Видеокарты Intel Arc все еще сырые и не очень стабильные, но они постепенно набирают популярность. В 2025 году это уже не просто экзотические решения для энтузиастов. Intel активно развивает линейку своих GPU, а сами устройства становятся все производительнее и доставляют все меньше головной боли. Но их главное преимущество — это наличие в модельном ряду откровенно доступных решений, которые стоят едва ли дороже интегрированной графики, предлагая при этом полноценный игровой опыт. Сегодня мы поговорим о том, как устроены видеокарты Intel Arc, что отличает их от конкурентов и достойны ли они вашего внимания.

История видеокарт Intel

История Intel Arc началась в 2022 году с выпуска первого поколения карточек Alchemist. Старт оказался не самым удачным — видеокарты страдали от многочисленных проблем с драйверами и совместимостью. Сильнее всего это проявлялось в играх на DirectX 11 и более старых API. Тесты показывали, что в Shadow of the Tomb Raider на Arc A770 производительность составляла около 80 fps при использовании DirectX 12 и всего 40 fps на DirectX 11. Разница в два раза — это серьезный недостаток для геймерской видеокарты.

A770 сейчас сильно подешевела, но брать лучше всего именно B580 – она еще мощнее
A770 сейчас сильно подешевела, но брать лучше всего именно B580 — она еще мощнее

К 2025 году ситуация значительно улучшилась. Intel смогла устранить образовавшиеся дыры в оптимизации, выпустив более 30 крупных обновлений драйверов за три года для всех своих видеокарт:

  • Arc A770 — бывший флагман с 16 ГБ памяти GDDR6 и 256-битной шиной

  • Arc A750 — средний класс с 8 ГБ памяти GDDR6 и 256-битной шиной

  • Arc A580 — доступная модель с 8 ГБ памяти GDDR6 и 256-битной шиной

  • Arc A380 — бюджетная модель с 6 ГБ памяти GDDR6 и 96-битной шиной

  • Arc A310 — самая доступная модель с 4 ГБ памяти GDDR6 и 64-битной шиной

Поэтому к запуску второго поколения видеокарт под названием Battlemage компания оказалось готова гораздо лучше. В результате и продукт получился более конкурентоспособным, хотя представленный ассортимент несколько сузился:

  • Arc B580 — флагман за $249 с 12 ГБ памяти GDDR6 и 192-битной шиной

  • Arc B570 — средний класс за $219 с 10 ГБ памяти GDDR6 и 160-битной шиной

В этом поколении Intel отказалась от попытки захватить ультрабюджетный сегмент, выпуская продолжение A310, но и в высший сегмент, где доминируют топовые модели от NVIDIA и AMD, тоже не пошла.

Архитектура Intel Arc: логическая модульность как основа

Чтобы понять, чем видеокарты Intel отличаются от конкурентов, необходимо разобраться в том, как они устроены на техническом уровне. Линейка Arc построена на архитектуре Xe HPG с околомодульной структурой. Хотя физически GPU в них являются монолитными кристаллами, их внутренняя логическая организация предполагает четко выделенные функциональные блоки.

Такой подход позволяет Intel легко масштабировать производительность видеокарт, активируя или деактивируя определенные блоки в зависимости от модели. Похожего принципа Intel придерживается со своими процессорами, когда более доступные модели часто являются теми же чипами, что и топовые, но с отключенными ядрами или урезанным кэшем.

Принципиально Xe-HPG не особенно отличается от других архитектурых решений, но кое-какие различия все-таки есть
Принципиально Xe‑HPG не особенно отличается от других архитектурых решений, но кое‑какие различия все‑таки есть

Основной строительный элемент видеокарт Intel Arc — это Xe‑core. Его можно сравнить с аналогичными блоками у конкурентов: SM (Streaming Multiprocessor) у NVIDIA или CU (Compute Unit) у AMD. По сути, это главный вычислительный модуль, который отвечает за выполнение всех графических операций.

В первом поколении Intel Arc (Alchemist) каждый Xe‑core содержал 16 векторных движков. Эти движки обрабатывали графические данные в режиме SIMD8. То есть каждый движок мог одновременно обрабатывать 8 элементов данных за один такт.

Во втором поколении (Battlemage) Intel изменила подход. Теперь в каждом Xe‑core стало 8 векторных движков вместо 16, но каждый из них научился работать в режиме SIMD16, обрабатывая уже по 16 элементов данных за такт.

Получается, что общая производительность осталась примерно такой же (8×16 = 16×8), но такая организация лучше соответствует тому, как написаны современные игры. Многие из них изначально заточены под обработку данных более широкими блоками, поэтому такое изменение улучшило совместимость и эффективность.

Тут можно на базовом уровне понять, чем отличаются первое и второе поколения видеокарт Intel:

Принципиально Xe‑HPG не особенно отличается от других архитектурых решений, но кое‑какие различия все‑таки есть

Однако, если погружаться глубже, становится понятно, что все гораздо сложнее. Так, помимо векторных движков, каждый Xe‑core также включает в себя еще и матричные движки XMX. Это специальные блоки для операций с искусственным интеллектом и технологии масштабирования изображения XeSS (интеловский DLSS).

В Alchemist их было по 16 на каждый Xe‑core, а в Battlemage — по 8, но они стали мощнее. Также в состав Xe‑core входит кэш‑память L1 для быстрого обмена данными между компонентами, которая увеличилась с 192 КБ в Alchemist до 256 КБ в Battlemage, что позволяет хранить больше данных «под рукой» и снижает необходимость обращаться к более медленной памяти.

Четыре Xe‑core объединяются в структуру, которую Intel называет Render Slice — более крупный модуль, включающий 4 блока трассировки лучей (Ray Tracing Unit, RTU), геометрический процессор с поддержкой mesh‑шейдеров DirectX 12 Ultimate, растеризационный блок с пропускной способностью 8 пикселей/такт и текстурные блоки с пропускной способностью 64 текселя/такт. Такая структура позволяет Intel легко масштабировать GPU, просто активируя или деактивируя Render Slice.

Это и есть та самая модульность, помните? Топовый чип первого поколения ACM‑G10 содержит 8 Render Slices, что дает 32 Xe‑core, 4096 шейдерных процессоров и 32 блока трассировки лучей. В текущем флагмане второго поколения B580 используется 5 Render Slice с общим количеством 20 Xe2-core и 2560 шейдерных процессоров, хотя полная версия чипа Battlemage (BMG‑G31) может содержать до 32 ядер Xe2.

Всей этой структурой управляет Global Dispatch — центральный планировщик задач, который распределяет работу между блоками. Для эффективного обмена данными используется многоуровневая система кэшей: L1 внутри каждого Xe‑core, L2 на уровне всего GPU объемом 16 МБ, а в Battlemage добавился еще и L3-кэш объемом 48 МБ, существенно снижающий задержки при обращении к памяти.

Память в Intel Arc, кстати, тоже организована иерархически:

  • L1-кэш: 192 КБ на Xe‑core

  • L2-кэш: 16 МБ на весь GPU, общий для всех Render Slices

  • Видеопамять: GDDR6 с шиной 192–256 бит

В Battlemage добавился ещё и L3-кэш объёмом 48 МБ, что существенно снижает задержки при обращении к памяти и повышает эффективность работы с данными.

Видеокарты Intel и трассировка лучей 

Кроме того, второе поколение видеокарт предложило улучшенные блоки трассировки лучей. В первом поколении эти блоки были довольно простыми, а во втором они стали гораздо эффективнее. Теперь каждый такой блок может одновременно обрабатывать больше данных благодаря трем параллельным вычислительным конвейерам. 

Карточки Intel Arc поддерживают рей-трейсинг и весьма неплохо
Карточки Intel Arc поддерживают рей-трейсинг и весьма неплохо

Эти конвейеры ускоряют поиск пересечений лучей света с виртуальными объектами в игре, что критически важно для реалистичного освещения. Проще говоря, видеокарта теперь быстрее определяет, куда попадет луч света и как он будет взаимодействовать с объектами в игровом мире. Это дает прирост производительности трассировки лучей примерно на 25% по сравнению с первым поколением.

Еще одним важным улучшением стала оптимизация Execute Indirect — операции, часто используемой в современных игровых движках, включая Unreal Engine 5. Производительность этой операции выросла в 12,5 раз благодаря переносу ее выполнения с программного уровня на аппаратный, что особенно заметно в играх с большим количеством объектов.

Технологии видеокарт Intel

XeSS — технология масштабирования изображения с использованием искусственного интеллекта. Она рендерит игру в низком разрешении (например, 1080p), а затем с помощью ИИ увеличивает его до высокого (например, 1440p или 4K), сохраняя детализацию. Всего есть 4 режима: Ultra Quality, Quality, Balanced и Performance. И вот в режиме Performance прирост к базовым значениям может достигать 80%. Это существенное увеличение производительности без заметной потери качества.

XeSS работает на специальных матричных движках XMX, которые в Battlemage стали еще мощнее. Каждый XMX‑блок способен выполнять 4096 операций INT8 за такт или 2048 операций FP16/BF16 за такт, что обеспечивает высокую производительность в задачах ИИ‑апскейлинга. В марте 2025 года вышла XeSS 2 с функцией генерации кадров, создающая дополнительные кадры между реально отрендеренными. Это дает еще +50% к FPS при минимальном увеличении задержки ввода (5–10 мс), позволяя даже бюджетным моделям Arc справляться с требовательными играми вроде Cyberpunk 2077 с трассировкой лучей.

Другое важное преимущество Intel Arc — поддержка аппаратного кодирования AV1, кодека нового поколения, обеспечивающего на 30% лучшее качество при том же битрейте, что и H.265. Тесты показывают, что Intel Arc кодирует AV1 на 20% быстрее, чем RTX 4060, и на 35% быстрее, чем RX 7600. Для стримеров и создателей контента это означает возможность транслировать видео более высокого качества без увеличения требований к пропускной способности интернета.

А технология Deep Link позволяет объединить мощности дискретной видеокарты и встроенной графики процессора. Например, при стриминге одна карта может отвечать за игру, а другая — за кодирование видео. Тесты показывают, что это дает прирост производительности до 45% в OBS Studio, существенно снижая нагрузку на систему.

Производительность видеокарт Intel: цифры и факты

Главная проблема первого поколения Arc — зависимость от Resizable BAR, технологии, позволяющей процессору получать доступ ко всей видеопамяти графического процессора. Без ReBAR производительность падала на 15–40%. В Battlemage ситуация улучшилась, но все еще осталась актуальна: без ReBAR B580 теряет около 18% производительности.

Зато с энергопотреблением в новом поколении дела обстоят гораздо лучше. Если Arc A770 потребляла 225 Вт с пиковыми скачками до 280 Вт, то B580 же довольствуется 190 Вт с пиками до 210 Вт. При этом она на 15–17% быстрее в играх.

Энергоэффективность выросла на 65%, и это значительный прогресс, достигнутый благодаря более тонкому техпроцессу и оптимизации архитектуры.

При этом в части производительности Intel Arc B580 показывает себя весьма и весьма достойно. Вот как она чувствует себя в сравнении с A770 в играх с разрешением 1440p:

Средний прирост производительности B580 к A770 составил 17%
Средний прирост производительности B580 к A770 составил 17%

Как видно из таблицы, B580 в среднем на 17% быстрее A770, а в некоторых играх разница достигает 38%. Особенно впечатляет прирост в The Last Of Us Part 1, где новое поколение демонстрирует колоссальные 38% улучшения. Интересно, что в Hogwarts Legacy A770 неожиданно оказалась быстрее, выдавая 61 FPS против 59 FPS у B580, что может быть связано с особенностями оптимизации игры.

Если сравнивать с конкурентами, то ситуация выглядит неоднозначно. Согласно тестам Technical City, в синтетических бенчмарках RTX 4060 опережает B580. Однако в реальных играх картина не так однозначна. Да, Intel Arc B580 выдает неплохие цифры fps. Сказывается больший объем VRAM и более широкая шина памяти. Однако в некоторых играх – например, в CS2 – RTX 4060 показывает себя лучше. Кроме того, в тайтлах с трассировкой лучей пока первенство в целом принадлежит видеокартам NVIDIA.

B580 не так уж и плоха в сравнении с RTX 4060
B580 не так уж и плоха в сравнении с RTX 4060

Что касается Arc B570, то она немного уступает B580 (примерно на 15% в 1080p и 1440p, но на 39% в 4K из‑за меньшего объема памяти), но все равно обеспечивает хорошую производительность в играх на уровне RTX 3060 или даже выше.

Стоит ли покупать Intel Arc в 2025 году?

Долгое время главной проблемой видеокарт Intel оставались драйверы. В играх на DirectX 12 и Vulkan производительность обычно была на уровне конкурентов, но в играх на DirectX 11 и более старых API ситуация могла быть плачевной. К 2025 году ситуация с драйверами значительно улучшилась. Поэтому при определенных условиях их покупка может иметь смысл:

  1. Если у вас ограниченный бюджет. Видеокарты Intel Arc часто предлагают лучшее соотношение цены и производительности в своих ценовых категориях. Например, Arc A310 стоит около 10 тысяч рублей и предлагает производительность выше, чем у встроенных графических чипов.

  2. Если вы играете в современные игры на DirectX 12 и Vulkan. В таких играх видеокарты Intel Arc демонстрируют производительность на уровне конкурентов от NVIDIA и AMD. По данным тестов Digital Foundry, в играх на DX12, таких как Cyberpunk 2077, Control и Starfield, Arc B580 показывает результаты, зачастую превосходящие RTX 4060 и RX 7600.

  3. Если вы занимаетесь стримингом или работой с видео. Поддержка аппаратного кодирования AV1 делает видеокарты Intel Arc привлекательными для стримеров и создателей контента. По данным тестов EposVox, кодирование AV1 на Arc B580 обеспечивает на 30% лучшее качество при том же битрейте по сравнению с H.264 на RTX 4060.

  4. Если у вас система с поддержкой Resizable BAR. Для максимальной производительности видеокарт Intel Arc требуется поддержка этой технологии. Если ваша материнская плата и процессор поддерживают ReBAR, вы сможете раскрыть весь потенциал этих видеокарт. По данным тестов Hardware Unboxed, с включенным ReBAR Arc B580 показывает на 18% более высокую производительность в среднем по 10 играм.

Конечно, Intel все еще отстает от NVIDIA и AMD в некоторых аспектах. Однако с каждым новым поколением и обновлением драйверов этот разрыв сокращается. Если компания продолжит инвестировать в развитие своих графических решений, то в ближайшие годы мы можем увидеть еще более конкурентоспособные продукты.

В конечном итоге, выбор видеокарты — это всегда компромисс между производительностью, ценой, энергопотреблением и совместимостью. А Intel Arc предлагает интересную альтернативу для тех, кто ищет хорошее соотношение цены и производительности и готов мириться с некоторыми ограничениями. И с каждым годом этих ограничений становится все меньше.

Комментарии (0)