Вы надеваете Apple Vision Pro, выглядите как сумасшедший, сбежавший из «Матрицы», после бессонной ночи, а прохожие отшатываются со словами «батюшки-светы» (да, в нашей реальности люди говорят именно так, когда они крайне удивлены). 

Зачем вообще такие штуки создают? И почему ИТ-компании раз за разом покупают «бесполезные» гаджеты? Давайте разберёмся.

Хайп — это всегда плохо?

Почти каждый слишком громкий запуск продукта — в лучшем случае полусырые технологии, в худшем — пшик. Вспомним Apple Vision Pro, вспомним Galaxy Ring, вспомним Rabbit R1

Чаще всего пользователи получают недоработанный продукт, который не оправдывает ожиданий, созданных благодаря хайпу. Конечно, это не всегда значит, что технология абсолютно бесполезна и не работает. Просто её потенциал раскрывается не сразу, и многие первые пользователи сталкиваются с багами и нестабильностью.

Но, как бы мы ни возмущались, такой подход — норма для технологической индустрии. И в этом есть логика. Когда продукт выходит на рынок с таким прогревом, он получает первую порцию обратной связи. Это своего рода проверка на прочность. Она поможет выявить слабые места, которые разработчики в следующих итерациях смогут доработать и улучшить. 

Всё было бы слишком просто, если бы не одно но: если продукт не оправдывает ожидания, хайп быстро оборачивается против него. Это ожидаемо приводит к падению интереса — и в таких случаях шумиха, которая изначально была на руку, оборачивается провалом.

Важно понимать, что хайп не всегда показывает реальную готовность продукта. За всеобщими восторгами ожидания стоит работа, порой не очень-то заметная для широкой аудитории.

При этом помним, что хайп служит не только для привлечения внимания, но и для создания диалога с рынком, который в будущем станет основой для улучшений и адаптации продукта.

И тут важно правильно распорядиться интересом пользователей: не позволить им ожидать чересчур многого — не перегревать аудиторию, но и постараться в итоге превзойти их ожидания в процессе доработки и оптимизации.

Хайп драйвит изменения

Но не стоит относиться к хайпу как к чему-то пустому и ненужному. Он всё-таки не просто привлекает внимание — он реально влияет на рынок. Хайп, по сути, становится катализатором для изменений и помогает создавать новые тренды. Пусть иногда и с непредсказуемыми последствиями.

Возьмём, к примеру, Apple Vision Pro или Flutter. Их создание породило огромное количество разговоров, обсуждений, проклятий и прогнозов. И так они стали индикаторами движения индустрии. 

Apple Vision Pro, например, позиционировали как нечто невероятно революционное, готовое буквально изменить жизни подход к виртуальной и дополненной реальности. Но спустя пару месяцев стало понятно, что это была всего лишь стартовая точка. Очки, несмотря на инновации, всё ещё далеки от массового потребления из-за технических характеристик. Ну и цены, конечно.

А вот Flutter взлетел на волне интереса к кроссплатформенной разработке. Хотя многие и говорили: «Фу, очередная кроссплатформа от Google, это всё загнётся через два года».

Я тогда занимался React Native и помню хайп вокруг Flutter. Он действительно существовал в мире разработки, особенно в кроссплатформенной и мобильной — это была стопроцентная инновация. И он до сих пор остаётся уникальным, разве что KMP немного наступает ему на пятки.

Марк Абраменко, Tech Lead of Flutter Surf

В итоге Flutter не просто оправдал ожидания, а стал мощным рабочим инструментом, который продолжает влиять на мобильную разработку.

То есть, хайп — это не просто маркетинговая вспышка. Не хочется бросаться громкими словами, но, по сути, это энергия. И она позволяет рынку взять курс на развитие в нужном направлении.  И если первая версия продукта окажется неидеальной — важнее, что благодаря этой волне появляются инвестиции, интерес сообщества и новые идеи. А это, в свою очередь, запускает цепную реакцию: конкуренты тестируют собственные решения, стартапы предлагают альтернативные подходы, появляются open-source-проекты и, наконец, меняется пользовательский опыт.

Хайп разочаровывает

Но, разумеется, далеко не каждый яркий запуск становится революцией. Часто за этим стоит не технологический прорыв, а хитрющий маркетинг и завышенные ожидания. И если в одном случае хайп даёт мощный импульс к развитию, то в другом — заканчивается разочарованием, оставляя за собой только печальных пользователей и уставших разработчиков.

И таких примеров много. Те же Apple Vision Pro, Google Glass или Galaxy Ring. Эффект новизны работает, пока продукт остаётся в центре внимания. Но если пользователи не могут применять продукт в реальности — всё быстро сходит на нет.

Почему так происходит? Часто причиной становится слишком ранний выход на рынок. Продукт ещё не готов, но его уже нужно «показать инвесторам», «поймать волну», «отвоевать инфополе». В итоге команда тратит больше ресурсов на презентацию, чем на доработку самого решения. Пользователи сталкиваются с багами, неудобным интерфейсом, отсутствием поддержки — и теряют интерес.

Ещё один классический пример — голосовые помощники. Когда Siri, Алиса и остальные только появились, казалось, что вот оно — будущее общения с техникой. Но спустя пару месяцев выяснилось, что всё, что они умеют — это музыку включать да время засекать. Потенциал гигантский, но до реальной пользы тогда было далековато. Ожидания не совпали с реальностью, и хайп ушёл, оставив технологии развиваться в тени. Зато какие они сейчас.

В общем, провал — это не конец. Даже «сдувшиеся» продукты могут дать миру полезные наработки. Некоторые становятся прототипами для будущих решений, другие вдохновляют на новые идеи, третьи просто учат, как делать не надо.

Баланс между хайпом и здравым смыслом

Когда на горизонте появляется новый технологический тренд, первая реакция — надо вот прямо сейчас начинать. Неважно что, ведь все вокруг уже что-то пробуют, выкатывают демки, запускают пет-проекты. Кажется, что если мы не в игре — мы опоздали.

У этого ощущения даже есть название — FOMO — fear of missing out. Страх что-то упустить. И этот страх выматывает.

Эта гонка не закончится никогда: один тренд сменит другой, технологии будут развиваться, всё больше времени, всё больше ресурсов. И тут на сцену выйдет усталость. Знакомо? Значит, пора научиться отличать реально полезные вещи от хайпа.

Как это сделать?

1. Научиться вовремя останавливаться.

Да, это, пожалуй, один из самых сложных моментов. Взять себя в руки, выдохнуть и спокойно задать себе пару простых вопросов:

  • Что изменится, если мы не будем это внедрять?

  • Для кого мы это делаем?

  • Будет ли наш продукт лучше с этой штукой?

  • Это наше решение или мы просто бежим за рынком, как Пятачок за Винни Пухом?

Иногда такие размышления приводят к тому, что лучше подождать и посмотреть. Пусть другие попробуют, набьют шишки, а мы сделаем выводы.

2. Осознать, что не нужно гнаться за всеми новинками.

Тут важно понять и принять, что продукт не обязан быть на гребне буквально каждой волны. Хороший продукт решает задачу. Если при этом получится словить волну — супер. Но если нет — тоже окей. Клиентам не всегда нужны невероятные инновационные штуки из будущего. Зато они точно ждут, что продукт просто будет работать.

3. Помнить про здравый смысл и психическое здоровье. 

Давление хайпа ощущают не только продакты, но и разработчики, дизайнеры, маркетинг. Когда команда постоянно гонится за новыми штуками, это выматывает. Люди начинают сомневаться в смысле своей работы, теряют фокус, мотивацию. Все становятся тревожными сырками, а продуктивность падает.

Поэтому стоит оценивать риски и «цену» создания продукта. Причем речь не только и не столько о деньгах, сколько о фокусе команды.

Что же с этим делать и как не сойти с ума

Технологии меняются быстро. Ещё вчера все делали только нативные приложения, сегодня на пике Flutter, завтра — новые штуки для дополненной реальности. И каждый раз кажется, что если сейчас не впрыгнешь в этот поезд, опоздаешь навсегда. Но это иллюзия.

Поэтому фильтруем шум. Не всё новое нам нужно. И иногда пропустить тренд — стратегически верное решение.

Ещё — общаемся с пользователями, а не в панике следим за технологическими новостями. Аудитория наших продуктов лучше, чем инфлюенсеры, знает, что ей нужно. 

И напоследок — создаём не «самые инновационные и прорывные технологии и наплевать, что никому это не нужно», а с помощью технологий формируем полезные привычки. Именно они и остаются с пользователем надолго — потому что встраиваются в повседневную жизнь.

И помним, что хайп — это всего лишь начало. Его можно использовать, чтобы привлечь внимание. Но дальше продукт должен ехать сам. Спокойно, эффективно и надёжно.

Подробнее про Flutter и качество кода смотрите наш подкаст «Не 12 часов» на YouTube и ВК

Комментарии (1)


  1. PuknulProgrammistamPodNos
    20.05.2025 13:11

    Добрый день! Большое спасибо за статью, однако хотелось бы вас немного покритиковать.

    1. Вы пытаетесь размышлять на какие-то вещи, которые находятся на стыке между маркетингом, социологией и философским мировоззрением общества потребления. И в самом начале статьи вы вводите многозначный термин "хайп". Однако позже по статье нигде не раскрываете его то есть, не объясняете что именно вы подразумеваете под словом "хайп". Так что же такое хайп в вашей статье? Это навязчивая реклама вокруг какого-то продукта (первоначальный термин данного слова)? Или всё-таки вы раскрываете это слово таким, каким его внёс в нашу поп-культуру репер яникс в своём треке "хайпим", и подразумеваете под словом "хайп" ажиотаж вокруг какого-то предмета/явления/человека? Сперва, когда я открыл статью, подумал, что речь будет идти о маркетинге, то есть о том, как крупные айти-компании создают нарочито-надоедливую рекламу. Но по тексту оказалось всё иначе, и в авторе я нашёл некомпетентного айтишника-около коуча. Не в обиду, вам, просто лучше заранее проговаривать, что вы подразумеваете под многозначными терминами, прежде чем идти дальше и случайно затем разочаровывать читателя.

    2. Вот вы своими программистскими длинными и немножко кривыми пальцами, под ногтями которых уже четвёртую неделю томится грязь из-под кнопок клавиатуры, пишите: "Хайп драйвит изменения". Дальше вы выставляете всё таким образом, будто только благодаря хайпу в мире появляются новые инновационные технологии. Не знаю, как принято в вашей компании, но в местах, где я работал, мы поддерживали наши продукты независимо от того, вызвали наши разработки ажиотаж в мире или нет. Ну и в целом, несмотря на всякий хайп, любая серийная вещь всегда живёт по циклу: постановка проблемы -> техническое задание -> разработка решения -> выпуск на рынок -> оценка отзывов потребителей -> анализ -> постановка проблемы -- и вновь по циклу. Никакой хайп для этой классической модели не нужен. Все инновации рано или поздно появляются сами со временем. И все вещи живут и разрабатываются, дополняются и (не побоюсь этого слова) эволюционируют именно так. Вот возьмите, например, те же зубные щётки. Да, они мало кому знакомы среди айтишников, но посмотрите, какими тупыми пластиковыми эти зубные щётки были раньше и какими умными электронными стали сейчас: они способны подсказывать правильно ли вы чистите зубы; могут засечь время и отсчитывать ровно необходимые 5 минут чистки зубов (если установить режим для айтишников, то время почему-то возрастает до 15 минут). Так что есть хайп вокруг какой-то вещи или никакого хайпа вокруг неё нет - для новых прорывных и инфантилизирующих общество технологий это неважно.

    3. "Хайп разочаровывает" - сам хайп едва ли кого разочаровывает. Наоборот, ему все рады, ведь благодаря нему создаётся огромная шумиха; обыватели клепают всякого рода мемы, пишут посты на хабр и всей дружной айти тусовочкой входят в экстаз и предвкушение. А вот неудачный продукт, вывалившийся на рынок, как-раз таки и разочаровывает. Разные понятия просто. Имею ввиду, что хайп - это отклик общества на продукт. И этот отклик ни коим образом не может разочаровать среднестатистического обывателя. А вот неудачная покупка - может. Или я потерял связь со словом "хайп" и как-то неверно здесь его воспринял?

    4. "Баланс между хайпом и здравым смыслом" - не совсем понял для кого это написано. Сам с описанными здесь чувствами никогда не сталкивался, поэтому ничего тут не скажу. Но буду рад, если поясните, кто из людей устаёт от бесконечной смены трендов и развитий технологий.

    В целом, складывается чувство, что статья была написана чтобы просто побыстрее скоротать время на работе (собственно, как был написан и этот комментарий). Впрочем, надеюсь, что ваше руководство не поймёт этого и, как это обычно и бывает у нас в айти, выдаст вам зарплату в 10000ккк в наносекунду просто за то, что вы ничем не занимаетесь. То есть по сути, выдаст деньги за обычное айтишное ничегонеделание. Ведь именно ради этого и существует айти и именно ради этого мы туда все и вкатываемся.
    Прошу также не воспринимать близко к сердцу мою критику. Я лишь указал на некоторые, как мне показалось, логические ошибки в повествовании. Надеюсь, что это поможет улучшить ваш стиль письма. И ваши следующие статью будут выглядеть более презентабельными с точки зрения публицистики. Если же вам понадобится помощь, то могу выступать вашим бета-ридером. Но учтите, будучи веб-макакой, я получаю 1 млрд. рублей в месяц. Так что ваше предложение должно быть не менее актуальным.