Начинающие в маркетинге коллеги, пишу эту статью для вас — хочу поделиться всем, что я понял в начале моего пути. Каких-то сокровенных знаний и инсайтов в этой статье не дам, зато расскажу, как можно эти знания эффективно находить и практиковать даже там, где душит консервативное начальство.
Когда я только пришел в маркетинг, мне всё казалось очень сложным. Всё, что я делал в первой компании, виделось мне важным вкладом в мой опыт и навыки. Через год я уволился, устроился в маркетинговое агентство — и оказалось, что я почти ничего не знаю!
Понял, что год прошел в лучшем случае не так полезно для моей карьеры, как мог бы. Вот мои 7 советов, чтобы твои первые годы вылились в 100 000 руб. / месяц и больше.

Лучшее, что ты можешь сделать
Устраивайся в маркетинговые агентства, а не в отдел маркетинга какой-то там компании. Первое даст тебе много разных проектов и разнообразного опыта. Второе же (скорее всего!) остановит тебя на узком наборе знаний и стратегий — ты будешь продвигать один бренд для одного начальника, скорее всего, по каким-то его идеям безо всякой свободы.
Кроме того, в агентстве ты будешь окружен кучей профильных специалистов в смежных областях — SMM, SEO-специалистов, копирайтеров, менеджеров, таргетологов, дизайнеров и т.д. Думаю, не надо объяснять, насколько это ценное с точки зрения обмена знаниями окружения — и ведь тебе реально нужно разбираться во всех этих областях в той или иной степени. Это специфика нашей профессии.
Если же тебе не повезло и ты работаешь в какой-нибудь небольшой местной компании в отделе маркетинга, где у вас всего 3-5 специалистов, и каждый на все руки мастер — читай дальше, расскажу, как я вертелся и искал себе полезные и интересные задачи. Надеюсь, что отчитываешься ты хотя бы перед руководителем отдела, а не перед самим собственником — последние всё слишком сильно контролируют.

Если начальник душит и не дает свободы
Давай возьмем за основу тезис:
❗️«Собственник, каким бы он ни был, в первую очередь хочет, чтобы его бизнес процветал»
Знаю, порой кажется, что они делают всё ровно противоположное, но для нас это непродуктивная позиция. Будем также считать, что твой прямой руководитель тоже заинтересован в хороших показателях своего отдела. На основе этого тезиса мы можем построить гипотезу:
❗️«Мою новую идею примут, если я ее достаточно аргументирую»
Если и тезис, и гипотеза для тебя точно неактуальны — я тебе рекомендую искать новое место для работы. На нынешнем ты просто не сможешь развиваться и очень быстро столкнешься с ситуацией, когда от тебя требуют больше показателей, но не дают ничего для них делать. Надеяться тебе не на что.
⚠️ Совет 1: врубай свою инициативу на максимум. На совещаниях, подведении итогов, отчетах — показывай и аргументируй, предлагай и бери на себя задачи, которые ты еще не выполнял. Забудь об армейском «инициатива дерет инициатора» — да, ты будешь от этого страдать, но в научении новым навыкам иначе никак. Подхватывай чужие задачи — заработаешь уважение и опыт. Но деньги — вряд ли...
Запомни: маркетинг — это построение гипотез, их проверка, сбор аналитики, выводы и корректировка на основе выводов. И так по кругу. Если твои первые попытки не увенчаются успехом — это нормально. Главное — всегда анализируй и находи причину провала. Без этого твои попытки будут непродуктивными.
⚠️ Совет 2: если еще не умеешь — учись собирать фактуру и данные для аргументации своих гипотез, планов. Подкрепляй всё прогнозами на основе конкретной статистики. Продавай себя и свои идеи — ты рекламируешь их руководителю так же, как товар целевой аудитории.
⚠️ Совет 3: открывай HH.ru или другие работные сайты, отслеживай вакансии по своей должности. Смотри, какие там навыки по профилю требуют, и если не умеешь — бери на заметку, а потом ищи возможность реализовать их на нынешнем месте. Только не обновляй резюме и не меняй статус поиска — твой HR скорее всего следит за тобой и передаст руководству, если увидит, что твое резюме вдруг обновилось и стало активно.
⚠️ Совет 4: ищи полезные конференции, вебинары и другие материалы — не прекращай развиваться во внерабочее время. Прочитай «Пиши, сокращай 2025: Как создавать сильный текст» — это важно, потому что ты, скорее всего, будешь редактором/рецензентом текстов. Также прокачай свои знания по SEO. Показывай это руководителю или собственнику — тебе вполне могут компенсировать затраты на это всё, чтобы прокачать тебя как специалиста.
О сегментах бизнеса, где ты можешь работать
Юриспруденция, инвестирование, медицина и IT — самые сложные и, на мой взгляд, уважаемые области для контент-маркетолога. Если ты там разберешься с тонкостями маркетинга, болями ЦА и УТП продукта — поверь, ты справишься в любом другом сегменте, и работодатели это знают.
Кроме всяких онлайн-школ, которые считают, что для работы у них необходим уникальный опыт.
⚠️ Совет 5: если чего-то не знаешь — подключай chat GPT, спрашивай у него идеи. Поможет найти, с чего начать задачу. Он дает несколько сообщений бесплатно каждые сутки, но у компаний он обычно проплаченный корпоративный. Только не используй его как вторые мозги — это инструмент, а не коллега-специалист.
На ютубе и других площадках очень много гайдов, как составлять с ИИ анализ по целевой аудитории, конкурентам и т.д. — не буду тут об этом писать, нагуглишь сам. Но, чтобы отличить бред от полезной информации, тебе, все-таки, нужен будет определенный уровень экспертизы. Не меняй свою голову на ИИ.
⚠️ Совет 6: худшее, что может сделать контент-маркетолог — застрять на одной стратегии, идее, воронке. Так было у меня в тот первый рабочий год — делал так, как хотел собственник компании, и даже мой прямой руководитель не мог менять курс. Я предлагал свои идеи, их вроде бы одобряли, но до применения никогда не доходило. Не повторяй мою ошибку: не работает одна воронка — предлагай другую, тестируй разное.
⚠️ Совет 7: постарайся не нырять в операционку — выполнение регулярных рутинных задач, где не требуется думать. Контент-маркетолог — про стратегию и аналитику, а не про молчаливое исполнение. Да, ты начнешь как контент-менеджер и будешь меньше думать, больше делать — как барбек у бармена в баре. Стремись именно к думанию, насколько это возможно — предлагай свои выводы и свою аналитику, даже если не просят.
К слову, далеко не всегда в КМ требуются деньги на продвижение. Вполне реализуемы воронки за 0 рублей.

Не забывай о базе
Конечно, важны и общие базовые навыки, как в любой работе — твои soft skills. Мне по работе часто приходится общаться с заказчиками и в тексте, и в созвоне с камерами: как контент-маркетологу, мне (и тебе придется) нужно уметь рассказать и показать что, зачем и куда, аргументировать и убедить. Клиент, даже в лице собственника твоей компании, часто будет считать, что знает больше тебя — сначала это так, но в будущем ты должен знать больше.
Если тебе дают задачи по части SEO, SMM, дизайна и других — да, это вроде бы не совсем твои профильные обязанности, но не отказывайся от них. Ты должен иметь компетенции в этих областях, чтобы быть самодостаточным специалистом.
А для тебя писал я — Никита, твой маркетолог удачи. Еще я писал для своей девушки, которая только начинает свой путь в контент-маркетинге — как и ты, раз обратил на статью внимание!
К опытным коллегам у меня один вопрос: с чем согласны, с чем нет, и чего бы еще добавили от себя? Хочу развиваться вместе с вами!
Больше конкретики и ценных знаний с позиции развивающегося коллеги (меня) о том, как стать лучше в контент-маркетинге, жди в следующих статьях.
Zulu0
Я принес самый понтовый план:
Встать со стула
Открыть окно
Профит
LuckyCM Автор
Орнул)
Ты же имеешь в виду, чтобы подышать, а не выйти, правда?
Zulu0
Как пойдет. Душные компании они такие.