Технологии использования пространства, их много. Но я пишу тут только об одной, которая поистине судьбоносная.
Я об этих технологиях выпускал две видео-лекции Начало Великих Географических Открытий и португальские колонии, в которых больше подробностей.
Речь про технологи Volta do mar, по-русски «поворот моря». Нет, море в ванну не переливали. Это такая новаторская навигационная техника. Именно благодаря ей европейские мореплаватели когда-то открыли весь мир.
Вот смотрите : Volta do mar у берегов Сахары . На плане - Атлантические ветра (зеленые), течения (синие) и приблизительные маршруты португальского плавания (красные). Такие круговые движения течений и ветров Volta do mar в мире видите – они есть по всему миру. Если идти по ним, то ты всегда плывешь по ветру.
Открыли явление Португальцы, когда пытались доплыть до самого юга Африки. До открытия явления, плавание на юг выглядело так: идете вы по попутному течению к югу вдоль Сахары, выдохлись, кончились припасы или достигли цели, и надо возвращается. Но по пути на юг был попутный ветер, а назад надо навстречу ветрам и течению. То есть тысячу километров пройти на веслах.
После открытия Volta do mar, вместо того, чтобы пару месяцев надрываться на веслах, вы разворачиваетесь в открытое море, доходите до попутного течения на север и радостно плывете с попутным ветерком назад. По такому принципу строились океанские маршруты все следующие 300 лет.
Что это дало: в следующие 15 лет португальцы открыли все побережье до Гвинейского залива, почувствуйте разницу. За первое двадцать лет едва прошли Канарские острова, и потом за 15 лет втрое большое расстояние до устья Конго.
За португальцами и все стали именно так строить свои морские пути и это круто. Переход Акапулько – Манила, который примерно такой же по километражу, как переход Лиссабон-Гоа. Но, в Манилу плыли строго по ветру 3 месяца, а в Гоа, на маршруте, на котором пришлось менять несколько течений, занимал полгода (это если плыть по стандарту, а так и больше).
И в этом разгадка того, как Педру Алвареш Кабрал умудрился открыть Бразилию по пути в Индию, вокруг Африки. Все потому, что португальцы научились плавать не поперёк моря, борясь с ветрами и течениями, а следуя течениям и попутным ветрам, наплевав, что приходится делать крюки в сотни миль. Вот вам морские течения и путь в Индию - трасса до Гоа .
Вопреки досужим разговорам, кратчайший путь проходит вдоль берегов Бразилии, а не Африки. Просто так текут морские течения. Теперь, когда кто-то будет смеяться: как можно промахнуться по пути в Индию и открыть Бразилию; то это очень просто - плывешь с попутным течением по дуге, и справа не так далеко и до штата Байя, а вот до Африки тысяча километров. Вообще - краткий путь, на местности, это не тот, который рисуют строго по линейке. Смешно но первое предназначение Бразилии было в том, что бы в бразильских бухтах пополняли запасы воды корабли, идущих в Индию.
Вот вам краткий экскурс в историю развития технологий.
Комментарии (8)
Stratum
27.05.2022 09:21+2Отличная статья! А при запуске в небо аэростатов тоже работает этот принцип, но стой разницей что небо трехмерное и на разных высотах ветер дует в разных направлениях
vesper-bot
27.05.2022 10:07С той только разницей, что корабль, идущий галфвинд (под прямым углом к ветру), имеет солидную скорость, а аэростат на это в принципе не способен, и если в какой-то точке поверхности подходящих ветров нет ни на одной высоте, таки унесет невесть куда.
Sergey_Kovalenko
27.05.2022 11:36Галсом неплохо и против ветра плывется, правда парус должен быть подходящий (не уверн, что каравэлэ так могли, но чайные шхуны с их косыми парусами уже могли точно). В теории с очень хорошим парусом плыть почти против ветра даже быстрее получится, чем по.
Tarakanator
27.05.2022 12:32Разве что только на судне построенном ради рекорда, и то не уверен.
Самый быстрый курс-галфвинд. Другое дело в том, что если ты быстро плывёшь галфвиндом, то вымпельный ветер становится несколько встречным... и вот тут нужно уже парусное вооружение аналогичное тому, что нужно для хождения против ветра.(правда остаётся разница в том, что галсы менять не надо.)vesper-bot
27.05.2022 16:49Сколько помню, не галфвинд, а бакштаг (45 градусов к ветру, а не 90).
Tarakanator
27.05.2022 21:10для каких-то судов может быть и бакштаг, но в целом галфвинд. Т.к. вся компонента скорости, дующей в корму, уменьшаятся при увеличении скорости судна. А вот в бок как N м/с дуло, так и дует в независимости от того насколько разогнался.
P.S. А есть ещё конструкция, которая в теории позволяют используя энергию ветра идти по ветру быстрее этого ветра. Но конструкция пока не ушла дальше сухопутных моделей.
AlexanderS
27.05.2022 15:50Вообще — краткий путь, на местности, это не тот, который рисуют строго по линейке.
Если прям придираться, то пути бывают короткие в плане расстояния, а бывают быстрые в плане времени. Кажущийся парадокс в том, что самый короткий — это не значит самый быстрый) А почему это не так отлично проиллюстрировано в статье на примере пути из Европы в Индию.
saipr
На море-океане так. Но вот в жизни плыть по течению бывает и чревато.