
23 мая Президент подписал закон, который наделает шуму в автоиндустрии. ФЗ №116 вводит балльную систему для машин такси — теперь не каждый автомобиль сможет возить пассажиров. Производители уже ищут пути адаптации, а таксопарки считают убытки.
3 варианта требований для автомобилей в такси
С марта 2026-го любая машина в такси должна доказать свою "российскость" баллами. Баллы локализации автомобилей станут пропуском в коммерческие перевозки.
Законодатели придумали варианта условий допуска автомобиля к работе в такси:
Вариант первый — набираем баллы по полной программе
Машина должна набрать нужное количество баллов за производственные операции в России. Баллы минпромторга считаются по той же методике, что используется в госзакупках. Грубо говоря, чем больше деталей сделано в России, тем выше балл (нам нужно 3200)
Вариант второй — везунчики со СПИК
Если машина произведена по специальному инвестиционному контракту (СПИК), заключенному с марта 2022 по март 2025, то она проходит автоматом.
Вариант третий — будущие СПИК с благословения сверху
Для контрактов после марта 2025-го нужно специальное решение правительства. Без него — никак.

Дальний Восток в привилегированном положении
Действие закона не распространяется на автомобили включенные в реестр такси до марта 2026 года. Дальневосточники получили самую длинную отсрочку — до 2030 года.
Вот как это выглядит:

Но есть и общий дедлайн и для всей необъятной в целом — 1 января 2033 года. С этого момента везде будет действовать только балльная система минпромторга без исключений и поблажек. Станет неважно СПИК у тебя или не СПИК.
Бюрократическая машина заработает по-новому
В региональные реестры такси теперь будут попадать не только:
Марка, модель, госномер и VIN ТС
Название, адрес и ОГРН владельца-юрлица.
ФИО и ОГРНИП владельца-ИП.
ФИО владельца-физлица.
Номер и дата СТС.
Даты и номер договора владения ТС (если не в собственности).
Фото ТС (если требуется региональным НПА)
Но и совокупное количество баллов...
Баллы, баллы, что за баллы?
Баллы минпромторга, которые начисляют в рамках прохождения экспертизы на соответствие требованиям 719-го Постановления Правительства.
Автомобиль, теперь, если производитель метит в таксопарк, должен проходить экспертизу минпромторга и набирать баллы, которые даются за выполнение определенных операций на территории РФ. Всё должно быть подтверждено и правильно оформлено.
Потому, теперь у реестра такси появится новый повод для отказа в регистрации ТС в качестве такси — несоответствие ТС балльным требованиям. Раньше такого основания не было.
Автопроизводители оказались в интересной ситуации.
С одной стороны, баллы локализации автомобилей 2025 года дают понятные ориентиры для развития. С другой — заставляют пересматривать всю логистику производства. Особенно болезненно это ударит по тем, кто раньше не связывался с госзакупками - им впервые придется разбираться с баллами локализации минпромторга и всеми сопутствующими процедурами.
Вроде как
Минпромторг будет публиковать белый список машин такси разрешенных моделей. Попасть туда — почти как получить знак качества. Не попасть — потерять огромный рынок такси.
В СМИ на данный момент звучат такие марки как «Веста», «Гранта» и «Аура», китайские паркетники Haval Jolion, Haval F7 / F7x, BAIC U5 Plus, а также Kaiyi E5, но мы пока этих списков не видели.
Зато в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) из автопрома мы нашли Granta, NIVA, Aura, VESTA, Kaiyi и BAIC во всевозможных вариациях.

Таксопарки: планируем закупки заранее
Крупные агрегаторы уже начали переговоры с автопроизводителями, чтобы понять, какие модели пройдут фильтр. Мелкие перевозчики пока в растерянности — информации мало, а решения принимать надо.
Транспортные средства уже внесенные в региональные реестры такси, можно и дальше использовать покуда техосмотр подтверждает их пригодность. Но если планируется обновление таксопарка, то автомобили для целей перевозки пассажиров придется выбирать из списка составленного Минпромторгом.
Баллы локализации автомобилей таблица: какие машины смогут работать в такси
Методика расчета баллов 719 постановления правительства довольно сложная. Учитывается все: от литья деталей до сборки узлов. Чем больше операций делается в России, тем выше итоговый балл.
Проблема в том, что многие производители даже не знают точного распределения своих операций. Придется проводить детальный аудит всех производственных операций, а их в 719-ом постановлении 80 страниц.
Стратегию по достижению необходимых баллов необходимо разрабатывать для конкретного производства, опираясь на производственные возможности завода изготовителя и логистические схемы закупок необходимых для производства компонентов.

Промежуточные итоги: 4 910 баллов за почти автомобиль. Кстати в случае производства механической коробки (МКПП), показатель падает до 3 495 баллов. Так как МКПП, даже с учетом производства сцепления даст баллов чуть больше, чем окраска кузова - всего 610.
В принципе мы уже набрали необходимое количество баллов, но с 2027 этого будет мало - требуется не менее 3500. Давайте будем считать, что производство использует механику и тогда общая сумма у нас 3 495 - недобор до требований 2027.
А за одно про одну интересную формулу начисления баллов.
Дополнительные варианты по которым могут начислить приличное количество баллов.
Электронный блок управления двигателем - баллы здесь начисляются за набор баллов в разделе радиоэлектронной продукции. Да, это не опечатка - баллы за набор баллов:

Производство датчиков управления двигателем оценивается всего в 45 баллов без сложносочиненного начисления, а вот блок управления АБС оценивается по той же схеме - баллы за совокупное количество баллов:

А также:
260 баллов за изготовленные мосты и редукторы, 125 за кардан, 120 за раздаточную коробку, 110 за оборудование питания двигателя, 195 за руль, обивку салона и всевозможные блоки кнопок, 240 баллов за подушки безопасности из российского сырья. И кстати, есть и обязательные операции - учтите это при наборе.
Вариантов пройти балльную оценку минпромторга - полно
Но как вы могли заметить, даже достижение 3200 это довольно нетривиальная задача, а в условиях реального производства и его возможностей эта задача становится поистине героической.

Но вопрос стоит, конечно же в качестве и доступности на рынке.
Мы, кстати, ещё даже не подступались к оформлению документации. О самом процессе включения в реестр Минпромторга и подготовке документации рассказываем здесь
Подводные камни и сложности: бэкграунд набора баллов

Разобраться в хитросплетениях различных постановлений, методик и требований без погружения в весь стек взаимосвязанных документов практически нереально. А ошибки могут дорого обойтись.
Связь с другими нормативными документами
Новый закон — часть большой мозаики импортозамещения. Баллы локализации минпромторга для автомобилей уже работают в госзакупках - 1875, Постановления 719 и 878 регулируют промышленную продукцию и радиоэлектронику, 1236 — софт. Теперь очередь дошла до коммерческих перевозок - они будут проходить по 719 ПП РФ.
Логика понятна: государство хочет создать единую систему стимулов для локализации во всех ключевых отраслях.
Кто выиграет, кто проиграет
Потенциальные выгодоприобретатели:
Российские автозаводы с высокой степенью локализации
Поставщики автокомпонентов
Консультанты по нормативным требованиям (это мы ?)
Потенциальные проигравшие:
Интеграторы с низкой локализацией
Мелкие таксопарки без ресурсов на адаптацию
Производители, не готовые к документообороту
Что делать прямо сейчас
Автопроизводителям:
Начать аудит по выполнению требований к легковому такси немедленно. Пересчитать баллы по 719 постановлению минпромторга. Если нужно с этим можем помочь.
Оценить, что можно быстро перенести в Россию для увеличения балльности или на какие комплектующие уже стоит искать поставщиков с, достаточно локализованным под ваши потребности, производством.
Подготовить необходимую документацию для работы с реестром российской промышленной продукции — без этого никуда. Об этом подробно пишем здесь
Таксопаркам:
Провести инвентаризацию автопарка. Понять, какие машины останутся "за бортом" после 2026 года. Начать переговоры с поставщиками о будущих контрактах на закупку российских, локализованных авто для такси. И включать, включать, включать до 2026 всё, что пока можно
Всем без исключения:
Следить за изменениями постановлений Минпромторга и нашими публикациями
Долгосрочная перспектива: куда катится рынок
К 2033 году российский рынок такси кардинально изменится. Останутся только те производители, которые смогли адаптироваться к балльной системе.
Это создаст дополнительные стимулы для углубления локализации и развития кооперации. Автопроизводители получили четкий сигнал о долгосрочности курса на импортозамещение.
С другой стороны, потребители могут столкнуться с ростом цен на услуги такси — если выбор машин сократится, их стоимость может вырасти.
Международный контекст
Аналогичные меры применяются во многих странах. Китай уже давно использует требования по локализации для доступа к своему рынку. ЕС разрабатывает похожие механизмы для стратегически важных отраслей.
Россия просто следует мировому тренду, адаптируя его под свои условия.
Выводы: готовься или проиграешь
ФЗ 116 — не просто очередная бюрократическая процедура. Это серьезный поворот в развитии российского автопрома. Баллы локализации автомобилей станут новой реальностью для всех участников рынка. Кто подготовится заранее — получит конкурентные преимущества. Кто будет тянуть до последнего — рискует остаться за бортом. Переходный период до 2026–2030 годов (в зависимости от региона) дает время на адаптацию. Но это время нужно использовать максимально эффективно. Главное — не паниковать, а методично разбираться с требованиями и готовить производственные процессы к новым реалиям.
Рынок перестроится, выбора нет, а в выигрыше останутся те, кто смог адаптироваться быстрее конкурентов.
Заходите к нам, мы рады любознательным. Также мы можем помочь в оформлении и разработке технической, конструкторской и программной документации. Включаем в реестры Минпромторга (сюда будут вносить транспортные средства) и Минцифры (ПО). А если нужно, то и товарный знак зарегистрируем или поможем получить необходимые сертификаты и декларации для производства продукции.
SAVECONS
Комментарии (2)
Dave_dave
05.06.2025 08:45Действия минпромторга из категории "кручу, верчу запутать хочу", ну или ещё по жёстче "когда коту нечем заняться... ". Как говорится, добро пожаловать в "нерыночную экономику"... P. S. Удивляет одно, почему, что не шаг со стороны гос органов, все против конечного потребителя. Это такая политика, типа" бей своих, чтобы чужие боялись" или по-другому там просто не умеют, не знают, не хотят.
Dick_from_mountain
Вывод: такси подорожает.