Привет, Хабр! Меня зовут Кирилл, я рулю направлением спецпроектов в МТС Диджитал. Кроме моей любви к гаджетам, о которой я уже рассказывал, есть у меня еще одна слабость: автомобили и другой транспорт.

Единственный и неповторимый ЗИЛ‑135Ш: Ему доверили лунную ракету -  Рамблер/новости

Сегодня выходной — а значит, можно расслабиться и поностальгировать. Например, вспомнить (или узнать), какие грандиозные проекты создавались в разные периоды существования СССР в этой сфере. 

Инженеры тех лет были ограничены в ресурсах и многое создавали с нуля, но прорывы случались регулярно. В этом посте расскажу о первых в своем роде транспортных средствах — вездеходах, грузовиках, самолетах и судах. Под катом много описаний и классных фотографий. Любителям железяк и мощной техники точно понравится.

Самоходная антарктическая станция «Харьковчанка» 

Советские монстры. Какая техника десятилетиями помогала покорять Крайний Север Крайний север, СССР, Техника, Lenta ru, Длиннопост

«Харьковчанка» — вездеход, созданный для работы в экстремальных условиях Антарктиды. Выпускался с 1958 года. Обычные тягачи и тракторы не могли нормально функционировать при низких температурах и всего за три месяца советским инженерам и конструкторам удалось изобрести вездеход, который мог неограниченное время работать в условиях вечного холода. 

В вездеходе уникально все — от восьмислойной изоляции корпуса (с ней температура в салоне падала крайне медленно даже без обогрева) до размеров. Общая площадь жилого и рабочего пространства составила 28 м². Внутри разместили восемь спальных мест, санузел, отопитель, места для водителя и штурмана.

Длина машины — 8,5 м, ширина — 3,5 м, высота — 4 м. Вездеход весит 35 тонн, максимальная его скорость достигает 30 км/ч. «Харьковчанка» способна перевозить около 70 тонн дополнительного груза. Мощность дизеля — 520 л. с. (995 л. с. — с турбонагнетателями). Расход при полной нагрузке с прицепом (еще 70 тонн) — 10-12 литров на 1 километр (это не опечатка). В баках помещалось 2,5 тонны солярки.

Схема Харьковчанки

В 1974 году в конструкторское бюро поступил новый заказ на еще более совершенный вездеход «Харьковчанка 2». Возможно, расскажу о нем в следующем посте.

Атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол «Ленин», спущенный на воду 5 декабря 1957 года. У причала в Мурманске

Первый в мире атомный ледокол, настоящий технологический прорыв. Мощность — 44 тысячи лошадиных сил, а это в два раза выше мощности любого существовавшего в то время дизельного ледокола.

Над созданием «Ленина» трудилось больше 500 предприятий Советского Союза, для него разработали 76 новых типов механизмов и 150 образцов оборудования. Самый важный узел — мощная и довольно компактная для тех лет атомная силовая установка.

Характеристики ледокола впечатляют: 

  • водоизмещение — 16 тысяч тонн без балласта;

  • длина — 134 м; 

  • ширина — 27,6 м; 

  • высота — 16,1 м; 

  • осадка — 10,5 м. 

Максимальная скорость судна на чистой воде — 36,3 км/ч в час, а при разламывании льда толщиной около двух метров — 3,7 км/ч.

Атомный ледокол «Ленин» на Неве

Ледокол 30 лет работал на Северном морском пути проводником судов, с 1959 по 1989 год. Он провел 3 741 судно и прошел 654,4 тыс. миль — из них 560,6 тыс. во льдах.

ЗИЛ-135Ш — тягач для перевозки разгонных блоков ракет-носителей

Не застрянут и не утонут: экстремальные советские вездеходы ЗИЛ. Вспоминаем невероятные машины-гиганты СССР эпохи инженеров-мечтателей Авто, Техника, Изобретения, СССР, Зил, Сделано в СССР, Ретроавтомобиль, Двигатель, Длиннопост
Так должен был выглядеть тягач в реальности

Это транспортное средство появилось с подачи легенды советской ракетно-космической отрасли Сергея Королева. Сверхмощный тягач понадобился в процессе разработки ракеты-носителя Н1 сверхтяжелого класса. Перевезти крупные части ракеты по железной дороге было нельзя, а «дробить» их инженеры ОКБ-1 не разрешили. Придумали другой план — транспортировать блоки со сборочного предприятия в Самаре по Волге до города Гурьев (ныне Атырау) и уже оттуда везти к стартовой площадке на машине. Она должна была быть поистине исполинских размеров!

Тягач разработали, причем грузоподъемность оказалась даже выше запланированной — 120 тонн вместо 100 тонн. Это была уникальная для своего времени машина: максимальная скорость — 60 км/ч без нагрузки, 20 км/ч с нагрузкой, колея — 11,2 м, габаритные размеры несущей рамы — 10,8 × 21,1 м, дорожный просвет — не менее 1 м. Рулевое управление — электромеханическое с индивидуальным приводом. Тягач оснастили восемью стойками с гидропневматической подвеской главной ноги от самолета Ил-18. На стойку приходилось по четыре колеса, а в сумме их было 32. Машина была очень маневренной — все благодаря «самолетному» вывороту колес на угол до 90 градусов.

Опытный вездеход-транспортер ЗИЛ-135Ш
А это упрощенный прототип

Впереди на раме по углам должны были располагаться две просторные кабины. Каждую из них предполагалось оборудовать кондиционером, переговорным устройством и даже видеомониторами — они увеличивали зону заднего обзора при помощи телекамер.  

К сожалению, изготовить успели только прототип с одной кабиной. Дальше дело не пошло из-за смены главного конструктора ракетно-космических систем. Василий Павлович Мишин, заменивший Королева, выступил против такого способа транспортировки. Он считал, что перевозка частей ракет на дальние расстояния рискованна и предпочел построить сборочный завод на космодроме.

Рыбопромысловая база — судно «Восток»

На воду этого гиганта спустили в 1969 году. «Восток» был рассчитан на автономную работу в районах промысла, отдаленных от портов базирования на расстояние в 10–12 тыс. км. 

Водоизмещение «Востока» — 43,4 тыс. т, длина — 224 м, мощность главной газотурбинной силовой установки — 19 Мвт, скорость — 18,5 узла. Экипаж базы — 500 человек.

Главные двигатели:

  • Тип: паровая турбина.

  • Количество и мощность: 2*13000 л.с. каждый.

  • Марка: ГТЗА-640.

  • Частота вращения: 100 об/мин.

Это была крупнейшая рыбопромысловая база, настоящий плавучий комбинат, который перерабатывал только что пойманную рыбу. На «Востоке» действовали производственные линии по консервированию рыбы, переработке остатков в кормовую муку и технический жир, изготавливалась и мороженая рыбная продукция.

На борту находились 14 малых рыболовных судов и два вертолета для поиска косяков рыбы.

Моряки «Востока» уходили в продолжительные рейсы на восемь месяцев. К услугам экипажа были кинозал на 160 мест, библиотека, танцевальная и спортивная площадки, музыкальный салон, бассейн, сауна, зал психологической разгрузки. На борту даже печаталась собственная газета!

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144

Ту-144 полностью спроектировал Алексей Туполев, сын именитого авиаконструктора Андрея Туполева. Разработка выполнялась на опытно-конструкторском бюро имени Андрея Туполева. Этот шикарный самолет выглядел футуристично в 70-х годах прошлого века — и продолжает выглядеть так сейчас. Технология будущего, что и говорить. 

Ту-144 — первый в мире пассажирский сверхзвуковой самолет (вторым стал «Конкорд» из Франции). Самолет предназначался для перевозки 130 человек на внутренних и международных авиалиниях средней и большой протяженности — до 6 500 км. Мог разгоняться до 2 300 км/ч и поднимался на высоту 11,4 км.

45 лет назад Ту-144 совершил первый эксплуатационный полет из Москвы в  Алма-Ату - Газета.Ru

Испытательный полет состоялся 1 декабря 1968 года. В течение последующих нескольких лет на уже построенных образцах проводились летные испытания, доводка двигателей и других агрегатов. В 70-х годах самолет Ту-144 с бортовым номером «77106» начал перевозить по маршруту грузы и почту.

Первый коммерческий пассажирский рейс состоялся в 1977 году. Билет на Ту-144 по направлению Москва — Алма-Ата стоил 68 рублей, на 20 рублей дороже, чем на обычный рейс. 

Период работы Ту-144 оказался коротким. Самолет успел выполнить 55 пассажирских рейсов, с 3284 пассажирами. Всего через семь месяцев, 1 июня 1978 года, советский «Аэрофлот» прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы. Официальное объяснение — катастрофа опытной модели Ту-144Д. В 1978 году во время отработки очередного пункта программы испытаний на борту начался пожар. Летчики смогли посадить горящую машину на поле недалеко от Егорьевска и эвакуироваться. Но в той катастрофе погибли два члена экипажа, самолет был уничтожен.

Вероятно, причина прекращения полетов была не только в этом. Сверхзвуковой самолет крайне прожорлив — как в дозвуковом режиме, так и на сверхзвуке. НК-144А на Ту-144 мог обеспечить сверхзвук только при использовании форсажного режима, с кратным ростом расхода топлива. У Ту-144 было два режима крейсерского полета с М=0,85 и М=2,0. В первом двигатель работал на 72% по оборотам, во втором — на форсаже, с ограничением по времени в три часа. Использовать сверхзвуковую пассажирскую авиацию было невыгодно, она обходилась государству слишком дорого.  

На сегодня все. Если вам чего-то не хватило в этом тексте, обязательно комментируйте — все посмотрю и учту. И вернусь с продолжением!

Комментарии (72)


  1. chernish2
    18.08.2024 11:32
    +6

    Ледокол Ленин нынче стоит на приколе в Мурманске, и работает как музей. Совершенно волшебные впечатления, всем рекомендую!


    1. atues
      18.08.2024 11:32
      +1

      Экранолеты и суда на подводных крыльях, пусть и были изобретены не в СССР, были лучшими. Умели делать, ничего не скажешь


      1. katok535
        18.08.2024 11:32
        +3

        Суда на подводных крыльях – о, да! Несомненно. Я сам с родителями шёл (плыл?) на "Ракете" просто как на виде транспорта, с билетиками. Экранолеты/экранопланы – ровно противоположный пример. С имеющимся в 70-80 гг. технологиями не могло оно надежно и безопасно работать, и не работало. А что сегодня? Хм. Будем посмотреть, проекты есть...


        1. Zenitchik
          18.08.2024 11:32

          Плыл. Шёл на ней - экипаж, а пассажиры - плыли.


          1. Newbilius
            18.08.2024 11:32
            +10

            "Капитан дальнего хождения", а не "плавания", да?)


            1. domix32
              18.08.2024 11:32

              Судоплавание оно такое.


        1. ganzmavag
          18.08.2024 11:32
          +3

          У экранопланов же проблема была не в технологиях, а в том, что они должны были взять преимущества самолётов и судов, а взяли в итоге недостатки.

          Если суда на подводных крыльях - это дорого, но есть конкретная сфера применения, до которой сузился их рынок, то у экранопланов её, вроде бы, так и не нашли.


        1. romxx
          18.08.2024 11:32
          +3

          А что сегодня?

          Да все то же самое, что и тогда. Гиперпепяка, которая умеет летать фактически только по прямой и испытывающая проблемы при любом значительном волнении моря и погодном ухудшении. Ну очень узкая область применения у такого. И нулевая привлекательность для военных.


          1. randomsimplenumber
            18.08.2024 11:32
            +1

            Зато прекрасный экспонат для музея и максимальная привлекательность для туристов и сборщиков цветмета.


          1. Dolios
            18.08.2024 11:32
            +1

            Метеоры и Ракеты нормально маневрируют и эксплуатировались на реках, например, на Волге, где нет значительного волнения моря.


            1. Zenitchik
              18.08.2024 11:32
              +1

              @romxxпро экранопланы. Это у них всё плохо. С некоторым скрипом, можно что-то выжать из СВП с переходом на скорости на динамическую воздушную подушку.


      1. Lastround
        18.08.2024 11:32

        И оба направления - бесполезный бесперспективный мусор.


        1. Mih-mih
          18.08.2024 11:32
          +3

          Именно по этой причине уже построена куча "Валдаев" и строятся "Метеоры". Которые никуда не ходят и никого не возят.

          Да, это сарказм.


        1. Kenya-West
          18.08.2024 11:32
          +6

          Я на этом "бесполезном бесперспективном мусоре" плавал 20 лет подряд по маршруту Якутск - Олёкминск - Ленск. Суднам хоть и по 60 лет, но они продолжали работать, ибо нужда в таком скоростном транспорте по одной из самых больших рек в мире была и остаётся колоссальной. Уж лучше за 12 часов попасть в город, чем трое суток париться в каюте парохода.

          Поломка хотя бы одного судна типа "Ракеты", "Метеора", "Валдая", "Зари", "Восхода" или "Полесья" автоматически ломало всю логистику на реке - единственном способе попасть в сёла Якутии летом. Аэропорты с крахом СССР ведь все закрылись...


          1. aik
            18.08.2024 11:32

            Суднам хоть и по 60 лет

            Корабли вообще долго живут, если за ними следить. Есть не один пример столетних судов на ходу. А уж тех, которым 50-70 лет - вообще полно.


    1. Zaro4k0
      18.08.2024 11:32
      +2

      Ленин мощнина, там еще и экскурсия отличная.


      1. Wesha
        18.08.2024 11:32
        +1

        А уж сколько книжек этот дедушка написал!


  1. Zenitchik
    18.08.2024 11:32

    Он считал, что перевозка частей ракет на дальние расстояния рискованна и предпочел построить сборочный завод на космодроме.

    Если бы не это, ракета могла бы и залетать...


    1. Matshishkapeu
      18.08.2024 11:32
      +2

      А в чем проблема? Все ракеты окончательно собирают на космодроме в Монтажно Испытательном Комплексе. Энергию тоже собирали и полететь ей это не помешало. Части Энергии для запусков возили на окончательную сборку самолётом, а вот для ранних испытаний в Жуковском - баржи из Самары вполне использовались.


      1. Zenitchik
        18.08.2024 11:32
        +2

        Все прочие ракеты - собираются из крупных блоков.

        А тут - сварка баков в Байконуре. Специалистов перевели из Москвы, и они понимали, что если ракета залетает, то они на Байконуре и останутся. Соответственно, успеха ей не желали.


        1. Matshishkapeu
          18.08.2024 11:32
          +1

          Но Н1 погубили не баки, а двигатели. Королев не хотел на высококипящих и токсичных, керосиновых нужной мощности не было, сделали много двигателей, там были распространения возмущений по топливным линиям и риск отказа части из множества двигателей (проблема недавно затонувшая Старшип, то есть вопрос не тривиален даже через 60 лет). Собственно на уровне тогдашних технологий все было очень сложно. Не зря же Союз и все семейство Р-7 сделано именно дубово надёжными, первая и вторая ступень зажигаются одновременно со старта, практически деревянными палками - именно чтобы исключить риск. Не просто так сделано. И эта штука одна из самых надёжных ракет с огромной статистикой.


          1. Zenitchik
            18.08.2024 11:32

            Когда сборщики не хотят, чтобы ракета летала, ракету обязательно что-нибудь погубит.


  1. katok535
    18.08.2024 11:32
    +6

    Неплохая статья, плюсую, хотя и поверхностная. Но сам пласт информации – уникальные советские разработки – отличный задел на цикл статей!

    Однако, следует очень чётко видеть разницу между "придумали" (экранолёты, вот этот вот тягач для ракет) и "внедрили" (ледокол Ленин, Харьковчанка). Внедрить – это не просто воплотить технологию в железе, а сделать её реально работающей, "коммерческой", несмотря на неприятие этого термина в СССР.

    Стив Джобс и Илон Маск ничего не изобрели. Однако, они изменили мир, сделав ранее придуманное – утилитарным.

    В СССР много было интересный идей. Концептов, как бы их назвали сейчас. Увы, оказалось, что внедрить, сделать эффективно работающими в железе – намного (на порядок) сложнее, чем просто придумать.

    Романтику СССР хорошо иллюстрирует книга "На передний край смелой мечты", 1962 г (!) издания. Рекомендую автору статьи с ней ознакомиться – я прочитал запоем! Увы, за 60+ лет из множества крайне привлекательных идей, в которых, как казалось, дело оставалось за малым – инженерной реализацией не противоречащих физике концепций – не воплощена ни одна, насколько я помню книгу...

    Мой лично интерес больше остальных привлекла идея тонкопленочных конструкций, сверхпрочных по своей сути (мономолекулярных). Увы, они там же, где и база на Луне или термояд – в ближейшем будущем...


    1. katok535
      18.08.2024 11:32
      +1

      PS буду признателен, когда минусуете карму, если поясните, за что? Всем не угодишь, но всё же...


      1. Wesha
        18.08.2024 11:32

        Прикольно, когда бесстатейщики, имеющие максимальную доступную им карму +4, жалуются, что кто-то их минусует.


        1. Zenitchik
          18.08.2024 11:32

          А что в этом удивительного? Как раз для них это наиболее болезненно - разом потерять четверть кармы.


          1. Wesha
            18.08.2024 11:32

            Вам, я так понимаю, на примерах понятнее — ну так я объясню.

            Все первоклассники могут держать в двух руках максимум 4 яблока. Первоклассник Вася стоит и держит эти 4. Подходят третьеклассники, дают Васе по голове и отбирают у него 3 яблока. Вася держит в руке 1 яблоко и плачет. Все прохожие понимают причину Васиного плача.

            Первоклассник Коля держит в руке 4 яблока и плачет. Прохожие в упор не понимают причину Колиного плача.


    1. Vsevo10d
      18.08.2024 11:32
      +10

      СССР обладал монструозными ресурсами и мог построить практически вообще что угодно. Просто зачастую не было адекватного экономического и административного баланса. Вообще в статье очень показательна сама фраза о том, что Королев хотел вплавь, а его преемник – собирать на месте; фактически, никаких больше пояснений не требуется. И то, и другое требует колоссальных трудовых подвигов (в сжатые сроки построить уникальный завод посреди сраного нигде, либо разработать тягач, которых свет не видал), государственная машина позволяла выполнить фактически волю одного человека. И остается только надеяться, что он не самодур, и его амбиции выполнимы и экономически оправданны.

      Так и вымерли пассажирский сверхзвук, СВВП и почти что СПК, экранопланы, Энергия-Буран – они могли жить только благодаря заливанию деньгами и в небольших нишах спроса. Часть этих затрат оптимизировали еще при Советах. Жалко? Мне – да, это ведь тысячи человеко-часов квалифицированных инженеров поумнее меня, которые радовались выпуску своих проектов в металл. Какими бы они ни оказались ненужными "народному хозяйству" или невыгодными – это красивые и уникальные машины, футуристичные своего времени. В-12, Т-4, ВВА, БОР, Ту-144 хотя бы еще можно увидеть стоящими друг на друге в Монино.

      Но в строю выживает только наиболее экономически приспособленный. Хитрый Маск взлетел во всех смыслах этого слова не потому, что у него ракеты лучшие, и не особо потому, что они дешевые, а потому, что создал себе еще и рынок сбыта. Запускать многотысячные спутниковые группировки – это вам нон пенис канина не пару человек в квартал на МКС возить.

      А с точки зрения истории техники мне нравится наследие СССР. Вообще, кто не любит технику – у того нет души ящетаю.


      1. Aggle
        18.08.2024 11:32
        +1

        Подписываюсь двумя руками! Но хотелось бы вспомнить, что как минимум В-12 создавался под очень специфическую задачу, которая потом отпала и не совсем для народного хозяйства (вернее - совсем не для него). Энергия-Буран - на мой взгляд более интересный (и универсальный!) проект, чем Space Shuttle, но деньгами пришлось заваливать и американские челноки. А вообще всегда восхищался отечественной научной и инженерной мощью.


  1. onets
    18.08.2024 11:32
    +6

    Я как-то читал книгу про приключения советских исследователей Антарктиды. Не понятно теперь только - где там правда, а где художественный вымысел.

    Катались они там по полгода между научными станциями. Топливо у них замерзало и другие приключения. Так вот когда у них замерзло топливо - чувак выпрыгнул из этой харковчанки и окопался в снегу, чтобы дольше продержаться на холоде, в надежде что его найдут.

    Да и в целом книга была пропитана героизмом, мучениями и преодолениями. Но я тогда еще подумал - а че дорогу нельзя было сделать? Так оказывается можно. Противоположный лагерь построил к южному полюсу дорогу. И сократили путь от берега с нескольких месяцев до 10 дней. Называется Шоссе Мак-Мердо - Южный полюс.

    В общем как всегда - инженеры хорошие, а пользователи - герои.


    1. aik
      18.08.2024 11:32
      +6

      Противоположный лагерь построил к южному полюсу дорогу. И сократили путь от берега с нескольких месяцев до 10 дней. Называется Шоссе Мак-Мердо - Южный полюс.

      Во-первых, в Антарктиде не только к Южному полюсу ездят.
      Во-вторых, дорогу эту построили лет 20 назад, а харьковчанки - уже почти 70.

      Так что для разных целей и разных времён - разные решения. Американцы тоже пытались свой снегоход для Антарктиды сделать. Но он "не взлетел".


      1. katok535
        18.08.2024 11:32

        про американский "снегоход" -в точку! Отличный пример из серии "в теории, практика не должна расходиться с теорией, но на практике – расходится"! Отлично придумали (и здесь несомненная параллель с СССР), а оно чего-то не заработало, как планировалось...


        1. Zenitchik
          18.08.2024 11:32

          Там самый главный вопрос: почему перед отправкой в Антарктиду его вообще не испытывали на снегу, хотя бы в Канаде?..


          1. Radisto
            18.08.2024 11:32
            +1

            Может, традиция? Когда Южный полюс покоряли, норвежская экспедиция использовала проверенных собак, а английская ничего не проверяла. Грустно закончилось: для собак в первом случае, для всех во втором


            1. Komrus
              18.08.2024 11:32
              +2

              То, что для собак - "грусно", это было (насколько знаю историю того покорения) вполне запланировано и лежало в фундаменте конечноно успеха...

              Ослабевших собак пускали на корм тем, у которых ещё оставались силы. (Ну более простые и суровые нравы были тогда...) В итоге - эта экспедиция (Амудсена) дошла до Южного полюса и вернулась.

              Лошадок, на которых шёл Скотт сотоварищи, на корм своим товаркам было не пустить... А сено - закончилось... В итоге - не вернулся никто...


              1. Zenitchik
                18.08.2024 11:32

                Ну, может быть и ослабевших. Но по сути, их было взято под расчёт.


                1. katok535
                  18.08.2024 11:32
                  +1

                  История той гонки Амундсена и Скотта – душераздирающая. Не ожидал увидеть здесь интересующихся ею. Как не нелепо, порекомендую почитать Википедию, причем раздел "Переоценка" (о Скотте) – я почерпнул много неизвестного мне ранее, включая и происхождение до того казавшегося мне глупейшим девиза "бороться и искать, найти и не сдаваться!" – оказывается, это эпитафия на могиле Скотта и, применительно к нему, она конечно же уместна.


                  1. Zenitchik
                    18.08.2024 11:32

                    А мне казалось, что сравнительный анализ их разных подходов к экспедициям - более-менее на слуху.


                    1. katok535
                      18.08.2024 11:32

                      так в том-то и дело (переоценка), что было две ревизии истории, причем последняя – 2010х гг! И узнал я о них именно из Википедии, к своему стыду.


              1. chieftain_yu
                18.08.2024 11:32

                У Скотта, вроде, проблема была не столько в лошадках, сколько в пайке банок (в том числе - с топливом) оловом.

                На морозе вылезла "оловянная чума"...


          1. aik
            18.08.2024 11:32

            До Канады его ещё дотащить надо было как-то, причём до тех мест, которые хоть как-то на Антарктиду похожи. И до туда было не особо проще добраться, чем до Антарктиды, как мне думается. Разве что поближе.
            Так что не было особой разницы, где испытывать его в боевых условиях. Доехали до моря, погрузили на корабль, отвезли на юг.


  1. timka05
    18.08.2024 11:32

    Как-раз на прошлой недели ездил на велосипеде смотреть на этого красавца в Жуковском


  1. DBalashov
    18.08.2024 11:32

    Странным образом отсутствуют в обзоре экранопланы Лунь, КМ и А-90 Орлёнок.


    1. Zenitchik
      18.08.2024 11:32

      Это артефакт всех подобных обзоров. Всегда, когда зафиксировано ограничение на количество - получается ерунда.

      Чтобы был смысл - нужно делать выборку по критериям, но тогда количество круглое не получается.


      1. ZekaVasch
        18.08.2024 11:32
        +3

        Пишут то ради текста, не понимая о чем пишут.


        1. Zenitchik
          18.08.2024 11:32

          Точно. И круглый объём выборки на это косвенно указывает.


          1. ZekaVasch
            18.08.2024 11:32
            +2

            "Меня зовут Кирилл, я рулю направлением спецпроектов в МТС Диджитал" - тут все понятно. , с первых слов


    1. Wesha
      18.08.2024 11:32

      Я бы сказал, что странным образом в обзоре отсутствуют кавычки вокруг названий. Как будто о людях говорят.


      1. Zenitchik
        18.08.2024 11:32

        Вам заняться нечем?



  1. Yukr
    18.08.2024 11:32

    а меня, в своё время, когда посещал Военно-технический музей под Черноголовкой, больше всего поразил экранолёт ЭКИП https://gvtm.ru/ekip - натуральная летающая тарелка


  1. ZekaVasch
    18.08.2024 11:32
    +3

    А почему не указываете, что для плавбазы восток использование набортных 14 малых рыболовных суденышек признали фейлом и отказались от них уже во втором рейсе.

    Все последующие рейсы и другие плавбазы уже снабжались сырьем и снабжением обычными рыболовными и транспортными судами.


  1. KOT2K
    18.08.2024 11:32

    Спасибо за материал! Ждем продолжение...


  1. ErshoffPeter
    18.08.2024 11:32
    +1

    Ту-144 просто не смогли серийно выпускать с достаточным качеством. Штучно собрать несколько штук смогли, а серийный упал под Егорьевском, если не ошибаюсь. Не говоря уже о катастрофе в Ля-Бурже. А его конкурент летал вполне себе достойно.


    1. Vsevo10d
      18.08.2024 11:32

      Билет «туда-обратно» на рейс между Лондоном и Нью-Йорком стоил $10500[6]. Несмотря на высокую стоимость билетов, репутация «Конкордов» среди пассажиров была очень высокой, особенно полюбили полёты на них бизнесмены и разного рода знаменитости. Первоначально на «Конкордах» работали только стюарды, но впоследствии рейсы стали обслуживать стюардессы, причём конкурс среди них был очень высок, и на «Конкордах» работали лучшие стюардессы обеих авиакомпаний.

      Помимо обычных (регулярных) рейсов, «Конкорды» выполняли большое количество чартерных рейсов, практически по всему земному шару. Именно чартерные перевозки давали авиакомпаниям какую-то прибыль от сверхзвуковых полётов, тогда как рейсовые были, скорее, данью престижу и в финансовом смысле приносили только убытки

      Ну то есть, старались вовсю эксплуатировать как элитный и имиджевый проект, раз уж построили. Да, с технической точки зрения был понадежнее. Но и там двукратный рост скорости не оправдывался чудовищным расходом топлива и сложностью разработки самой машины. А еще соник бум и т.д. В СССР же, похоже, раньше поняли, что трудящиеся не вывезут цены на билеты, кроме того, поначалу были считанные аэродромы, достаточно длинные для 144-го.


      1. randomsimplenumber
        18.08.2024 11:32
        +4

        СССР же, похоже, раньше поняли, что трудящиеся не вывезут цены на билеты

        А сосчитать до того как начали проектирование? В моем дипломном проекте была экономическая часть например.


        1. ErshoffPeter
          18.08.2024 11:32

          "Летом 1977 года Леонид Брежнев совершает государственный визит во Францию, где ему демонстрируют «Конкорд», который уже год как выполняет пассажирские рейсы в Бахрейн и Рио-де-Жанейро. Брежнев приказывает министру гражданской авиации СССР Б. Бугаеву начать подготовительные работы по выходу Ту-144, выполняющего пока только грузовые рейсы, на пассажирские трассы."


          1. randomsimplenumber
            18.08.2024 11:32

            У Брежнева уже был самолёт.


            1. ErshoffPeter
              18.08.2024 11:32

              Так он же беспокоился о советских гражданах, не о себе!

              Тут уж какая экономика к чёрту?


      1. ErshoffPeter
        18.08.2024 11:32

        Про Ту-144:

        "раньше поняли, что трудящиеся не вывезут цены на билеты" - решение эксплутировать на пассажирских рейсах было и его отменили из-за проишествий и катастроф (3 июня 1973 года, 23 мая 1978 года, 31 июля 1980 года, в конце 1981 года - взято отсюда: ru.wikipedia.org/wiki/Ту-144).

        Про "Конкорд"

        "элитный и имиджевый", "не оправдывался" - но тем не менее 34 года эксплуатировали 14 самолётов. Уверен, что с прибылью эксплуатировали.

        "В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 — пассажирских (было перевезено 3284 пассажира, для сравнения — «Конкорд» за время эксплуатации перевёз 2,5 млн пассажиров[21])."


        1. TheOldGrouch
          18.08.2024 11:32

          "элитный и имиджевый", "не оправдывался" - но тем не менее 34 года эксплуатировали 14 самолётов. Уверен, что с прибылью эксплуатировали.

          Как ни странно звучит, но да. Оптимальные цены на билеты оказались процентов на 10-15 выше, чем первый класс на 747, при этом время полёта сокращалось вдвое; идея оказалась привлекательной для бизнеса и летали они обычно с загрузкой в районе 80%. Если верить Википедии, за последние 20 лет эксплуатации 7 самолётов BOAC/BAW заработали полмиллиарда фунтов стерлингов прибыли.


    1. TheOldGrouch
      18.08.2024 11:32

      у Ту-144 основное больное место - двигатели. Сверхзвук они могли давать только на форсаже, в отличие от Конкорда, где форсаж использовался только для разгона. Соответственно, там было ограничение в три часа форсажа, и топлива хватало только до Алма-Аты, на запасной он "по погоде" уже уйти не смог бы.

      С моей кочки зрения, они оба, и Конкорд и Ту-144, были тупиковыми проектами - и на том технологическом уровне, и на сегодняшнем (хотя идея привлекательная до сих пор). Уж лучше бы баллистические аппараты проектировали, возможно получилось бы лучше.


  1. Dolios
    18.08.2024 11:32
    +5

    В статье проблема с единицами измерения. Для вездехода расход топлива указан в литрах, а ёмкость бака в тоннах. Плотность солярки при температурах эксплуатации не приведена. Для ледокола скорость в км/ч указана (хотя, для судов принято указывать скорость в узлах), а суммарный пробег, зачем-то, в милях...


    1. michael_s
      18.08.2024 11:32
      +3

      я рулю направлением спецпроектов в МТС Диджитал. Не помню только - в битах или байтах.


  1. randomsimplenumber
    18.08.2024 11:32

    Основой вездехода послужил тягач АТ-Т (в котором, в свою очередь, были использованы многие агрегаты танка Т-54).

    Артиллерийский тягач уже был. Его укомплектовали за 3 месяца теплоизолированным кунгом. Который таки разработали с нуля. Что вызывает отдельное восхищение - сейчас за 3 месяца могут новую иконку для кнопки не успеть сделать.


    1. Zenitchik
      18.08.2024 11:32
      +1

      Простите, но правильно ли называть это КУНГом? КУНГ - это вполне конкретное изделие


      1. randomsimplenumber
        18.08.2024 11:32
        +1

        Согласен. Тем более что от КУНГа там только форма ;)

        Кмк прорыв тут только в том, что сделали его всего лишь за 3 месяца. Что тоже странно; экспедиции к Антарктиде ездят не так часто, планироваться должны заранее, и тут вдруг заметили что нужен транспорт.


      1. Wesha
        18.08.2024 11:32

        Кажется, теперь и Вы на своей шкуре почувствовали, что разница между КУНГом и кунгом примерно такая же, как между "Москвичом" и москвичом.


        1. Zenitchik
          18.08.2024 11:32

          Действительно. Нет, характер разницы совсем другой. Но значимость ошибки - такая же.

          Компилируется.


          1. Wesha
            18.08.2024 11:32

            Я не сказал "точно такая же", я сказал"примерно такая же",

            Кстати, о котя^H^Hровах с дверцей


            1. Zenitchik
              18.08.2024 11:32

              А я и не говорил, что она не точно такая же. Просто она и не примерно такая же. Такая же - только моя реакция на неё.


  1. AlexBaggins
    18.08.2024 11:32

    Упрощенный прототип впечатлил)