешивают на препода роли учителя, няньки, уборщика, и маркетолога. Меня как-то попросили во время обеденного перерыва на часочек сгонять флаеры пораздавать в тц. Понимаю, ситация не у всех такая, но я думаю не у меня единственного было так.

      Подводя итог моего опыта работы в подобной организации, даю совет родителям : купите совеский учебник по математике для младших классов, рекомендации: С.А. Рачинский "1001 задача для устного счета" и, автора не вспомню, "Математические олимпиады в стране сказок".

      Научите свого ребенка математике и логике, заложите фундамент. За компьютер он сядет рано или поздно, не переживайте.


      1. andyshark1974
        04.10.2024 21:30
        +2

        Я примерно про это и писал. Просто у меня лет 10 назад стоял выбор - в каком направлении двигаться. Причем образование профильное - педагогическое - физика-информатика, сам практикующий программист, в детстве серьезно играл в шахматы. И я начал смотреть... В общем декан нашего педа меня реально осадила простым вопросом - Что ребенок будет делать потом?. В итоге я спустился в самое начало, туда где реально ставится логика. На шахматы. Вот они идут с 5-6 лет (лучше с 6-ти лет, раньше сложнее). Но главное - это С-И-С-Т-Е-М-А!!! И еще раз Система! Т.е. когда ты ребенка ведешь по системе, то как бы он не пытался соскочить все равно он начинает делать все последовательно и системно. Но на эти изменения нужно примерно (та дамммм...) год-два, а то и больше. И это не играть в шахматы. Играть - много ума не нужно. А вот выстроить детей и поставить им систему в мозги (просто чтобы они системно думали ) столько времени и нужно. Причем что в онлайне, что в оффлайне. Просто фишки разные.

        Но когда я вижу - программирование с 5-ти лет - меня просто пробивает ужас. И отсутствующие волосы на голове начинают шевелиться.

        А родителям я столько раз обьснял последовательность - что язык стер уже наверное.

        А когда ребенок делает все по системе и последовательно - то ему по барабану какой предмет изучать. Он его просто изучит с помощью методов которые выучил на шахматах. Причем - двигая фигурки руками. Моторику никто не отменял для младшего школьного возраста


      1. Avangardio
        04.10.2024 21:30
        +2

        Абсолютно согласен, этот рак в виде школ программирования для детей противно видеть. Купите сказки Андерсона ребёнку и читайте, рисуйте, гуляйте, математику на базейшем уровне научитесь понимать, а не компьютер кодить…


        1. Sasa111222333
          04.10.2024 21:30

          а вы все заблуждаетесь на 100 %. если ребенку нравится он учится а если нет то потрачены деньги его родителей. и все) школу ту же возьмите и то что там с 7 лет начинают вдалбливать детям))) куда лучше проги писать кубиками или шарить в создании игр на уровне "я сделал гонки 2д" чем в 3 классе учить английский. вот где реально скучно так это в общеобразовательной школе еще и портфель 500 кг 29 учебников. у меня брат старгий в питере живет у него сын 12 лет выучил графический дизайн (не в школе пиксель) и уже 3-4 тысячи фрилансом САМ зарабатывает. так что рак здесь классическая система образования не связанная с реальностью. и даже тот же футбол - полная фигня, простите. призрачный шанс стать роналду есть, но он реально призрачный. и как всегда к истокам: только если дитятку нравится. в остальном же если все к тому сводится что "хайпуем" то это,согласен,не туда и не то. софья как то писала про интерес и вот эта ее формулировка вопроса понравилась достаточно сильно. учите детей не учитсься а развиваться в том что нравится вот и все.рак опять же тот же футбол, если дите туда отдано изза хотелок родителей


      1. AllSoliton
        04.10.2024 21:30

        Может, здесь речь идёт не совсем про Scratch? Там есть, конечно, события, но они не выглядят так, как описано. Возможно, какая-нибудь его модификация?
        А с сообщением согласен. Я сам в детстве, кстати, начинал со Scratch, и это мне сильно помогло понять принципы образования. Но это было лет с 12, при большой замотивированности (и отсутствии страха перед интерактивным текстом, как раз открыл для себя понятие HTML). Но детям, которые ещё не успели пройти переменные даже на уроках математики, не стоит навязывать вот это вот всё.


        1. Sasa111222333
          04.10.2024 21:30

          вы правы, речь о коду. мы там с ребенком сидим, как и в скретче. почти похоже, но коду почему-то изначально показался посложнее. а о своем опыте не расскажете? мы скоро десятилетие отметим и думаем дальше расти. только вот н епоймем пока, как и куда... курсы рассматривали, но пока времени нет, после школы ребенок ходит на плавание по медицинским. так, вечером балуемся. просто тот же питон кажется сложноватым, а хтмл - под вопросов тк ребенку зашла тема именно игрушек