Хочу поделиться опытом ведения макетов, так чтобы это было похоже на Git, которым пользуются все разработчики. Про мой опыт: я работал продуктовым дизайнером в Газпромбанке, несколько лет работал в диджитал-агентстве и запустил более 60 проектов, а сейчас работаю в Альфа-банке. 

Во время работы над сценариями возникает множество неоднозначных моментов, для которых нет четких инструкций, и порой приходится придумывать как работать так, чтобы было удобно тебе и твоей команде. А как быть, когда вы огромная корпорация, с несколькими десятками дизайнеров и сотнями разработчиков, макеты размножаются с такой скоростью, что если вести всё в одном файле, он может начать лагать уже через несколько недель. Отчасти поэтому мною и была разработана система хранения макетов, которую в последствие приняли во всем банке как стандарт. Самое главное — к этой системе я приложил подробный гайд, чтобы у всех дизайнеров была одинаковая логика ведения сценариев.

Причины введения версионности

  1. Апдейты дизайн системы. Дизайн система может периодически обновляться, а в рамках огромного продукта часто у разработки бэклог выстроен на пол года вперед и не все команды могут обновляться вслед за дизайн системой сразу;

  2. Разные платформы. Разные платформы могут выпускать релизы в разное время, например макеты для iOS и Android уже взяли в работу, а тот же самый сценарий для интернет банка возьмут через пару месяцев, или наоборот;

  3. Актуальность макетов. Команде и дизайнерам важно понимать в какой стадии тот или иной сценарий, QA не хочется лишний раз говорить «вот сюда не смотри, это уже не актуально, смотри сюда» и т. д.;

  4. Перегруженность файлов. Когда все версии сценария постепенно накапливаются в одном файле, через пол года - год он может начать лагать настолько, что придется его разбивать, терять все важные комментарии, терять ссылки на макеты, и т. д.

Важные критерии, которые нужно не упустить

  1. Комментарии. В некоторых компаниях комментами в фирме пользуются не только дизайнеры и их лиды. Там могут писать внутренние коды счетчиков аналитики, названия внутренних компонентов которые удобны для всей команды, поэтому терять важные комментарии при переносе макетов не особо хотелось.

  2. Ссылки на макеты. Ссылки прикрепляются в джиру, конфлюенс, они остаются в истории чатов, итд. Не хочется чтобы ссылки постоянно бились, а на месте старой ссылки появлялись новые макеты.

Чтобы вести нормально историю версий макетов в Figma и соблюсти все вышесказанные условия мы придумали систему работы с бранчами (Branch). Суть заключается в том, что стандартную задумку команды-разработчиков фигмы мы переделали и применили к нашему случаю. 

В самой фигме это задумано так

Есть Main файл и есть Branch от него, хранится основной сценарий в мэйне и в бранчах вносишь какие-то правки. То есть в бранчи ты не пускаешь ни разработчиков ни тестировщиков, потому что это временный файл, который потом смёрджится (Merge) с мейн файлом и исчезнет. Соответственно, основной критерий с ссылками и комментариями не дает этому способу шансов.

Создать бранч можно только в корпоративном аккаунте фигмы
Создать бранч можно только в корпоративном аккаунте фигмы

Я же придумал систему когда мэйн файл — это уже со старта развилка на все версии макетов. 

Древовидная структура файла
Древовидная структура файла

То есть, другими словами — это страничка с ссылками на один и тот же сценарий в разных версиях. В каждой такой ссылке есть версия файла, краткое описание нововведений которые с ним произошли, и примерные сроки релиза если мы их знаем, а для версий которые уже на проде – номер версии в приложении. 

Таким образом мы сохраним все комментарии, ссылки. Файл не будет перегружен и конечно же соблюдена история версий макетов.

Важное правило — в мейн файле нет макетов. Никаких 1.0 версий, ни более ранних/поздних. Мейн — это оглавление.

Давай покажу. Вот так выглядит наш мейн файл — видим ссылки на версии сценария.

Что мы видим в Main файле
Что мы видим в Main файле

Как это работает изнутри

Сначала создаем пустой файл и делаем страницу с навигацией и страницу с обложкой. И всё, в этом файле больше ничего не нужно. Потом создаем первый бранч (???? v1.0), в него дублируется все из основного файла (навигация и обложка) — это нам уже не нужно, удаляем. Делаем дизайн в этом бранче, спокойно даем ссылку на него всей команде, пишем комментарии, прикрепляем ссылку в джиру, в общем работаем как раньше, только сразу в бранче.

Когда дизайн в процессе или уже завершен, наверняка появятся моменты, которые хотелось бы улучшить в будущем, но сейчас нет возможности реализовать — вот это мы уже перенесем в новый бранч (⏱️ v1.1).

Для бранчей можно также создавать и менять статусы, например: 

???? Дизайн (ты еще работаешь над сценарием)

⏱️ На будущее (макеты улучшений сценария)

???? Дизайн-ревью (передано на проверку дизайна)

????️ Передано в разработку (Прошли проверку и отдали в работу + ????больше не вносим изменения)

???? Фронт-ревью (Пишем баги для фронта и бэка)

✅ В проде (Вышло на клиентов)

⛔️ В архиве (Уже не актуальный макет)

После того как мы прошли все стадии дизайна, вышли в прод мы ставим бранчу статус с галочкой ✅ и теперь он останется навсегда в этом состоянии, больше мы в нем не работаем. Работаем мы в бранче ⏱️ v1.1 и проходим все стадии дизайна заново. После того как второй бранч стал актуальным и был вынесен в прод мы ставим ему статус с галочкой, а нашему первому файлу присваиваем статус архивного ⛔️.

Статусы изначально можно сделать вариантами (combine as variants) и выбирать из выпадающего списка. 
Статусы изначально можно сделать вариантами (combine as variants) и выбирать из выпадающего списка. 

В итоге мы организовали пространство дизайна так как это работает у всех разработчиков в Git. Это может быть не очень привычно сначала именно дизайнерам, но по отзывам команды — все начали пользоваться и со временем привыкли и жалели, что не использовали бранчи раньше. Ах да, еще хотел сказать, что тестировал этот подход около полугода, никаких проблем с бранчами не возникало, никаких лагов, багов и тд. Работал с десктоп версии для мака.

А как у вас в командах ведется версионность сценариев?

Авторы идеи: Артем Корнилов, Андрей Штах, Дмитрий Чеботарь

Комментарии (1)


  1. p_kseniya
    15.08.2023 08:55
    +1

    Спасибо за интересный материал! В дизайне, как и в коде, важно применять версионирование.