Одна из главных функций ИТ-департамента — поддерживать работоспособность бизнеса. Чтобы выполнить эту задачу, нужно обеспечить контроль оборудования и программного обеспечения (ИТ-активов организации), поддерживать безопасность сети и подключений пользователей. Многие компании признают, что у них царит настоящий хаос в учете ИТ-активов — информация об устройствах и лицензиях ПО хранится в различных источниках и в Excel (зачастую, таких таблиц еще и множество), из-за чего с этими данными почти невозможно работать. При этом есть и множество  неучтенных устройств и программ, что превращается в серьезную проблему для ИТ-директоров, которым необходимо обеспечить не только качественное использование, но и отказоустойчивость всей ИТ-инфраструктуры

Автоматизация процессов учета в ИТ-департаменте позволяет наладить получение необходимой информации и дает возможность получать полное представление об ИТ-инфраструктуре организации. Зачастую организации используют такие решения, как системы дискаверинга, а также системы по управлению активами.

В статье рассказываем, как эти решения дополняют друг друга, чем различаются традиционные подходы к учету оборудования и как новая функциональность SimpleOne ITAM позволяет синхронизировать данные между этими системами для обеспечения полноценного контроля над ИТ-инфраструктурой.

Синергия дискаверинга и управления активами для контроля над ИТ-инфраструктурой

Любое оборудование или программный продукт в компании может иметь двойственную природу. С одной стороны, это объект финансового учета с определенной стоимостью, сроком амортизации, материально-ответственным лицом и прочими атрибутами. С другой — это элемент конфигурации ИТ-инфраструктуры с набором характеристик, важных для поддержания устойчивости предоставляемых ИТ-департаментом услуг.

Решения по дискаверингу и по управлению ИТ-активами отвечают за разные, но взаимодополняющие задачи. Дискаверинг выявляет актуальное состояние устройств в сети, обнаруживает установленное на них программное обеспечение и запущенные процессы. Он позволяет получить объективную картину о конфигурации оборудования и быстро понять, какие бизнес-процессы зависят от ресурсов конкретного объекта. Система управления активами в свою очередь позволяет структурировать модели используемого оборудования, обеспечивает учет и аналитику затрат, управление жизненным циклом оборудования и поддержание порядка в документации.

Подробнее о разнице подходов:

Дискаверинг

Использование системы дискаверинга даёт контроль над конфигурацией устройств и состоянием их активности: она предоставляет структурированную фактическую информацию о компонентах оборудования в инфраструктуре и позволяет увидеть реальную картину происходящего в сети. 

Системы дискаверинга реализуют задачу автоматизированного учета компонентов устройств и, соответственно, их функциональность чаще всего не оснащена процессной составляющей, которая позволит управлять действиями.

Дискаверинг можно сравнить с инструментом, который делает чекап организма — система сообщает, что у вас два глаза, один нос и две руки, но не помогает решить, как с этим организмом дальше обращаться. Система дискаверинга не позволяет настроить обработку заявок на выдачу оборудования, обработать его списание или оформить перемещение между подразделениями, поскольку её задача в другом.

ITAM

Системы учета активов (ITAM-системы), напротив, позволяют автоматизировать процессы выдачи, перемещения техники, фиксировать заявки на ремонт, формировать отчетность и отслеживать финансовые показатели. Они дают возможность отследить, какое подразделение использует оборудование, кто является материально-ответственным лицом (МОЛ), какова его стоимость, история работ, срок полезного использования. Такие системы успешно решают задачи финансового и операционного учета на протяжении всего жизненного цикла актива.

Тем не менее, стандартные системы управления активами не всегда без дополнительных интеграций обладают функциональностью для обнаружения устройств в сети и проверки  изменений конфигурации.

Многие организации сталкиваются с ситуацией, когда информация в системе учета активов расходится с реальным положением дел в инфраструктуре. Зачастую в организации настроен один из двух процессов: или учет конфигураций устройств, или учет затрат и сведений об ответственности (на стороне бухгалтерии), но отсутствует сбор актуальной информации о техническом состоянии.

Несинхронизированные данные между этими системами могут привести к проблемам учета. Например, в системе будет отсутствовать информация о добавлении мощностей в результате незадокументированной модернизации. Из-за таких расхождений увеличиваются риски при планировании изменений и обновлений оборудования и информационных систем. С другой стороны, возникает потребность знать затраты на поддержку выявленного ПО, параметров оборудования и взаимосвязях устройств. 

Интеграция систем дискаверинга и управления активами позволяет создать единый источник достоверной информации об оборудовании. Когда данные о технических характеристиках из дискаверинга дополняют учетную информацию об активах, организация получает полную картину своей ИТ-инфраструктуры — как с технической, так и с финансовой стороны, что даёт возможность принимать более обоснованные решения о модернизации, закупках и списании оборудования. При этом согласованность этих данных напрямую влияет на отказоустойчивость ИТ-инфраструктуры — полная и актуальная информация обо всех устройствах, их конфигурации, техническом состоянии и взаимосвязях позволяет своевременно выявлять потенциальные уязвимости, предотвращать сбои и оперативно реагировать на инциденты. Точный учёт оборудования обеспечивает корректное планирование резервного копирования, избыточности систем и ротации оборудования, что в совокупности повышает надёжность всей ИТ-инфраструктуры, минимизирует риски простоев, а также позволяет разумно планировать расходы на закупку и обновление ИТ-ресурсов. 

Подход SimpleOne к синхронизации данных

Общаясь с клиентами, мы постоянно сталкивались с двумя противоположными историями: одни компании уже активно используют дискаверинг, но испытывают трудности с автоматизацией процессов учета и обоснованием стоимости затрат на ИТ; другие ведут детальный учет активов, но испытывают потребность в сборе информации о реальном состоянии инфраструктуры. В обоих случаях причина проблемы — отсутствие интеграции между системой управления активами и инструментами дискаверинга.

SimpleOne ITAM предлагает пользователям возможность осуществлять учет активов в базе данных управления активами (Asset Management Database, AMDB), а также, в случае необходимости, связывать AMDB с базой данных конфигурационных единиц (Configuration Management Database, CMDB). 

[Подробнее о связи актива и КЕ — в видео на Rutube.]

С первого релиза система SimpleOne ITAM для управления активами содержала возможность связи активов и конфигурационных единиц для решения различных задач учета. Новая функциональность SimpleOne ITAM в релизах 1.3.3 и 1.4.0 обогатила эту возможность —  теперь доступно больше опций для синхронизации данных.

Одно из главных преимуществ нового подхода — повышение гибкости управления связью между активом и конфигурационной единицей. В SimpleOne ITAM доступны следующие возможности:

  1. Управление настройками учета — в зависимости от целей учета можно управлять связью между базами активов и конфигурационных единиц, и определять, как объект должен быть принят к учету: как элемент конфигурации ИТ-инфраструктуры, как дорогостоящее оборудование или расходные материалы. 

  2. Автоматизация связи объектов AMDB и CMDB — функциональность позволяет автоматически связывать запись актива с конфигурационной единицей, которая обнаружена и зарегистрирована в системе в результате дискаверинга.

  3. Первоначальное наполнение базы данных активов на основании обнаруженных в результате дискаверинга устройств — по результатам запущенного дискаверинга устройств в системе могут быть зарегистрированы соответствующие записи активов. После проверки таких активов  ответственным специалистом они могут быть завалидированы и  включены в процессы операционного учета. Эта функциональность может быть полезна для оперативного заполнения базы активов в начале работы с SimpleOne ITAM.

Как подключить и настроить систему дискаверинга на примере SimpleOne: пошаговый разбор

На примере коннектора к системе дискаверинга, разработанной партнёром «Медиа-тел», демонстрируем как автоматизировать процесс обнаружения и учёта ИТ-инфраструктуры. Решение базируется на интеграции с Open-AudIT (Community Edition) — бесплатной версией инструмента для инвентаризации ИТ-активов.

SimpleOne не ограничивает подключение и использование внешних библиотек и сторонних решений. Позволяет реализовать бесшовную интеграцию, где все управление инструментами дискаверинга происходит в единой среде, что обеспечивает управление инвентаризацией и актуализацию данных об инфраструктуре при минимальных затратах времени.

Владимир Лялеко

Директор Центра управления IT-услугами, MEDIA-TEL

Open-AudIT (Community Edition) в маркетплейсе SimpleOne
Open-AudIT (Community Edition) в маркетплейсе SimpleOne

Как работает коннектор для дискаверинга:

  1. В SimpleOne настраиваются учётные записи для различных типов устройств и передаются в OpenAudit.

  2. В SimpleOne настраивается планирование обнаружения — можно указать, по каким адресам и когда нужно производить сканирование (например, Windows-серверы по пятницам вечером, Linux-серверы по выходным).

  3. В назначенное время запускается процесс, который сканирует сеть, проверяет открытые порты и определяет, какой тип доступа можно использовать для устройства.

  4. В зависимости от типа устройства запускаются скрипты сбора данных.

  5. Собранная информация сохраняется, обрабатывается и классифицируется как различные устройства. 

  6. Система определяет, является ли устройство новым или это уже известное устройство с изменившимися параметрами.

  7. Обработанные данные попадают в CMDB (Configuration Management Database), становясь доступными для ITSM и ITAM процессов.

OpenAudit собирает и передаёт в SimpleOne разнообразную информацию об устройствах:

  • Информация об операционной системе и её версии

  • Характеристики процессора и количество ядер

  • Данные об установленном ПО и запущенных сервисах

  • Информация о периферийных устройствах (USB, мониторы)

  • Сведения о дисках, памяти, сетевых интерфейсах

  • Серийные номера устройств (если доступны)

Важно учитывать, что настройка дискаверинга требует согласования с ИБ, поскольку для сканирования необходимы расширенные права доступа. Эти вопросы рекомендуется прорабатывать на ранних стадиях проекта.

***

Интеграция системы дискаверинга с решением для управления ИТ-активами создаёт надёжный фундамент для эффективной работы ИТ-департамента — подход обеспечивает не только прозрачность информации об эксплуатации и затратах, но и технический контроль над всеми компонентами инфраструктуры. Благодаря полным и актуальным данным компании могут своевременно выявлять несанкционированное ПО или неиспользуемое оборудование, оптимизировать использование ресурсов и принимать обоснованные решения по модернизации.

Поделитесь в комментариях, получается ли у вас синхронизировать данные об учете и конфигурации компонентов устройств?

Комментарии (0)