Как сделать глубокую статистику, которая позволит выявить определенные шаблоны в восприятии и поведении людей?

Вспомним историю про самолеты с пробоинами, долетевшие до базы.

Закрываю спойлером для тех, кто знаком с историей.

Скрытый текст

Абрахам Вальд, работавший в группе статистических исследований Колумбийского университета во время Второй Мировой войны, помог выяснить, как укреплять фюзеляж самолетов, чтобы они получали меньше повреждений во время боя.

Он сообразил, что те части машины, что получили наибольший урон, не нуждаются в усилении  –  ведь самолет смог вернуться на базу. Нужно уделить внимание частям корпуса и крыльев, которые уцелели. Это решение спасло не один десяток пилотов и позволило избежать серьезных экономических потерь.

Так же, как и в примере выше, в статистике любого проекта есть данные с разной степенью ценности для принятия верного стратегического решения.

Валерий Линьков

К примеру, среди маркетологов и менеджеров по продажам бытует мнение, что при анализе обращений, переписок и созвонов с потенциальными клиентами нужно искать возражения, которые можно закрыть новыми скриптами. Но опытные профи знают, что выгоднее изучать профили клиентов, которые покупают быстро и легко, без кучи вопросов и долгих переговоров.

Безусловно, учитывать ушедших лидов важно и нужно, однако эта задача должна быть не на первом и не на втором месте по важности.


Анастасия Линькова

Способы сбора статистики вебмастером/маркетологом:

  1. Опросы.

  2. Карты скроллинга по страницам.

  3. Кнопки и UTM-ссылки.

  4. Тенденции в поведении посетителей  –  можно найти в инструменте Google Analytics.

  5. Сервисы продуктовой аналитики типа Mixpanel.

Нет, список продолжать бессмысленно, потому что это знает даже первоклашка. Поэтому предлагаю подумать об одном наблюдении, о котором почему-то никто не говорит.

Расширение запросов

Любой вебмастер, который умеет анализировать статистику Яндекс.Метрики, знает, что с течением времени по определенным запросам наблюдается синусоида графика. Т. е. даже если страница прочно засела в ТОПе по определенным запросам, трафик на нее со временем снижается и растет. Это может быть связано не только с сезонностью, но и с расширением самого запроса.

Вы можете стоять в ТОПе яндекса по жирным запросам, но это не имеет смыла, если тема расширяется.

Чем больше (популярнее) становится определенный запрос, тем больше синонимов и околотематических слов употребляют пользователи при поиске информации по теме. Само «облако» темы расширяется и углубляется. Это значит, что вебмастерам приходится изучать больше данных, тщательнее анализировать и структурировать информацию, искать взаимосвязи между разными показателями.

Если в 2017-ом достаточно было написать гайд «Как купить криптовалюту», попасть в ТОП и собирать горяченьких рефералов на какую-нибудь биржу, то сейчас придется создать на сайте целый раздел о том, как новичку зайти в крипту, на какую биржу стоит идти, на какую  –  опасно.

Важно! Стоит понимать, когда тема «расширяется», а когда «надувается воздухом» за счет накруток поисковых систем конкурентами. 

Как получить максимум статистики:

  1. Собираем статистику низкочастотных (или даже единичных) запросов из Метрики, по которым к нам заходили на сайт.

  2. Ищем публикации на сайтах по нашей теме и парсим комментарии под ними.

  3. Собираем отзывы о конкурентах на маркетплейсах, если работаем с товарами.

  4. С помощью ИИ транскрибируем популярные видео по теме и парсим комментарии к ним.

  5. Выделяем самые часто употребляемые слова и n-граммы в каждом пуле и в общем массиве.

  6. Повторяем процедуру каждые 2-3 месяца и отслеживаем появление новых и узких, но  растущих запросов по теме.

  7. Внедряем все это в структуру сайта, описание пабликов в соцсетях, посты, хештеги, комментарии, описания видео  –  в общем, везде, где только можно.

И если совсем хочется ультануть  –  настраиваем ИИ-статиста, который будет искать для нас какие-то взаимосвязи, до которых даже догадаться сложно.

Добывать трафик стало легче

Сегодня стало гораздо больше «легких» способов добывать органический трафик. Если раньше все упиралось в усердную и осторожную работу над сайтом, то сейчас можно за три копейки выводить в поиск телеграм-посты, публикации в Телеграфе, статьи в ВК и в блогах популярных онлайн-журналов.

Интересно! Частая ошибка управленцев  –  найти какой-то один, самый мощный, инструмент для рекламы и наконец начать спать спокойно. Однако сами понимаете, таких уже нет. Теперь только в ритме танца…

Каждый маркетинговый инструмент имеет свое ограничение и теперь приходится включать внутреннего комбинатора, подбирающего идеальный баланс между вложениями в разные каналы привлечения трафика.

Какие еще есть способы собрать статистику?

Какие площадки идеально подходят для сбора полезной для маркетолога информации? Те, на которых пользователи могут сами делиться своими материалами. Т. е. сами могут публиковаться. Это могут быть публикации в соцсетях, отзывы (тут надо быть осторожными  –  много фейковых) и данные переговоров/созвонов.

Пример:

Если хотим нацелить свою рекламу на владельцев маркетинговых агентств, анализируем их аккаунты в соцсетях и личные блоги и пытаемся понять, на «каком языке они говорят».

Потом идем в места, где они обитают, и начинаем разговаривать на их языке. Звучит просто, но за этим стоит колоссальная работа по сбору статистики, анализу и синтезу данных.

Самой большой ценностью с маркетинговой точки зрения, обладают именно слова, сказанные самим человеком. По тому, как говорит потенциальный клиент, можно судить, о чем он думает.

Чтобы статья не переросла в лонгрид, напишу продолжение в следующей. Другими рассуждениями на тему аналитики и онлайн-продвижения делюсь у себя в канале. Буду рад вашим комментариям.

Комментарии (7)


  1. ViktorAbba
    10.10.2024 11:45

    "собираем статистику" это хорошо, но как комментарии или опрос вы представите в виде статистики? это же качественное исследование


    1. Asspassia
      10.10.2024 11:45

      Статистика это все таки про количественные данные, а не про качественные. Можно конечно использовать условные обозначения, чтобы перевести качественные данные в количественные. Например отзывы тегировать как положительные и отрицательные. Но все же на сбор и анализ таких данных уйдет на много больше времени, чем просто парсинг количественных данных.


    1. ntimalyov
      10.10.2024 11:45

      Можно выделить категории, на которые пользователи обращают внимание в комментариях. Условно "сроки/цена/скорость доставки/...". А затем разобрать каждый отзыв/коммент, оценивая в нём наличие или отсутствие (или тремя метками - позитив, негатив, отсутствие) упоминаний этих критериев

      Проанализировав условно 100 отзывов получим, что 80% довольны качеством, 75% - скоростью доставки, но, например, 60% упоминают, что у нас менеджеры грубят


  1. SergeyYudin
    10.10.2024 11:45

    А зачем вообще оцифровывать опросы и комментарии? Бред какой-то... Какой толк анализировать сколько было отрицательных отзывов? Нужно каждый из них отрабатывать, искать точки роста, менять бизнес-процессы, чтобы негатива было меньше. Иначе работа маркетолога превращается просто в констатацию фактов: было 56% отрицательных отзывов. И что? Маркетинг - это не статистика, а аналитическая работа по улучшению продукта/услуги и его продвижения.


    1. KatyDives
      10.10.2024 11:45

      Поддерживаю! Маркетинг это не только в про цифры, а в первую очередь про аналитику, креативность и поиски новых решений. Ну это в идеале. А чаще всего именно как в статье описано: все оцифровать, чтобы ничего руками не делать)


    1. Miroslavskiy
      10.10.2024 11:45

      Золотые слова)


  1. Mobrillaz
    10.10.2024 11:45

    Юзер, знакомый с поисковой системой чаще всего формализует свой запрос на общепринятый язык, чтобы оптимизировать время поиска. Поэтому запросы будут похожи. Проще найти слова за пределами базовых масок и энграмм и проанализировать целевой визит и его параметры. Но вывести правило из этих исключений обычно трудно. Выходит опять таки усиляй что имеешь и не лезь за пределы