Сколько же развелось разных видов менеджеров в компаниях! И IT, конечно, не исключение. Я бы сказал, особенно IT не исключение. Великие IT-спецы и эксперты сразу скажут, что это всё бесполезные люди в команде, которые только и делают, что пушат всех по срокам, но как только такие скептики попадают в команду без менеджера, то сразу начинают жаловаться, мол, как же так, подавайте хорошего управленца, работать невозможно.
Так что давайте с вами разберёмся, какие же есть в IT виды менеджеров, чем они занимаются, зачем они нужны, чем отличаются друг от друга, и какие навыки требуются каждому из них.
**мем про попугая, который спрашивает статус задачи, вставлять не буду, обещаю
Project Manager (PM) / Руководитель Проекта (РП)
Project Manager отвечает за управление проектом от начала до конца, обеспечивая его успешную реализацию в рамках определённых сроков и выделенного бюджета. Например, есть проект внедрения новой CRM-системы в компании или проект какой-нибудь крупной разработки - вот тогда нужен Project Manager.
? Основные задачи Project Manager-а:
Планирование проекта: определение целей, задач, сроков, бюджета и ресурсов;
Управление командой: координация работы разработчиков, тестировщиков, дизайнеров, аналитиков и других участников;
Управление рисками: предсказание потенциальных проблем и их предотвращение;
Контроль сроков и бюджета: отслеживание выполнения задач и предотвращение перерасхода средств;
Коммуникация с заказчиком и стейкхолдерами: согласование требований, отчетность;
Обеспечение качества: контроль соответствия результата ожиданиям заказчика;
Документирование процесса: ведение отчетов, диаграмм, документации по проекту.
Так что Project Manager, как видишь, очень важен в команде. Если кто-то в команде говорит, что менеджер делает всё только хуже, только дёргает со сроками и назначает множество ненужных встреч, а толку от этого никакого, то тут может быть две ситуации: либо это просто плохой менеджер, либо вы немного недооцениваете его работу и видите только верхушку айсберга.
Хороший менеджер — это не только пушер и котроллер сроков и задач, а ещё и щит команды от всего треша, который частенько валится со стороны бизнеса и топ менеджмента. Он — главный фильтр команды. Убери его, и вы поймёте, что та, как вы думали, “жесть”, которая льётся на вас в задачах - это только цветочки и очень адекватные требования, которые не так уж и часто меняются. Убираешь такой фильтр - и команда погрязнет в лишних коммуникациях, странных бесконечных доработках и потеряет координацию между разными ролями. Кто чем занимается? Да хрен его знает, вроде как вот этой задачей, но вроде как и бросает её на середине и делает другую. Приоритет вроде понятен, начинаем делать, но приходит заказчик и пушит другую задачу, хотя она с виду не такая срочная - а интересы и фокус команды никто перед заказчиком не отстоял. И так далее.
Если все эти симптомы есть и при живом менеджере, то к компетенциям этого менеджера есть вопросы, но и не стоит думать, что все менеджеры такие. Хороший PM хоть и отчитывается перед бизнесом, но он прислушивается к команде, потому что команда - это его главный ресурс, чтобы сделать бизнесу хорошо, и без неё один менеджер ничего не сделает со всеми его грандиозными планами. Но и команде без менеджера будет ой как несладко.
?️ Скиллы Project Manager-а:
Софт-скиллы:
Лидерство: управление командой, мотивация людей;
Коммуникация: умение объяснять задачи и договариваться;
Стрессоустойчивость: работа в условиях неопределенности и давления сроков;
Критическое мышление: анализ ситуации и поиск решений;
Тайм-менеджмент: управление своим и чужим временем;
Конфликт-менеджмент: решение спорных ситуаций.
Хард-скиллы:
Методологии управления проектами: Agile, Scrum, Kanban, Waterfall;
Инструменты управления, таск-трекеры, планирование, диаграмма Ганта: Jira, Trello, Asana, Confluence, ClickUp, MS Project;
Работа с документацией: PRD (Project Requirement Document), BRD (Business Requirements Document), Roadmap, Project Charter;
Финансовое планирование: бюджетирование, контроль затрат;
Риск-менеджмент: анализ рисков, разработка стратегий минимизации;
Базовые технические знания: понимание основ разработки, баз данных, API;
Excel и реже SQL: анализ данных, построение отчетов;
Желательно: знать стандарт PMBOK (Project Management Body of Knowledge) - это один из ключевых стандартов в управлении проектами. А также есть различные сертификации для PM: PMP, PRINCE2, PMI-ACP, PSM, CSM.
? Из каких ролей можно вырасти в Project Manager-а:
PM чаще всего вырастают из следующих ролей:
Business Analyst (BA) – умеет работать с требованиями, анализировать процессы, писать документацию, умеет хорошо коммуницировать. Чтобы перейти на уровень PM-а, нужно прокачать управление командой и рисками, Agile-практики, познать работу с бюджетированием.
Разработчик – если вдруг захочет уйти в управление (хотя чаще такие разработчики идут всё-таки в тех. лидов). Для перехода в PM-ы им нужно прокачать навыки коммуникации, управление командой, бюджетом и весь тот же стандартный набор.
QA Lead или разные другие тимлиды – тут, как правило, проблем с управлением людьми меньше, но для PM нужно прокачать более широкое видение картины на уровне всего проекта, а не только, например, задач тестирования, ну и остальное, как обычно - бюджетирование, риски, планирование, общение с крупными стейкхолдерами.
Product Owner и Product Manager – тоже бывает, что хотят перейти в PM, и во многом эти роли имеют общие необходимые скиллы.
? Куда можно развиваться из роли Project Manager-а:
Project Management Office (PMO) Director / Руководитель проектного офиса;
Chief Operating Officer (COO) / Директор по операционной деятельности;
Scrum-мастер;
Program Manager;
Product Manager - тут чуть более горизонтальный рост получится.
Product Manager (PM)
Product Manager отвечает за стратегию и развитие продукта, ориентируясь на потребности пользователей и бизнес-цели. В отличие от Project Manager, который управляет процессом выполнения задач и следит за сроками, Product Manager управляет тем, что именно будет сделано и зачем. Хотя это разделение тоже не всегда такое строгое — я на практике встречал менеджеров продукта, которые и задачами, и сроками управляют. Product Manager нужен, как правило, тогда, когда в продуктовой компании разрабывается и развивается какой‑то (извиняюсь) продукт — например, какая‑то соц. сеть или электронный банк. Вот Product Manager отвечает за развитие этого продукта, формирует для него видение и понимает, какие фичи нужно разработать, чтобы продукт завоевал рынок.
Я слышал такую упрощённую версию того, чем различаются менеджеры продукта и проекта: Project Manager отвечает за процесс «родов ребёнка», т. е. некого продукта, а Product Manager уже сопровождает новорожденного, следит за его здоровьем и развитием.
? Основные задачи Product Manager-а:
-
Определение стратегии продукта:
Анализ рынка, конкурентов, пользовательских потребностей;
Формирование видения продукта (Product Vision);
Разработка дорожной карты продукта (Product Roadmap).
-
Управление бэклогом и фичами:
Определение приоритетов задач (что делать в первую очередь);
Написание требований и user stories для команды (либо этим занимается бизнес-аналитик в команде);
Взаимодействие с дизайнерами, аналитиками, разработчиками.
-
Работа с бизнес-целями и метриками:
Определение ключевых метрик успеха (KPI, OKR).
Оценка бизнес-эффекта от внедрения новых фич;
Улучшение юнит-экономики и монетизации.
-
Работа с пользователями:
Сбор обратной связи;
Проведение интервью с клиентами;
Тестирование гипотез.
-
Коммуникация со стейкхолдерами:
Согласование приоритетов с бизнесом, маркетингом, продажами;
Презентация стратегии продукта.
?️ Скиллы Product Manager-а:
Хард-скиллы:
Продуктовая аналитика (SQL, Amplitude, GA4, Mixpanel);
Работа с юнит‑экономикой (LTV, CAC, ARPU, ROI);
A/B‑тестирование и тестирование гипотез;
UX/UI дизайн — базовое понимание, как проектировать удобные интерфейсы;
Методы Customer Development (интервью, опросы, JTBD);
Методологии Agile/Scrum — но больше не управление, а работа с бэклогом;
Формирование продуктовой стратегии (Product Roadmap, Go‑To‑Market);
Основы маркетинга (каналы привлечения, воронки продаж);
Финансовое моделирование — расчет влияния фич на бизнес.
Софт-скиллы:
Критическое мышление — умение анализировать и приоритизировать;
Коммуникация — ведение переговоров, презентация идей;
Эмпатия к пользователю — умение ставить себя на его место;
Гибкость и адаптивность — быстрая реакция на изменения рынка.
? Из каких ролей можно вырасти в Product Manager-а:
Продуктовый аналитик (Product Analyst) — это самая частая и логичная ветка развития для продуктового аналитика — вырасти в Product Manager‑a. Продуктовый аналитик уже умеет работать с метриками, SQL, A/B‑тестами и CustDev‑ом, но нужно будет ещё прокачать глобальное принятие решений по развитию всего продукта, навыки постановки задач команде разработки и управления бэклогом, а также чуть прибавить в навыках коммуникации, чтобы общаться со стейкхолдерами.
Бизнес‑аналитик (Business Analyst) — из BA тоже, бывает, растут в PM‑ы. Коммуникация уже развита, анализ данных, как правило имеется, системное мышление и работа с требованиями тоже есть, но нужно больше погружаться в метрики, CustDev, монетизацию и постановку задач и управление бэклогом.
Project Manager — раз уж сказали, что из Product‑а можно перейти в Project, то будет справедливо отметить, что и наоборот тоже бывает. Тут Project‑у нужно будет больше сделать фокус на самом продукте, также метриках, CustDev‑е.
Маркетолог — есть понимание юнит‑экономики, метрик. Нужно прокачать работу с разработкой и продуктовую аналитику, управление бэклогом.
Product Owner (PO) — метод управления и приоритизации тут очень поможет, но, опять работу с метриками прокачать придётся.
? Куда можно развиваться из роли Product Manager-а:
Lead / Head of Product - управление несколькими продуктами, управление командой продуктовых менеджеров, стратегия развития всех продуктов компании;
Chief Product Officer (CPO) / Директор по продукту;
Chief Marketing Officer (CMO) / Директор по маркетингу;
Project Manager — опять же, как и в случае перехода из Project‑а в Product — это больше горизонтальное развитие.
Delivery Manager (DM)
Delivery Manager отвечает за эффективную поставку IT-продукта или услуги. Его зона ответственности — процессы, команды, скорость и качество разработки. В отличие от Project Manager, который фокусируется на управлении конкретными проектами, и Product Manager, который отвечает за стратегию продукта, Delivery Manager занимается всей цепочкой поставки — от планирования до релиза. Но, опять же, видение обязанности DM могузличаться в разных компаниях и командах.
? Основные задачи Delivery Manager-а:
-
Организация процессов разработки:
Выстраивание оптимальных Agile-процессов (Scrum, Kanban, SAFe).
Контроль за выполнением задач без потерь качества и скорости.
-
Координация команд разработки:
Работа с разработчиками, тестировщиками, DevOps-инженерами;
Оптимизация взаимодействия между командами;
Организация cross-team collaboration.
-
Управление ресурсами и зависимостями:
Выстраивание эффективного ресурсного планирования;
Балансировка загрузки команд.
-
Оптимизация скорости поставки (Time-to-Market):
Ускорение цикла разработки;
Иногда автоматизация тестирования и деплоя, оптимизация процессов CI/CD.
-
Работа со стейкхолдерами
Согласование сроков и приоритетов с бизнесом и разработкой;
Коммуникация с клиентами (если речь об аутсорсе).
Если тебе показалось, что Delivery Manager похож на Project Manager‑а, то в чём‑то так и есть — он тоже управляет процессами, сроками и ресурсами, следит за эффективностью работы команд, занимается планированием и работает со стейкхолдерами. Но DM отвечает за весь цикл поставки, а не за конкретный проект. Он держит сильный фокус на эффективности разработки, Agile‑проц, CI/CD‑процессе, ускорении разработки.
?️ Скиллы Delivery Manager-а:
Хард-скиллы:
Agile, Scrum,Kanban, SAFe — организация процессов разработки;
CI/CD и DevOps‑процессы — понимание автоматизации поставки;
Метрики разработки — Cycle Time, Lead Time, Deployment Frequency, Change Failure Rate и пр.;
Инструменты Jira, Confluence, Trello и что-нибудь вроде Azure DevOps, например.
Софт-скиллы:
Системное мышление — видеть узкие места в процессах и исправлять их;
Лидерство — мотивировать команды и убирать блокеры;
Коммуникация — работать с бизнесом и разработкой;
Стрессоустойчивость — тут, как обычно, для любого менеджера.
? Из каких ролей можно вырасти в Delivery Manager-а:
Scrum Master / Agile Coach;
Различные тимлиды и senior-позиции (разработки, QA, SA, BA);
Иногда DevOps Ener;
Project Manager, Product Owner.
? Куда можно развиваться из роли Delivery Manager-а:
Если развиваться в техническую сторону, то можно идти в сторону Head of Delivery / Director of Delivery и вплоть до CTO (Chief Technical Officer);
Если развиваться в бизнесовую сторону, то можно дорасти до Chief Operating Officer (COO), например.
Это были основные три роли, с которыми чаще всего сталкиваются в командах, но это ещё не всё. Давайте обсудим ещё нескольких управленцев, но уже более кратк,о:
Program Manager — в отличие от Project‑а он управляет группой взаимосвязанных проектов. Здесь же можно указать Technical Program Manager (TPM), который имеет похожие обязанности, но с большим техническим уклоном и занимается больше техническими проектами;
Customer Success Manager (CSM) — отвечает за успех клиентов, использующих продукт, т. е. он концентрируется на ценности продукта для клиента. Он анализирует метрики вовлечённости, приток/отток пользователей, занимается обучением клиентов, проводит онбординг, работает с фидбеком клиента по продукту и передаёт его в команду разработки.
Release Manager — отвечает за процесс релизов (развертывание версий ПО), согласует из с бизнесом и стейкхолдерами.
DevOps Manager — отвечает за CI/CD‑процесс, автоматизацию и инфраструктуру, управляет Dev,инженерами. В отличие от Release Manager-а это более техническая роль.
Как вы видите, есть менеджеры, задачи которых совсем сильно отличаются друг от друга, но есть и пересечения и смежные области. Поэтому в разных командах можно встретить разные гибридные варианты этих ролей, которые сочетают в себе обязанности нескольких ролей сразу.
Конечно, помимо всех перечисленных менеджеров есть ещё зличного рода управленцы конкретными командами (например, Development Manager, Infrustructure Manager, Security Manager и пр.), но они уже либо совсем укзонаправленные, либо представляют собой управляющую позицию в каком-то конкреовравлении с подчинением нескольких с,пециалистов. Но если что-то забыл из основного или есть какая-то роль, с которой лично вы сталкивались в работе, то интересно будет почитать в комментариях.
Rhbnbr
Переход из РП в скрам-мастера точно не продвижение