Привет, Хабр!

Меня зовут Александр Зайцев, я руководитель продукта Family Manager в ПИК.

Внедрение BIM-технологий в проектирование развивается стремительными темпами, и всё больше компаний начинают использовать специализированные инструменты для управления библиотеками BIM-компонентов.

Family Manager — это система управления библиотеками BIM-компонентов, разработанная компанией ПИК. Изначально она создавалась для внутренних нужд компании, но в ходе работы мы поняли, что наша система может быть полезна и другим застройщикам. В процессе внедрения для нескольких организаций мы адаптировали её под разные BIM-процессы. Группа компаний ФСК стала одной из первых из сторонних компаний, кто начал её использовать.

В сегодняшнем материале мы вместе с руководителем управления BIM ГК ФСК Григорием Карповым обсудили внедрение системы в работу девелопера, возникшие сложности и планы компании по дальнейшей автоматизации процессов проектирования и строительства.

Как решили выбрать Family Manager

Что повлияло на ваше решение использовать систему для управления BIM-элементами Family Manager?

В нашем проектировании было несколько трудностей. Первая, она же основная, это формирование и поддержание для ГК ФСК единой актуальной библиотеки семейств, которой могли бы пользоваться все генпроектировщики. Вторая — вопросы интеграции: мы хотим, чтобы данные из семейств можно было передавать за пределы модели по дальнейшим этапам работ, то есть для подсчёта объёмов для стройки и составления смет.

Мы пытались решить эти проблемы административными методами, но это требовало постоянного контроля, в том числе, из-за человеческого фактора. В итоге мы поняли, что нам нужно автоматизированное решение для управления библиотекой BIM-компонентов и реализации BIM-сценариев.

Почему вы выбрали готовое решение вместо того, чтобы разработать собственную систему?

На текущий момент у нас существует аналог такой системы в двух версиях: библиотека на базе BIMacad Pro и библиотека, разработанная в ДСК 1 — «Каталог Экспресс».

Каждая решает примерно половину задач. Первая — это развёрнутое веб-хранилище, но без плагина для Revit. Вторая — «Каталог Экспресс» — это система с плагином для Revit, её мы использовали в проектном институте до внедрения Family Manager. В ней реализован функционал управления информационным наполнением семейств, их обновлениями и базовой мета-информацией о семействах. Но весь функционал — только в окне Revit. Поэтому работа велась двумя способами: либо загружали семейство на сервер как файл, либо в плагине в Revit смотрели, что за семейство, и использовали его.

Ни одно из этих решений не решало задачу полностью. Масштабируемость «Каталога Экспресс» была под вопросом из-за хранения семейств на сервере в виде файлов. Чтобы обновить семейство, приходилось редактировать файл, сохранять и размещать на диске.

Мы провели анализ сроков доработки нашей системы и он показал, что потребуется около полутора-двух лет. Это слишком долго. Задачи, которые ставит перед нами бизнес, должны решаться быстрее — мы не можем позволить себе потратить два года на разработку и доведение системы до нужного уровня. 

Что стало решающим фактором в пользу Family Manager?

Мы провели многокритериальный анализ основных игроков на рынке. Большинство решений — зарубежные. Это создает сложности с их приобретением и внедрением, а также остаются риски в плане работоспособности.

По результатам анализа первое место занял Family Manager, лидируя по совокупности факторов. На втором месте оказалась наша собственная разработка «Каталог Экспресс», отстав примерно на 40%. Остальные системы остались далеко в хвосте. Нам внедрять их было нецелесообразно.

Как происходило внедрение Family Manager в работу ГК ФСК

Сколько времени прошло от начала обсуждения покупки Family Manager до момента, когда вы начали развёртывать систему на вашем сервере?

Процесс переговоров проходил в несколько этапов. Сначала я узнал от третьих лиц о Family Manager. Система предлагала функционал, который мог решить наши трудности в бизнес-процессе.

Далее мы связались с разработчиком. Нам провели презентацию и продемонстрировали, как система работает и взаимодействует с другими решениями. Нам также предоставили демо-доступ для тестирования. После этого прошло обсуждение технических вопросов касательно работы самой системы.

Переговоры о покупке Family Manager начались в ноябре 2023 года, а развёртывание системы осуществили в конце апреля 2024 года. В целом от презентации до развёртывания системы прошло 5 месяцев. 

Такой срок связан с нашими внутренними процессами. Во-первых, BIM-отдел ГК ФСК прошел через реорганизацию в начале 2024 года. Также требовалось получить все необходимые согласования внутри компании. Мы провели оценку конкурентов — это обязательный этап перед приобретением любого продукта. Потребовалось время на согласование и подготовку договорной документации. После этого последовали оставшиеся этапы: проверка информационной безопасности, составление паспорта системы, настройка сервисов и развёртывание на сервере.

Почему вы решили установить Family Manager на своем сервере, а не воспользоваться облачным решением?

В соответствии с внутренними политиками безопасности департамент информационной безопасности не одобрил использование облачной версии системы. В качестве решения мы развернули автономную версию на серверах компании. Это обеспечило работу системы исключительно во внутреннем контуре без возможности внешнего доступа.

Чтобы получить разрешение на эксплуатацию, система Family Manager прошла тщательную проверку службой информационной безопасности. Был составлен паспорт продукта с описанием интеграции системы в существующую инфраструктуру компании. После внедрения необходимых ограничений Family Manager была признана безопасной и допущена к эксплуатации в контуре ГК ФСК.

Как проходил процесс внедрения Family Manager в компанию? Сколько времени заняла адаптация сотрудников к новой системе?

Период тестирования после развертывания системы длился примерно два месяца. Мы тестировали Family Manager с точки зрения работы с системой в целом. Изучали документацию и проверяли основные функции: как передаются данные, как загружается семейство на сервер или в хранилище самой библиотеки, как меняются параметры клиентской части через браузер и т.д.

Кроме того, мы проводили стресс-тесты — создавали массовую загрузку множества семейств одновременно, чтобы оценить быстродействие системы и время загрузки больших объёмов данных. Нам нужно было убедиться, что работоспособность системы не ухудшится, а внедрение нового решения не приведёт к замедлению работы. После завершения тестирования мы приступили к загрузке текущей библиотеки семейств компании в Family Manager.

У нас не было проблем с переходом от папочной структуры к Family Manager. В нашем распоряжении уже был «Каталог Экспресс», позволявший загружать семейства с сервера. Таким образом, мы сразу имели два варианта доступа — через папки или через «Каталог Экспресс».

После перехода на Family Manager мы проводили опрос, и примерно 70% пользователей отозвались положительно о новом процессе — работать с семействами стало быстрее и удобнее. На это мнение сильно повлияли гибкий поиск и общее быстродействие Family Manager, особенно по сравнению с предыдущим решением, которое местами тормозило.

Результаты опроса проектировщиков и BIM-координаторов ГК ФСК после перехода на Family Manager.
Результаты опроса проектировщиков и BIM-координаторов ГК ФСК после перехода на Family Manager.

Изменения бизнес-процессов, в первую очередь, коснулись корректной работы с системой. Family Manager как бы направляет пользователей к более эффективным процессам — например, проектировщик не может загрузить стороннее семейство, найденное в интернете. Он должен использовать только семейства из библиотеки Family Manager. Мы рассматриваем это не как ограничение, а как преимущество. Главное изменение заключается в чёткой регламентации: если требуются доработки семейств, проектировщик создаёт соответствующую заявку, BIM-координатор её обрабатывает, и только после этого нужное семейство становится доступным в Family Manager.

Как система Family Manager справилась с поставленными перед ней задачами?

В настоящее время мы не закончили внедрение Family Manager в наши бизнес-процессы. Пока мы не используем полный функционал системы и не охватили всех участников.

Family Manager применяется только в проектном институте. Мы работаем над внедрением функционала привязок с интеграцией с MDM-системой, что даст нам важное преимущество — автоматический подсчёт объёмов и смет. Следующий важный этап — это создание библиотеки семейств на уровне группы, то есть внедрение библиотеки с эталонными семействами для работы внешних генпроектировщиков. 

Таким образом, часть задач уже решена, а остальные находятся в проработке.

Какие основные сложности возникли при внедрении Family Manager? Сталкивались ли вы с какими-либо непредвиденными проблемами в процессе эксплуатации системы?

В первые месяцы после развёртывания системы наблюдались инфраструктурные проблемы с авторизацией пользователей и некоторые локальные проблемы, которые впоследствии удалось устранить.

Глобальных проблем с системой зафиксировано не было. После перевода Family Manager на сквозную авторизацию компании в июле-августе проблемы с авторизацией были полностью решены. Теперь работоспособность Family Manager зависит только от работы сервера.

Какие можно сделать выводы по Family Manager

Оправдались ли ваши ожидания от Family Manager? Были ли у вас опасения по поводу работы системы и адаптации сотрудников? Если да, подтвердились ли они?

Что касается соответствия функционала системы тому, о чем рассказывали на презентации — да, всё совпадает. Мы получили именно то, что нам показывали, и продолжаем открывать новые возможности. Скорее, система чуть опережает наши процессы.

У нас были некоторые опасения, что система будет плохо работать или не приживётся у проектировщиков, но они оказались не особо значимы. Внедрение нового продукта для управления библиотекой — это обычная работа с изменениями, она требует последовательного подхода.

По моей оценке, мы внедрили Family Manager в наши процессы на 70-80%. Большинство наших пользователей довольно, а с другими мы проработали все возражения и предоставили конкретные решения возникших проблем. С точки зрения самого продукта вопросов нет — они возникают только в процессе внедрения изменений. Сейчас можно сказать, что система прижилась у наших проектировщиков и активно используется. В целом, этого удалось достичь достаточно легко.

На основе вашего опыта использования Family Manager какие рекомендации вы могли бы дать другим девелоперам по работе с этой системой?

Я рекомендую Family Manager компаниям с масштабным проектированием. Когда у вас много объектов и семейств, к ним предъявляются разные требования, возникает необходимость системного управления этими данными — семействами, их версиями и актуальностью. Это действительно важный вопрос.

Девелопер с собственным проектным институтом получит значительное преимущество от эффекта масштаба — несколько проектов могут быть типовыми или строиться на схожих элементах. 

Если у вас собственное проектирование, то необходимы, конечно же, данные по семействам, их информационному наполнению, детализации, качеству и работоспособности этих семейств. Библиотеку надо держать под контролем, она должна быть единой, особенно когда у вашего проектного института появляются подрядчики и субподрядчики. 

Идеальный сценарий — когда проектный институт предоставляет подрядчикам доступ к Family Manager со своей библиотекой семейств. Они могут работать с едиными семействами и своевременно получать все обновления. В таком случае Family Manager — очень и очень большое подспорье в работе. 

Какое у вас видение относительно будущего развития и оптимизации процессов проектирования и строительства в вашей компании?

Сегодня на повестке автоматизация сметных расчетов, а именно: объединение всего процесса в единую цепочку и связка семейств с базой наших номенклатур. Это для нас приоритет.

Мы также относительно недавно начали использовать Civil для разработки генплана и наружных сетей. В этом направлении продукты ПИК Digital могли бы помочь, нам интересен набор плагинов для Civil для проектирования генплана, блока устройства и наружных систем.

***

Хотите лично убедиться в возможностях Family Manager? Приглашаем вас на наш сайт! Там вы сможете не только подробно изучить функционал системы, но и получить бесплатный демо-доступ. Попробуйте Family Manager в действии и оцените, как это поможет оптимизировать ваши рабочие процессы.

Комментарии (0)