Теперь только отечественные такси
Теперь только отечественные такси

23 мая Президент подписал закон, который наделает шуму в автоиндустрии. ФЗ №116 вводит балльную систему для машин такси — теперь не каждый автомобиль сможет возить пассажиров. Производители уже ищут пути адаптации, а таксопарки считают убытки.

3 варианта требований для автомобилей в такси

С марта 2026-го любая машина в такси должна доказать свою "российскость" баллами. Баллы локализации автомобилей станут пропуском в коммерческие перевозки.

Законодатели придумали варианта условий допуска автомобиля к работе в такси:

Вариант первый — набираем баллы по полной программе

Машина должна набрать нужное количество баллов за производственные операции в России. Баллы минпромторга считаются по той же методике, что используется в госзакупках. Грубо говоря, чем больше деталей сделано в России, тем выше балл (нам нужно 3200)

Вариант второй — везунчики со СПИК

Если машина произведена по специальному инвестиционному контракту (СПИК), заключенному с марта 2022 по март 2025, то она проходит автоматом.

Вариант третий — будущие СПИК с благословения сверху

Для контрактов после марта 2025-го нужно специальное решение правительства. Без него — никак.

Пока можно и без баллов
Пока можно и без баллов

Дальний Восток в привилегированном положении

Действие закона не распространяется на автомобили включенные в реестр такси до марта 2026 года. Дальневосточники получили самую длинную отсрочку — до 2030 года.

Вот как это выглядит:

Только локализованные такси: новые баллы Минпромторга
Только локализованные такси: новые баллы Минпромторга

Но есть и общий дедлайн и для всей необъятной в целом — 1 января 2033 года. С этого момента везде будет действовать только балльная система минпромторга без исключений и поблажек. Станет неважно СПИК у тебя или не СПИК.

Бюрократическая машина заработает по-новому

В региональные реестры такси теперь будут попадать не только:

  • Марка, модель, госномер и VIN ТС

  • Название, адрес и ОГРН владельца-юрлица.

  • ФИО и ОГРНИП владельца-ИП.

  • ФИО владельца-физлица.

  • Номер и дата СТС.

  • Даты и номер договора владения ТС (если не в собственности).

  • Фото ТС (если требуется региональным НПА)

Но и совокупное количество баллов...

Баллы, баллы, что за баллы?

Баллы минпромторга, которые начисляют в рамках прохождения экспертизы на соответствие требованиям 719-го Постановления Правительства.
Автомобиль, теперь, если производитель метит в таксопарк, должен проходить экспертизу минпромторга и набирать баллы, которые даются за выполнение определенных операций на территории РФ. Всё должно быть подтверждено и правильно оформлено.

Потому, теперь у реестра такси появится новый повод для отказа в регистрации ТС в качестве такси — несоответствие ТС балльным требованиям. Раньше такого основания не было.

Автопроизводители оказались в интересной ситуации.

С одной стороны, баллы локализации автомобилей 2025 года дают понятные ориентиры для развития. С другой — заставляют пересматривать всю логистику производства. Особенно болезненно это ударит по тем, кто раньше не связывался с госзакупками - им впервые придется разбираться с баллами локализации минпромторга и всеми сопутствующими процедурами.

Вроде как

Минпромторг будет публиковать белый список машин такси разрешенных моделей. Попасть туда — почти как получить знак качества. Не попасть — потерять огромный рынок такси.

В СМИ на данный момент звучат такие марки как «Веста», «Гранта» и «Аура», китайские паркетники Haval Jolion, Haval F7 / F7x, BAIC U5 Plus, а также Kaiyi E5, но мы пока этих списков не видели.
Зато в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП) из автопрома мы нашли Granta, NIVA, Aura, VESTA, Kaiyi и BAIC во всевозможных вариациях.

Собственно, как и всегда
Собственно, как и всегда

Таксопарки: планируем закупки заранее

Крупные агрегаторы уже начали переговоры с автопроизводителями, чтобы понять, какие модели пройдут фильтр. Мелкие перевозчики пока в растерянности — информации мало, а решения принимать надо.

Транспортные средства уже внесенные в региональные реестры такси, можно и дальше использовать покуда техосмотр подтверждает их пригодность. Но если планируется обновление таксопарка, то автомобили для целей перевозки пассажиров придется выбирать из списка составленного Минпромторгом.

Баллы локализации автомобилей таблица: какие машины смогут работать в такси

Методика расчета баллов 719 постановления правительства довольно сложная. Учитывается все: от литья деталей до сборки узлов. Чем больше операций делается в России, тем выше итоговый балл.

Проблема в том, что многие производители даже не знают точного распределения своих операций. Придется проводить детальный аудит всех производственных операций, а их в 719-ом постановлении 80 страниц.

Стратегию по достижению необходимых баллов необходимо разрабатывать для конкретного производства, опираясь на производственные возможности завода изготовителя и логистические схемы закупок необходимых для производства компонентов.

Пример локализованного автомобиля для реестра такси
Пример локализованного автомобиля для реестра такси

Промежуточные итоги: 4 910 баллов за почти автомобиль. Кстати в случае производства механической коробки (МКПП), показатель падает до 3 495 баллов. Так как МКПП, даже с учетом производства сцепления даст баллов чуть больше, чем окраска кузова - всего 610.

В принципе мы уже набрали необходимое количество баллов, но с 2027 этого будет мало - требуется не менее 3500. Давайте будем считать, что производство использует механику и тогда общая сумма у нас 3 495 - недобор до требований 2027.

А за одно про одну интересную формулу начисления баллов.

Дополнительные варианты по которым могут начислить приличное количество баллов.

Электронный блок управления двигателем - баллы здесь начисляются за набор баллов в разделе радиоэлектронной продукции. Да, это не опечатка - баллы за набор баллов:

Максимум что получиться отсюда выжать - 300 баллов
Максимум что получиться отсюда выжать - 300 баллов

Производство датчиков управления двигателем оценивается всего в 45 баллов без сложносочиненного начисления, а вот блок управления АБС оценивается по той же схеме - баллы за совокупное количество баллов:

200 - предел
200 - предел

А также:

260 баллов за изготовленные мосты и редукторы, 125 за кардан, 120 за раздаточную коробку, 110 за оборудование питания двигателя, 195 за руль, обивку салона и всевозможные блоки кнопок, 240 баллов за подушки безопасности из российского сырья. И кстати, есть и обязательные операции - учтите это при наборе.

Вариантов пройти балльную оценку минпромторга - полно

Но как вы могли заметить, даже достижение 3200 это довольно нетривиальная задача, а в условиях реального производства и его возможностей эта задача становится поистине героической.

ТОП-10 ЭФФЕКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЛЯ НАБОРА ТАКСОБАЛЛОВ
ТОП-10 ЭФФЕКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЛЯ НАБОРА ТАКСОБАЛЛОВ

Но вопрос стоит, конечно же в качестве и доступности на рынке.

Мы, кстати, ещё даже не подступались к оформлению документации. О самом процессе включения в реестр Минпромторга и подготовке документации рассказываем здесь

Подводные камни и сложности: бэкграунд набора баллов

Главная проблема — сложность нормативной базы
Главная проблема — сложность нормативной базы

Разобраться в хитросплетениях различных постановлений, методик и требований без погружения в весь стек взаимосвязанных документов практически нереально. А ошибки могут дорого обойтись.

Связь с другими нормативными документами

Новый закон — часть большой мозаики импортозамещения. Баллы локализации минпромторга для автомобилей уже работают в госзакупках - 1875, Постановления 719 и 878 регулируют промышленную продукцию и радиоэлектронику, 1236 — софт. Теперь очередь дошла до коммерческих перевозок - они будут проходить по 719 ПП РФ.

Логика понятна: государство хочет создать единую систему стимулов для локализации во всех ключевых отраслях.

Кто выиграет, кто проиграет

Потенциальные выгодоприобретатели:

  • Российские автозаводы с высокой степенью локализации

  • Поставщики автокомпонентов

  • Консультанты по нормативным требованиям (это мы ?)

Потенциальные проигравшие:

  • Интеграторы с низкой локализацией

  • Мелкие таксопарки без ресурсов на адаптацию

  • Производители, не готовые к документообороту

Что делать прямо сейчас

Автопроизводителям:

Начать аудит по выполнению требований к легковому такси немедленно. Пересчитать баллы по 719 постановлению минпромторга. Если нужно с этим можем помочь.
Оценить, что можно быстро перенести в Россию для увеличения балльности или на какие комплектующие уже стоит искать поставщиков с, достаточно локализованным под ваши потребности, производством.

Подготовить необходимую документацию для работы с реестром российской промышленной продукции — без этого никуда. Об этом подробно пишем здесь

Таксопаркам:

Провести инвентаризацию автопарка. Понять, какие машины останутся "за бортом" после 2026 года. Начать переговоры с поставщиками о будущих контрактах на закупку российских, локализованных авто для такси. И включать, включать, включать до 2026 всё, что пока можно

Всем без исключения:

Следить за изменениями постановлений Минпромторга и нашими публикациями

Долгосрочная перспектива: куда катится рынок

К 2033 году российский рынок такси кардинально изменится. Останутся только те производители, которые смогли адаптироваться к балльной системе.

Это создаст дополнительные стимулы для углубления локализации и развития кооперации. Автопроизводители получили четкий сигнал о долгосрочности курса на импортозамещение.

С другой стороны, потребители могут столкнуться с ростом цен на услуги такси — если выбор машин сократится, их стоимость может вырасти.

Международный контекст

Аналогичные меры применяются во многих странах. Китай уже давно использует требования по локализации для доступа к своему рынку. ЕС разрабатывает похожие механизмы для стратегически важных отраслей.

Россия просто следует мировому тренду, адаптируя его под свои условия.

Выводы: готовься или проиграешь

ФЗ 116 — не просто очередная бюрократическая процедура. Это серьезный поворот в развитии российского автопрома. Баллы локализации автомобилей станут новой реальностью для всех участников рынка. Кто подготовится заранее — получит конкурентные преимущества. Кто будет тянуть до последнего — рискует остаться за бортом. Переходный период до 2026–2030 годов (в зависимости от региона) дает время на адаптацию. Но это время нужно использовать максимально эффективно. Главное — не паниковать, а методично разбираться с требованиями и готовить производственные процессы к новым реалиям.

Рынок перестроится, выбора нет, а в выигрыше останутся те, кто смог адаптироваться быстрее конкурентов.

Заходите к нам, мы рады любознательным. Также мы можем помочь в оформлении и разработке технической, конструкторской и программной документации. Включаем в реестры Минпромторга (сюда будут вносить транспортные средства) и Минцифры (ПО). А если нужно, то и товарный знак зарегистрируем или поможем получить необходимые сертификаты и декларации для производства продукции.

SAVECONS

Комментарии (2)


  1. Dick_from_mountain
    05.06.2025 08:45

    Вывод: такси подорожает.


  1. Dave_dave
    05.06.2025 08:45

    Действия минпромторга из категории "кручу, верчу запутать хочу", ну или ещё по жёстче "когда коту нечем заняться... ". Как говорится, добро пожаловать в "нерыночную экономику"... P. S. Удивляет одно, почему, что не шаг со стороны гос органов, все против конечного потребителя. Это такая политика, типа" бей своих, чтобы чужие боялись" или по-другому там просто не умеют, не знают, не хотят.