За свои 10+ лет карьеры я поработал в 5 компаниях, при этом в рамках компании тоже мог менять проекты. Можно посчитать это нестабильностью или, как нынче говорят, красным флагом, но сейчас речь не об этом. Я всегда придерживаюсь принципа, что мой уход/переход должен быть максимально естественным, и мне хочется минимизировать все риски для команды.

Смена проекта — это в любом случае потери: команда теряет вашу экспертизу, вы теряете комфорт привычной среды, налаженные связи и выстроенный рабочий процесс. Да и где гарантии, что в новом проекте вы решите свой запрос? Кстати, а почему, собственно, вы решили сменить проект?

Определиться, точно ли решили?

Прежде чем принимать решение, полезно задать себе следующие вопросы: Что именно меня не устраивает в текущем проекте? Каковы мои долгосрочные карьерные цели?

В первую очередь, конечно, нужно разобраться в своих карьерных целях. Какие личные потребности вы закрываете карьерой? Каким принципам и ценностям должна соответствовать компания/продукт?
Даже если в целом всё хорошо, я бы рекомендовал разобраться в причинах, которые привели вас к такому решению. Ведь качественное понимание всех причин поможет вам избежать их на новом месте.
Вот некоторые факторы, которые могут повлиять на ваше желание сменить проект:

Выдержка из доклада Ольги Зениной на платформе IF+
Выдержка из доклада Ольги Зениной на платформе IF+

Для этого нужен инструмент разобраться в своих мотивах. Найдите время, чтобы поразмышлять и порефлексировать. Если вам необходимо, можете использовать инструменты визуального мышления, например, мыслекарты, писать заметки в блокнот, записывать на диктофон или любым другим способом оцифровывать свои мысли. Это поможет отчудить свои мысли и сделать их объектом своего познания.

Так же я рекомендую поговорить с тем, кому вы доверяете:

  • Функциональным руководителем (в первую очередь)

  • HR-партнёром

  • Лучшим другом

  • Корпоративным или личным психологом

  • Коучем (но выбирайте сертифицированных)

  • и т.д. (вы лучше меня знаете с кем бы могли поделиться этими размышлениями)

Далее, после того как удастся разобраться с собственными мотивами, следует обратить внимание и на последствия. Как смена проекта повлияет на ваше положение дел? Как на вас повлияет НЕ смена проекта? Для этого можно воспользоваться декартовой матрицей.

После того как вы взвесили все варианты событий и приняли решение, не торопитесь и переспите с ним, прочувствуйте, как оно вам откликается. Важно быть честным с самим собой, почему вы этого хотите и действительно ли вы верите в то, что твои действия помогут вам.

Возможно, выход из проекта слишком кардинальное решение и можно найти другие пути. Может, помогут:

  • Отпуск

  • Длинный отпуск

  • Либо стажировка в другом проекте

Например, в Контуре, где я сейчас работаю, практикуется мобильность сотрудников. Есть возможность пойти в другой проект на двух месячную стажировку, при этом можно как остаться в проекте по итогу, так и вернуться обратно.

Решено уйти, но куда…

А значит, пришло время искать альтернативы. Прежде чем просто уйти в свободное плавание, можно подготовить почву: найти и проанализировать альтернативные варианты. Поэтому идём в рынок, актуализируем резюме и начинаем ходить на собеседования. Для честности оценки можно включить ваш старый проект в список для сравнения, вдруг он окажется не так уж плох относительно альтернатив. А если нет, вы лишь укрепите уверенность в своём решении.

После того как собрали несколько вариантов, следует их сравнить, насколько каждый из них действительно соответствует вашим потребностям и желаниям. Можно воспользоваться шаблоном «Плюсы и минусы», доступным в Google Sheets.

Плюсы и минусы
Плюсы и минусы

Есть и другие инструменты принятия решений, выбирайте на свой вкус. Суть не в конкретном инструменте, а в том, что пока вы его заполняете, вы размышляете и смотрите на варианты с разных сторон. В том числе подумайте о рисках в каждом варианте и ваших действиях в ответ. Скорее всего, вам даже не нужно будет сравнивать итоговые результаты сравнения — решение уже будет сформировано в вашей голове, но оно будет уже не импульсивным, а осознанным.

Готовим план

Теперь наша задача — выйти из проекта, не сжигая мосты и не причинив страдания команде и проекту. Стоит также держать в голове, что жизнь — штука непредсказуемая, и всегда может случиться так, что вы вернётесь обратно в свой проект.

Когда вы сообщите непосредственному руководителю о своём решении, у него появится много вопросов, ответы на которые можно подготовить заранее:

  • А почему ты решил уйти и можно ли что-то сделать, чтобы ты передумал?

  • А когда ты планируешь уйти?

  • И что теперь делать? Как закрыть твои задачи?

Название документа с моим планом выхода из проекта. Кто понял отсылку – ставьте лайк.
Название документа с моим планом выхода из проекта. Кто понял отсылку – ставьте лайк.

Ответ на первый вопрос мы подготовили ранее. А чтобы быть готовым к ответам на другие вопросы, нужно заранее сформировать план нашего выхода. Чтобы придать руководителю и команде уверенность, что ваш уход ничего не сломает.

Вот из каких пунктов состоял мой план:

  • Собрать все процессы, которые зависят от меня, и сформировать планы по их передаче. Особенно стоит отметить критические процессы, что влияют на другие отделы или на проект в целом. А вообще, bus-фактор следует искоренять всегда, не только когда вы планируете выходить из проекта. Попробуйте инструмент RACI-матрицы, но это история не быстрая.

  • Подготовить портрет нового сотрудника на свою замену. Или план, как распределить свою роль по текущим сотрудникам и процессам.

  • Перечислить и передать все свои открытые задачи

  • Изложить все знания, которыми обладаю только я во внутренней системе хранения знаний

  • Передать права на артефакты, которыми владею: документы, страницы Wiki, запросы в Redash, чаты в телеграм, группы в Pandora и т.д.

  • Исключиться из командных подписок на сервисы. Достать оттуда все свои личные наработки или заметки, не относящиеся к проекту. И другую полезную информацию, которая может пригодиться в новом проекте.

  • Выйти из рабочих чатиков

CTA: Дополняйте свои варианты и лайф-хаки в комментариях.

Конечно, ключевое — это обеспечить стабильную работу команды без вашего участия. Помните, что у ваших коллег есть свои задачи, и просто так возложить на них вашу работу будет жестоко. А поиск нового кандидата может занять время, и не факт, что это будет один кандидат (возможно, процессы в корне будут перестраиваться). И даже когда этого сотрудника найдут, ему понадобится время на адаптацию.

Отлично, у вас есть план. Теперь можно сообщить его руководству.

Сообщаем непосредственному руководителю

Здесь очень важно общаться с руководителем открыто и прозрачно. Сообщите о своем уходе, честно объяснив причины. Расскажите, с какими трудностями вы столкнулись и почему не удалось их решить.

Но вообще-то хорошо обо всех проблемах говорить сразу в моменте и решать по мере поступления, а не копить. Рассчитываю, что вы именно так и делаете.

Если вы уходите не из-за каких-то претензий к проекту, а просто потому, что хотите попробовать что-то новое, всё же поделитесь, что вам не хватало в текущей работе.

Поделитесь своим планом по выходу, скорректируйте его совместно с руководителем. Договоритесь о комфортном для вас и проекта времени выхода, в том числе с учётом интересов нового проекта и возможности совмещения.

Не забудьте проговорить, как и когда именно об этом решении сообщить команде. Руководителю нужно время, чтобы учесть все риски и сформировать план.

Сообщаем команде, но не сразу…

Для начала сообщите о своём решении руководителям отделов. Дайте возможность руководителям подумать, когда и где об этом будет уместно рассказать. На этом этапе лучше всё ещё публично не рассказывать всем коллегам о своём решении. Если вы ключевой сотрудник, другие коллеги могут воспринять ваш уход неправильно – например, как знак, что в проекте всё плохо, несмотря на то, что вы можете уходить по личным причинам.

Возможно, слухи в этот момент уже поползут или коллеги начнут что-то подозревать. Думаю, не стоит делать из вашего ухода великую тайну. Я люблю говорить нейтральные фразы по типу «Да, у меня есть мысли попробовать что-то новое», либо можете честно сказать, что планируете выйти из проекта, и скоро об этом сообщите всем вместе с планом действий.

К этому моменту вы уже имеете план и сроки выхода. Расскажите коллегам о том, как будут выстроены процессы после вашего выхода: с кем они теперь будут коммуницировать, к кому будут обращаться с вопросами, кто будет вместо вас решать задачи. Дайте коллегам возможность вносить коррективы в ваш план.

Напоследок можете попросить у коллег обратную связь, дайте возможность оставить её анонимно. Не забудьте поблагодарить коллег за проведённую работу, можете также оставить им обратную связь.

Реализуем план по выходу (заранее)

У нас есть план, осталось только его воплотить. Но что, если начать его воплощать заранее, ещё до того, как вы начали задумываться о выходе из проекта? Текучка кадров — естественный процесс: рано или поздно вы вырастите из своей должности, вам приедятся задачи и захочется чего-то нового. Рано или поздно все выйдут из проекта, а если этого не случится, то вам всё равно не помешает подстраховаться и снизить свой bus-фактор.

Качество работы отдела в том числе определяется тем насколько его работа стандартизована и задокументирована.

(с) Мой ex-руководитель

Я считаю, что свою работу нужно выстраивать так, чтобы со временем та система, которую вы построили, могла сама вас вытеснить. У этого феномена есть свой закон в ТРИЗ.

Закон вытеснения человека из системы:

Закономерность развития технических систем, заключающаяся в том, что в процессе развития сокращается количество функций, выполняемых в системе человеком. Этот закон имеет в основном отношение к системам, в которых можно в явном виде выделить такие типовые подсистемы, как рабочий орган, трансмиссия, источник энергии и система управления.

Если у вас есть падаваны, давайте им возможность проявляться, пусть они будут принимать решения, а вы будете рядом в тени на подхвате, если что-то пойдёт не так или решение нужно будет скорректировать. Если у вас есть задачи, которые можно автоматизировать — делайте это, и не всегда для этого нужна разработка. Если у вас есть знания, которые полезны для других коллег — документируйте их.

Почему такой подход полезен:

  • Вы создали процесс, который работает и без вашего вмешательства. Клёвый результат, который ценится.

  • У вас появится свободное время, чтобы взяться за новые, более амбициозные задачи.

Вы свободны

Напоследок не забудьте оставить команде свои контакты, дайте понять, что вы всегда готовы вернуться на помощь и ответить на вопросы. Вряд ли от вас это потребует больших усилий в будущем, но это даст команде чуть больше уверенности. А количество вопросов к вам будет показателем, насколько эффективно вы вышли из проекта, но это не точно. Спустя время можете вернуться к руководителю и узнать, как команда и проект прошли ваш выход.

Подведите итог своей работы в проекте, зафиксируйте результаты в вашем резюме, обработайте обратную связь. И наслаждайтесь новым опытом, который ждёт вас впереди.

Мораль сей басни такова: уважайте своих коллег и подходите осознанно к своим карьерным изменениям.

Комментарии (10)


  1. Dhwtj
    09.12.2024 13:03

    Здорово видеть такого ответственного сотрудника

    Но если подумать, почему вы решили что это ваша проблема? Вам дадут 2 оплачиваемые недели специально для того чтобы привести дела в порядок и передать дела.


    1. Aptem_Pletnev Автор
      09.12.2024 13:03

      Вопрос хороший. Я бы не сказал, что это моя проблема, я бы скорее сказал, что это мой принцип: делать свою работу хорошо. А "хорошо" — это в том числе нести ответственность за общий результат. А он достигается не только когда я в проекте, но и после того, как я вышел из него.
      Плюс такой подход позволяет не только комфортно выйти из проекта, но и вырасти в нём. Ведь повышение — это тоже своего рода выход из текущей должности, а мне нравится расти.


    1. Kernell
      09.12.2024 13:03

      Хорошо если бы это ещё и было взаимно со стороны работодателя, иначе сотрудник вряд ли бы задумался об уходе


  1. mesvobodnye
    09.12.2024 13:03

    А если ты с коллегами и с начальником уже обсудил возможность ухода и начальство и коллеги против, то что?

    А если ты точно знаешь, что твой уход развалит всю команду, то что - не уходить? Или уходить как?

    А если ты точно знаешь, что после тебя уйдут и остальные, то кому передавать дела - руководителю? А если он не технический сотрудник и не поймёт ничего?


    1. Aptem_Pletnev Автор
      09.12.2024 13:03

      У меня на самом деле есть короткий ответ:
      Интересы работодателя не могут быть выше личных интересов сотрудника.

      Рабство отменили. Но стоит помнить, что рынок труда, особенно ИТ, не такой уж и большой, чтобы затеряться.И лучше строить качественные долгосрочные отношения.


    1. pikhnova
      09.12.2024 13:03

      А если ты с коллегами и с начальником уже обсудил возможность ухода и начальство и коллеги против, то что?

      Важно помнить, что никто из них не может вам запретить уйти. Вне зависимости от причины по которой они против: несогласие с вашим уходом демонстрирует их несостоятельность. Вы просто продолжаете делать так как считаете правильным: передаете контекст, пишите документацию и другое. Когда вы всё-таки уйдете им это понадобится. Если остаются силы и есть желание (!) — можете задавать им больше вопросов типа «что самое страшное случится если я уйду?». Ответы на этот вопрос покажут их страхи, а с ними можно уже работать.

      А если ты точно знаешь, что твой уход развалит всю команду, то что - не уходить? Или уходить как?

      Если ваш уход развалит команду, значит вы изначально что-то упустили. Но это нормально. В следующий раз вы поступите иначе. Если чувствуете, что здесь есть для вас место для роста — можно остаться. Если понятно, что в тех же условиях вы не сможете изменить подходы — уходите. Поговорите о риске распада команды с руководителем, попробуйте вместе с ним придумать план поддержки ребят. Сделайте максимум что вы можете в этой ситуации, но не жертвуйте собой. Жертвенность сделает ситуацию только хуже.

      А если ты точно знаешь, что после тебя уйдут и остальные, то кому передавать дела - руководителю? А если он не технический сотрудник и не поймёт ничего?

      Универсальный инструмент передачи информации и дел — документация. Ваша ответственность в том, чтобы быть готовым передать дела (в той форме, в которой это будет наиболее эффективно. не стоит записывать миллион голосовых). Ответственность компании эти дела принять и выяснить всё что ей необходимо для продолжения работы. Если со стороны компании не технический сотрудник — это решение компании.