В суровых условиях вечного холода и снежных пустынь надежный транспорт не роскошь, а жизненная необходимость. В СССР создавали уникальные машины, способные выживать там, где не выдерживает природа. Вездеходы, снегоболотоходы и даже гиганты вроде «Харьковчанки», — символы освоения труднодоступных регионов. Сегодня о них и поговорим!
«Харьковчанка-2»
«Харьковчанка-2» создана в 1974 году на базе успешной «Харьковчанки-1» — о ней я писал в своем прошлом посте. Разработал ее Харьковский завод транспортного машиностроения. Предприятие специализировалось на создании техники для работы в экстремальных условиях.
Модель предназначалась для арктических и антарктических экспедиций. Там был нужен не только транспорт для перевозки грузов и людей, но и мобильные базы, способные работать в условиях лютого холода (до –70 °C) и полного бездорожья. Койко-мест было шесть, на два меньше, чем в первой модели. Перевозить машина могла 8 человек.
Технические характеристики:
Длина — 8,5 м, ширина — 3,5 м, высота — 4 м.
Двигатель: дизельный, мощностью 995 л. с.
Скорость: до 30 км/ч.
Ходовая часть: гусеничная с усиленной проходимостью.
Вездеход мог тащить за собой прицеп массой до 70 т.
Вторую модель оснастили улучшенной теплоизоляцией. Благодаря этому даже с выключенной системой отопления температура внутри снижалась всего на 2–3 °C за сутки. Кроме того, «Харьковчанка-2» получила автономный генератор. Он использовался для обогрева и для освещения жилого модуля.
А еще, в отличие от первой модели, жилой модуль отделили от кабины. Благодаря этому удалось решить проблему с выхлопными газами. В «Харьковчанке-1» они проникали в салон, что, конечно, мешало экипажу.
Всего было выпущено пять вездеходов. Некоторые из них продолжали служить полярникам вплоть до 2008 года. После завершения срока эксплуатации их не стали перевозить на Большую землю, так и оставили в Антарктике. Фотографии, что вы видите выше, сделаны уже после того, как машины перестали использоваться.
ПЭУ-1
ПЭУ-1 (поисково-эвакуационная установка) — шестиколесная амфибия. В начале 60-х годов XX века СССР понадобилась специализированная машина для поиска и эвакуации космонавтов, возвратившихся из космоса на Землю.
В 1965 году экипаж советского пилотируемого космического корабля «Восход-2» едва не погиб. Спускаемый аппарат из-за сбоя навигационной системы опустился не в казахской степи, а в непролазной тайге в 180 км к северу от Перми. Космонавты ждали помощи двое суток, но, к счастью, все закончилось хорошо: их нашли и эвакуировали.
Стало понятно, что нужно специализированное средство, способное быстро обнаружить и увезти как спускаемый аппарат, так и экипаж. Его предложили создать В. А. Грачеву, главному конструктору СКБ ЗИЛ. С задачей он справился, и уже в 1966 году делегация с космонавтами Гагариным и Леоновым принимала первую машину.
Диаметр колес машины — 1,5 метра, чтобы можно было ехать и по дороге, и по пересеченной местности. Она могла преодолевать крутые подъемы и спуски с углом наклона 25–30 градусов. Запас хода — 560 км, этого хватало для обследования участка с радиусом 30–50 км.
На воде в движение машину приводил водометный движитель на корме. Скорость — 6,3 км/ч с грузом и 7,5 км/ч без груза. Вездеход окрасили в яркие цвета, красный и оранжевый, чтобы был заметен издалека на земле и с воздуха.
А еще амфибию оснастили самым современным для того времени радиотехническим и навигационным оборудованием, чтобы держать связь с центром и космонавтами.
Технические характеристики:
Двигатель — бензиновый V8 180-сильный мотор ЗИЛ-375Я.
Платформа с колесами большого диаметра (1,5 м).
Скорость: до 50 км/ч на суше и до 7,5 км/ч на воде.
Машина успешно прошла все испытания. В 1967 году изготовили второй вездеход той же модели. Через год в поисково-спасательные подразделения ВВС СССР поступила партия ПЭУ-1 — сразу пять машин. Они работали до 1972 года, когда их заменили улучшенной моделью ПЭУ-1М. О ней расскажу в одном из следующих постов.
Шнековый вездеход ЗИЛ-4904
Это уникальный вездеход, который существует в единственном экземпляре. Его создала команда конструкторов под руководством А. Селезнева.
Особенность машины — гигантские шнеки, изготовленные из сплава алюминия марки АМГ-61. Это очень прочный и одновременно легкий сплав. Благодаря шнекам ЗИЛ-4904 передвигался не только по суше (льду, снегу и болоту), но и по воде.
Шнеки — соосные с направлением движения винты Архимеда. Они вращаются и отталкиваются от поверхности, будь то грунт, снег или болото. Как это примерно выглядит, можно видеть на рисунке ниже.
Машина могла двигаться не только вперед или назад, но и вбок. Она без проблем разворачивалась на месте и поворачивалась по дуге. Стальной корпус сделали герметичным. На всякий случай конструкторы установили и насосы для откачивания воды.
В действие ЗИЛ-4904 приводился двумя V-образными бензиновыми двигателями по 180 л. с. каждый. Такие же устанавливались на грузовики «Урал». Для того чтобы вездеход заводился и на морозе, двигатели оснастили предпусковыми нагревателями. Водитель управлял машиной при помощи рычагов, аналогично тому, как управляется гусеничная техника.
Технические характеристики:
Двигатель — два бензиновых V8 по 180 л. с. каждый.
Скорость — по снегу и грязи 17 км/ч, по воде 10 км/ч.
Грузоподъемность — 2,5 т.
Все бы хорошо, но был у машины один существенный недостаток: шнеки очень быстро стирались об асфальт при передвижении по дороге. Вездеход приходилось перевозить к месту назначения на специальной платформе при помощи тягача.
Несмотря на то что ЗИЛ-4904 успешно прошел испытания, в серию его не запустили. Причин было несколько: прожорливость моторов и неспособность передвигаться по асфальту. А еще — использовать его можно было лишь в крайне специфических условиях, где, в общем-то, неплохо справлялись гораздо более универсальные вездеходы других моделей.
Хотя модель не пошла в серию, на ее основе разрабатывались другие модели. Сейчас ЗИЛ-4904 — музейный экспонат, он входит в экспозицию Государственного военно-технического музея.
ЗИЛ-Э167
ЗИЛ-Э167 — экспериментальный снегоболотоход, разработанный заводом имени Лихачева в 1963 году. Машина перевозила людей и грузы в условиях глубокого снега, болотистой тундры и снежных пустынь.
Технические характеристики:
Двигатель: два бензиновых 7-литровых V8 мощностью по 180 л. с. каждый.
Привод: на все шесть колес.
Максимальная скорость: до 70 км/ч.
У машины было два бензиновых 7-литровых двигателя V8 мощностью по 180 л. с. Каждый из них передавал тягу на колеса своего борта через гидротрансформатор для выравнивания двух потоков мощности. При этом использовалась индивидуальная коробка передач для каждого мотора и бортовые редукторы. Такая схема позволяла снегоболотоходу преодолевать пересеченную местность — рвы, уклоны до 42 градусов, снежную целину.
В феврале 1963 года экспериментальный вездеход ЗИЛ-Э167 отправили в марш-бросок из Москвы в Пермскую область. Большая часть пути была проложена в обход трассы — это сделали специально, чтобы проверить, как машина справится с зимним бездорожьем. По заснеженной целине вездеход двигался со скоростью 8–10 км/ч. ЗИЛ-Э167 успешно преодолевал подъемы с углом наклона до 42 градусов и водные преграды глубиной до 1,8 метра.
К сожалению, экспериментальный образец оказался единственным. Причин две. Во-первых, в 60-х годах стали выпускать гусеничный транспортер ГТ-Т, который не хуже ЗИЛ-Э167 преодолевал препятствия. Во-вторых, производство оказалось гораздо дороже, чем предполагали конструкторы.
ДТ-30 «Витязь»
ДТ-30 «Витязь» — двухзвенный гусеничный транспортер Ишимбайского машиностроительного завода. Машину разработали в 1981 году для работы в северных районах России, где вместо дорог — снег, лед и тундра. «Витязь» предназначен для транспортировки грузов, оборудования и людей в труднодоступные районы. Модульная конструкция позволяет адаптировать транспортер для эвакуации и перевозки специальных грузов — цистерн, экскаваторов, кранов и других.
Технические характеристики:
Двигатель: дизельный V12 мощностью 710 л. с.
Грузоподъемность: до 30 т.
Скорость: до 37 км/ч.
Ходовая часть: двухзвенная гусеничная система.
ДТ-30 состоит из двух половинок, соединенных гидравлическим шарниром, — это обеспечивает высокую маневренность даже на очень пересеченной местности. Первый модуль, с кабиной, служит для перевозки людей. Второй, прицеп, — для грузов.
Транспортер может преодолевать сложнейшие препятствия, например вертикальные стены высотой в 1,5 метра и рвы шириной до 4 м. А еще он свободно идет по рыхлому снегу и болотам, не проваливаясь и не утопая.
Двигатель мощностью 710 л. с. позволяет машине перевозить грузы массой до 30 тонн. Кабина оснащена усиленной теплоизоляцией, чтобы экипажу не было холодно при экстремально низких температурах.
ДТ-30 «Витязь» показал высокую надежность и проходимость в суровых условиях. Он продолжает использоваться и сегодня.
В прошлом нашей страны было много интереснейших проектов — таких машин огромное количество. В двух словах обо всех и не расскажешь. Но если вам зайдет — мы сделаем продолжение.
kuzzdra
Большой артиллерийский тягач, с теплоизолированным кунгом и покрашенный в красный цвет. ИЧСХ, теплоизоляция получилась, а дверь из кабины в салон - нет.
Странно, конечно, что в кабине выхлопные газы никому не мешали. Может тут инженер вместе с полярником изнасиловали журналиста?
unwrecker
Да, меня тоже удивило, что первая модель выглядит как более поздняя чем вторая. Решать проблему выхлопа отделением кабины, а не устранением утечек - это очень по-советски :)
kuzzdra
Я думаю что советские инженеры не были дураками; создатели тягача Сталинскую премию получили. С выхлопными газами в штучном изделии нашли бы способ справиться.
unwrecker
Ну я уже не первый раз встречаю упоминание, что кабина была отделена от кунга как раз таки с целью борьбы с выхлопными газами. Опять же очень сложно оправдать переход из кабины в кунг через улицу в условиях Антарктики. Видими, таки не справились.
Germanjon
ЕМНИП, там более важной была опция "ремонтировать мотор из кабины", чтобы не лезть на мороз с инструментами. Поэтому не было возможности всё загерметизировать
cadmi
Именно так. Но в условиях реальных санно-гусеничных походов на "Восток" в итоге выяснилось, что гораздо проще, когда он снаружи, капоты снимались и хоть совсем дергай на улицу талью и стрелой (с другой мвшины - на фото есть).