Появление Windows 95 в августе 1995 года стало поворотным моментом в истории компьютерной индустрии. Запуск новой системы сопровождался грандиозной рекламной кампанией. Microsoft не поскупилась на средства: Rolling Stones исполнили «Start Me Up» в рекламном ролике, Джей Лено рекламировал систему, а звезды «Друзей» снялись в обучающих видео. Очереди у магазинов, таких как CompUSA, растянулись на кварталы. Запуск системы стал событием, о котором говорили все.
Windows 95 стала не просто технологической новинкой, а частью поп-культуры. Запоминающийся звук запуска системы, узнаваемые иконки и простота использования стали символами эпохи и оставили неизгладимый след в памяти миллионов пользователей.
В этой статье мы расскажем, как опыты бихевиористов помогли создать знаменитую кнопку «Пуск», почему распространилась шутка о том, что Windows 95 заставляет плакать, понастальгируем над старым интерфейсом и разберем, почему именно Windows 95 определила взаимодействие с компьютерами и технологиями на многие годы вперед.
В начале девяностых IBM-совместимых компьютеров было почти на 80 миллионов единиц больше, чем всех остальных типов ПК, вместе взятых. Сердцем практически каждого из них была операционная система MS-DOS или ее совместимая версия. Изредка можно было встретить OS/2 или Linux.
Большая часть программного обеспечения на этих компьютерах работала в 16-битном режиме. Оборудование в основном настраивалось с помощью DIP-переключателей, и конфигурация должна была точно соответствовать этой настройке. Загрузка драйвера требовала знания autoexec.
Windows 3 и Windows 3.1 были успешными, но MS-DOS по-прежнему оставалась лидером рынка операционных систем для ПК.
В тот период план Microsoft состоял в разработке 32-битной операционной системы, которая окончательно заменила бы MS-DOS и открыла новую главу в истории персональных компьютеров.
Разработка
В середине 90-х годов Microsoft планировала выпустить новую операционную систему под кодовым названием «Cairo», над разработкой которой компания работала с 1991 года.
Однако когда стало ясно, что технические основы Cairo не будут готовы для необходимого обновления Windows, большая часть проделанной работы по созданию пользовательского интерфейса была перенесена в проект Windows 95. Некоторые технологии, заложенные в Cairo, нашли применение в других продуктах Microsoft. Например, DCE/RPC, технология удаленного вызова процедур, была включена в Windows NT 3.1
Windows 95 начала свою жизнь под кодовым названием «Chicago». Руководителем проекта стал Брэд Сильверберг. Он был новичком в Microsoft, но уже успел поработать в Borland и в Apple над Lisa.
К началу 1992 года Сильверберга назначили старшим вице-президентом подразделения персональных систем Microsoft. В одной из внутренних служебных записок того времени он подчёркивал: «MS-DOS — это основополагающий продукт компании». Поэтому операционная система, разработка которой велась под кодовым названием Chicago, должна была обеспечить наилучшие возможности для приложений Win16, Win32 и MS-DOS, превзойдя при этом Windows 3.
Архитектура Chicago была основана на предыдущих версиях Windows: Windows 3.1 и Windows for Workgroups. Однако, в отличие от этих 16-разрядных систем, функционировавших поверх MS-DOS, Windows 95 стала полноценной 32-разрядной операционной системой с 32-разрядным ядром, виртуальными драйверами (VxD) и менеджером устанавливаемой файловой системы (IFS).
Тем не менее Chicago сохранила часть 16-разрядного кода и компонентов для обеспечения обратной совместимости с предыдущими версиями MS-DOS и Windows. В рамках проекта была разработана новая версия MS-DOS, известная как MS-DOS 7, однако она не продавалась отдельно и была доступна только как часть операционной системы Chicago, выполняя функцию загрузчика.
Несмотря на то что MS-DOS была источником значительных доходов для Microsoft, компания решила уничтожить этот продукт, поставив всё на успех Chicago. Как показали отзывы на Windows 3.1, успех новой системы напрямую зависел от её удобства и простоты интерфейса.
В команде разработки нового интерфейса было 24 человека: 12 дизайнеров и 12 программистов. Кент Салливан, один из членов этой команды, говорил, что главной их целью было сделать Windows более доступной для новичков, одновременно улучшив удобство работы для опытных пользователей.
Для этого в 1992 году Microsoft пригласила Дэнни Орана, поведенческого психолога и ученика известного бихевиориста Б. Ф. Скиннера. Среди проектов, над которыми он работал со Скиннером, была попытка научить шимпанзе говорить. Успехом опыт не увенчался, но учёный собрал много информации о том, как разрабатывать системы, понятные даже для непривычного пользователя.
Одним из первых шагов в работе Орана над Windows стало наблюдение за тем, как пользователи взаимодействуют с системой в реальных условиях. Вместе с программистами он проводил исследования удобства использования. Испытуемым предлагали выполнить простые задачи: например, создать папку, открыть документ, найти нужный файл или установить программу.
Однако Оран быстро заметил серьёзные проблемы: многие пользователи испытывали затруднения не из-за отсутствия знаний, а из-за недостатков самой системы. Это разочаровывало Орана, ведь разработчики изначально не были готовы признать, что корень проблем кроется в неудобном интерфейсе Windows, а не в действиях пользователей.
Например, один из участников исследования двадцать минут смотрел на рабочий стол Windows 3.1, прежде чем смог открыть текстовый редактор. Тогда один из программистов заявил Орану: «Наши клиенты — идиоты!». Позже выяснилось, что испытуемый был инженером-ракетчиком в Boeing. «Он действительно был ученым-ракетчиком», — отметил Оран. «И даже он не мог разобраться с Windows».
Это ситуация подтолкнула Орана к выводу: если пользователи не могут разобраться с системой, значит, необходимо пересмотреть ее дизайн.
Оран решил упростить взаимодействие с ОС, предложив концепцию единой кнопки, которая открывала бы доступ ко всем основным функциям системы. Изначально она называлась System («Система») и располагалась в верхней части экрана. Однако слишком официальное название и расположение не вызывали энтузиазма у пользователей.
После переименования кнопки в Start («Пуск») и её перемещения в нижний левый угол интерфейса она стала интуитивно понятной и удобной. Оран понял, что это решение успешно, когда один из участников тестирования смог воспользоваться меню «Пуск» без каких-либо предварительных инструкций.
«Пуск» также вызвал некоторые комические недоразумения. В оригинале кнопка называлась Start, что и стало поводом для шуток. После выпуска Windows в газетах писали: «Где же находится опция "Shut Down" (Завершение работы)? Конечно же, на кнопке "Start" (Пуск)!»
Другой проблемой стал диспетчер задач. В Windows 3.1 он существовал, но пользователи часто не понимали, как им воспользоваться. Чтобы решить эту проблему, Оран разработал концепцию панели запущенных программ. Изначально она была представлена в виде вкладок в верхней части экрана, но это занимало слишком много места. Оран переработал дизайн: уменьшил вкладки до кнопок и объединил панель с меню «Пуск», создав панель задач.
В конце концов, потребовалось более трёх десятков итераций, чтобы правильно настроить меню «Пуск», панель задач и диалоговые окна открытия/сохранения. Печать и справка также прошли тщательное тестирование и были переработаны несколько раз.
Важным шагом в процессе создания операционной системы стало решение Microsoft запустить публичную бета-версию, чтобы собрать отзывы от более широкой аудитории пользователей.
Эта бета-версия продавалась по цене $49,95 (в современных ценах примерно $103) и поставлялась на 37 дискетах. Chicago стала самым тщательно протестированным продуктом в истории Microsoft, что подтверждается количеством проведённых тестов: в проекте участвовали тысячи тестировщиков, а сама система прошла сотни итераций изменений и доработок.
В конце 1994 года название Chicago сменилось на официальное Windows 95, чтобы подчеркнуть планируемый год выпуска и сделать название более понятным для широкой аудитории. В финальной бета-версии разработчики окончательно определили внешний вид и ключевые функции новой ОС.
Запуск Windows 95
Перед запуском Windows 95 Microsoft развернула одну из самых масштабных и запоминающихся маркетинговых кампаний в истории, потратив на нее около 3 миллионов долларов (примерно 6,2 миллиона в наше время).
В центре этой кампании оказался запоминающийся рекламный ролик, в котором звучала песня «Start Me Up» легендарной группы Rolling Stones. Идея использовать эту композицию принадлежала самому Биллу Гейтсу.
В рекламном видео демонстрировались яркие и динамичные сцены: дети и взрослые с энтузиазмом пользовались компьютерами в самых разных условиях. Под звуки ритмичной музыки на экране появлялся слоган: "Start Windows 95" («Начните Windows 95»).
Интересно, что спустя некоторое время после запуска ОС критики подметили строку из песни Rolling Stones, которая не вошла в рекламу: "You make a grown man cry" («Ты заставляешь взрослого мужчину плакать»). Намёк на проблемы и сбои, с которыми столкнулись пользователи Windows 95, мгновенно подхватили как СМИ, так и сами пользователи.
Microsoft официально не отреагировала на эти комментарии, но в кулуарах компании шутка стала своего рода мемом. Тем не менее, несмотря на иронию, сама реклама с Start Me Up стала культовой, а внимание к строке лишь усилило обсуждение ОС.
Первые видео с «Start Me Up» вышли в эфир в начале августа 1995 года во время популярного шоу Seinfeld на NBC. Также рекламная кампания включала 50-минутный ролик с участием Дженнифер Энистон и Мэтью Перри из сериала «Друзья», а еще печатную рекламу и мероприятия в магазинах.
В Лондоне Microsoft заключила сделку с News Corporation на печать 1,5 миллиона экземпляров специального выпуска газеты The Times, который раздавался бесплатно. А в Нью-Йорке здание Empire State Building было подсвечено логотипом Microsoft, что стало ярким символом запуска Windows 95.
Запуск Windows 95 состоялся 24 августа 1995 года. В Редмонде, штат Вашингтон, прошло грандиозное мероприятие, на которое собралось более 12 с половиной тысяч человек, включая знаменитого ведущего ночного ток-шоу Джея Лено.
Трансляция события шла в прямом эфире через спутник в 42 города США и мировые столицы. На сцене Билл Гейтс шутил, что Windows 95 настолько проста, что даже ведущий ток-шоу может с ней справиться.
Запуск Windows 95 стал настоящим мейнстримным событием. Люди выстраивались в очереди, чтобы первыми купить новую операционную систему, и фотографии переполненных магазинов попали на страницы газет, став частью масштабной рекламной кампании Microsoft.
За первые четыре дня было продано 1 миллион копий, а к концу первого года количество проданных копий достигло 40 миллионов. Windows 95 быстро завоевала популярность, и к концу 1998 года занимала 57,4% рынка настольных операционных систем.
Цена нового продукта составляла 90 долларов, и он поставлялся на компакт-диске с набором драйверов и дополнительных материалов. Для пользователей, у которых не было CD-ROM, была доступна версия на 3,5-дюймовых дискетах.
Конкуренты
Выход Windows 95 в 1995 году стал знаковым событием в истории компьютерной индустрии, но он не был таким революционным, как многие ожидали. На рынке уже существовали подобные операционные системы.
IBM с OS/2 и Apple со своими Apple II и Macintosh OS предлагали функции, которые Windows 95 только начинала реализовывать: улучшенное управление памятью, многозадачность, графический интерфейс пользователя.
IBM решила противостоять натиску Microsoft в СМИ и разместила рекламу с названиями компаний, которые использовали OS/2. Представитель компании Тим Брейер в своем интервью подчеркнул: «Microsoft предоставляет те же функции, которые мы предоставляли семь лет назад. Мы продолжаем вести дела в обычном режиме».
Windows 95 не была пионером в области графического интерфейса. Классическая Mac OS от Apple с ее панелью меню и британская RISC OS от Acorn с панелью приложений внизу экрана имели схожий функционал.
В декабре 1995 года в журнале «MacUser» вышла статья Рика Мыслевски «Windows 95 — главный соперник Mac OS». Он подчеркивал: «Windows 95 — это весьма нужное усовершенствование по сравнению с ее предшественниками. Тем не менее у нее значительные проблемы с совместимостью … она требует значительных вложений в новое аппаратное и программное обеспечение, и, наконец, с ней попросту трудно работать».
Но, несмотря на скептическое отношение со стороны конкурентов, Windows 95 пришлась пользователям по душе и завоевала рынок ПК.
Основные особенности Windows 95
Windows 95 стала первой коммерческой операционной системой, ориентированной на широкую аудиторию, а не только на профессионалов или любителей технологий. Она сделала концепцию «компьютера в каждом доме» не просто мечтой, а достижимой реальностью.
Эта ОС также сыграла важную роль в популяризации интернета. Windows 95 имела встроенную поддержку сетевых технологий, включая TCP/IP, что упрощало подключение к интернету. Впервые миллионы пользователей получили доступ к всемирной сети прямо из коробки, что стало важным шагом для её распространения и демократизации.
GUI и кнопка «Пуск»
До появления Windows 95 работа с компьютером для большинства сводилась к набору команд в командной строке MS-DOS.
Windows 3.11, предшественница 95-й версии, хоть и предлагала графический интерфейс, все равно опиралась на MS-DOS как на базовую операционную систему, требуя загрузки DOS перед запуском Windows.
Windows 95 же стала первой операционной системой Microsoft, предлагавшей полностью графический интерфейс. Она объединила MS-DOS и Windows в одну операционную систему, упрощая процесс установки и использования.
Кнопка «Пуск», ставшая символом Windows 95, также сыграла ключевую роль в успехе ОС. Она помогла легко находить программы и управлять задачами. Меню «Пуск» стало настолько привычным, что его отсутствие в Windows 8 вызвало бурю недовольства среди пользователей.
Панель задач, расположенная вдоль нижней части экрана, стала ключевым инструментом для управления открытыми окнами. Она позволяла быстро переключаться между приложениями и обеспечивала наглядность работы. В Windows 95 пользователи получили удобный способ контроля над своими задачами, которого не было ни в Windows 3.x, ни в Macintosh того времени. Для сравнения, в Mac OS диспетчер задач, напоминающий функциональность панели задач, появился только в OS X Beta в 2000 году.
Internet Explorer
Веб-браузер Microsoft Internet Explorer изначально не входил в стандартный пакет Windows 95. Он поставлялся с отдельно продаваемым дополнением Microsoft Plus! Однако к декабрю 1995 года новые версии Windows 95 (начиная с OEM Service Release 1) стали поставляться с Internet Explorer по умолчанию.
Это решение упростило доступ к интернету для миллионов пользователей. Встроенный браузер с поддержкой передовых на тот момент технологий, включая CSS, стал значительным конкурентным преимуществом Windows 95.
Конкурирующие компании, такие как Netscape, выступили против такой стратегии, заявляя, что интеграция Internet Explorer в ОС предоставила Microsoft нечестное преимущество. Это привело к крупному антимонопольному разбирательству в 1998 году, инициированному Министерством юстиции США.
Министерство обвинило Microsoft в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Основной аргумент заключался в том, что бесплатное распространение Internet Explorer вместе с Windows 95 вытеснило конкурентов, таких как Netscape Navigator, с рынка веб-браузеров. Также были обвинения в том, что Microsoft оказывала давление на своих партнёров, включая AOL, вынуждая их использовать Internet Explorer в качестве основного браузера.
Судебный процесс длился несколько лет. Первоначальное решение суда в 2000 году предполагало разделение Microsoft на две компании, но впоследствии это решение было отменено после апелляции в 2001 году. В результате Microsoft избежала строгих санкций.
Включение Internet Explorer в Windows 95 установило новый стандарт: наличие предустановленного бесплатного браузера стало нормой. Этот шаг кардинально изменил доступ к интернету и повлиял на развитие рынка ПО.
Windows «Briefcase»
Задолго до появления Google Drive и Dropbox Microsoft представила свою первую концепцию синхронизации данных между несколькими устройствами — «Briefcase». Эта утилита впервые появилась в Windows 95 и была предназначена для синхронизации файлов. Она позволяла пользователям работать с одними и теми же документами на разных устройствах, упрощая управление данными.
Хотя механизм «Briefcase» был значительно проще, чем современные облачные решения, он предоставлял базовые функции синхронизации. Пользователи могли копировать файлы в «портфель», работать с ними на другом устройстве, а затем обновлять изменения в исходной папке. Это стало первым шагом к удобной работе с файлами в разных средах.
Интересно, что «Briefcase» оставался частью Windows вплоть до Windows 8, прежде чем был окончательно удалён.
Plug and Play vs Plug and Pray?
До Windows 95 установка нового оборудования превращалась в сложную процедуру, требующую ручного поиска и установки драйверов.
Windows 95 представила миру концепцию Plug and Play, которая позволила операционной системе автоматически обнаруживать совместимое оборудование и устанавливать необходимые драйверы.
Это нововведение стало настоящим прорывом, хотя не всегда работало так безупречно, как обещалось. В связи с чем появилась даже шутливая фраза — «Plug and Pray» (подключи и молись).
Кроме того, одним из важнейших новшеств Windows 95 стал диспетчер устройств, который позволил пользователям видеть, какое оборудование установлено в системе.
Более того, поздние обновления Windows 95 включили поддержку USB-устройств. Трудно переоценить влияние этого решения на развитие компьютерной периферии и в целом на удобство использования ПК.
Игры
Переход с DOS на Windows был далеко не триумфальным шествием. Многие популярные игры, такие как Command & Conquer и Quake, оставались приложениями для DOS.
Сотрудник Microsoft, Алекс Сент-Джон, проводил опросы среди разработчиков, чтобы узнать, готовы ли они перенести игры на Windows 95. Результаты были не в пользу новой ОС. Программисты отвечали, что среда Windows не такая удобная, как MS-DOS. Также были сильные опасения по поводу совместимости.
Этот опыт продемонстрировал необходимость универсального решения для разработчиков игр под Windows и стал катализатором для создания DirectX.
Понимая, что без поддержки разработчиков Windows рискует остаться на обочине игровой индустрии, Алекс Сент-Джон вместе с инженерами Крейгом Эйслером и Эриком Энгстромом инициировал проект под кодовым названием «Manhattan Project». Они начали работу практически по собственной инициативе, так как руководство Microsoft скептически относилось к перспективам Windows как игровой платформы.
За четыре месяца команда разработала первый набор API для Windows 95, позже представленный как DirectX. Этот SDK (Software Development Kit, набор инструментов для разработчиков) включал:
DirectDraw — для работы с растровой графикой;
DirectSound — для аудиоподдержки;
DirectPlay — для сетевых игр;
DirectInput — расширенные функции для работы с джойстиками и контроллерами;
AutoPlay — упрощённое подключение игровых устройств.
Эти библиотеки позволяли играм обходить стандартные процедуры Windows 95, обеспечивая прямой доступ к оборудованию через Hardware Abstraction Layer (HAL). Это значительно повысило производительность и сделало Windows более привлекательной для разработчиков игр.
Первая версия DirectX была выпущена в сентябре 1995 года как Windows Game SDK, что дало Windows 95 и последующим версиям возможность поддерживать высокопроизводительные мультимедиа.
Для продвижения технологии Microsoft предложила Джону Кармаку из id Software бесплатно перенести Doom и Doom 2 на DirectX, сохранив права на публикацию за id Software. В результате Doom 95 стала первой официальной игрой на DirectX, заложив фундамент для успеха платформы.
В 1996 году DirectX 2.0 стал встроенным компонентом Windows 95 OSR2 и Windows NT 4.0. Microsoft активно рекламировала DirectX, организовывая эффектные презентации. Так на конференции разработчиков прошла демонстрация многопользовательской игры MechWarrior 2 через интернет.
Появление DirectX и таких игр, как Al Unser Jr. Arcade Racing, Battle Beast, NBA Full Court Press, Havoc и Diablo, заложило фундамент для развития игровой индустрии на платформе Windows, без которой не было бы ни Steam, ни Xbox.
Наследие Windows 95
До появления Windows 95 мир персональных компьютеров был уделом избранных — тех самых «ботаников», чьи знания о DIP-переключателях и ISA-шинах вызывали у большинства непонимание и насмешки. Компьютеры представляли собой сложные устройства, требующие глубоких технических познаний для настройки и использования.
Но все изменилось с выходом Windows 95. Эта операционная система стала настоящим прорывом, демократизирующим доступ к миру компьютеров.
Ее интуитивно понятный графический интерфейс, основанный на метафорах реального мира (рабочий стол, папки, файлы), сделал работу с компьютером простой и удобной.
Технология plug and play позволила подключать периферийные устройства без сложной ручной настройки. Переход на шину PCI значительно ускорил работу системы, а 32-битная архитектура Win32 обеспечила стабильность и производительность.
Но значение Windows 95 выходит далеко за рамки простого удобства использования. Она сыграла ключевую роль в формировании современного потребительского интернета.
Хотя основы интернет-технологий были заложены другими операционными системами (такими как UNIX), именно Windows 95 сделала интернет массово доступным.
Упрощение подключения к сети с помощью модемов, а также появление доступного браузера, превратили интернет из инструмента для узкого круга специалистов в общедоступный ресурс.
По сути, Windows 95 стала катализатором закона Меткалфа — чем больше пользователей, тем ценнее сеть. И привела к экспоненциальному росту популярности интернета.
В 2002 году Microsoft официально прекратила поддержку Windows 95, но ее влияние на развитие технологий, культуры и экономики неоспоримо и навсегда останется в истории.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS
Комментарии (14)
Uporoty
20.12.2024 10:56Однако, в отличие от этих 16-разрядных систем, функционировавших поверх MS-DOS, Windows 95 стала полноценной 32-разрядной операционной системой с 32-разрядным ядром, виртуальными драйверами (VxD) и менеджером устанавливаемой файловой системы (IFS).
справедливости ради, все вышеперечисленное было в Windows 3.11 в 386 Enhanced mode. Даже безо всяких Win32s :)
unreal_undead2
20.12.2024 10:56Да, существенный момент скорее в разделении адресных пространств процессов (в 3.x даже в enhanced mode все Win16 приложения работали в одном пространстве).
JBFW
20.12.2024 10:56Уточнение: в ПЕРВЫХ версиях Чикаги TCP/IP из коробки не было, было только IPX для локальных сетей (у меня была такая версия, кстати, работала заметно стабильнее более новых, потому и пользовался. Всё равно интернета еще не было, только ФИДО).
"Драйвера" для TCP/IP устанавливались отдельно с дискет или с CD. Впрочем, проблемой это не было, потому что на китайских дисках "1001 програма для Windows95" это всё можно было найти.
Преимущества - удобнее и красивее WIndows 3.1/3.11. Про недостатки и кривизну умные люди уже тогда писали, но кто бы их слушал? Завистники же ))
Это уже потом, когда магия "интуитивно-понятного интерфейса" перестала действовать...
Zara6502
20.12.2024 10:56до фактического перехода с Win98SE на WinMe в 1999 году у меня config.sys состоял из десятка меню с разными настройками DOS/EMM/HIMEM и т.п. стояли VC и DN, по своей сути Win95 я пользовался весьма мало, так как кроме Word/Excel (которые были и в 3.1) там было пусто. Интернета не было, видео не было, игры все для DOS и аж одна Diablo под винду (может было и еще что-то, но видимо прошло мимо меня). А вот на Me уже началась активность включая видео. Чуть позже у меня встала второй системой Win2000 где и видео работало лучше и интернет работал как-то ловчее. Тут же у меня появилась RivaTNT а там и игр море - Deus Ex, Sin, Half Life, System Shock, AvP, Twisted Metal, Q2 CTF и т.д.
Так что 95-ю я видел, знал, пользовался, но применимость её была в моей жизни минимальна, основное время пришлось на 98SE. Ну и скорость и легковесность 3.1 были сильно интереснее чем прожорливая 95-я, которая ничего нового просто не давала.
unreal_undead2
20.12.2024 10:56и аж одна Diablo под винду
Да, 95ую дома поставил только ради её демки (до полной игры тогда руки не дошли, только неделю назад таки решил пройти). А так играл под досом, фидошные эхи читал в OS/2, диплом писал в линуксе.
RoasterToaster
20.12.2024 10:56Потом были Apple с прорывом "Смартфон для каждого" и тоже с одной кнопкой, в отличие от непонятных смартмонстров для гиков, ну а сейчас началось "ИИ для каждого", но ИИ с одной кнопкой ещё не придумали.Тут определенно нужно свое устройство .
Третья революция, так сказать. Раз в пятнадцать лет примерно
Zara6502
20.12.2024 10:56количество кнопок на КПК ничем не отличалось от кнопок на яблоке, яблоко взяло аудиторию сервисами, а не железом, хотя на первых айфонах с софтом было тяжко, кроме шуток и перделок делать на нём ничего нельзя было, спектр технологий узкий, любой Simbian был куда приятнее.
У ИИ есть привычный и простой интерфейс - ввод текстом или голосом - куда проще-то? я часто им пользуюсь вместо обычного поисковика.
ksokol
20.12.2024 10:56На КПК на базе Windows было обычно около 4-ех кнопок. Про Симбиан уже не помню...
Но дело даже не в этом. Ключевое, что было в айфонах революционного - это тач-скрин. В КПК того периода использовались резистивные экраны, из-за чего работать с ними без стилуса было очень не просто.
saege5b
20.12.2024 10:56В те годы, экран в 2.8 дюйма считался лопатой. Попасть без тыкалки было доступно только детям :)
Потом вышел HTC HD2 который выглядел убер годзилой со своими 3.5 дюйма экраном. И там был обычный тач.
А вот отдельные аппаратные кнопки приёма и отбоя вызова - самое оно.
zodchiy
Помню прибежал со школы, а дома ОНО, новый комп с виндой 95, боже как это было божественно, после всех этих коммандеров.
Shaman_RSHU
Показалось "..после всех этих Commodore 64." :)
zodchiy
Ах эти дни, Commodore и Golden Axe после школы (стер скупую слезу).
Ivan22
это у тебя ОНО само дома появилось, а у меня 10 дискет в рюкзаке и ипись пару часов чтобы на 486dx это хоть как-то заавелось.