Школы были очень давно, но кто создал школы такие, какие мы их знаем. С классами и каникулами, школьным спортом и наглядными пособиями. Привлечением юных талантов и бесплатным образованием. Всё это придумали в шестнадцатом веке. А как и кто, читайте в статье.

Вступление

Все мы вышли не из “Шинели” Гоголя, но из Средних Веков. Средневековье не было таким уж и безграмотным, как часто представляют. Конечно, все зависело от конкретной страны, так на окраинах Европы, в России или Финляндии, грамотных был ничтожный процент от населения. А вот в Германии, даже в небольших приходах в 500–600 душ, имелись школы.Но средневековые школы были устроены странным, по современным меркам, способом. Каждый ученик учился разное количество лет. Никакой десяти, семи, трехлетки. А как выйдет.

Обучение делилось на два цикла. Но два этих цикла не последовательные, а одновременные. Старшие школяры отличались от новичков не изучаемыми темами — они были одинаковы, — а тем, сколько раз они их проходили. Да, одно и тоже учили неоднократно. И в классе сидели люди разной подготовки и разного возраста, и дети и взрослые.

Образование было суровым. Детей обучали и воспитывали в строгости. Особенно распространено было битье розгами, стояние на коленях или у позорного столба (можно и совмещать, для полноты удовольствия).

Один и тот же учитель преподавал все искусства (как сегодня учителя младших классов преподают все предметы).

Да и университет был не таким, как сейчас. Средневековый университет предлагал своим студентам набор курсов, из которых обучающимся выбирался какой-либо. Это могла быть астрономия или медицина, философия или теология. Прослушав курс, студент сдавал экзамен, после чего выбирал следующую дисциплину для обучения. Собрав свидетельства со всех факультетов, можно было приступить к сдаче окончательных экзаменов. Такая система, точнее её отсутствие, нередко приводила к путанице.

Но вот в шестнадцатом веке придумали школу почти такой, какой мы её знаем и придумали её иезуиты. Вы не ослышались — школу, как мы ее понимаем, придумали в обществе Иисуса.

Как иезуиты начали преподавать

Они взялись за дело, прямо от основания ордена. Уже в 1538 году иезуиты Фабер, Ленец и Сальмерон, по приказанию папы Павла III, читали лекции в Римском университете. Первая из иезуитских школ была основана в Мессин на Сицилии. 19 декабря 1547 года горожане обратились к генералу ордена Игнатию Лойоле, с просьбой прислать пять иезуитских схоластиков и пять преподавателей для преподавания теологии, «казусов совести», «свободных искусств», риторики и грамматики (т. е. всех дисциплин, за исключением права и медицины). Власти города обещали обеспечить преподавателям питание, одежду и проживание, с условием, что обучение будет полностью бесплатным. В марте 1548 года Игнатий не только исполнил просьбу, но еще и лично отобрал 10 иезуитов – 4 священников и 6 преподавателей. Настоятелем он назначил Иеронима Надаля.

Первая школа на Сицилии оказалась успешной. Уже через несколько месяцев после её открытия магистрат Палермо обратился к иезуитам с просьбой организовать такую же школу в их городе. И тут успех был совершенно феерический, к Игнатию стали со всех сторон обращаться с просьбами дать иезуитских профессоров.

Очень скоро иезуиты стали преподавать не только в Европе, но и в Новом Свете. Уже в конце XVI века, они открыли первые колледжи и церкви в Мексике. Иезуиты активно расширялись в Северной Америке, Канаде, на Карибах. Учили также и в Азии.

К 1640 году у иезуитов обучалось уже 150 тысяч учеников. Богдан Хмельницкий прошёл обучение в иезуитском коллегиуме в Ярославе, а потом и во Львове; гетман Иван Мазепа - в иезуитском коллегиуме в Варшаве; Конан Дойль - в колледже Стонихерст в Англии; Антуан де Сент-Экзюпери - в колледже Сент-Круа во Франции; Альфред Хичкок - в колледже Святого Игнатия в Лондоне. А еще Фидель Кастро, Жак Ширак, Мольер, Виктор Гюго и многие иные. 

Кроме коллегий, а это аналог современной средней школы, у них было большое число пансионов для молодых дворян, довольно значительное число интернатов для бедных школьников и множество семинарий для священников.

В иезуитские школы записывались не только католики. Всех убедил новый притягательный прием. Иезуиты предложили бесплатное обучение. Бесплатная школа стала гарантом постоянного притока учеников. 

Законный вопрос, а зачем это всё? Дело в том, что иезуиты были крайне религиозные люди. Религиозный же орден. Они стремились служить Богу, Истине, Добру, так как они это понимали. И в их служении участвовала идея необходимости просвещения. Взялась она из постулата, сформулированного еще Цицероном, во времена древнего Рим. Принцип таков:

человек выделяется из всего ряда живых существ, имеющихся в природе, благодаря двум своим свойствам. Это стремление учиться, то есть приобретать знания, и жить, руководствуясь морально-нравственными принципами. Именно образование дает возможность человеку окончательно стать человеком.

Такая сосредоточенность на просвещении привела к тому, что 80 % иезуитов, в семнадцатом веке, были либо студенты, либо преподаватели. Среди которых хватало и известных ученых, например астроном Максимильян Хелл или другой астроном Кристиан Майер, первый востоковед Афанасий Кирхер и многие иные. В целом общество Иисусу изначально было орденом интеллектуалов и интеллигентов, основанным университетскими студентами.

Что они придумали

Классы. Именно иезуиты придумали делить учеников по классам, а до этого все возраста и уровни сидели кучкой и слушали лекцию. 

Практические занятия. Иезуиты верили, что лучший способ получать знания, — не только читать тексты хороших авторов, но и самому писать такие тексты и составлять речи. В подтверждение этой идеи иезуиты приводили простой пример. Чтобы хорошо понять пьесу, нужно не только её прочитать, но и сыграть в ней, только после этого станет понятен истинный смысл. Постановка пьес, кстати, имела большое значение в иезуитской системе образования. Она позволяла показывать, как абстрактные и теоретические проблемы могут решаться в жизни. До этого только зубрили и устраивали диспуты.

Проповедовали умеренность в порке. Учителя считали, что сильная воля должна закаляться и развиваться другими методами. Потому что насилие заставляет человека скрывать истинные намерения, но не исправляет его.  В протестантских и православных школах постоянно прибегали к кнуту, и учителя частенько упражнялись на спинах непослушных учеников. А в иезуитских школах, кнут был не обыденностью, но крайностью. Причем самим преподавателям бить детей запрещали. Чтобы не давать разгуляться садистам. А в школу садисты идут часто, профессия учителя их притягивает.

Активное участие учеников в процессе обучения. То есть - побуждение учеников к самостоятельному размышлению. Ученик должен был быть активным в классе. Он должен был не только слушать учителя, но и критически осмысливать то, что учитель рассказывает, спорить с ним, развивать его идеи. Послушаем графа Н.Е. Комаровского, сына одного из воспитанников иезуитов,

«задача иезуитов была выработать во вверенной им молодежи, главным образом, привычку к самостоятельному труду и к известному дисциплинированию мысли. […] Отец мой хорошо помнил, как 13-летним мальчиком он сиживал уединенно, в своей келье за сочинением латинских стихов, и время, казалось ему, летело незаметно. Этим самым иезуитами было достигнуто многое, а именно, что мальчик не скучал заниматься»

Принцип иезуитов был научить учиться . Так отец Жан-Луи Лессега де Розавена писал князю Голицыну:

«Большинство молодых людей воображают, будто кончив курс наук, им более не надобно учиться. Это явная ошибка, ибо никогда не будешь основательно образован, если не будешь учиться намного больше, выйдя из школы, даже более чем в школе. Когда не надобно более заниматься, чтобы научиться, надобно это делать, дабы избежать праздности, последствия которой всегда пагубны»

До этого цель обучения — просто вдолбить в головы набор истин и навыков.

Школьная физкультура. Внимание уделяли физическим упражнениям, как ещё одному способу развить сильную и независимую личность. учителя заботились о том, чтобы обеспечить студентам необходимые упражнения на свежем воздухе и укрепляющие здоровье гимнастические игры. Нам привычная концепция, но для шестнадцатого века просто шокирующая инновация.

Бесплатность образования. Игнатий Лойола считал, что у школ должен быть фонд, который позволял бы покрывать расходы на обучение детей из бедных семей. Впрочем не обольщайтесь — в иезуитских школах в массе своей учились дети из богатых семей. Однако и это было уже прогрессом. До этого все было просто — заплатил и учись. У иезуитов плата за обучение не бралась. Более того, ученики обеспечивались всем необходимым за счет учебного заведения. А финансировались школы спонсорами. На самом деле, были исключения. Были колледжи для аристократии и они были платные. Но это редкость, основной подход — ученики не платят, платят спонсоры.

Методология. Иезуиты первыми применили единую методологию обучения. В 1591 году детальный план иезуитского образования был направлен для апробации во все школы ордена иезуитов, которых в Европе тогда насчитывалось уже около двух сотен. В 1599 году его окончательную редакцию утвердила генеральная конгрегация ордена. Кстати, появление методики вызвало реальное раздражение конкурентов. Особенно отличись в этом испанские священники, которые, видимо, считали, что раз у них лучшая в мире инквизиция, то педагогика тоже будет лучшая. Они придрались к тому, что в «Ratio Studiorum» имелся пассаж о том, что святой Фома назначался официальным автором для обучения во всех иезуитских школах. Но некоторые мнения святого Фомы можно было счесть двусмысленными, и потому гениальный инквизитор кардинал Гаспар де Кирога распорядился изъять копии «Ratio» до окончания расследования, и в тюрьме оказались двое профессоров из иезуитской коллегии в Монтерее и ректор коллегии города Вильягарсиа. В скандал пришлось вмешаться папе Сиксту V, который велел своему нунцию передать кардиналу, чтобы тот не своевольничал, а безотлагательно вернул трактат в Общество Иисуса со своими замечаниями, если таковые у него имеются. Вообще, у иезуитов изначально были проблемы с инквизицией. Так, уже основатель ордена был официально обвинен в ереси. Понадобилось личное вмешательство римского папы, чтобы судья закрыл дело; невиновность Игнатия же была выяснена публично, во время формального процесса.

Каникулы. Напоминаем, что форма обучения в колегии — интернат. Каникулы длились только весь август-месяц. Также имелись и праздничные каникулы. На Рождество приходилось четыре дня каникул, примерно столько же – на Пасху.

Дух соперничества. Жизнь класса в коллегии строилась особым образом. Ученики были разделены поровну и эти половины класса между собой соперничали. Одна из них носила имя Рим, а вторая группа — Карфаген. Конкурировали между собой не только половинки класса. Свой собственный соперник, имелся у всякого ученика. Задачами соперника были отслеживание ошибок и поведения конкурента. О первом и о втором докладывалось преподавателю. Помимо этого, класс разбивался на десятки, во главе которой стоял декурион. Такая система деления учащихся помогала учителям управлять классом и вести преподавание того или иного предмета. И упрощала проверку домашнего задания. Поскольку именно декурион проверял насколько хорошо выучено то, что было задано на дом и собирал письменные работы, которые приносил учителю. Сам учитель проверял задание только у группы декурионов, которую возглавлял один из учеников. Этот студент, именуемый цензором, центурионом или главным декурионом, назначался руководителем начального отделения — префектом.

Успехи отмечались ежемесячными выборами так называемого магистрата, куда входили студенты, признанные лучшими. Степени отличия маркировались именами исторических личностей римского или греческого происхождения. Эти имена присваивались тому или иному студенту. Кроме того, члены магистрата сидели на особых почётных местах – скамьях, которые стояли впереди.

А еще упомянем хорошие условия обучения. В протестантских интернатах школьники обычно питались очень скудно. В иезуитских интернатах и пансионах они жили, «как молодые дворяне или дети богатых горожан». Сам Игнатий, не разрешал вредного для здоровья умерщвления плоти. Случалось, что он заставлял молодых аскетов, постившихся сверх положенного, подниматься с постели и вкушать при нем пищу. А еще в протестантских школах не придавали большого значения хорошим манерам, умению изящно держать себя в обществе. В иезуитских же школах этот внешний лоск считался столь же необходимым, как и умственное развитие, и иезуиты сознательно старались приучить школьника к употреблению носового платка, салфетки и т.д., отучить его от простонародных привычек и оборотов речи, придать ему приятную внешность.

Порядок обучения

Вначале, как и в наше время, поступление. Вступительный экзамен позволял выявить уровень подготовленности кандидата и определить, в какой именно класс он должен быть зачислен. Требования, которым ребенок должен был соответствовать для зачисления на учебу, были просты. Необходимо было справиться с написанием сочинения на тему, которую предлагал экзаменатор. Далее проверялось, насколько будущий ученик знаком с латинской грамматикой. Ученику предлагалось перевести на латынь простой текст, для этого были необходимы самые элементарные познания. Завершался экзамен тем, что ребёнок в устной форме объяснял смысл короткого фрагмента из какого-либо литературного произведения. Имя и фамилия ребёнка, национальность и возраст заносились в книгу для регистрации. Там же содержалась информация о родителях или опекунах поступившего в школу ребёнка. А сам принятый ребёнок присоединялся к классу.

Мы тут рассматриваем полноценную колегию. Но не всегда обстоятельства позволяли обеспечить полноценную колегию. Были даже маленькие школы с упрощенной программой и двумя, а иногда и одним учителем. Так вот, колегия устроена была так

Начальная школа (пять лет) школяра учат грамматике, риторике, логике, арифметике и основам латыни.

Средняя школа (следующие три года) углубленное изучение латинского языка (без него в те времена невозможно было стать клерком, секретарем у важной персоны, аптекарем и еще много кем, да и вообще называться интеллигентным человеком), обучают основам геометрии, астрономии, при наличии слуха — музыке.

Высшая школа(еще три года) к закреплению пройденного добавляют основы натурфилософии, то есть естественных наук.

Управление коллегиями осуществлялось профессами. Полная подготовка професса длилось не менее 12 лет. Начиналась она с двухлетнего послушничества. После новициата молодые иезуиты направлялись на изучение философских и теологических дисциплин и поэтому назывались схоластиками. Схоластики год учились в учительской семинарии. Затем была годичная педагогическая практика и трехлетний курс философии. По окончании этого курса схоластики два-три года преподавали в низших классах иезуитских школ. После этого наступало время четырехлетнего курса теологии. В период между окончанием новициата и началом курса теологии схоластики посвящались в сан священника. Начиная с этого момента членов Общества Иисуса начинали именовать pater.

Во главе коллегии стоял ректор. Кроме того был завуч, которого звали префектом, согласно иезуитскому стандарту он назначался: «чтобы он был правой рукой ректора в надлежащей организации обучения, руководстве нашими школами и управлении ими в соответствии с полученными на это полномочиями; чтобы те, кто эти школы посещают, как можно более приобрели в обычаях и гуманитарных науках для хвалы Господа». Или вот: «Он должен досконально знать текст школьного устава и последовательно требовать исполнения его положений всеми учащимися и профессорами». В полных коллегиумах генеральный префект курсов имел обычно помощника в лице префекта начальных классов. Качество работы всего персонала контролировалось регулярными визитациями, то есть инспекциями начальства. Собранные замечания рассматривались на съездах профессуры.

Заключение

Отдельная большая тема - то как общество Иисуса принесли свои методологию в Россию. Но это уже в глубь историю. Подробнее есть в моей видеолекции

и в специальной литературе.

Надеюсь статья познавательная, ну или занимательная.

Комментарии (47)


  1. Spiritschaser
    14.10.2024 08:31

    Иезуиты всегда были "прогрессорами", иногда их, конечно, "заносило", но их демонизация - исключительно со стороны властей, чувствующих свою некомпетентность.


    1. Vlad64gven Автор
      14.10.2024 08:31

      Ну еще со стороны конкурентов


    1. MAXH0
      14.10.2024 08:31

      Помните историю Франсуа Сельдона? Мальчишка устроил, как бы сейчас сказали, флешмоб против короля. Загремел в тюрьму. После смерти его отца иезуиты захотели получить его наследство (А отец его был богат). Прислали священника с текстом:

      Всё моё имущество, движимое и недвижимое, я обязуюсь передать отцу Рикеле или тем членам иезуитского ордена, которых он пожелает выбрать. Следуя моим личным интересам, я оставляю себе доход в два процента со стоимости всего имущества, который после моей смерти также перейдёт в руки святого иезуитского общества, моего единственного наследника. Такое завещание я делаю в благодарность за услуги, оказанные мне преподобными отцами во время моего долгого заключения.

      Причем приписка - "когда я освобожусь из Бастилии" была сделана Франсуа самовольно. Иезуиты остались иезуитами и добились перевода Франсуа в другую тюрьму - на островах Святой Маргариты...

      В общем история достойная пера Дюма.

      Какие же они демоны? Дельцы и проходимцы, скорее.


      1. randomsimplenumber
        14.10.2024 08:31

        Причем приписка - "когда я освобожусь из Бастилии" была сделана Франсуа самовольно.

        В приведенной цитате ничего подобного не видно. Не совсем понятно, в какое место завещания это дописано и как оно меняет смысл.


        1. Alex_v99
          14.10.2024 08:31

          С цитатой пришли святые отцы, приписку добавил к ней Франсуа. А священники не будь дураки выполнили условие дословно - освободили Франсуа из Бастилии, правда при этом его пересадили в другую тюрьму, но условие таки было выполнено.


          1. randomsimplenumber
            14.10.2024 08:31

            Странное и неправдоподобное.

            Какая разница св. отцам, сидит он или нет, если их интерес в деньгах? Они и без клятвопреступления получили бы что хотели.

            Тюрьма - королевская. Если церковники открывают с ноги королевскую тюрьму и решают кому в какой камере сидеть - почему они это сделали только 1 раз? Бастилия всё же VIP заведение, деньги у постояльцев водились.

            Есть и другая версия:: церковники предложили сделку, сиделец согласился, сделка была выполнена.


      1. vvm13xx
        14.10.2024 08:31

        Ну да, ну да. Кто-то с признаком X показал себя как нехороший человек - следовательно, все с признаком X нехорошие люди.


        1. kuzzdra
          14.10.2024 08:31

          Сложно понять, о чем пели Битлз из пересказа Рабиновича. Я вижу так:

          После смерти его отца иезуиты захотели получить его наследство... Прислали священника с текстом..

          То есть отец этого Франсуа написал завещание, в котором сына не упомянул.

          Причем приписка - "когда я освобожусь из Бастилии" была сделана Франсуа самовольно.

          Наследник попытался исправить завещание (как ему это воще удалось?? он же в Бастилии!)

          добились перевода Франсуа в другую тюрьму

          Странное условие. Возможно, на старофранцузском (или латыни, на чем еще было принято составлять завещания) оно звучало как-то иначе? И странный способ обхода условия.

          https://rg.ru/2013/09/18/bastilia-site.html - тут эта история выглядит менее демонично. Никаких средневековых смарт-контрактов с нечеткими условиями.

          Эпиграмма стала причиной настоящего скандала, а шутника тут же (1674) арестовали. Из Бастилии он вышел только в 1705 году, благодаря тому, что он стал наследником приличного состояния своих родителей. Иезуиты заключили сделку с Сельдоном, получив сто тысяч лир годового дохода и продолжали его опекать после освобождения. Однако о том, что он видел в Бастилии бывший студент не имел права никому рассказать, иначе он бы снова оказался за стенами королевской тюрьмы.


  1. MAXH0
    14.10.2024 08:31

    Хм... Ну да. Или нет... Правильнее сказать, что наблюдается эволюция. Иезуитские школы, протестантские школы, школа прусского образца, российская школа, советская школа и нынешняя российская школа. Это одна ветвь. Для других национальных ветвей можно проследить схожую или отличную эволюцию.

    Отдельно, в контексте Иезуитов, стоило бы проследить Беларусь. Ибо там иезуитское образование активно использовалось для "ополячивания" элиты.


    1. Vlad64gven Автор
      14.10.2024 08:31

      Ну, это тогда надо гораздо подробнее. А про "ополячивания" элиты ну так себе. Иезуиты в Белорусии пик расцвета имели умели уже после присоединения к Российской империи


      1. Vlad64gven Автор
        14.10.2024 08:31

        Про Белоруссию и Россию есть в https://youtu.be/c8qlEzgkII4 , суда не стал, счел избыточным. Но если нужно совсем подробно, можно воспользоваться списком рекомендованной литературы


      1. MAXH0
        14.10.2024 08:31

        Ну как бы вам сказать... Сказать что был "пик расцвета" - просто потому что в других местах их выкосили под ноль? А так стоит вспомнить Полоцкий иезуитский коллегиум, например.


  1. unreal_undead2
    14.10.2024 08:31

    Всё это придумали в шестнадцатом веке.

    А как же греки и римляне?


    1. Vlad64gven Автор
      14.10.2024 08:31

      Они обходились лекциями, правильно устроенной школы не было


      1. unreal_undead2
        14.10.2024 08:31

        Вот тут про Спарту пишут

        В возрасте семи лет мальчики забирались из своих семей и до двадцати лет находились в государственных казармах, где проходило их обучение. Основной упор при этом делался на спорт и физическое воспитание, а также на танцы и музыку (так как они также использовались на войне). Чтение и письмо изучалось в минимальном объеме. 

        И дальше детали про Афины. Не могу ничего сказать про достоверность источника, но выглядит очень похоже именно на школу.


        1. Vlad64gven Автор
          14.10.2024 08:31

          Это похоже на мужские дома, как у папуасов, не более. Воспитание пацанов в таких вот интернатах, распространенная вещь в примитивных обществах, а спартанское общество удерживало многие архаические черты


      1. ssj100
        14.10.2024 08:31

        И постоянно заливать воск в "тетрадях" тоже не признак школы?


        1. Vlad64gven Автор
          14.10.2024 08:31

          Нет. Во-первых. Чтобы учить детей вовсе не нужны школы современного типа. Примером, может служить Московская Русь. Если хочешь выучить ребенка, то в церквях и монастырях имелись грамотные монахи священники, которые учили посредством «букварной системы». Это общеевропейский средневековый метод, заключался в том, что сперва ученики заучивали буквы и их произношение при помощи азбуки, затем переходили к изучению часослова , а заканчивали Псалтырью. Ученики много раз читали эти учебники и в итоге заучивали их наизусть. Такое обучение имело своей целью в первую очередь навыки чтения, а не письма. Так и появлялись государственные деятели, не умеющие писать, хотя читать с горем пополам могли. Хотя были и зачатки письма, и церы вполне использовали. Во-вторых. Статья не про рождения обучения вообще, о чем прямо написано в тексте, а про рождении школы в том виде, в котором мы её знаем. Функции школы выполняли и "мужские дома", широко представленные в архаических обществах и различные лектории, и учителя ходившие по домам.


          1. unreal_undead2
            14.10.2024 08:31

            а про рождении школы в том виде, в котором мы её знаем

            С компьютерами и электронными дневниками? ) Если серьёзно - то слишком уж неопределённое понятие, отсюда и вопросы. В любом случае спасибо за обзор конкретного исторического момента.


            1. kuzzdra
              14.10.2024 08:31

              С компьютерами и электронными дневниками?

              С классами и стандартизованной программой обучения. И бесплатной (для учащихся).


              1. unreal_undead2
                14.10.2024 08:31

                Не все школы сейчас бесплатны, да и программа отличается. Насчёт классов - в Спарте их точно не было?


                1. Vlad64gven Автор
                  14.10.2024 08:31

                  Классов не было, про Спарту нам известно именно программа воспитания в "мужском доме", и известна она из корпуса различных упоминаний системы воспитания. А школы не бесплатны, так и у иезуитов не все колегии были бесплатны. Да, у них была такая фишка, широкое применение бесплатного образования, за счет спонсоров, но были например и платные школы, например в Санкт-Петербурге


                1. kuzzdra
                  14.10.2024 08:31

                  В Спарте учили на солдата - зачем там классы?
                  Иезуиты воспитывали члена общества. Понимали, что проще обучить ребенка, чем переучивать взрослого.


                  1. unreal_undead2
                    14.10.2024 08:31

                    Всё таки

                    Чтение и письмо изучалось в минимальном объеме. 


                  1. MAXH0
                    14.10.2024 08:31

                    Звучит максимально иронично для тех кто в курсе... Вы точно Compagnia di Gesù имели ввиду, когда говорили, что они учили НЕ солдата? 


                    1. randomsimplenumber
                      14.10.2024 08:31

                      Воинство Христово это не совсем те солдаты, что в крестовые походы ходили. Про иезуитские военные академии мало известно.


            1. Vlad64gven Автор
              14.10.2024 08:31

              Компьютер, только техническое средство. А вот разбитие на классы, ступени обучения, физподготовка, каникулы, стандартизованной программой обучения и т.п. Это и есть то что делает из подготовки по системе - учитель натаскивает ученика, регулярную школу


  1. nio-kun
    14.10.2024 08:31

    Но почему ни слова про ещё одного величайшего основоположника системы образования, про Яна Коменского?


    1. Vlad64gven Автор
      14.10.2024 08:31

      Потому, что Ян Коменский жил через сто лет после создания системы иезуитского образование. И он развивал созданное отцами иезуитами. Да, было много замечательных педагогов, они продолжили дело преподавателей общества Иисуса. И со временем ушли дальше. Но в одну статью всю историю педагоги не вместишь


  1. RusikR2D2
    14.10.2024 08:31

    Почти Хогвартс получается..

    А есть какие-то другие варианты обучения (кроме индивидуального), которые практикуются в современном мире?


  1. Sollita
    14.10.2024 08:31

    А что не так с Древним Египтом и Древней Грецией? "Археологами не обнаружено ни одного школьного здания, но известны фрески и скульптурные изображения учащихся за столами. Вероятно, что обучение проходило в храмах, других государственных или военных училищах, в домах писцов, которых вельможи нанимали частными учителями для своих отпрысков. До 4 лет детей учила дома мать[1], затем и девочки и мальчики посещали общую школу, в 7-16 лет наступал следующий этап обучения по специальности: ремесленники и художники перенимали опыт мастеров, писцы избирали профессию врача, юриста, жреца или чиновника. Со школьной скамьи его спутником становился деревянный пенал, висящий на шее, с чёрной и красной красками, тростниковыми писчими палочками. «Побратайся со свитком и с письменным прибором», — советует жрец Небматранахт[2]. Обучение детей простых египтян оканчивалось в 10 лет с необходимостью работать в поле[1].

    Писцы за работой из гробницы Хоремхеба; XVIII династия. Саккара, Египет
    Писцы за работой из гробницы ХоремхебаXVIII династияСаккара, Египет

    В школьную программу включались каллиграфия, чтение, математика (счёт, астрономиягеометрия), история, этикет, гимнастика (плавание, борьба, игра в мяч), а также медицина и музыка[1]. "

    "Примерно в IV веке до н. э. в Афинах была создана стройная образовательная система, которая в своих основных чертах просуществовала до конца Античности, была воспринята христианами, и в своих важнейших чертах была передана в Средневековье, как греческое, так и латинское. Аристотелем же был сформулирован идеал пайдейи — гармонического телесно-духовного формирования человека, реализующего все его способности, который, с известными оговорками, соответствовал римскому humanitas[2].

    Элементарное обучение прививало навыки письма, чтения и счёта, параллельно с занятиями гимнастикой и музыкой. Среднее образование, начиная с эллинистической эпохи, приобреталось в гимнасиях, публичных заведениях с твёрдым учебным распорядком. На этом этапе упор делался на грамматику[англ.]риторику и математику, а спортивные и музыкальные занятия проводились на более высоком уровне. Высшее образование рассматривалось как кульминация всего учебного процесса; конечной его целью было формирование философа или ритора, крупнейшие школы этих направлений конкурировали между собой[1]."

    Я понимаю, что Вы преклоняетесь перед Западом, но не до такой же степени...


    1. Vlad64gven Автор
      14.10.2024 08:31

      Опять же, средневековые школы вполне наследники элинистических, посредством Рима. Мы знаем как они устроены. смотри начало статьи, с христианством выпала физкультура и Иезуиты создали её с голого места. А высшая школа, это обучение у философа, это дело известное, то есть: мы прогуливаемся в садах, или сидим в портике и философ вещает, а мы обсуждаем. Опять таки это совсем по иному устроено


      1. Sollita
        14.10.2024 08:31

        Вы сами-то поняли, что хотели написать? ;)

        Я как раз о том и пишу, что школы придумали гораздо раньше средних веков. Иезуиты не придумали ничего нового. А с точки зрения дидактики, скорее всего, древнегреческие школы были гораздо прогрессивнее иезуитских, по крайней мере, насколько нам сейчас известно.

        Ну и к сведению: "Российская медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI века[4]", поэтому 1538 год называть Средневековьем как-то странно. Даже в Германии это была уже эпоха Возрождения.


        1. Vlad64gven Автор
          14.10.2024 08:31

          1. Давайте соблюдать приличия

          2. Школы были, статья с этого и начинается. Иезуиты создали современную форму с набором на классы (вот не в смысле вы сидите кучкой - а первый второй, третий класс), ступени обучения, физподготовка, каникулы, стандартизованной программой обучения и т.п.

          3. Разные исторические школы относят окончание Средневековья к разным периодам

          4. Окончание больших исторических периодов не происходят в десятки лет . это не революция, а долгий процесс с неясными границами

          5. Средневековье в разных отраслях и разных регионах продлилось разное время, для сельской жизни не зря используют концепцию «долгого Средневековья», продляя жизнь средневековых институтов до XIX века. Ну а изменение школьного образование на новый лад произвели именно отцы иезуиты

          6. Возрождение это вполне средневековая история, а треченто началось еще в начале XIV века и только позднее Возрождение пришлось на XVI век. Так что это вполне средневековая байда, с обращение к античному наследию, так схоластика начиналась с обращения к наследию Платона, а породила нечто глубоко свое. Так что про Возрождение это странный аргумент


          1. Sollita
            14.10.2024 08:31

            1. Давайте :)

            2. В Древней Греции были мусические и гимнастические школы для детей с 7 до 16 лет, гимнасии с 16 до 18 лет, эфебии с 18 до 20 лет. И чем это принципиально отличается от классов? Это не ступени обучения? В палестрах с 13-14 лет до 18 дети занимались физкультурой. Напечатанных программ и учебников, конечно, не было, но дети получали совершенно определённые знания: умение читать и писать, считать, пересказывать, декламировать поэмы Гомера, также обучали стихосложению, ритмике, мелодике стиха, играть на музыкальном инструменте. В палестре также дети получали совершенно определённые знания и умения: "Занятия начинались с легких упражнений (игра в мяч, плавание), потом переходили к более трудным: борьбе, бегу, прыжкам, метанию диска и копья." Так что программа обучения была вполне стандартизованной. Единственное, чего не было у древнегреческих школьников - каникул. Зато каникулы были в братских школах. :) "Ви­лен­ская (ос­но­ва­на в 1585), Львов­ская (1586), Мо­ги­лёв­ская (1590– 1592), Ки­ев­ская (1615), Луц­кая (ок. 1617) и др." Шко­лы соз­да­ва­лись пра­во­слав­ны­ми брат­ст­ва­ми. "В брат­ских (об­ще­ст­вен­ных) шко­лах на пер­вом мес­те стоя­ло обу­че­ние сла­вян­ско­му язы­ку, на ­втором – гре­че­ско­му. Изу­ча­лись грам­ма­тика, ри­то­ри­ка, диа­лек­ти­ка, ла­тынь, ариф­ме­ти­ка, гео­мет­рия, ас­тро­но­мия, му­зы­ка, ре­ли­гия. В не­ко­то­рых шко­лах пре­по­да­ва­лись толь­ко пер­вые три дис­ци­п­ли­ны (три­ви­ум) и му­зы­ка." И, в отличие от иезуитских школ, в братских школах не было тотальной пропаганды чего бы то ни было.

            3. Конечно, Вы можете сочинить свою периодизацию, но Средневековье и Возрождение - это разные эпохи, которые отличаются всем: авторитетом церкви, отношением людей к религии, философией, направлениями в искусстве, наукой.

              "Средневековье: В центре мира - Бог. Человек отходит на второй план как исполнитель Божьей воли. Глубокая религиозность пришла на смену античной мифологии, отказ от античного искусства. Искусство Средневековья характеризуется скудностью изобразительных средств, примитивизация, повышенное внимание к духовному, телесное отходит на второй план, символичность, отсутствие реализма. Возрождение: в центре мира - Человек как личность. Сакральность отходит на второй план. Яркость красок, расширенный колорит, игра со светотенью, возврат у античности. Произведения создаются с учётом перспективы в сочетании с гуманистическими идеалами и воззрениями. Цель - создать гармоничное произведение искусства"

              И в 16 веке в странах Западной Европы за исключением Скандинавии была эпоха Возрождения в полном смысле этого слова. Доказательство - начало Реформации в 1517 году.


            1. Vlad64gven Автор
              14.10.2024 08:31

              Братские начали основывать на фоне борьбы вокруг унии местной православной и римско-католической церквей. Православное население хотело отстаивать свои позиции и тут выяснилось, что православная церковь не имеет образованных людей, способных спорить с выпускниками иезуитских коледжей. Тогда киевские горожане создали православную школу по образцу иезуитских колегий , пригласив туда преподавать выпускников этих самых коллегий. Очень скоро её преобразовали вовсе в стандартную иезуитскую колегию, но в руках православных. Эта колегия стала кузницей кадров украинской православной церкви, которая после завоевания Московским царством восточной Украины, стала поставщиком образованных кадров уже для русской православной церкви, в первой половине восемнадцатого века дошло до 80 % епископов украинского происхождения в русской православной церкви. Пример таких образованных иерархов - Феофан Прокопович выпускник иезуитского коледжа святого Афанасия в Риме.


              1. Sollita
                14.10.2024 08:31

                Никакой Украины тогда не было. Были ВКЛ и Польша. Подляшье, Волынь и Киевское княжество входили сначала в состав ВКЛ, а после Люблинской унии и создания Речи Посполитой в 1569 году были переданы Польше. Братские школы были ответом православной шляхты ВКЛ на давление Польши, которая проводила жёсткую политику ополячивания и окатоличевания православного населения ВКЛ. Православная шляхта хотела дать своим детям хорошее светское образование и иезуитские школы с их зомбированием их не устраивали. А братские школы давали именно светское образование.

                Учителями в братских школах были церковные и общественные деятели, писатели-полемисты С. Зизаний и Л. ЗизанийМ. Смотрицкий, Л. Карпович, С. Носов, С. Полоцкий и др. Учителя (дидаскалы) избирались на собраниях братства. И были они не католики, а православные ;)

                Но это Вам чисто для справки, т.к. к обсуждаемому вопросу прямого отношения не имеет.


            1. Vlad64gven Автор
              14.10.2024 08:31

              Я вас вынужден разочаровать но в современной исторической науке Возрожденье часть средневековья. А скудностью изобразительных средств Средневековья, посмотрите на искусство Готики, оно ярко и телесно донельзя. И Средневековье было просто помешано на античности оно его возрождало постоянно. Посмотрите на романский стил, он весь подражание позднему Риму, а потом просто усыпается яркими и чувственными деталями, съездите во Владимир, там прекрасные тимпаны и прекрасная романская резьба. А Возрождение вне сакральности, почитайте писателей той эпохи и увы Возрождение вне сакрального можно подчеркнуть только из мыслителей Просвещения и их учеников


              1. Sollita
                14.10.2024 08:31

                "В российской[4]:26—27, английской и немецкой историографии Средневековье условно делится на три основных периода:

                В историографии романских стран выделяют только Раннее и Позднее Средневековья.

                Популярным в научной среде остаётся тысячелетний период определения хронологических рамок Средневековья, условно от 500 до 1500 года[13]." Это Википедия. Если не согласны, попробуйте предложить правку, а вдруг получится ;)

                Что касается искусства, Вы просто не понимаете, чем ренессансный реализм принципиально отличается от готики и , тем более, от романского стиля. Для ренессансного реализма характерна масштабность образов, прославление человека как высшего создания природы, поэтизация человеческой личности и высокий накал трагического конфликта. А для романского стиля и готики - величие бога и незначительность и бессилие человека. Но, мне кажется, элементарное правдоподобие изображаемого там и там даже неспециалист способен сравнить. Только в эпоху Возрождения художники начинают изучать строение человеческого тела и вместо гротескных готических скульптур в храмах наконец появляются прекрасные скульптурные и живописные творения мастеров Возрождения.

                А в литературе "Новое понимание жизни человеком, отвергающим церковную проповедь рабской покорности, нашло отражение в лирике Петрарки, романах Рабле и Сервантеса, в трагедиях и комедиях Шекспира"". Надеюсь, Вы всё это читали... :)


                1. unreal_undead2
                  14.10.2024 08:31

                  В той же статье "долгое Средневековье" ле Гоффа упоминают.


                  1. Sollita
                    14.10.2024 08:31

                    И что? Если большинство по совершенно конкретным причинам считают иначе. Например, Маркс резонно отмечал, что новое время - это эпоха буржуазии, которая пришла на смену феодализму. И, действительно, в 15 веке в большинстве стран Европы дворяне всё больше беднеют, а буржуазия богатеет и получает всё больше власти. Так и закончилось Средневековье. Да, где-то раньше, где-то позже, но в 16 веке во всей Западной Европе.


  1. Vlad64gven Автор
    14.10.2024 08:31

    Ступени обучения античности вполне выжили в Средние века, и я не хочу десятый раз повторяться


    1. Sollita
      14.10.2024 08:31

      Вы забыли объяснить, что нового в образование внесли иезуиты, которыми Вы так восхищаетесь? :) Школы с конкретной программой и ступенями обучения появились в Древней Греции, каникулы в Древнем Риме. Получается, что иезуиты всего лишь начали печатать учебники для школ. Но это не их заслуга, просто печатный станок изобретён в конце 15 века, а до этого не было такой возможности. Но, действительно, до иезуитов никому не приходило в голову создать в образовании детей систему тотальной пропаганды идеологии. "Все учебные предметы в этих школах были так тонко идеологизированы, что дети сами делали выводы, нужные наставникам."


      1. kuzzdra
        14.10.2024 08:31

        Все учебные предметы в этих школах были так тонко идеологизированы, что дети сами делали выводы, нужные наставникам.

        Либо вбивать эту идеологию в головы взрослым, палкой. Либо вложить в голову детям, через учебник.


        1. Sollita
          14.10.2024 08:31

          А это смотря какая идеология. Одно дело вложить "Все люди братья" и совсем другое, если вложить то, что вкладывают детям укрофашисты или то, что вкладывали иезуиты.


          1. randomsimplenumber
            14.10.2024 08:31

            Да, а что они вкладывали/ вкладывают?


  1. fujikiriku
    14.10.2024 08:31

    Спасибо, очень интересный текст, о многих вещах понятия не имел, в частности о иезуитах вообще