Привет! Меня зовут Артём Литвин, последние три года я работаю дизайн-лидом в компании Домклик и руковожу командой из девяти продуктовых дизайнеров. Хочу поделиться своим опытом, как выстроить эффективную работу в дизайн-отделе. Мы рассмотрим три ключевые темы, которые могут помочь улучшить работу в вашей команде:

  • Продуктовые активности: как делать продукты лучше.

  • Коммуникационные активности: как дизайн-отделу работать слаженно и с удовольствием.

  • Форматы коммуникации: как эффективно доносить информацию и обмениваться идеями.

1. Продуктовые активности

Наши продуктовые активности можно разделить на четыре категории:

  • дизайн-ревью;

  • дизайн-синки;

  • проектные встречи;

  • специальные форматы.

Дизайн-ревью

Каждая задача по продукту проходит ряд этапов (подробнее — в видеозаписи нашего выступления на Дизайн‑выходных 2024 в Нижнем Новгороде), одним из которых является процесс дизайн‑ревью. На этом этапе дизайнер представляет свою работу дизайн‑лиду на оценку. В нашей команде мы используем два формата ревью в зависимости от сложности задачи:

  • Асинхронный формат: дизайнер отправляет материалы лиду, который позже комментирует их в удобное время. Как правило, это подходит для небольших задач и помогает сэкономить время и тратить меньше времени на встречи.

  • Синхронный формат: назначается встреча, на которой дизайнер лично представляет своё решение, объясняет его и отвечает на вопросы лида.

Мой подход к проведению дизайн‑ревью тесно связан с ситуационным менеджментом — хрестоматийным, но довольно эффективным гибким методом управления, которым я пользуюсь уже на протяжении нескольких лет. Этот подход помогает выбирать степень вовлечённости лида в задачу исходя из контекста — сложности и срочности задачи, а также текущего уровня дизайнера.

В зависимости от контекста ревью конкретной задачи может быть:

  • синхронным или асинхронным;

  • с высокой или низкой степенью вовлечённости лида;

  • с подробным объяснением и обсуждением тех или иных решений или нет.

Рассмотрим на конкретном примере:

  1. Олег пришёл в компанию две недели назад, он ещё мало знаком с продуктом и его особенностями. Задачи, которые он выполняет, проходят ревью в директивном стиле: лид даёт чёткие указания, что и как нужно сделать — как при постановке задачи, так и при согласовании на этапе ревью. В этом случае ревью всегда синхронное.

  2. Через три месяца Олег уже лучше понимает, как устроены процессы в компании. Теперь для задач применяется наставнический стиль: лид объясняет Олегу решения и помогает разобраться в глубинном контексте. Ревью по-прежнему синхронные, но для простых задач уже возможен асинхронный формат.

  3. Спустя полгода Олег полностью адаптировался в команде и теперь способен самостоятельно выявлять проблемы и находить решения. Здесь лид применяет поддерживающий стиль, его главная задача — обеспечить комфортные условия для дальнейшего роста Олега, делиться идеями по развитию продукта и давать всю необходимую поддержку. Тип ревью зависит от сложности задачи.

  4. Прошёл год, как Олег пришёл в компанию. Теперь лид доверяет ему принятие решений, направляет его и вмешивается только в случае необходимости. Это делегирующий стиль менеджмента.

Такой подход помогает дизайн-лиду точечно и эффективно реагировать на любые изменения, а дизайнеру — постепенно брать на себя больше ответственности и расти в компетенциях.

Дизайн-синки

Мы запустили формат дизайн-синков почти три года назад, и с тех пор он стал важной частью нашей рутины. Как работает формат: еженедельно мы встречаемся на часовой созвон всем отделом дизайна, где дизайнеры по очереди делятся результатами своей работы.

Изначально мы ограничивали длительность выступления одного дизайнера, однако такой формат оказался малоэффективным — задачи могут сильно различаться по сложности. Сейчас мы ориентируемся в первую очередь на эффективность и пользу от этих встреч: иногда за один час слушаем трёх‑четырёх дизайнеров, а иногда — только одного, но глубже прорабатываем одну задачу и совместно предлагаем большое количество улучшений для конкретного продуктового user flow.

Для нас дизайн‑синк — одна из ключевых церемоний. Поскольку наши пользователи приложения и сайта в рамках своего клиентского пути часто последовательно проходят несколько продуктов, за которые отвечают разные дизайнеры, крайне важно, чтобы каждый из дизайнеров:

  • понимал, чем занимаются дизайнеры соседних команд;

  • знал про последние релизы других команд;

  • мог переиспользовать в своём продукте увиденные на дизайн‑синке решения или же поделиться своими наработками с другими дизайнерами.

Кроме того, дизайн‑синк — это отличная возможность для дизайнеров развивать навыки публичных выступлений, а для лида — поддерживать и улучшать атмосферу внутри команды.

Проектные встречи

Когда в компании запускается новый стрим, который затрагивает несколько продуктовых команд, необходимо объединить усилия и синхронизировать решения. Для этого мы организуем проектные встречи, которые бывают двух типов:

  • Стрим запускается в рамках одного дизайн-отдела. Например, в этом году мы занимались глобальным редизайном, и для этого создали несколько рабочих групп, которые регулярно встречались для обсуждения задач и реализации поставленных целей.

  • Стрим затрагивает несколько дизайн-отделов. В этом случае сначала формат и тип коммуникации прорабатывается дизайн-лидами, а затем уже совместно с дизайнерами всех задействованных отделов, и реализуется в виде необходимых церемоний: общих синков, мозговых штурмов и пр.

Специальные форматы

Цель — выйти за рамки привычной каждому дизайнеру продуктовой рутины и попытаться найти новые творческие решения. Один из таких форматов, которые мы запускали, получил кодовое название «Быстрые концепты». Суть его в следующем:

  1. Вместе с продуктовой командой мы выявляем проблему, для решения которой нужен нестандартный подход: где мы самостоятельно не можем найти подходящее решение и где нам требуется получить ряд творческих идей, чтобы понять, куда двигать продукт дальше.

  2. Сформированную и описанную задачу отдаём дизайнерам на изучение. Каждый из них самостоятельно изучает задачу и предлагает решение в виде концепта.

  3. Собираем общую встречу, на которой каждый из дизайнеров защищает и обосновывает своё решение. По итогу мы фиксируем интересные идеи и выводы и забираем их в дальнейшую проработку.

Пример итогового артефакта по проведённой сессии «Быстрые концепты»
Пример итогового артефакта по проведённой сессии «Быстрые концепты»

Такой формат позволяет взглянуть на проблему с разных углов и сгенерировать необычные и нестандартные решения. Объединяя и систематизируя такие решения, мы получаем ряд идей для улучшения конкретного продукта. Дизайнерам же такой формат позволяет «перезагрузиться» и отвлечься от своего основного продукта, а также реализовать свои творческие идеи.

Упрощённый вариант формата, при котором мы в рамках уже онлайн‑встречи обсуждаем идеи и сразу набрасываем концепты, также довольно эффективен.

2. Коммуникационные активности

Тет-а-теты

Регулярные индивидуальные встречи между дизайнером и лидом — это, пожалуй, одна из ключевых активностей, необходимая для успешной работы отдела. В конечном счёте, микроклимат во всей команде зависит от того, как удаётся выстраивать личное взаимодействие с каждым конкретным членом команды.

В нашем отделе тет‑а-теты носят неформальный характер и не ограничены строгими рамками. Такие встречи могут проходить в виде совместного похода за кофе или даже простого «Small talk» по видеоконференции с чашечкой ароматного фруктового чая.

Основные задачи тет‑а-тетов:

  • Обмен новостями и информацией: что изменилось за последнее время, на чём нам сейчас стоит сосредоточиться и т. п.

  • Важно, чтобы дизайнер мог свободно делиться с лидом возникающими проблемами, будь то сложности при выполнении задач, трудности в коммуникации с командой и пр.

  • Для лида тет‑а-тет — это возможность оперативно помочь дизайнеру решить текущие проблемы, а также подсказать, что можно улучшить в профессиональных навыках или подходах.

Регулярные тет‑а-теты позволяют дизайн‑лиду быть в курсе всего, что происходит вокруг каждого дизайнера, и оперативно реагировать на любые изменения. Дизайнеру, в свою очередь, это позволяет не только делиться проблемами, но и «не выгорать» и сохранять мотивацию в работе.

Неформальные созвоны

Эти встречи представляют собой своего рода ретроспективы в свободном формате, с помощью которых дизайнеры могут делиться своими переживаниями и проблемами и получать поддержку от других участников команды. Такие созвоны дополнительно помогают сохранять хороший микроклимат внутри дизайн‑отдела.

Daily Quiz

Впервые этот формат стартовал у нас примерно год назад. Началось всё вот с такого сообщения в общем чате дизайн‑отдела:

Зачем нужен такой формат? Дело в том, что в рамках продуктов мы часто сильно ограничены в своих решениях (ввиду особенностей разработки, бизнес‑требований и т. д.). Из‑за этого возникает риск того, что наши решения со временем могут становиться слишком предсказуемыми и не оригинальными. Частично эта проблема решается форматом «Быстрые концепты» (о котором написано выше), а частично — как раз форматом Daily Quiz, который заставляет мозг искать нестандартные решения и подходы.

Как это работает: ежедневно перед началом работы дизайнеры получают новую загадку — обычно она звучит как «отгадайте фильм/мультфильм и пр.». Для её решения необходимо мыслить нестандартно — иногда нужно попробовать прочитать слова на другом языке, иногда подобрать нужные синонимы, а иногда и прочитать слово задом наперёд. Первый правильно ответивший получает 1 балл, а по итогу формируется таблица лидеров, дополнительно мотивирующая к быстрому решению загадок.

Ниже я привёл две загадки, попробуйте их разгадать. Пишите свои ответы в комментарии к статье:)

3. Форматы коммуникации

В завершение статьи хочу затронуть важный аспект эффективной работы дизайн‑отдела — важны не только сами идеи, но и способы, с помощью которых мы этими идеями, да и в целом информацией, обмениваемся.

Начну с небольшого примера. В нашей компании существует практика написания так называемых «эссе» — своего рода обязательной отчётности сотрудников о проделанной работе. В конце каждого месяца каждый дизайнер должен составить сводную таблицу, в которой нужно описать результаты выполненных работ — с фактурой, полученным эффектом и так далее.

Чуть больше года назад у меня возникла идея, как можно разнообразить этот процесс. Я не мог изменить сам формат эссе, но вполне мог повлиять на отношение дизайнеров к нему. Вместо того, чтобы оставить процесс заполнения эссе рутинным и скучным, я решил превратить его в увлекательное путешествие.

Вначале это выглядело вот так:

Со временем я начал встраивать в сообщения о необходимости заполнить очередное эссе элементы поп‑культуры. Каждый месяц в коммуникациях по эссе начали появляться герои знакомых всем культовых фильмов — Пиратов Карибского Моря, Звёздных Войн, Мстителей и других, задача которых была спасти Землю/Мир/Галактику, написав эссе к нужному сроку. Таким образом дизайнеры начали ассоциировать себя со знакомыми персонажами, что добавило интерес к формату и превратило изначально скучный процесс заполнения эссе в увлекательный (насколько это, конечно, было возможно).

Иногда посты про эссе могут писаться на основе событий, которые на слуху в моменте — например, так было во время выхода фильма «Дюна: Часть вторая»:

Этот подход можно масштабировать и на остальную коммуникацию в дизайн‑отделе. Например, привычные сухие уведомления и сообщения можно заменить на более яркие и творческие:

Можно пойти ещё дальше — попытаться сделать коммуникацию не просто веселой, а ещё и улучшить взаимное понимание проблем уже в рамках продуктовой работы. Наша поп‑культура — фильмы, события и особенно мемы — служит для этого отличным инструментом, по сути являясь «универсальным языком», который одинаково понятен всем.

Как это использовать?

Например, можно напомнить о целевой задаче пользователя на странице, на которой мы, как продуктовая команда, в первую очередь должны сосредоточиться (пример 1). Или же объяснить, что большое количество primary‑кнопок на одном экране — не самая лучшая идея (пример 2):

Вместо заключения

В этой статье я постарался поделиться практическими подходами, которые помогают нам выстраивать эффективную работу дизайн‑отдела: рассказал, какие форматы активностей бывают и для чего они нужны, что важно учесть для поддержания благоприятного микроклимата, а также почему формат подачи информации порой не менее важен, чем сама информация.

Спасибо, что дочитали до конца. По любым вопросам — пишите мне в телеграм

Успехов, и да прибудет с вами Сила!

Комментарии (0)