Семнадцатилетний парень прошёл несколько этапов собеседования на позицию тимлида, но его не взяли на работу, потому что он якобы завысил свой возраст. Вопрос лжи во благо философский: можно понять как логику соискателя, к которому скорее всего было бы предвзятое отношение из-за возраста, так и логику работодателя, который не готов доверить NDA несовершеннолетнему. В этой ситуации мне скорее интересен вопрос экзистенциального кризиса высшего технического образования, тем более в эпоху достижения AGI. Некоторые компании, не доверяя вузам, уже сейчас набирают армии школьников писать код с помощью ИИ. Да, у моделей искусственного интеллекта есть проблемы безопасности, о чём я пишу по долгу работы в AI Security Lab ITMO. Однако факт остаётся фактом: скормить знания машине, чтобы она смогла дать правдоподобный результат решения задачи, уже зачастую эффективнее, чем человеку. Что же тогда нам остаётся?
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/11f/988/9f0/11f9889f0f2c705254d114ae93b23211.png)
Летом 2024 года я оказался на форуме «Искусственный интеллект в высшем образовании» в Тюменском государственном университете. Так как через пару недель мне предстояла защита бакалаврской работы, я не мог не поделиться своей болью, поэтому вступил в дискуссию с одним из экспертов. Как от студента матфака, от меня требовали написать текст на 50 с лишним страниц о разработке какого-нибудь IT-проекта с нейронками, который вряд ли кто-нибудь вообще стал читать. Я честно признался этому эксперту, что мне было лень писать текст диплома, я попросил нейросеть его нагенерировать, а сам в это время разрабатывал IT-решение, которое нашло своих пользователей в университете. Вот я и спросил: почему бы не сместить фокус с текста диплома, который надо просто взять и написать, на продукт, который будет действительно полезен? И пусть искусственный интеллект применяют не только при написании ВКР, но и в самом проекте. Вот что мне ответил эксперт:
«Когда люди говорят: „А давайте мой выпускной проект будет полезен, тогда у меня будет мотивация его делать“, проблема в том, что, отвечая на ваш вопрос, нейросеть сделает проект вместо вас гораздо более полезный и вам не нужно будет тратить даже на это время. А чем вы будете заниматься тогда? Бумажку за вас напишет одна нейросеть, проект сделает другая, внедрит его третья, а почему вам при этом захочется ходить в университет? Может, вам и не захочется после этого?»
Сидя на этом форуме, я ощущал себя зрителем фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея». Помните сцену с таинственным монолитом и приматами в начале? Реакция на искусственный интеллект в нашем обществе практически та же самая: опаска сменяется восхищением, восхищение сменяется ужасом. Но есть один нюанс, который скрывается за вау-эффектом: генеративные модели не обладают субъектностью. С чего вдруг AI или даже AGI захотел бы создать что-то полезное? Ведь интересы есть не у моделей, а у субъектов: корпораций, которые их обучают, и пользователей, которые отправляют им запросы. При ответе на вопрос, чем я буду заниматься, если ИИ и так всё сделает, хочется сначала ответить: писать промпты для решения своих задач и валидировать результаты. Однако, на мой взгляд, ошибка кроется в предпосылке вопроса. А с чего вы взяли, что нейросеть способна из ничего сгенерировать полезный продукт? Что вообще такое полезный продукт?
Вот как я отвечаю на этот вопрос. Некоторый результат деятельности может быть употребимым и приносящим кому-либо пользу продуктом, когда производитель и пользователь находятся в непрерывной коммуникации. Зачастую хорошие продукты создают команды, которые сами ими пользуются, ведь у людей есть мотивация приносить себе пользу. Откуда появиться мотивации у искусственного интеллекта? Способна ли искусственная нейросеть на коммуникацию, она же общается с пользователем? Здесь происходит подмена понятий. Строго говоря, генеративная модель не общается с человеком, а возвращает продолжение заданного пользователем промпта, который можно интерпретировать или как полезный ответ, или как галлюцинацию, например, о свиных крылышках.
Любой масштабный продукт, будь он товаром или услугой, не возможен без команды. Команда может применять результаты генерации моделей или даже внедрять искусственные нейросети в свои разработки. В чём для меня ценность университета в эпоху ИИ? Я могу найти команду в университетском сообществе, состоящем из амбициозных людей и профессионалов с опытом в различных сферах. В вузе легко получить доступ к экспертам и потенциальным пользователям своих продуктов, на которых в безопасной среде можно тестировать интересные гипотезы. Именно поэтому мне хочется ходить в университет и никакая генеративная модель или даже онлайн-курсы не способны заменить живое университетское сообщество.
А что вы думаете о высшем образовании в эпоху достижения AGI?
Keeper11
А. Азимов, "Профессия".
Politura
Пора писать новую книжку: где вообще никто ничему не учится, ибо ИИ сам за всех работает, на всех профессиях. Ну как, "учатся", когда домашнюю работу не читая скармливают ИИ сдают его ответы тоже не читая и выходя из ВУЗа с теми-же знаниями и умениями которые были когда в него поступали.
А через несколько поколений не остается и тех, кто может хоть чему-то научить.
Keeper11
А. Кларк, "Город и звёзды"
С. Лем, "Футурологический конгресс"
xSinoptik
У ИИ спросили, в каких книгах об этом написано?
Я попросил ИИ проверить. Говорит что вторая книга не очень подходит:]]
Keeper11
ИИ доверять нельзя. Мне можно. :3
Это подборка по личному вкусу. Почитайте, плохого не советую.
Футурологический конгресс
В "Конгрессе" один из слоёв фантомной реальности вполне подходит. А в действительности там всё ещё хуже.
Balling
А потом люди прдключат ИИ к разуму, и тот уже будет писать данные и обработанные данные в мозг.
Politura
Для этого нужно хотя-бы знать, что мозг существует. :) Сейчас подавляющее большинство старшекласников и студентов делают задания не сами, а скармливают всяким чатгпт и используют его ответ не читая. Так что если методики обучения останутся старые, а не изменятся на нечто, где ученикам будет стимул самим все делать, есть шанс, что дойдем до поколения, где никто из людей не будет знать что такое мозг и для чего он нужен, а чтоб спросить о нем у ИИ, надо хотя-бы знать, что спрашивать.