Всем доброго времени суток, статья, по большей части, рассчитана на опытных специалистов, которые получают по несколько офферов и могут сами выбирать компанию. Она более релевантна для backend разработчиков, но вполне себе применима для всех технических специалистов в IT.

Контракт и зарплата

  1. Нужно обсудить зарплату и способ ее формирования. Зарплаты в IT, как и много где могут выплачиваться по-разному. Могут сделать оффер на оклад, который вы хотите и выплачивать премии годовые, проектные и так далее(это самый идеальный вариант развития событий) но не такой частый, как хотелось бы.

    1. Один из распространенных вариантов берут желаемую ЗП и срезают ее на какой-то процент 10-20-30 и "зашивают" эти деньги в kpi, перфоманс ревью премии и так далее. Эти премии выплачиваться могут по разному раз в квартал, раз в пол года, раз в год. И самое интересное, что зачастую этот процесс не прозрачен. Может зависеть от вас, ваших отношений с руководителем, от того получила ли компания прибыль или от всего и сразу.

  2. Узнайте, как выглядит процесс пересмотра ЗП, как часто он происходит и на сколько(максимум и в среднем) она может расти.

  3. Помимо зарплаты стоит обсудить условия контракта. Насколько я могу судить - большинство работодателей все же предпочитают работать по ТК и это хорошо. Но немало таких, кто хочет работать по ИП и ГПХ. Рекомендую самостоятельно изучить разницу всех этих подходов. Самое главное, что по ТК у тебя бессрочный контракт, тебя не так просто уволить и есть отпуска и больничные. Я готов рассматривать и ИП и ГПХ теоретически, но при таких раскладах нужно считать на сколько поднимать желаемую ЗП.

Проект и задачи

  1. Нужно узнать про проект и его область. Был я несколько раз на собеседованиях, где проект от тебя утаивают под видом жесткого NDA, но в большинстве случаев это оказывалось чернуха или что-то приближенное к этому, например, нелегальное казино.

  2. Что не менее важно - нужно узнать про технологии(и их версии, не все хотят работать на древних версиях, а это встречается) внутри проекта. На чем пишут сейчас, на чем планируют писать дальше. Узнать про подходы к архитектуре микросервисы это или монолит. Стоит узнать архитектурные паттерны формирования сервисов(mvc, слоистая или что-то еще). Узнать, что вокруг самого проекта - базы данных, брокеры, каким образом происходят релизы.

  3. Важно знать много ли легаси, как часто планируется взаимодействовать с ним(да и вообще в каком оно состоянии). Есть ли на него тесты и документация.

  4. Когда узнали про проекты и как они сделаны - нужно узнать под какие задачи берут вас. Вам могут ответить общими словами, но нужно быть настойчивым и попросить привести несколько примеров будущих задач.

  5. Поинтересуйтесь, как формируются задачи - есть ли на них аналитика, какая степень неопределенности у задач.

  6. Узнайте, как тестируется код. Какой процент покрытия тестами и замеряется ли он вообще. Мне довелось работать над довольно крупным проектом с полным отсутствием тестов.

  7. Как выглядит процесс от получения задачи до ее релиза. Компании используют разные подходы так что лишним это не будет точно.

  8. Есть ли у компании готовые бекапы и другие инструменты для комфортной разработки. Будь то работа с БД или кешем. У меня был опыт, когда тебе дают старый бекап, а ты сидишь с напильником и пытаешься его завести - не очень удобно, хотя и не критично.

  9. Стоит спросить про структуру команды и зоны ответственности.

  10. Узнайте про график работы(многие большие компании работают только по МСК и для жителей регионов может быть не очень удобно).

  11. Есть ли дежурства в компании, как они выглядят и оплачиваются ли они? В этом вопросе может быть тоже очень много нюансов.

Техника и софт

Кажется, что этот вопрос не так важен, особенно, если вы не ожидаете самый последний мак, но давайте не будем торопиться и пойдем дальше.

  1. Спросите выдает ли компания технику и какую. Для многих это может быть важно. Лично я предпочитаю мак, главное не винда. Я сам готов на ноут на винде накатить условную Ubuntu и сидеть на ней.

  2. Узнайте нет ли у компании какого-то необычного(импортозамещающего) софта. Сейчас такое время, особенно в РФ, когда люди могут уйти от привычной Jira и Confluence куда-то еще(возможно на отечественный софт). У меня был опыт с таким софтом - не очень удобная вещь, что и логично так как это делалось/доделывалось в попыхах. Хотя, момент на самом деле не критичный, потому что даже такой софт работает.

  3. Узнайте про VPN компании и его особенности. У меня есть опыт, когда ты работаешь на винде - с этой винды ты подключаешься к удаленному рабочему столу на винде и работаешь. В рамках такого подхода у тебя появляется инпут лаг(что не очень приятно после плавного мака), а еще доступ только к внутренней сети(нет привычного интернета).

Вывод

Вопросов много и вряд ли все из них вы сможете задать после технического собеседования у реального сотрудника.  По-хорошему, если вы получили оффер - попросите встречу с каким-то инженером минут на 40(либо в худшем случае отправьте список вопросов для письменного ответа), чтобы уточнить все детали. Ведь чем больше вы узнаете о компании и будущей работе - тем меньше неожиданных вещей и разочарований вы от нее получите. А, если обходить это все стороной и бросать компанию через пару месяцев - на будущие собеседования вас могут начать меньше звать из-за подобных прыжков по компаниям.
Всем хорошей работы и приятных офферов!

Комментарии (12)


  1. jhoag
    07.02.2025 05:29

    по ТК у тебя бессрочный контракт

    Трудовой договор может быть и срочным. Ещё, если работа удалённая, можно уточнить, каким корпоративным мессенджером пользуется компания. Сидят в телеграме, скайпе или вотсапе — бегите: перед вами сычи, которые не различают корпоративное и личное.


    1. gromyko21 Автор
      07.02.2025 05:29

      Про мессенджеры согласен. Очень круто, когда они корпоративные. Но на моем опыте этого практически не встречалось.


    1. fire64
      07.02.2025 05:29

      Насчёт мессенджов, ну не факт, если они выдают рабочие телефоны с корпоративными симками.


      1. gromyko21 Автор
        07.02.2025 05:29

        Про рабочие телефоны с корпоративными симками впервые слышу для разработки. Видел такое только у продажников


        1. fire64
          07.02.2025 05:29

          Бывает к сожалению, в коммерческих компаниях сомневаюсь, а вот у госов такое к сожалению встречал...


    1. HappyGroundhog
      07.02.2025 05:29

      Правда никто не мешает завести отдельный аккаунт в телеге для рабочих чатов. Опять же меньше шансов репостнуть туда мем)


    1. TarMax
      07.02.2025 05:29

      Эм что за категоричность такая про ТГ и подобное ? У нас в ДомКлике в тг коммуникация и всё более чем адекватно. Никто не пишет, не звонит в нерабочие часы и подобной фигнёй не занимается.


      1. zuekliza
        07.02.2025 05:29

        Да вопрос даже не в том, что в ночи писать могут. А в целом - мне, например, не по приколу, когда куча личных чатов, переписок и новостных каналов идёт вперемешку с рабочими вопросами. То есть ты в рабочее время скорее всего в моменте можешь отвлечься на что-то новостное, а в личное время, если просто кто-то вопрос закинул на утро, уже на рабочие вопросы отвлекаться из серии - о, пока не забыл. А отдельный мессенджер - все, рабочий день закончен, отрубил уведомления и сидишь себе спокойно.


      1. IlyaEdrets
        07.02.2025 05:29

        Это не нормально.

        У меня в иннотехе тоже рабочая переписка в тг. Куча общих групп в которые люди могут что-то написать поздним вечером или в выходные. И тут нужно либо мьютить каналы, но тогда в рабочее время не будут приходить уведомления. Либо отвлекаться на рабочие сообщения в нерабочее часы.

        Я сильно против смешивания личного и рабочего, поэтому завел отдельную учётку. Но знаю, что многие используют личные учётки.

        Если компания крупная, то она должна представлять корпоративный мессенджер. Так же как лицензии на ПО и корпоративную технику.


      1. jhoag
        07.02.2025 05:29

        Телеграм — не корпоративный мессенджер. Вы не управляете его инфраструктурой или кошельком. В нём издевательские треды и заикаются звонки. В нём сидят с личного аккаунта, что делает утечку и выгорание вопросом времени, а личные аватары и никнеймы мешают ориентироваться в штате и превращают его в цирк. Можно пойти дальше и перенести корпоративную переписку в «Одноклассники» или чат майнкрафта. Не говоря о том, что иные компании используют телеграм как сервисдеск. «Домклик», говорите? Запомню.


        1. Upgradde
          07.02.2025 05:29

          Что мешает отдельный аккаунт завести для работы? Я вот тоже не встречал отдельных мессенджеров для работы


          1. jhoag
            07.02.2025 05:29

            Уважение к себе.