Привет, Хабр! Меня зовут Никита, я — инженер технической поддержки. С 2022 года большая часть российских компаний переходит на отечественное оборудование. Это непростой, но интересный процесс, в самом эпицентре которого оказались мы с командой. В этой статье я расскажу о своём опыте, об алгоритме, который мы используем в t2, и, надеюсь, получу какую-то обратную связь от коллег по цеху из других компаний. Также упомяну ноуты, которые мы тестируем, и сделаю пару ремарок о них, НО, это будет личное мнение и наблюдение моей команды. На истину в первой инстанции не претендую.

Итак, t2 не обошла стороной необходимость масштабно импортозамещать рабочую технику сотрудников компании — 8000+ человек в 69 регионах страны. Все решения, которые тиражируются на нашу большую команду, проходят через нас — техническую поддержку, а точнее её часть — четверых специалистов. Сначала я бы хотел сделать ёмкое погружение в контекст для тех читателей, которые, по счастливым обстоятельствам, пока не успели столкнуться с проблемами, которые сподвигли нас и другие корпорации импортозамещаться. Что же это за сложности?

  • Изменились условия игры, и, несмотря на то, что многие устройства привычных брендов до сих пор доступны на нашем рынке по параллельному импорту, сформированный критерий «цена — качество» больше не удовлетворяется.

  • Бренды, с которыми мы работали, закрыли онлайн-сервисы для обновления драйверов.

  • Сервисные центры перестали ремонтировать ноутбуки из-за отсутствия запчастей. 

На российском рынке достаточно быстро появилось большое количество новых игроков, и нашей рабочей группе было поручено тестировать предлагаемые решения и выбирать наилучшие. Не все производители смогли удовлетворить и наше первое, ключевое требование к партнёрам: надёжность, которая заключается в прозрачной схеме поставок, отлаженном сервисном обслуживании, возможности напрямую контактировать с поставщиком.

А теперь давайте пройдёмся по этапам нашего тестирования новой техники.

Этап #1: техническое задание для потенциальных поставщиков

Крупные закупки в компании проходят через тендер: мы анализируем потребности, составляем техническое задание (ТЗ) и предлагаем его потенциальным поставщикам. Если потенциальные компании-партнёры готовы предложить нам продукты с необходимыми характеристиками и (ВАЖНО!) в рамках нашего бюджета, мы заключаем договор на первую поставку.

В техническое задание мы вынесли основные требования к технике, которая подходит для выполнения рабочих задач сотрудников разных подразделений t2. Мы получили следующие критерии:

  • процессор Intel i5 11 поколения и выше;

  • 8/16 Гб ОЗУ;

  • жёсткие диски SSD формата М2 256/512 Гб.

Наша первая заказанная партия ноутбуков состояла примерно из 500 единиц техники. Здесь хочется отметить чисто по-человечески приятный момент: все поставщики охотно шли на контакт, пытались помочь и со своей стороны делали всё для комфортной и продуктивной коммуникации.

Этап #2: тестирование

Вот ноутбук попадает ко мне в руки (или к кому-то из нашей команды). Я формирую своё впечатление, проверяю устройство на наличие основных ошибок. Были кейсы, когда уже на этапе первичной диагностики мы сталкивались с проблемами, приводящими к замене или изъятию всей партии.

Добавлю пару слов о первичной диагностике и чек-листе, который я составил для проведения проверки.

  1. Проверка на отсутствие повреждений, сколов на упаковке и изделии — визуальный осмотр.

  2. Проверка качества сборки: ровно ли стоит ноутбук на столе, нормально ли открываются крышка и другие механизмы, присутствующие у изделия – визуально, тактильно.

  3. Подключение зарядки: наличие индикации, заряда батареи.

  4. Время работы 4+ ч: запускаем видео FullHD на 100% яркости, зацикливаем, смотрим, сколько проработает. Смотрим свой любимый сериал. Конечно, это шутка. Фильмы.

  5. Матрица экрана: специальным ПО тестируем на наличие засветов/пикселей с проблемами; открываем текстовый файл, смотрим на читабельность и угол обзора (тут можно добавить, что существует большое количество онлайн-сервисов по запросу в поисковых системах, можно проверить свой ноутбук или просто монитор на наличие битых пикселей и засветов за несколько минут, пару раз кликнув мышкой, и иногда узнать для себя много нового ;)

  6. Тестирование Ethernet-разъёма: подключаем к роутеру, ноутбук должен получить сеть, определить ip адрес.

  7. Проверка камеры: должна уметь делать снимки FullHd качества.

  8. Производительность и стрессоустойчивость системы – специальным ПО загружаем на 100% систему ноутбука, проводим тест в течение 15 минут, смотрим на показатели температуры (обычно показатели 50-60 градусов), громкость работы охлаждающей системы.

  9. После моей проверки ноутбуки уходят в поля: они выдаются сотрудникам разных подразделений — разработчику, финансисту, маркетологу и т.д. Мы не проводим искусственного тестирования на решение придуманных задач – устройство сразу начинает применяться по своему назначению тем сотрудником, для которого оно предназначено. Мы на живом опыте использования смотрим, как новая техника справляется, принимаем и анализируем обращения, фиксируем ошибки для дальнейшей работы с поставщиками.

На этом тестирование, в принципе, заканчивается. Мы не придумывали сложных моделей, сам процесс перехода на новое оборудование, тем более в таком масштабе, не может быть простым. Немного расскажу о трудностях, с которыми мы столкнулись.

Проблемные места новой техники, которые мы для себя отметили

Мы уже не в начале пути перехода на российские устройства, но и не в его конце. Процесс живой, и какие-то трудности диагностируются по сей день. Однако у нас уже есть пул проблемных закономерностей, которые мы для себя отметили при работе с техникой:

  • прошивки и драйвера нуждаются в обновлении для исправления ошибок базового функционала устройства; 

  • модули Wi-Fi и Bluetooth зачастую работают с перебоями;

  • качество отечественных экранов в подавляющем большинстве случаев ниже, чем у зарубежных аналогов;

  • уровень комплектующих также уступает технике, на которой мы работали раньше.

По сравнению с домашней средой корпоративные сценарии использования накладывают свои требования. В масштабе крупной компании обновить BIOS централизованно для решения той или иной проблемы в текущих реалиях не представляется возможным. При этом элементарная проблема отсутствующего сетевого соединения может выбить сотрудника из рабочего процесса на несколько часов, если перемножить на несколько таких сотрудников по всей России, простой в работе может вылиться в уже значительное упущенное время.

Есть же гарантия, скажете вы, и будете, конечно же, правы. В единичных случаях гарантийные обязательства производителя могут выручить. Однако, стоит посмотреть на гарантию с другой стороны: чтобы отправить ноутбук на обслуживание в сервисный центр, сотруднику предварительно необходимо выдать замену, а ее нужно подготовить. Что в свою очередь становится дополнительной статьей затрат трудовых часов сотрудника технической поддержки.

Важно понимать, что за пару лет создать сервис, который есть у известных всем компаний-лидеров мирового масштаба, практически невозможно. Отечественные производители двигаются в нужном направлении, и это нас как потребителей, конечно, радует. Ну, а самым убедительным доводом является, конечно, эффективность работы, которая не пострадала при переходе на российские ноутбуки.

Инсайты нашей команды (предупреждаю: здесь будет оптимистично)

Команда t2 решает свои рабочие задачи точно так же, как и раньше, изменился только лого на крышке ноутбука. Мы посчитали, что активно тестируем и вводим в эксплуатацию новые устройства уже больше года, и вот к каким выводам пришли:

  1. Российские ноутбуки, по стоимости соотносятся с тем, сколько раньше стоили привычные модели иностранных производителей, не уступают зарубежным аналогам по функциональности.

  2. Наши поставщики обеспечивают длительный срок гарантии — это очень важно для корпоративных клиентов.

  3. На российском рынке много разных вариантов техники, и, если задаться целью, вы точно найдете подходящую партию оборудования.

  4. Доступны не только классические компьютеры, но и очень необычные модели. Например, с тачскрином — ноутбук-планшет, который лично мы не ожидали увидеть в ассортименте отечественных брендов. 

  5. Хочется отметить, что, опять же, компании-производители, наши новые партнёры, готовы получать фидбэк, слушать мнения, исправлять, дорабатывать и меняться. Это очень важно.

А теперь конкретно: какие модели нам уже удалось протестировать

Ниже в статье вы увидите фотографии, которые я сделал сам, с моими комментариями. Опять же скажу, что значительная часть замечаний – это моё мнение, которое может отличаться от мнения других пользователей.

Сразу обозначу, начинка у всех моделей одинаковая, прежде всего, техника соответствует ТЗ. Но каждый ноутбук уникален по-своему:

Kvadra

Aquarius

Hiper

Сила

Хотелось бы, чтобы каждый читатель обязательно услышал (прочитал) главную мысль: ноутбук — это инструмент, который должен максимально закрывать ваши потребности. Для меня таким инструментом стала модель производителя СИЛА; для некоторых разъездных сотрудников офиса, несмотря на вес, лидером стал Aquarius, благодаря сенсорному экрану.

По количественному соотношению работающих моделей в t2 сейчас больше всего ноутбуков Hiper и Kvadra. «Силой» мы тоже пользуемся, но эта техника выполняет, скорее, роль «переходного этапа» между зарубежным брендовым оборудованием и официально сертифицированным на нашем рынке моделями. 

И вместе с «Спасибо за внимание!»

Мы решили, что нам есть, чем поделиться. Почему? Здесь всё просто: мы – большая компания, которая закупает ноутбуки массово и сразу запускает технику в бой. У нас восьмитысячная аудитория для тестирования и оперативное выявление проблем.

Если вы тоже идёте по пути замены оборудования на другое, более дружественное или у вас есть вопросы по статье, буду рад пообщаться в комментариях. Спасибо за прочтение материала.

Комментарии (12)


  1. Shpakov
    01.11.2024 09:41

    Интересно, но очень мало информации.

    Что насчет надежности: чьи ноутбуки чаще возвращались по гарантии? Сроки ремонта? Были ли случаи неоднократного выхода из строя и у кого?

    Случаи механических поломок? Заедание клавиш, скрип, люфт, трещины - появилось ли, у кого больше?

    Как здоровье аккумуляторов? Упал ли заметно ресурс, может кому вообще замена потребовалась?

    Были жалобы на перегрев?

    Что с матрицей? Изменение яркости (кстати, а устраивала изначально?), равномерность подсветки?

    ---

    И это вопросы от дилетанта, специалист наверно ещё вопросов накидает, которые мне в голову не пришли...

    Было бы ещё интересно увидеть несколько отзывов от работающих с соответствующими моделями - какие недостатки проявились в процессе эксплуатации, буквально одно-два предложения (плюсов не надо, этого в любой рекламе хватает).


    1. gad1zilla
      01.11.2024 09:41

      Добрый день, Kadra вполне себе рабочий вариант. Шустрая машинка. Недостатков не выявил. Мне не хватает еще одного разъёма Type-C. Представлен только один разъем


    1. NKhrisanov Автор
      01.11.2024 09:41

      Добрый день, прежде всего выражаю признательность за проявленный к статье интерес.

      За время нашей эксплуатации был один гарантийный случай. (ВАЖНО статистика гарантийных обращений по технике, которая уже в эксплуатации доступна мне по региону, где я работаю, в данном случае это Москва). Гарантийная замена матрицы была произведена за несколько дней.

      Замеры аккумулятора спустя более чем год использования не производились, однако сотрудники редко умалчивают о «проблемах с техникой» и не заставляют себя ждать с жалобами, так вот на работу аккумулятора никто не жаловался. Ни одной батареи не было заменено.

      Греются ли ноутбуки – да, при активной работе система охлаждения начинает работать заметно активнее.


  1. nApoBo3
    01.11.2024 09:41

    Тут есть один тонкий момент который очень не просто протестировать. Это результаты длительной эксплуатации устройства и его обслуживаемость. У западных вендеров тоже есть модели ноутов вроде с одинаковыми характеристиками, а отличие в цене может быть и 1.5 раза. Но вот только одинаковые они на бумаге.

    А по факту:

    Разная система охлаждения, как итог разная шумность, перегрев компонентов( снижающий срок службы и не дающий процессору и/или gpu работать на максимальных частотах ), выше частота облуживания( нужно чаще чистить, менять термопасту и т.д. ).

    Радикально разная надежность механических элементов таких как клавиатуры, тачпады, петли, вентиляторы, разъемы и другие элементы корпуса.

    Разный срок службы аккумулятора.

    Радикально разное качество матриц экранов.

    Разное качество веб камер

    Разное качество схем питания, что во-первых влияет на "мощностной пакет" компонентов( т.е. вроде один и тоже же процессор или gpu, но в разных ноутах имеют разную производительность ), а во вторых влияет на надежность, особенно в местах с плохим качество питания.

    Как итог, одни ноуты в полях нужно менять каждый год-два, а другие и по шесть и более лет пашут и все у них хорошо. А на бумаге у них хар-ки одинаковые.

    Ну и не следует забывать про поддержку. Качество драйверов и их актуальность, наличие сервисных манулов( хотя бы для сервисных организаций ), наличие развитой сети сервисных центров и опытного персонала.

    И еще такой не приятный момент, у слабых производителей значительная часть моделей это ОЕМ в стиле у кого сегодня заказать смогли с тем и собрали модельку. Как итог, время жизни модели на рынке крайне маленькое, запчастей нет и не было, и у каждой модели свой ворох сюрпризов, поскольку все они по факту совершенно разные, нет никакой "инженерной преемственности".


    1. NKhrisanov Автор
      01.11.2024 09:41

      Добрый день, спасибо за Ваш комментарий.

      В нашем случае ноутбуки проходят проверку «корпоративными» сценариями использования. Как правило это не подразумевает стресс нагрузок на компоненты внутри аппарата, однако разъездной характер работы некоторых сотрудников позволяют в полной мере проверить надежность механических элементов. Пока что, все используемые модели держатся стойко, впрочем, на общем фоне модель Hiper с полностью пластиковым корпусом ВИЗУАЛЬНО изнашивается сильнее.


  1. Unchartevice
    01.11.2024 09:41

    Здравствуйте!

    Благодарим за статью, было очень интересно почитать, ознакомиться с выбором ноутбуков для сотрудников компании «Т2».


    1. NKhrisanov Автор
      01.11.2024 09:41

      Спасибо, что нашли время на прочтение.


  1. Writer
    01.11.2024 09:41

    Kvadra, Hiper, Сила… Расскажите, какие компоненты этих ноутбуков были разработаны в РФ? Интересует именно R&D.


    1. Neo5
      01.11.2024 09:41

      Странный вопрос. Приклеенный шильдик, что же ещё.


    1. NKhrisanov Автор
      01.11.2024 09:41

      Добрый день, спасибо за прочтение статьи.

      Мы, как и многие российские корпорации, работаем преимущественно с ноутбуками, уже включёнными в реестр Минпромторга или двигающимися в этом направлении. А в реестре техника, которая собрана в РФ)

      + для компании или же «для бизнеса» имеет очень малое значение «шильдик», потому что техника - это инструмент. Знаю, на Хабре много статей, которые именно про комплектующие и логотипы на корпусе, у меня материал с фокусом на другое.


  1. gwathedhel
    01.11.2024 09:41

    Что вы называете отечественными ноутбуками? Переклеенный шильдик на китайском OEM?


    1. NKhrisanov Автор
      01.11.2024 09:41

      Добрый день,

      Перед нашей компанией не стояло цели поиска полностью разработанного в РФ продукта, но мы работаем преимущественно с оборудованием из реестра - собрано в России. Как я и писал, техника должна соответствовать критерию цена-качество и выполнять свои задачи, при этом в корпоративном сегменте важны гарантийные обязательства, которые как правило, в данный момент, лучше всего предоставляют компании, чьи представители находятся на территории РФ.