Привет! Я Кир, дизайнер интерфейсов. 6 из 8ми лет моей карьеры дизайнера я занимаюсь проектированием высоконагруженных систем и аналитических инструментов. Темы не простые и я решил начать делиться с коллегами своими наблюдениями и наработками. Эта статья для меня дебютная и затронет только верхушку айсберга. Надеюсь на ее пользу для дизайнеров, которые сталкиваются с проблемами проектирования сложных, высоконагруженных систем.

Аннотация

В этой статье мы рассмотрим основные трудности, с которыми сталкиваются операторы транспортных систем при мониторинге средств индивидуальной мобильности (СИМ) в условиях мегаполиса, и раскроем роль UX/UI-дизайна в решении этих задач. Опишу подходы к проектированию интерфейсов, способствующие удобству работы операторов и повышению эффективности управления данными в реальном времени. Также приведу примеры взаимодействий пользователей с данными, основанных на интерфейсных паттернах и принципах восприятия. Примерами будут служить американские и европейские системы мониторинга и управления трафиком, а также спроектированная мною аналитическая система для проекта ЦОДД- ПРОдвижение.

Введение

Краткий обзор

В последние годы средства индивидуальной мобильности (СИМ) — такие как элекстросамокаты и велосипеды — заняли важное место в городском пространстве. Их популярность связана с удобством перемещения в условиях загруженности транспортной инфраструктуры. Однако рост числа пользователей СИМ требует эффективных инструментов управления, позволяющих операторам отслеживать загрузку парковок, регулировать распределение СИМ и обеспечивать доступность транспорта для горожан. UX/UI-дизайн аналитических интерфейсов играет центральную роль в этих процессах, оптимизируя функциональность и улучшая удобство работы операторов.

Проблематика

С расширением использования СИМ, особенно в крупных городах, таких как Москва, операторы сталкиваются с рядом уникальных задач. Управление СИМ требует от операторов высокой скорости реакции и способности обрабатывать большие объемы данных в условиях изменяющихся ситуаций на городских улицах. К ключевым проблемам относятся:

  1. Высокий объем разнородных данных: Операторы вынуждены отслеживать данные по геолокации, загруженности парковок, состоянию устройств и их распределению в различных районах города. Для предотвращения перегруженности парковок и дефицита СИМ в отдельных зонах необходима оперативная обработка и интерпретация этой информации в реальном времени, что часто приводит к информационной перегрузке и усложняет принятие решений.

  2. Ограниченные ресурсы для быстрого реагирования: В условиях интенсивного использования СИМ, особенно в часы пик, операторы нередко сталкиваются с нехваткой ресурсов — как в персонале, так и в транспортных средствах для перемещения СИМ. В таких ситуациях крайне важно оперативно анализировать ключевую информацию и эффективно расставлять приоритеты.

  3. Низкая адаптация интерфейсов: Многие существующие системы управления СИМ создавались без учёта всех специфических требований городской среды, вследствие чего интерфейсы не всегда соответствуют реальным потребностям операторов. Сложные для восприятия интерфейсы, ограниченные возможности фильтрации и недостаточная визуализация данных создают барьеры в интерпретации информации, замедляя реакции операторов и снижая общую эффективность системы.

Таким образом, перед дизайнером стоит задача создания интерфейсов, упрощающих работу операторов и способствующих быстрому принятию решений в условиях высокой нагрузки городской среды. Достижение этих целей требует внедрения передовых UX/UI-подходов, основанных на глубоком понимании потребностей пользователей и особенностей их работы.

Цель статьи

Основной целью данной статьи является разработка рекомендаций по улучшению интерфейсов, обеспечивающих удобство и продуктивность работы операторов СИМ в условиях мегаполиса. Мы рассмотрим следующие задачи:

  • Анализ проблем операторов: Разберём основные сложности, такие как трудности восприятия больших объёмов данных и сложности с GPS-мониторингом в условиях городской застройки.

  • UI/UX-принципы для решения этих задач: Предложим подходы к дизайну, позволяющие упростить восприятие данных, обеспечить интуитивный доступ к информации и повысить скорость реагирования.

  • Конкретные дизайнерские решения: Рассмотрим интерактивные карты, уведомления для приоритетного реагирования, а также визуализацию ключевых данных, таких как плотность парковок.

  • Значимость UX-исследований: Подчеркнём важность тестирования интерфейсов с учётом реальных условий работы операторов, что поможет повысить восприятие информации и сократить время на принятие решений.

В результате мы предлагаем интерфейсные решения, адаптированные к требованиям операторов и их потребности в эффективном мониторинге СИМ, что облегчит управление в условиях городской среды.

Проблемы и вызовы при мониторинге СИМ в мегаполисе

Операторы, отслеживающие СИМ в крупных городах, сталкиваются с рядом вызовов, напрямую влияющих на их продуктивность и эффективность. Среди них можно выделить избыток данных, низкую интуитивность интерфейсов и психологические аспекты когнитивной нагрузки. Рассмотрим каждый из этих аспектов более детально.

Избыток данных

Операторы ежедневно обрабатывают большие объёмы данных о состоянии и перемещении СИМ, включая геолокацию и загрузку парковочных зон. Исследования показывают, что в условиях перегрузки данными увеличивается время на их обработку и фильтрацию, что может привести к задержкам при реагировании на инциденты.

Подобные задержки особенно критичны, когда требуется оперативное вмешательство.

Низкая интуитивность интерфейсов

Многие аналитические платформы перегружены данными, что затрудняет восприятие и поиск нужной информации. Исследования подтверждают, что интерфейсы с избыточными визуальными элементами и сложной фильтрацией снижают скорость работы и увеличивают вероятность ошибок. Операторы в мегаполисах, таких как Нью-Йорк или Москва, сталкиваются с аналогичными трудностями, что часто приводит к когнитивной перегрузке в условиях интенсивной работы.

Психологические барьеры и когнитивная перегрузка

Работа с обширными аналитическими данными может вызвать когнитивную перегрузку, особенно в стрессовых условиях и сложные интерфейсы, требующие быстрого анализа данных, увеличивают время реакции на критические события.

Сложности с отслеживанием факторов, влияющих на стихийные парковки

Формирование стихийных парковок обусловлено множеством факторов, включая плотность пешеходных зон и транспортные узлы. В исследовании, проведённом в Мадриде, было выявлено, что адаптированные инструменты анализа причин стихийных парковок позволяют операторам быстрее принимать решения и оптимизировать распределение транспортных средств, в нашем случае СИМ.

Перебои GPS-сигнала

В условиях плотной городской застройки, высокой влажности или работы РЭБ устройства могут терять GPS-сигнал, что затрудняет точное определение местоположения СИМ. Мониторинг городской мобильности отмечает, что плотная застройка негативно влияет на точность данных, создавая необходимость в дополнительных инструментах корректировки.

Эти вызовы требуют внедрения интуитивных и адаптированных интерфейсов, которые повысят точность анализа данных, снизят когнитивную нагрузку и улучшат общую продуктивность операторов.

Решения через паттерны дизайна взаимодействия

Использование паттернов взаимодействия в интерфейсе системы мониторинга СИМ создает удобное и функциональное рабочее пространство, которое снижает когнитивную нагрузку операторов и повышает их эффективность. Рассмотрим ключевые паттерны и их реализацию с примерами.

Минималистичный и модульный подход

Минималистичный дизайн делает интерфейс более структурированным и позволяет легче воспринимать информацию. Модульность помогает организовать экран на логические блоки, где каждый выполняет конкретную задачу, будь то отображение карты или информации о статусе парковок и операторах.

Примеры элементов интерфейса:

  • Карты и мини-карты: Основная карта демонстрирует СИМ с минимальными деталями, подробности появляются при клике на объект.

  • Карточки объектов: Информация о каждом СИМ и парковке представлена в карточках с основными параметрами (оператор, местоположение, время активности), дополнительные данные раскрываются при клике или наведении.

  • Модульные панели: Экран разделен на панель карты, панель фильтров и панель подробной информации, которые можно скрывать или настраивать под нужды оператора.

Преимущества:

  • Снижение когнитивной нагрузки через минимализм и интуитивное расположение элементов.

  • Настраиваемый интерфейс под конкретные задачи операторов.

Сайдбары с фильтрацией и ситуативными виджетами.
Сайдбары с фильтрацией и ситуативными виджетами.

Интерактивные и адаптивные фильтры

Фильтры позволяют операторам находить нужные данные быстро, сортируя и скрывая ненужную информацию. Адаптивные фильтры, размещенные в боковом блоке или сайдбаре, гибко настраивают отображение объектов по категориям (например, по типу отображаемых данных, типу транспорта, состоянию, загрузке), что особенно важно при работе с несколькими операторами.

Примеры элементов интерфейса:

  • Категорийные фильтры: СИМ на карте можно фильтровать по категориям, таким как "локация", "состояние" (активные/неактивные) и "загрузка парковки", с визуальными индикаторами количества объектов в каждой категории.

  • Быстрый фильтр по типам операторов: Возможность выделения объектов определенного оператора, что полезно при работе с несколькими операторами на одной карте.

  • Сохраненные фильтры: Часто используемые фильтры сохраняются, позволяя быстро переключаться между ними, например, для отображения перегруженных парковок или объектов в определенном районе.

Преимущества:

  • Интуитивные фильтры ускоряют ориентирование на карте.

  • Сокращение времени на поиск информации благодаря адаптивности фильтров.

Модульные фильтры в сайдбаре способны меняться в зависимости от задач оператора. Иерархия фильтрации сверху вниз. отображения - слева направо.
Модульные фильтры в сайдбаре способны меняться в зависимости от задач оператора. Иерархия фильтрации сверху вниз. отображения - слева направо.

Цветовые акценты и иконографика

Цветовые акценты и иконки помогают операторам быстро распознавать ключевые данные, различая объекты и статусы. Основные события (например, легенда загруженности) выделяются яркими цветами, что ускоряет визуальную идентификацию и реакцию.

Примеры элементов интерфейса:

  • Цветовые маркеры для статусов объектов: Красные маркеры указывают на аварии, требующие немедленного внимания; зеленые — нормальные состояния; желтые — потенциальные проблемы, например, перегруженные парковки.

  • Иконки для типов объектов: Различные иконки для самокатов, велосипедов и парковок позволяют операторам быстро идентифицировать вид СИМ на карте.

  • Цветовые индикаторы загрузки парковок: Парковки окрашиваются от зеленого до красного в зависимости от загрузки, что позволяет операторам мгновенно оценить ситуацию.

Преимущества:

  • Ускорение восприятия критически важной информации.

  • Повышение скорости реакции на инциденты благодаря интуитивной цветовой кодировке.

Светофорная индикация - распостраненный паттерн обозначения статуса хорошо - плохо, много - мало и тп.
Светофорная индикация - распостраненный паттерн обозначения статуса хорошо - плохо, много - мало и тп.

Дашборд в реальном времени

Дашборд, встроенный в сайдбар и обновляющийся в реальном времени, помогает операторам оценивать общую ситуацию и принимать быстрые решения. В нем акцент сделан на приоритетные события и объекты, которые отображаются в верхней части экрана.

Примеры элементов интерфейса:

  • Карта с живыми обновлениями: Перемещение СИМ и изменения статусов отображаются в реальном времени.

  • Список текущих инцидентов: Панель инцидентов с фильтрацией по приоритету (высокий/низкий) отображает, например, перегруженные парковки или потенциальные сбои.

  • Аналитические виджеты: Виджеты с ключевыми метриками, например, процент перегруженных парковок, позволяют отслеживать ситуацию без детального анализа.

Сайдбар содержит информацию по выбранным фильтрам - парковки, оераторы, тип транспорта и тд.

Преимущества:

  • Мгновенный доступ к важным данным.

  • Снижение времени реакции на инциденты через приоритетные фильтры.

Прогнозирование событий

Паттерны прогнозирования помогают операторам предвидеть проблемы, основываясь на глубокой аналитике. Это позволяет планировать перераспределение ресурсов и избегать перегрузок парковок, что особенно важно для масштабных операций.

Примеры элементов интерфейса:

  • Тепловые карты для прогнозирования: Зоны на карте, закодированные цветами, показывают вероятные перегруженные участки в ближайшее время на основе анализа трафика.

  • Таймлайн прогноза: Шкала времени, отображающая возможные проблемы в будущем, например, прогнозируемую перегрузку.

  • Предупреждения и рекомендации: Система предупреждений предлагает превентивные меры, такие как перераспределение СИМ.

Цвета на карте показывают порковочные зоны со степенью загруженности в реальном времени
Цвета на карте показывают порковочные зоны со степенью загруженности в реальном времени

Преимущества:

  • Планирование действий на основе прогнозов для снижения риска перегрузки.

  • Оптимизация распределения ресурсов через предсказательную аналитику.

Эти паттерны взаимодействия помогают создать интерфейс, в котором операторы могут находить данные, быстро реагировать на события и эффективно управлять ресурсами.

Психология восприятия и интерфейсы для аналитики СИМ

Проектирование интерфейсов для мониторинга СИМ требует глубокого понимания того, как операторы обрабатывают и воспринимают данные, а также знания их профессиональных привычек. Только так можно создать интерфейсы аналитики, которые не перегружают восприятие, особенно в условиях высокого темпа работы и ответственности. В рамках нашего проекта мы выделили несколько ключевых принципов, которые помогут улучшить пользовательский опыт операторов.

Восприятие данных операторами

Особенности восприятия информации
Перегруженные данными интерфейсы создают высокую когнитивную нагрузку, снижая скорость восприятия и принятия решений. Использование минималистичных интерфейсов с четкой иерархией информации облегчает операторам поиск и понимание нужных данных, тем самым ускоряя обработку информации.

Снижение когнитивной нагрузки и упрощение взаимодействия
Аналитические интерфейсы должны строиться на принципах визуальной иерархии и интуитивной фильтрации, чтобы операторы могли быстро фокусироваться на приоритетных задачах, минимизируя риск перегрузки информацией.

Принципы восприятия и их применение

Визуальные паттерны
Иерархия, цветовые акценты и фильтры помогают операторам выделять наиболее важные данные. Например, зоны с перегруженными парковками выделяются контрастными цветами, а иконки различают объекты разных операторов, помогая операторам быстро ориентироваться.

Интуитивные фильтры и акценты
Фильтры облегчают сортировку данных по категориям, например по состоянию или местоположению. Яркие маркеры, такие как красные индикаторы для инцидентов, позволяют операторам сразу фокусироваться на критически важных элементах.

Поведенческие привычки операторов

Регулярные действия и привычные “цепочки”
Поддержка стандартных рабочих процессов операторов ускоряет их работу и снижает необходимость в дополнительных действиях. Например, предустановки фильтров и быстрый доступ к настройкам фильтрации по загруженности парковок позволяет операторам экономить время и уменьшать когнитивные усилия.

Настраиваемый интерфейс
Предоставление настроек, таких как сохранение пользовательских фильтров, позволяет операторам эффективнее работать, адаптируя интерфейс под свои нужды и снижая стресс, что положительно сказывается на производительности.

Примеры UX/UI решений на основе психологии восприятия

Модульные дашборды и быстродействующие фильтры
Разработка модульных дашбордов, где ключевые показатели расположены на видных местах, позволяет операторам быстро ориентироваться в информации. Например, использование “светофорной” схемы (красный — критическая зона, зеленый — нормальная) помогает операторам мгновенно оценивать ситуацию и сосредотачиваться на приоритетных задачах.

Функциональные алерты и уведомления
Цветовые и звуковые акценты, такие как красные маркеры для высокой приоритетности, позволяют операторам моментально реагировать на инциденты. В таких системах, как Via Remix, интуитивные уведомления обеспечивают быстрое восприятие важной информации.

Планирование маршрута в Via Remix
Планирование маршрута в Via Remix

Автообновляемые элементы и обучающие подсказки
Интерфейсы, как в Citymapper, с автоматическим обновлением данных и подсказками для новичков помогают операторам всегда работать с актуальной информацией. Это упрощает процесс обучения и снижает кривую адаптации.

Интерфейс поиска маршрута в Citymapper
Интерфейс поиска маршрута в Citymapper

Практическое применение и результаты

Реальные примеры внедрения описанных подходов показывают, как они могут улучшить интерфейсы аналитики СИМ. Например, в системе Moovit использование цветовых кодов и фильтров позволило сократить время реакции операторов на 25%, а в Via remix модульные дашборды помогли снизить количество ошибок, улучшив точность и скорость принятия решений.

Цветовая индикация бластей в Via Remix
Цветовая индикация бластей в Via Remix

Remix Hero Supercut_1

Итоги

Продуманный UI/UX является ключом к успешной работе операторов систем СИМ. Эффективные интерфейсы снижают когнитивную нагрузку, помогают быстрее реагировать на события и повышают общую продуктивность. Использование психологических принципов восприятия, таких как визуальная иерархия и интуитивные фильтры, позволяет операторам легко ориентироваться в информации, что, в свою очередь, благоприятно влияет на их мотивацию и удовлетворенность работой.

Постоянное улучшение UX и внедрение новых технологий обеспечат развитие систем СИМ, позволяя адаптировать интерфейсы к изменяющимся требованиям операторов и повышая их способность поддерживать устойчивую городскую мобильность.

Комментарии (2)


  1. aykuli
    12.11.2024 07:42

    Видимо, дизайн - не просто творческая профессия, а инженерно-творческая!

    Вопрос: сколько весит страница в приложении у оператора, например, с тепловой картой? Как я понимаю, реализация самого приложения уже есть?


    1. Av3rtino Автор
      12.11.2024 07:42

      Привет! Часто дизайнер, это разнорабочий, который может нарисовать, посчитать и заверстать что нибудь. Пока приложение реализовано с отображением данных в реалтайм. Указанные фильтры на скрине из версии с отчетом за периоды. В реалтайм карте нет сложных графиков с диапазонами и вес такой страницы составляет приблизительно до 5мб, первичная загрузка может занять от 2 до 5 секунд, в зависимости от сети пользователя. Данные передаются с интервалом, каждые 5-10 секунд, обновление может занимать от 500 мс до 2 секунд, в зависимости от стабильности сети и серверного отклика.