Решил устроить день отдыха от кода и структурировать полученный опыт. 

Обычно, в процессе перепросмотра возникают неожиданные мысли, которые будут полезны мне. 

А сам материал будет полезен тем, кто только задумывается на тему своего индивидуального проекта, уже занимается им, или даже выпустил несколько релизов.

Наверняка, я делал что-то неверно и продолжаю делать, поэтому очень рассчитываю на комментарии более опытных людей, не важно в каком аспекте - дизайн, код, подход, что угодно.

Составил план на несколько статей:

  • Взгляд сверху. С чего все началось, сколько времени заняло, в каком режиме происходило, какой результат на данный момент.

  • Проблемы с AppStore и как их решать. Покупка аккаунта, где взять иностранную карту, как релизить, сколько это занимает времени, причины отказа при ревью. Как я решил проблему с тем, что apple не дает разработчикам из России монетизировать свои приложения.

  • Способы продвижения, реальные диаграммы из AppStore - как много пользователей видят приложение, сколько переходят на страницу из поиска, какой процент из них скачивает и что с этим можно сделать.

  • Ошибки, которые не стоит повторять.

  • Проблемы длинной дистанции: выгорание, дисциплина, поддержка и туман неизвестности.

Взгляд сверху

Началось все 3 года назад, я решил освоить мобильную разработку. Она всегда меня манила тем, что я могу сам для себя что-то полезное и законченное писать. В одного, без бекендов и больших команд. Параллельно основной работе. Идей множество, несовершенных приложений тоже, которые можно улучшить, сделав свою версию. Всегда будет, чем заняться. 

На основной работе у меня ранее был c#, сейчас javascript и vue.js. 

Идею я выбирал по следующим принципам: 

  • Я не силен в дизайне, поэтому никаких игр и приложений типа - обои/иконки.

  • Я не готов заниматься бекендом (не хватит рук), поэтому никакой серверной части и никакого взаимодействия пользователей друг с другом.

  • Я только начинаю изучать swift, не знаю возможностей и ограничений iOS, с чем справлюсь, а с чем - нет. Поэтому должно быть что-то простое, не длительное по времени, законченное и при этом крутое.

  • Приложение должно быть необходимо мне самому, чтобы не пропало вдохновение им заниматься. 

Мой выбор пал на беби-трекер. Это приложение, которое помогает молодым мамам отслеживать сон/питание ребенка. У моей жены такой был установлен и я знал под запись все плюсы и минусы, был план, что нужно доработать в своей версии этого приложения. Серверной части не нужно, выглядит все достаточно просто, аналитика на разных ресурсах показывает, что денег они зарабатывают достаточно (для одно разработчика). Через полгода у меня был рабочий прототип. Потом случился переезд в другой город, который лишил меня возможности нормально заниматься проектом на три месяца. Вернувшись к проекту я обнаружил, что из головы моей вся структура проекта пропала, я не понимаю, с какой стороны подступиться для правок и доработок. Проект был похож на вязкую кашу, про себя я называл его нежно ‘кусок говна’. Он вызывал отвращение при каждой попытке продолжить его. Месяца три я потыкался, ребенок подрос и трекер перестал быть нужен. Я вспомнил слова Дон Хуана “Брось путь любой ценой, если этот путь не твой и забирает силы, вместо того, чтобы давать”.

Я решил потратить две недели на детальное изучение архитектурных подходов, чтобы в любой момент я мог вернуться к проекту и уже через 5 минут понимать, где что и как работает. Планировался новый переезд и без надежного фундамента в виде правильной архитектуры я был не готов начинать что-то новое.

Над новой идеей думать не пришлось. 8ч в день работа, затем время с ребенком. Вот день и закончен. Какой тут проект? Нужен инструмент для организации своего времени. Который сможет измерить и отобразить, что я могу оптимизировать или убрать из жизни. Трекер - привычек. Я довел его до публикации.  

Заняло все это два года. Примерно 3 месяца вынашивал дизайн и прорисовывал в фигме. Затем код - написал чуть больше 450 классов. В среднем работал над проектом по 4 часа в день. Процесс публикации занял 2 месяца (покупка аккаунта разработчика, решение проблемы с тем, что я из России и мне монетизация запрещена, подготовка локализации на 38 языков для скриншотов и описания, подбор ключевых слов, 6 раз было ожидание ревью, которое я не мог пройти снова и снова).

Трекер получился мощный. 4 режима трекинга: таймер, секундомер, ручной ввод, интервальная программа (pomodoro, tabata, hiit). Подходил для работы, учебы, спорта, учета вредных привычек.

8 виджетов аналитики - по дням недели, времени суток, группировка по тегам и прочие. Было волнительно, я думал оно захватит весь мир. Нет. 

  1. Из-за очень широкого спектра применения ему невозможно было дать адекватное (короткое) описание и ключевые слова. Это важно. Мои ключевые слова это “Pomodoro, tabata, hiit, habit tracker и тд”. Ни по одному из них никто ничего не мог найти, тк они широкого спектра и не индексировались нормально. Приложение болталось на 50-100 месте в поиске в зависимости от введенного запроса. 

  2. Я получил обратную связь от знакомых и ее общий смысл можно было выразить так: “Я не понимаю, на что оно нацелено. Таймер для варки яиц, спорт, pomodoro, какая-то куча из всего”.

Два месяца я наблюдал статистику. В среднем 0-3 установки в день, при том, что я локализовал его на 38 языков и оно было доступно во всем мире. Одна подписка на 3$, которую через месяц отменили.

Спустя 2 месяца наблюдения, я решил разбить его на несколько специализированных приложений. Кодовая база уже написана, можно сделать на ее основе несколько отдельных приложений: Таймер для готовки, Tabata таймер для спорта, Pomodoro для работы/учебы, Трекер вредных привычек. Первые два были готовы через 4 недели. Но тут ждал сюрприз. При ревью я получил отказ в их публикации с комментарием «spam». «Код, используемый в приложении, уже используется в других ваших приложениях.». Я переименовал все методы, классы, отправил повторно на ревью, и все равно получил ответ — «это спам». Как я обошел это, я расскажу во второй части «Проблемы с AppStore». Есть хаки.

В общем, первое приложение я удалил, а два новых опубликовал и начал следить за результатами.

Вот так они стремненько выглядят:

Все было плохо. Ясделал перерыв в две недели и потом решил посмотреть свежим взглядом на них. Вот человек вводит в поиске «tabata». На первых местах красуются приложения, у которых 10K оценок и средняя 4.9, у другого 5 тыс. Нахожу свое на 15 позиции (уже лучше, чем 50–100 позиция). 3 оценки от знакомых (на скриншоте одна, так как регион другой). Я сам бы доверился и скачал? Дизайн обычный, ничем не выделяется. Шальной пользователь может и скачал бы. Но стал бы платить за подписку? Рейтинг. Должен быть рейтинг. У приложения, выглядевшего как winforms по дизайну (страшное) есть 10К оценок и его скачивают. Оно висит в сторе 7 лет и просто на старте у него не было конкурентов. У ребят, что ниже меня в поиске, все красиво и функционал богаче (я проверял), но оценок нет, никто не качает. В сумме поставили 10 оценок знакомые, но только 3 прошли модерацию. Изучил статистику, действительно, только 1 из 5 оставленных отзывов публикуется. Чтобы у меня была 1000 оценок, нужно, чтобы 5000 пользователей поставили их. Есть сервисы по накрутке оценок. Боты заходят и ставят. У них тоже указано — вы нам платите за 100 оценок, но получите скорей всего 20. Почитал еще, приложение или разработчика могут забанить за накрутку. Рисковать не стал.

Кто‑то может сказать (как моя жена) — нужно просто время, оно потихоньку будет органически расти. Но посмотрите на график за 4 мес существования приложения и получите ответ. Небольшие скачки, что вы видите, это мои попытки продвижения статьями на разных ресурсах (русских, английских) и платная реклама. Подробные графики я приложу в части 3 цикла статей. Если просто смотреть и ждать, оно не будет оно расти, последние недели скачивания по нулям.

Я решил сосредоточиться на дизайне, чтобы, если не оценками, то внешним видом выделяться в сторе. Много времени проводил на Pinterest изучая и сохраняя дизайны приложений. И обратил внимание на один дизайн, за который раз за разом цеплялся мой взгляд, я проваливался внутрь и разглядывал его, хотя уже видел ранее. Картинка регулярно встречалась мне в ленте, значит другие пользователи тоже ее лайкают и смотрят. Вот она:

Но для спортивного приложения и приложения для готовки этот дизайн не подходил. Он идеально ложился на приложение Pomodoro - интервальный таймер для работы/учебы, который помогает сконцентрироваться. И вот, спустя 4 недели я выпустил первую его версию. Чтобы на этапе разработки сразу получать обратную связь, я создал телеграмм-канал, рассказал об идее на pikabu.

Из 5 тыс просмотров статьи на pikabu в специализированных сообществах на канал подписалось 7 человек. Опять несовпадение ожиданий и реальности. Я стал уважительно относиться к тем, у кого в канале есть 100 человек и восхищаться теми, у кого аудитория 1000, а то и 10 тыс человек. Попробуй, собери такую.

Результаты для приложения с симпатичным дизайном получились лучше. За 36 дней существования в сторе, его скачало 518 человек. В некоторые дни было по 40 загрузок, в некоторые по 8. Но появилась стабильность некоторая, нет пока что уходов в ноль.

Impressions = 6100 (столько человек увидели в ленте). Product Page Views = 1400 (количество человек, провалившихся из ленты на страницу приложения, чтобы подробней посмотреть). Оценок 3. 

Забыл сказать, что для pomodoro приложения я убрал полностью монетизацию, оно бесплатное. Я решил убрать все барьеры для пользователей, чтобы ничто не ограничивало их желание скачать. А в будущем просто добавить pro-функций, если дела с оценками и отзывами пойдут лучше.

Что получилось реализовать на данный момент:

  • Неограниченное количество трекеров

  • Раздел «План на день»

  • Режим дополнительного времени, если вы не укладываетесь в отведенное программой время

  • Организация активностей по категориям

  • Возможность перемещать в архив

  • Два режима работы: «Интервальная программа» и «Обычный таймер»

  • Удобная настройка звуков/вибрации/голоса. «На полпути», «Обратный отсчет», «Начало», «Окончание», «Доп. Время», «Малые тики», «Большие тики», «Анонс следующего интервала»

  • Аналитика — 8 виджетов. Из последнего, это «Характер». По вашей манере работы с трекером вычисляет и отображает 10 параметров вашего характера. Можно смотреть в динамике.

  • Вся аналитика имеет фильтры и период (день/неделя/месяц/90 дней/год/все время)

  • Возможность запускать микрозадачи на перерывах, чтобы не сбиваться с программы и не пропускать их (перерывы). Например, это могут быть небольшие порция спорта.

Позиционирую приложение в сторе как Pomodoro. Но по факту оно имеет весь функционал приложений для спорта на основе Tabata. Но я не могу вставить это в ключевые слова, тк есть лимит на 100 символов.

Через 4 недели выйдет новый релиз. В нем добавятся разделы «Желания» и «Стратегии». Создаете список своих желаний «Красивое тело», «Много денег» и тд. За каждым закрепляется список активностей и объем. К примеру, «Тренировка на ноги» — «5 мин, 2 раза | в день» или «Работа над проектом» — «4ч, 5 раз | в неделю». Получаете недельный объем для каждого желания. Желания могут быть без срока (например, «красивое тело») и ограниченные‑разовые (например, «выпустить релиз номер 5», 4 недели).

На основе желаний можно получить план на неделю. Каждый день плана будет содержать стратегию — последовательность активностей, которые за сегодня нужно выполнить. Активности при этом в течение дня могут повторяться в последовательности. Так же будут стратегии типа «форс‑мажор». Создаете стратегии на те дни, когда у вас завал на работе или вы приболели. Не нужно фрустрировать, просто выбираете их и выполняете минимум на такой нестандартный день. И еще будет добавлена возможность отмечать задачи без трекера. Таким задача устанавливаете длительность и просто нажимаете «Выполнено». Подходит для таких задач, как «покурить». Вернулись с перекура, нажали. Потом можете посмотреть статистику за месяц в какие часы ходите, сколько в сумме потратили времени.

На этом завершаю свой челлендж по написанию первой статьи.

На текущий момент результат следующий:

Настрой рабочий. Но финального понимания стратегии, что дальше делать, что улучшать, как продвигать, какие сроки выхода на нормальный уровень скачиваний (и какой он должен быть) — этого у меня нет. Оценки не растут несмотря на скачивания, как конкурировать с теми, у кого 15K оценок, не очень понимаю.

Вот такая реальность обычных приложений. Если у кого‑то, кто пишет свой проект, опустились руки, не опускайте их, мы обязательно найдем ключик:)

Комментарии (11)


  1. printprn
    11.11.2024 16:39

    пример того (как) лет20назаg насмотревшись templet(er)monster в итоге выдавали трэш


    1. Zen-Mode Автор
      11.11.2024 16:39

      Вы оцениваете последнюю версию дизайна, как треш, верно?

      Я вслепую работаю, знакомые не говорят всю правду боясь обидеть. А отзывов реальных еще не набралось


  1. ri1wing
    11.11.2024 16:39

    Я может чего-то не понял.

    Заголовок: Путь одного IOS-приложения

    Текст: сначала сделал беби-трекер, потом сделал просто трекер вообще всего, потом разбил его на кучу отдельных приложений трекеров.

    Это точно путь одного приложения?

    Ещё у меня есть вопрос к

    Идей множество, несовершенных приложений тоже, которые можно улучшить, сделав свою версию.

    Я хотел про множество идей почитать, а тут очередной трекер времени...


    1. Zen-Mode Автор
      11.11.2024 16:39

      Вот при стройке в голом поле можно сделать сначала времянку для хранения инструментов, затем баню и ночевать в ней. И потом начать строить сам дом. Это все будет путем для дома. Все промежуточные приложения были просто этапами, задающими направление.

      Про множество идей я не планировал писать ни в одной из частей, не думаю, что кому-то интересны идеи ноунейм автора. Я про них написал в контексте ведь причин, почему именно мобильная разработка. Но, если неоднозначно выразился, извините за неоправданные ожидания.

      "Очередной трекер". Вообще у них разная специфика и аудитория. С таким же успехом можно сказать, что все приложения называются "Приложение" и значит одно и то же.


      1. ri1wing
        11.11.2024 16:39

        Ну не знаю, мне кажется если проводить аналогию с домами, то вы сначала построили один дом, потом снесли его и на том же фундаменте построили десятиэтажку, а потом распилили её на десять одноэтажных домиков и продаёте их по отдельности. И называете это путь к одному дому. Я не прав?

        "Очередной трекер". Вообще у них разная специфика и аудитория

        Но вы же не делаете трекер с уникальной спецификой для уникальной аудитории у которой на данный момент нет своего трекера, а пытаетесь отжать нишу помодоро и табаты. И получается очередной трекер, подобный уже существующим. Я не прав?


        1. Zen-Mode Автор
          11.11.2024 16:39

          Все верно, кроме последнего: "продаёте их по отдельности". Они, как оказалось, сами по себе не продаются. Я усилий по их улучшению после начальной публикации не прилагал, они просто висят в сторе, пока что никому не нужные, скачиваний 0. Поэтому я их все же рассматриваю, как этапы. А у pomodoro я уже выпустил 7 релизов, в каждом что-то новое. В общем на выходе всей истории только один проект, которым занимаюсь.

          Про "Очередной" я значит не так понял вас.

          Но теперь меня зацепили ваши слова про "отжать нишу") Я такими терминами не оперирую. Когда я искал приложение для себя, скачал самое адекватное и популярное. Отзанимался неделю. Думаю, подведу итоги, посмотрю, что вышло за неделю. А там все закрыто - плати говорят, если хочешь увидеть статистику за неделю. Для меня это было неадекватно и сильно разозлило. И я решил, что уничтожу всех этих крохоборов. Все равно, что калькулятор будет требовать подписку за операцию "умножить". База должна быть доступной всем, а pro-функции платными. Поэтому у меня 8 виджетов аналитики и все бесплатные.

          В общем цель не отжать нишу, а принести пользу нормальную. Конечно, по пути и денег заработать


          1. DevlabStudio
            11.11.2024 16:39

            И я решил, что уничтожу всех этих крохоборов.

            В вашем случае, слишком громкое заявление! Без понимания процесса разработки, соответствующих навыков, без понимания жизненного цикла существования проекта и стратегии его развития - это просто очередные трекеры, которые остались за задворках поиска.

            Даже если вы разовьете это все, все равно этого мало. Сейчас успеха добиваются не просто разработчики умеющие делать красивые и стабильные приложения, а разработчики-предприниматели - умеющие продавать свой продукт пользователю.

            Ключевые слова, которые вы решили использовать - несут нулевую ценность, если пользователи не подтверждают релевантность путем установки именно вашего приложения по запрашиваемому ключу. А еще ключи бывают сложносоставными, низкочастотными, среднечастотными и высокочастотными. Еще ключи бывают брендовыми и не брендовыми, от категории приложения зависит процент загрузок по таким ключам.

            Как именно вы собираетесь уничтожить этих крохоборов? Судя по позициям в поиске - у них грамотная поисковая оптимизация и есть ресурсы на коррекцию трафика через мотивированные установки. Остается только физическим путем!


            1. Zen-Mode Автор
              11.11.2024 16:39

              Сейчас успеха добиваются не просто разработчики умеющие делать красивые и стабильные приложения, а разработчики-предприниматели - умеющие продавать свой продукт пользователю.

              согласен, про уничтожение это было наивное заблуждение на начальном этапе.

              Я думаю в сторе множество отличных приложений, которые я искал, но нешел именно из-за не умения их авторов продвигуть свой продукт. Множесиво раз я искал что-то стоящее по разным тематикам и готов был платить, но вся лента забита теми, кто умеет продвигать.

              Поэтому начал изучать, как продавать и все с этим связанное.

              Сегодня возникла мысль, что если сделать монетизацию так - все бесплатное и доступно. Но сделать несколько подписок добровольных, типа хочешь помощь/поблагодарить, оформи. Это для новой версии, она будет очень насыщенна и есть фичи, за которые можно было бы принимать оплату. Но мне не нравится эта система доя приложения, которое рассчитано на что-то личное (а не какие-то бизнес-задачи).


  1. knk1
    11.11.2024 16:39

    Спасибо за статью. Были ли попытки по запуску рекламы, какие-нибудь ASO оптимизации для продвижения приложений?


    1. Zen-Mode Автор
      11.11.2024 16:39

      Я на каждый релиз выпускал заметки на reddit со своими мыслями и кратким описанием приложения и ссылкой, несколько заметок на pikabu.

      в сумме около 5 тыс просмотров на reddit, карму там себе прокачал. Около 10 тыс на pilabu.

      Реклама в самом appstore дает существенный прирост показов. Если без нее, то около 200 показов в день. А за 15 долларов до 6 тыс доходит в день.

      Но все это напрасно, если пользователи не видят ценности для себя. Всплесками происходят скачивания, а потом опять затишье. А должен быть рост.

      Часть из нахлынувших оставляет отзывы, это учеличивает рейтинг и позицию в выдаче поисковой и само приводит к увеличению показов и скачиваний в сутки.

      А я так ни одного отзыва из 600 скачиваний не получил. Отсюда делаю вывод, что проблема в приложении, а не рекламе и чем-то еще. Думаю, что если пользователь видит ценность для себя и реально пользуется приложением, у него без вложений в рекламу будет постепенный рост. Но лучше с рекламой, конечно. Но если без нее все по нулям, то не стоит вкладываться, надо сначала со своим продуктом разобраться.

      Сейчас работаю над ценностью, чтобы была законченная оформленная идея и польза для скачавшего.


  1. Zen-Mode Автор
    11.11.2024 16:39

    Я пир устрою, как только получу хотя бы один реальный отзыв.

    Наконец-то получил нормальную критику. Не ждите, что кто-то где-то вам ее скажет. Из тысяч людей, никто не сказал нормально. Пока я сам знакомую не попросил написать честно первое свое впечатление, я не узнал, что задуманный хрен воспринимается как мертвая морковка и что метла англоязычными пользователям никаких ассоциаций с чистотой не дает