Почему Германия?

Наверное, это самый частый вопрос. Я больше 8 лет работал дизайнером в разных российских компаниях, от студий и стартапов до крупнейших корпораций страны. Последним местом работы был ?️ Альфа‑Банк. Но мне всегда хотелось выйти на зарубежный рынок.

Компания, в которую в итоге устроился — Vivid.money
Компания, в которую в итоге устроился — Vivid.money

В 2022 году мы с женой переехали в Фетхие в Турции. Жизнь там — это, конечно, сказка: до сих пор скучаем и хотим возвращаться иногда туда. Однако мы быстро поняли, что долго в таком режиме жить не планируем. Примерно через полгода у нас зародился план: что делать дальше и куда переезжать.

Выбор был сложным. Среди вариантов были США (через рабочую визу O1 или визу талантов EB1) и Великобритания (через аналогичную визу талантов). В обоих случаях мне, как дизайнеру, нужно было существенно прокачать свое резюме, так как раньше я просто работал и не задумывался о переезде. Визы талантов предполагают, что ты уже заметная фигура в своей профессии. Это значит, что для успешного получения такой визы нужно выигрывать конкурсы (например, Awwwards), публиковать статьи о дизайне, работать преподавателем или ментором, а также участвовать в качестве жюри в известных конкурсах.

Все это требует времени, но и реально увеличивает твой вес на рынке не только для визы таланта, но и в России тоже это высоко ценится и увеличивает шанс выйти на хорошую зарплату в топовую компанию.

Подготовка кейса для визы с адвокатами занимает около года, а их услуги стоят около $15 000. В принципе, всё можно сделать и самому, в сети есть статьи про это, но мы решили, что сначала поедем в США и Великобританию как туристы, а затем подумаем о визах.

В этот момент появилась идея о Германии как стране с хорошими карьерными возможностями и достаточно простой визой для получения. Это хорошее место, чтобы выйти на международный рынок как дизайнер. Кроме того, я знал, что в Германии и Европе в целом огромное количество финтех‑стартапов и крупных компаний, а значит, шансы найти работу были высокими. Еще один плюс — виза сюда с адвокатами обошлась нам в несколько раз дешевле. В итоге я оформил визу фрилансера (которая позволяет переехать дизайнерам и представителям других профессий) и получил ВНЖ на три года. Подробнее можно почитать на сайте компании, с помощью которой я в итоге переехал и получил ВНЖ.

Пов Рил: живешь в Турции с таким видом из окна и думаешь о Германии ?
Пов Рил: живешь в Турции с таким видом из окна и думаешь о Германии ?

Подготовка

Всё время, пока мы занимались переездом, я изучал рынок, читал профильные Telegram‑каналы, смотрел видосики про поиск работы на YouTube, учил английский с репетитором и продолжал работать в Альфа‑Банке. Кроме того, я начал готовить своё портфолио, которого у меня тогда не было в нормальном виде.

Рынок Германии и Европы немного отличается от российского, но тут важно сказать, что я могу сравнивать только одну область дизайна — продуктовый дизайн в финтехе. В России, например, очень большие продуктовые команды, порой это сотни дизайнеров. В Европе всё гораздо скромнее: иногда это несколько дизайнеров, хотя бывают компании с командами из 50+ человек, но это редкость. Также я понял, что немецкий язык дизайнерам особо не нужен в берлинском финтехе — мне даже говорили, что в дизайн‑команде может быть всего 1–2 немца, и им всё равно приходится говорить на английском, потому что команда англоязычная. Исключением тут будут традиционные немецкие банки и возможно другие направления дизайна, там часто слышал, что многим отказывают из‑за недостаточного знания немецкого. Если кто‑то уже живет в германии или планирует переезжать то можете вступить в чат ТГ «Дизайнеры в Германии».

А еще, практически сразу после переезда в германию я пошёл на двухдневную конференцию по UX дизайну — UX Camp Europe, где были доклады о дизайне и рынке Европы на английском, а также познакомился с некоторыми дизайнерами из Европы и даже России.

Ксения мне в последствии помогла с портфолио ревью
Ксения мне в последствии помогла с портфолио ревью

Портфолио

Самая важная часть в поиске работы это сделать офигенное портфолио. Я считаю своё портфолио успешным, потому что конверсия откликов у меня была 33%. Другими словами, я откликнулся 30 раз, и 10 компаний позвали меня на собеседование. Для сравнения: по словам рекрутера из Европы, даже 5–10% — это отличный результат в 2024/25 годах.

В чем секрет?

  1. Простота — чем быстрее рекрутер может понять, кто ты и чем занимался, без лишнего визуального шума, тем лучше.

  2. Релевантный опыт — сложно залезть в новую нишу без опыта или знакомств. Например, финтех‑дизайнеру сложно попасть в компанию, занимающуюся приложениями для отслеживания калорий, если только кто‑то из команды не порекомендует его HR‑менеджеру. Я пробовал и так, но в итоге мой опыт был не очень релевантным, а возможно во время презентации не сказал нужных слов, в общем я всё равно получал отказы.

  3. Изюминка — не стоит копировать других дизайнеров. Рекрутеры и лиды дизайнеры видят по 10–20 портфолио в день и легко могут узнать клоны. Главное тут не сильно усложнять с идеями и не увеличивать время от захода на сайт до момента когда рекрутер увидит ваши работы, потому что именно для этого он туда заходит.

Портфолио, на которые я ориентировался

https://garri.design

https://heybengeorge.com

https://www.denisabdullin.com

https://anatoly.tech

Видосики, которых лично мне хватило для понимания что нужно делать

spreent.academy:: Как сделать улётный кейс‑стади в портфолио

Samuel Fabayo:: The UX portfolio presentation

Product Designer Portfolio Reviews: Tips from a Miro Recruiter and Head of Design

В общем, я придумал идею — вместо блока с текстовым описанием кто я такой и чего я хочу найти я сделал что‑то типа интерактива с рекрутером или нанимающим менеджером, мне пришла идея показать переписку при скролле сайта, как будто мне пишет рекрутер типичные вопросы а я на них отвечаю. В итоге некоторые рекрутеры смотрели полностью, а некоторые кликали сразу на «Проекты», но вот когда они отправляли мое портфолио дальше дизайнерам, те смотрели его полностью. Эта идея + кейсы в портфолио и дали те самые 30% конверсии на отклики.

Самой интересной информацией наверное тут будет то, что я подключил Яндекс.Метрику к сайту и отслеживал путь каждого, кто на него заходил. В результате я понял одну вещь — у рекрутеров как правило нет времени смотреть на креативный дизайн. Я видел много портфолио ребят, где подход был не такой, были невероятно длинные напичканные лендинги с личными фотографиями, историями из жизни, ненужными деталями, дизайном ради дизайна. Если у вас есть проекты, показывайте их так, чтобы это выглядело секси и сразу было понятно, что вы умеете делать красиво. По обложке проекта уже можно многое понять — для первого впечатления о дизайнере рекрутеру её может быть достаточно.

Тут хочется сказать спасибо ребятам, которые помогали с ревью портфолио: Ксения Гаврилова, дизайн лид в Авито, у неё есть свой канал в телеге и Лёша Свирида, бывший лид в Альфа банке, сейчас живет в Австралии и много лет работает в зарубежных компаниях.

Этап откликов и собеседований

Самый сложный и нервный. Итак, я сделал за всё время 30 откликов, но делал их поэтапно, в течение 2 месяцев. В сопроводительных письмах я ничего не писал специально, кроме ссылки на портфолио и пароля — хотелось протестировать гипотезу, что они особо не повлияют. Ну, в моём случае я был прав.

Первые 5 откликов, и сразу 3 приглашения на собесы ?. Помню свои чувства — шок, такого я точно не ожидал. Сразу началась какая‑то паника, я был не готов к следующему шагу так быстро. В общем, попросился на собесы через неделю, чтобы смог подготовиться и отвечать на вопросы на английском.

Этапы найма в Германии, кстати, такие же как в России, знакомство с рекрутером, техническое собеседование с 1-3 дизайнерами, тестовое задание или whiteboard, чаще всего whiteboard, интервью с командой/продактом/основателем.

В общем, нужно было придумать, как на английском рассказать про свой опыт: и в Газпромбанке, где я занимался инвестициями, и в Альфа‑Банке, где занимался платежами для B2B‑клиентов. В итоге я помню, как записывал в свободной форме голосовые сообщения самому себе в «Телегу», чтобы потом распознать их в текст и скормить Чату GPT, чтобы он структурировал это нормально, указал на ошибки и сказал, что нужно поменять и добавить. Получился рассказ примерно на 20–25 минут. Протестировал его на парочке собеседований и понял, что хотелось бы пообщаться с рекрутером со стороны, послушать фидбэк и советы по улучшению. Обратился к Анне Стороженко, которая сейчас работает в FAANG, за консультацией. В общем, после одного созвона я заручился поддержкой и уверенностью в себе, а ещё мы немного подкорректировали мой спич, которого было слишком много, убрали всё лишнее и расставили акценты правильно.

В итоге получилась примерно такая структура:

  • Приветствие + смолл‑ток.

  • Вопрос рекрутеру: какой опыт у дизайнера им важен и в какой продукт ищут.

  • Краткий рассказ про последний опыт (5–10 мин), без ухода в детали, просто краткое овервью проектов, задач и достижений.

  • Заканчиваю рассказ и спрашиваю, какие вопросы остались, расскажу подробнее. Как правило спрашивают про какую-то конкретную компанию детальнее, тут уже хотят слышать про проблемы и решения, цифры и результаты.

  • Дальше диалог и вопросы. Чем больше актуальных вопросов задаёшь, тем интереснее ты выглядишь в глазах рекрутера.

Ну, и без этого никуда ?
Ну, и без этого никуда ?

Вопросы, которые мне задавали рекрутеры:

  • Создавал ли я продукты с нуля или развивал существующие?

  • Расскажи подробнее про работу в компании: какие были сложности и твои решения?

  • С кем ты коллаборируешь во время дизайн‑процесса?

  • Приходилось ли тебе обучать/менторить дизайнеров?

  • Почему ты откликнулся на эту вакансию? (100% встречался всегда).

  • Какую корпоративную культуру ищешь, что важно в самой компании?

  • Какие у меня остались вопросы? (Всегда нужно оставить парочку на конец).

Вопросы на технических интервью:

  • Какой у меня был дизайн‑процесс в компании, как я подхожу к задаче?

  • Какие сложности возникали при работе над проектом?

  • Был ли случай, когда что‑то пошло не так, и как я с этим справлялся?

  • Случаи, когда приходилось не соглашаться с продактом или вышестоящим менеджером, и мой подход к этому.

  • Проводил ли эксперименты?

  • Как я понимаю разницу между UI и UX и что важнее?

  • Как работаю с метриками в продукте и какие изменения были по моей инициативе?

  • Какой у меня подход к решению такой проблемы, когда примерно все продукты на рынке одинаковые, и нужно выделяться?

Ещё у Лёши был крутой гайд, как отвечать на подобные вопросы.

Заключение

После прохождения технического интервью во всех компаниях были ещё 2 этапа — whiteboard challenge или классическое тестовое задание и знакомство с продакт‑менеджером или основателем компании.

Встреча с продуктами или фаундерами, наверное, самая важная, потому что 80% времени ты работаешь именно с ними, и, как правило, они принимают финальное решение. Думаю, совет, который тут можно дать — нужно показать своё мышление, доказать, что ты действительно разбираешься в тонкостях продукта и его пользователях, а также умеешь грамотно доносить свои идеи и мысли в разных обстоятельствах, будь то критика или различные конфликтные ситуации.

В конце хочу повторить свои наблюдения в трёх словах:

  1. В Германии можно быстро найти хорошую работу, если у тебя крутой и релевантный опыт.

  2. К каждому этапу нужно ответственно готовиться и не бояться просить помощи.

  3. Знакомства и просьбы зарефералить сильно увеличивают шанс попасть на первый этап.

  4. Сочный UI в портфолио с проработанными анимациями и записями флоу очень важен — это поможет выделиться среди портфолио, состоящих только из текста и картинок.

  5. Яндекс.Метрика на личном сайте помогает понять, что твоё портфолио просмотрели, и если не позвали на интервью, то проблема в нём.

И еще несколько полезных видео про 2 и 3 этапы собеседований

AJ&Smart :: How to ACE Your Next UX Job Interview

Sharon Yeun Kim :: UX Mock Whiteboard Challenge

Sati Taschiba​ :: Whiteboard Challenge

Samuel Fabayo :: These 3 skills will get you ahead of 90% of UX designers

Exponent :: UX Mock Interview

P.S. Кейсы в портфолио показывать не могу, NDA и всё такое.

Комментарии (4)


  1. jmnemonik
    03.02.2025 07:32

    Странный подход. Обычно, сначала находят работу в стране и только потом под эту работу дают визу. Виза от балды кому ни попадя не даётся. Виза дается тем, у кого уже есть контракт на работу.


    1. serg-mizun
      03.02.2025 07:32

      есть виза для поиска работы. То есть, сперва виза, потом уже работа.


      1. batja84
        03.02.2025 07:32

        Есть такая, если ли ты закончил немецкий ВУЗ.


        1. serg-mizun
          03.02.2025 07:32

          Подобных ограничений эта виза не предусматривает. Почитайте про Chancenkarte вот тут Карта шансов для поиска работы - Федеральное министерство иностранных дел Германии