Представьте, что вы — заказчик разработки новой функциональности. Это решение очень нужно вашему бизнесу, по всем расчётам оно поможет существенно увеличить прибыль и, возможно, опередить конкурентов. Вы долго уточняли и согласовывали техническое задание, и теперь очень хотите узнать, как действует готовое решение. Как его реализовали разработчики? Удобен ли интерфейс? Не пропустили ли какую-то важную деталь при согласовании требований?

Поэтому вы с нетерпением ожидаете проведения демонстрации новой функциональности, где вам наглядно покажут и расскажут, как работает решение. На тщательно подобранных тестовых примерах продемонстрируют все особенности настройки и функционирования новых версий систем. Покажут, как решение встраивается в сложившуюся инфраструктуру.

Тишина в студии!

У нас в Bercut демонстрация возможностей нового решения называется «воркшоп». Это мероприятие, которым завершается длинный цикл разработки функциональности. На таких встречах сотрудники компании демонстрируют настройки и работу решения на тестовых примерах для технических и бизнес-специалистов компании-заказчика.

Воркшоп — это не просто демонстрация, но и своего рода экзамен перед заказчиком. Как бы хорошо ни было продумано и протестировано новое решение, на воркшопе всегда может случиться что-то неожиданное и непредвиденное. Ведь нашим специалистам нужно проводить демонстрацию на тестовых стендах, моделировать сложные цепочки действий пользователей, эмулировать ответ внешних систем. Иногда приходится в прямом смысле имитировать перемещение во времени. Предусмотреть все проблемы и качественно настроить тестовую среду можно только благодаря слаженной работе команды.

Воркшоп чем-то похож на прямой эфир на телевидении. Все участники готовятся к эфиру заранее, много раз прогоняют сценарий, репетируют сложные моменты.

«Совместный труд — он объединяет»

Конечно, всегда могут возникнуть непредвиденные трудности. Поэтому во время демонстрации за кулисами продолжается напряжённая, невидимая на экране работа. Отказал софит, не могут найти приглашённого гостя, срочно требуется поменять местами сюжеты, заклинило машину с конфетти, ассистент режиссёра заснул под ёлкой. Мало ли что может случиться?!

Однако на экране всё выглядит безупречно. Ведущий сохраняет невозмутимый вид. А благодаря профессионализму команды все проблемы быстро и чётко устраняются.

В подготовке и проведении воркшопа участвует объединённая команда отделов обучения и интеграционного тестирования. Специалисты по тестированию знают, как настроить готовое решение — ведь они только что закончили сложный этап его интеграционной проверки. На этом этапе тестируется совместная работа всех новых версий систем, на базе которых реализовано решение. Специалисты по обучению знают, как правильно рассказать заказчику о работе функциональности. В подготовку к демонстрации вносят свою лепту и другие отделы: аналитики, разработчики, технические писатели. К моменту проведения воркшопа уже полностью готов пакет пользовательской документации.

Профессионалы бодро справляются с техническими сложностями

На этапе подготовки к демонстрации могут возникнуть сложности в интеграции различных систем друг с другом. Ведь заказчику нужно показать, как решение работает целиком — от первого действия пользователя до получения ожидаемого результата. Между этими двумя точками располагается множество настроек, алгоритмов, процессов, подсистем. Информация и запросы много раз преобразуются и транслируются от системы к системе с использованием разных протоколов.

Иногда приходится подключать и внешние системы, поведение которых в сложных ситуациях порой невозможно предусмотреть. Например, при демонстрации функциональности, связанной с роумингом, необходимо использовать внешнюю систему противодействия фроду, которая не всегда работает стабильно. На тестовых примерах система может «решить», что вы пытаетесь выполнить какие-то запрещённые действия — возможны неожиданные реакции или задержки с ответом. Но эта система является важной частью инфраструктуры оператора связи, поэтому исключать её из демонстрационного контура нельзя. В таких случаях иногда приходится использовать эмуляторы ответа внешних систем.

Ещё одна важная особенность подготовки к воркшопу — автоматизация процесса демонстрации. Порой нужно показать заказчику сложную функциональность за очень ограниченное время: выполнение всех предусмотренных действий вручную недопустимо — воркшоп растянется на несколько часов, если не дней. Кроме того, очень легко ошибиться при ручном выполнении длинной цепочки настроек, запросов и действий в интерфейсе. Поэтому инженеры заранее пишут скрипты для быстрого выполнения промежуточных действий.

Скрипты также помогают перемещать тестовый контур систем во времени. Ведь иначе будет не показать последовательные события, разнесённые на несколько дней или даже месяцев. Бывают и такие случаи, когда перемещаться нужно не в будущее, а в прошлое. Вручную корректно выполнить такие перемещения во всех объектах системы невозможно.

Непростая демонстрация и закулисье воркшопов

Демонстрацию работы решения проводит преподаватель — специалист отдела обучения. Ему нужно досконально знать все особенности работы системы, ориентироваться во всех хитросплетениях алгоритмов, баз данных и форматов.

При выпуске нового решения специалисты компании гарантируют его качественное и бесперебойное функционирование при эксплуатации. Но при демонстрации работы сложных многокомпонентных систем на тестовых контурах и данных сложно учесть все варианты развития событий.

Например, однажды при демонстрации нового решения в биллинговой системе IN@Voice, возникла непредвиденная ситуация, связанная с датами расчётов. До проведения воркшопа были подготовлены и тщательно проверены примеры работы решения. Но демонстрацию решили провести первого числа нового месяца. Из-за этого поменялось состояние многих объектов в системе — ведь начало месяца совпадает с началом нового расчетного периода. Пришлось в ночь перед воркшопом оперативно проверять корректность работы тестовых примеров — списания абонентской платы, распределения вызовов и других операций в системе.

Преподаватель, как опытный режиссёр, планирует её проведение таким образом, чтобы минимизировать время ожидания между отдельными примерами. Иногда он продумывает и готовит резервные варианты демонстрации особо сложных примеров — может, в урезанном, но всё равно наглядном варианте.

Во время самого воркшопа ведущий должен уметь непринуждённо заполнить непредвиденную паузу. Если возникает форс-мажорная ситуация, преподаватель должен быстро, за несколько секунд, принять решение о переходе на другой тестовый стенд или о смене порядка следования демонстрационных примеров. В это время инженеры «за кулисами» стараются оперативно локализовать и решить проблему.

«Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности»

Для заказчика воркшопы, проводимые специалистами компании, — это не только демонстрация работы нового решения. Это и возможность задать вопросы по настройке и работе новой функциональности. Преподаватель старается ответить на все возникшие вопросы. Но иногда случается, что слушатели просят уточнить какие-то сложные моменты, дополнить пользовательскую документацию, проверить дополнительные варианты развития событий, которые не были предусмотрены первоначальным планом демонстрации.

После окончания воркшопа преподаватель обрабатывает вопросы и просьбы слушателей, при необходимости уточняет сложные или спорные моменты у аналитиков и разработчиков. Также он обсуждает с техническими писателями дополнения к руководству по настройке: что специалистам заказчика было непонятно, где требуется конкретизировать описание, какие демонстрационные примеры нужно добавить в документ.

После этого преподаватель высылает заказчику документ MOM (minutes of meeting), в котором подробно отвечает на все вопросы и замечания, выкладывает на сервер обработанные видеозаписи демонстрации.

Мы заботимся о качестве и надёжности выпускаемых продуктов и решений. Продуманная, наглядная демонстрация нового решения помогает не только показать заказчику результаты сложной, многодневной работы всех подразделений компании. Воркшоп — это также важный элемент постоянного диалога с заказчиком, способ получения обратной связи.

Комментарии (0)