К 2025 году глобальная сфера управления данными будет в пять раз больше, чем в 2018-м. Запрос на внедрение проектов Data Culture только набирает обороты. Компании, которые успели инвестировать средства в развитие такой архитектуры, снимают сливки: сокращают издержки, увеличивают продажи и растят бизнес. 

Поговорим о том, как начать внедрять культуру управления данными и какие подводные камни могут встретиться на этом пути. Поехали!

Предпосылки для внедрения Data Culture

Понять, что компании необходима культура управления данными, можно по двум факторам: 

  • организация накопила большой объем информации (73% которой часто тратятся впустую);

  • фирма уже принимает решения на основе аналитики (в виде таблиц Excel или частично автоматизированных отчетов). 

Но главными предпосылками, указывающими на готовность компании к работе с Data Culture, становятся:

  1. Критическая необходимость в принятии управленческих решений на основании корректных данных.

  2. Наличие массы людей, поддерживающих проект внедрения нового подхода. 

Важно, чтобы идею о переходе на работу с Data Culture поддержали первые лица компании. Без их участия проект реализовать можно, но с малой вероятностью и за долгий срок.

Условный сценарий работы

Универсального сценария внедрения культуры управления данными нет. Каждая компания пребывает в разной степени готовности к этому проекту. Плюс, отличаются опыт и мотивация руководства. 

Концепция Data Culture заключается в том, чтобы начать принимать решения на основе информации, прошедшей через контроль качества, целостности и полноты. Только такие данные отражают фактическое положение дел внутри компании. 

Приведем пример. Часто случается, что управленческий учет в компании сильно отрывается от учета бухгалтерского. Первый нацелен на прогнозирование и не регламентирован законодательно, а второй отражает факты хоздеятельности и ведется на основании законов. Это приводит к противоречиям, мешающим принимать корректные решения. 

Получается, что компании нужна методология ведения учета, обеспечивающая непротиворечивость информации. Но ее создание осложняется двумя типичными факторами: 

  1. Менеджмент организации не понимает, как упорядочить работу с большими массивами данных.

  2. Часть сотрудников саботирует переход к прозрачному обращению с информацией.

Внедрять концепцию Data Culture на этом примере или в других ситуациях можно по следующему регламенту: 

  1. Определяем степень готовности компании к работе по новым сценариям. Смотрим, есть ли критическая необходимость в использовании инструментов управления данными, а также поддержка со стороны топ-менеджеров. 

  2. Локализуем стартовую позицию. Отвечаем на вопросы: «Что у нас уже есть?», «Как мы управляем данными?», «Какие отчеты получаем?», «Какую информацию применяем?». 

  3. Формируем план проекта по внедрению Data Culture. Важно, чтобы он предусматривал движение от простого к сложному, короткими спринтами, а также включал в себя метрики, понятные участникам процесса. 

  4. Определяем цели, сроки, ограничения и риски. Распределяем ресурсы и бюджеты, назначаем роли и обозначаем структуру подчинения внутри команды.

  5. Начинаем принимать управленческие решения на основе данных после первого спринта. Даже если проект далек от завершения, а инструменты аналитики работают неслаженно. Это поможет выявить ошибки и исправить их с минимальным ущербом. Плюс у всех это начинает формировать привычку работы с данными, а у руководства принимать решения на их основе.

Низкое качество данных — проблема, с которой сталкиваются разные компании. Защитить фирму от связанных с ней финансовых рисков и утраты конкурентоспособности можно с помощью Data Culture. 

Возможные проблемы и риски

Положительный эффект от внедрения культуры управления данными наступает быстро — уже после первого спринта. Но здесь важно понимать, что интегрировать инициативы Data Culture без издержек невозможно. Внушительный пласт надвигающихся проблем будет связан с раскрывающейся информацией о слабой продуктивности сотрудников или случаях злоупотребления полномочиями. 

Поэтому на старте проекта руководителю стоит определить политику применения поощрений и санкций. Кнут лучше использовать по минимуму, иначе вырастет риск саботажа. Сотрудники начнут скрывать объективную картину, не реализуя инициативы и не приспосабливаясь к жизни в новых условиях.

Кроме того, есть риск столкновения с издержками репутационного характера. Если открывшаяся информация станет публичной, до нее доберутся конкуренты. Поэтому параллельно с внедрением культуры управления данными интегрируются и практики обращения с коммерческой тайной.

Задействованные сотрудники

Перед стартом проекта стоит выслушать всех заинтересованных лиц, но с пониманием, что множество мнений затормозит процесс и помешает быстрым решениям. Для поиска баланса между «слушаем всех» и «не слушаем никого» нужно использовать ролевую модель. 

За каждым человеком на проекте закрепляется одна из четырех ролей: 

  1. Driver – тот, кто реализует проект на всех его этапах. Он управляет заинтересованными, распределяет ресурсы, составляет бизнес-кейсы и наблюдает за метриками. 

  2. Approver — человек, утверждающий различные решения. Он несет конечную ответственность за результат проекта и иногда накладывает вето на решения. 

  3. Contributors — бизнес‐ и IT‐эксперты. Предоставляют контекст для достижения целей и проводят консультации по важным вопросам. 

  4. Informed — это люди, на которых проект окажет непосредственное влияние. Они работают без права голоса, но обращаются к «аппруверу» за рассмотрением мнений.

Как правило, на каждом уровне работы с данными, эти роли выполняются разными людьми. Например, будет лучше, если позицию «драйвера» или «аппрувера» возьмет на себя руководитель компании. Здорово, когда драйверов несколько — тогда в работу вовлекается не только топ-менеджмент, но и группа линейных управленцев.

Сроки и бюджеты

Продолжительность внедрения Data Culture зависит от положения дел внутри компании и ее размеров. Разберемся со сроками на примере условной организации, обладающей такими параметрами: 

  • численность штата — ±30 человек;

  • часть управленческих решений уже принимается на основе аналитики;

  • команда понимает цель проекта;

  • в команде есть много «драйверов», но мало «информеров» (все хорошо с идеями и желаниями, а рук не хватает).

Тогда проект по внедрению культуры управления данными в компании может быть реализован приблизительно за год (при условии, что фирма дробит сложные задачи и двигается короткими спринтами). Если компания большая (с 30 000 или 500 000 человек в штате), то на реализацию проекта уйдет существенно больше времени, и под такие проекты нужно создавать проектные офисы и привлекать консалтинг. 

Со сроками разобрались, переходим к финансам. Проект выйдет на окупаемость сразу, после завершения первого спринта. Например, благодаря автоматизации тех процессов, которые раньше длились неделями (сбор данных, их очистка, формирование отчетов и пр.). 

Все остальные экономические аспекты (бюджеты, ресурсы или человеко-часы) разнятся от компании к компании. Они прогнозируются только на базе подробного описания проекта внедрения. 

Бизнес оценивает затраты с точки зрения эффективности — финансовой отдачи. С достижением этого результата у проекта по внедрению концепции Data Culture проблем не будет. Инициативы окупятся за счет того, что компания перестанет совершать ошибки, которые провоцировались разрозненностью информации. 

Резюме

Внедрение культуры управления данными — это комплексная задача для IT‐ и бизнес‐подразделений организации. Справившись с ней, компания получит серию положительных эффектов, а ее руководители начнут принимать обоснованные решения на базе отчетности и детальной аналитики поступающей информации. 

Комментарии (1)


  1. Apoheliy
    10.10.2024 15:24

    Возможно, не совсем понял посыл статьи, но она выглядит как рекламный листок (Покупайте наших слонов!):

    К 2025 году глобальная сфера управления данными будет в пять раз больше, чем в 2018-м

    Даже если поверить референсному документу, то это означает, что за оставшиеся три месяца глобальная сфера распухнет на 6% (и может остановиться). Ну ок, сфера распухает, при чём тут отдельная компания? И нужно ли ей что-то делать? Прим.: тут вопрос по аналогии: вот ледники тают в антарктиде сумасшедшими темпами; и что? нужно ли условной компании заниматься производством льда?

    Понять, что компании необходима культура управления данными ... организация накопила большой объем информации ... уже принимает решения на основе аналитики

    Судя по этому "заходу" компания после внедрения уже не будет копить объём информации и не будет использовать аналитику. Это так (сомнительно)? С другой стороны, если после внедрения объём информации будет ещё больше и аналитика будет использоваться чаще, то в чём смысл внедрения?

    Примечания в сторону: "интересность" таких утверждений проявляется если представить компанию, в которой УЖЕ ЕСТЬ культура данных, и там большой объём информации, и пользуются аналитикой. И что предлагается в статье? Внедрять ещё одну культуру данных! Это такой сарказм :).

    Остальная часть статьи уже основывается на железобетонной пресуппозиции, что внедрение по-любому необходимо (ну Вам же нужен слон! давайте объясню, как его купить).

    Вообще есть статьи-руководства (тьюториалы) как сделать то-то и так-то (разобрать утюг, научиться управлять самолётом) и в них обычно не сильно обсуждается: а зачем вам разбирать утюг? нужен ли вам самолёт? Хотите сделать - вот оно делается так. А когда сначала начинают убеждать, что вам это нужно (личный самолёт это так хорошо, вы получите серию положительных эффектов) ... ну вы поняли.

    Поэтому статья это и реклама и бег впереди паровоза. Может сначала написать пару статей о том, что такое культура данных, что она даст, какие у неё минусы (или нет минусов? серьёзно?)?