Нас позвали в цех решить задачу. Приходим — там тишина, люди ходят мрачные. Оказалось, недавно пришлось экстренно вернуть обратно в ремонт более 1000 колёсных пар, потому что не нашлось их диагностических протоколов. Это очень дорого. И больно.

Причину быстро нашли. Там был ненадёжный элемент, отвечающий за взаимодействие между буксами и вибростендом.

Человек. Реальный человеческий фактор в системе диагностики.

image

В вагоне колёса жёстко сидят на одной оси, и у каждой есть букса — подшипниковый узел, который позволяет колёсной паре вращаться.

Букса проверяется вибродиагностикой. На вибростенде её раскручивают до 300 оборотов в минуту и датчики слушают, нет ли странных звуков. По результатам формируется протокол, где указано, пригодна ли букса. По регламенту в конце рабочего дня оператор должен распечатать протоколы за смену и подшить их в архивную папку. Для этого нужно подойти к стенду, авторизоваться, выбрать период, сформировать сводный файл отчёта (или единичный отчёт) и нажать кнопку «Печать». Все протоколы хранятся в бумажном виде — в тех самых архивных папках, а ещё в закрытой базе данных стенда.

Если потеряется папка с бумажками или база данных стенда внезапно решит уйти в отпуск, при проверке будет много вопросов. Очень много вопросов.

А если в грузовом составе с такой колёсной парой под вагоном что-то пойдёт не так, это уже не просто накладка, а огромная проблема, которую разбирать будут очень серьёзные люди.

После инцидента с теми самыми 1000 колёсными парами отдел качества обнаружил, что на заводе есть айтишники. И мы даже умеем правильно хранить документы. Собственно, из-за этой суперспособности нас и позвали.

image

image
Знакомьтесь: колёсная пара. Штуковина сбоку от колеса — та самая букса

Что может пойти не так на вибродиагностике


Чтобы прочно соединить колёсную пару с вагоном, подшипник нужно цеплять не внутри, а на внешней стороне оси, за колёсами. Именно через такие буксовые узлы с подшипниками тележки опираются на колёсные пары и обеспечивают движение вагона.

image

На вибростенде можно обнаружить громыхание или звуки высоких частот. Они говорят о том, что в металле могли появиться микротрещины, раковины и другие неисправности. Такие дефекты могут привести к разным последствиям, от перегрева буксовых узлов до их разрушения и схода товарного состава с рельсов.

Поэтому при любом подозрительном шуме буксу признают негодной.

После диагностики вибростенд выдаёт протокол, который решает судьбу колёсной пары. На его основании колёсную пару либо бракуют в повторный ремонт, либо отправляют под ближайший вагон. В хорошем смысле, конечно.

Людям свойственно минимизировать усилия. В этом нет ничего плохого, ведь именно лень двигает прогресс: она привела к появлению конных повозок, паровых двигателей, поездов и, собственно, букс. Где можно сэкономить усилия — человек их обязательно сэкономит. Вопрос в том, насколько это безопасно. Прежняя система контроля проверки букс оставляла шанс не заметить риски.

Помните, что после проверки стенд выдаёт протоколы? Так вот: выдаёт он их в самом прямом смысле. Сотрудник подходит к стенду, нажимает кнопку, протоколы за смену печатаются. Затем их подшивают в папку и ставят на полку среди других папок. Централизованного контроля за этим — ноль. Мастер мог просто забыть распечатать, заболеть, не досмотреть, потерять, в конце концов. Конечно, протоколы хранятся и в базе стенда. Но если стенд засбоил и полетела база данных, то протоколы терялись безвозвратно. ПО стенда периодически делает бэкап базы, но в полной мере контролировать этот процесс мы не могли, разработчики стенда внешнего доступа к базе не предусматривали.

И вот приехала проверка к нашим заказчикам, в одно из вагоноремонтных депо


И тут обнаружилось, что для нескольких колёсных пар, которые уже отправили в работу, нет протоколов — ни в бумажном виде, ни в базе стенда. Проверили другие пары. И в общей сложности нашли 1504 детали, диагностика которых не была подтверждена протоколом.

Потому что бумажные документы без очень внимательных людей, специально за ними следящих, быстро приходят в беспорядок или теряются. Потому что сама полка внутри депо. Потому что у неё сменился владелец несколько раз, а иногда его не было. А мастерам важнее провести работы, чем подшивать бумаги.

По итогу разбирательств пришлось оперативно возвращать колёсные пары на повторную проверку — разумеется, за счёт компании. И суть-то не в том, что колёса проверены не были — не было протоколов. Ну а как ещё узнать, что колёса проверены?

В общем, после разбора полётов нас попросили всё это дело — хранение протоколов и отчёты о проведённой работе по диагностике — цифровизировать.

Задача простая, но…


Надо сделать так, чтобы отчёты со всех вибростендов автоматически попадали в единую электронную базу. По этой базе уже можно смотреть, соответствует ли количество проверенных пар количеству поступивших, какие результаты были у каждой конкретной проверки и т.д. Вроде бы всё здорово, но в процессе мы столкнулись с неожиданными проблемами.

Во-первых, нельзя просто взять и подключить стенд к сети. Он стоит в центре огромного цеха, повсюду ездят кран-балки, катаются колёса, везде железо и бетон. И по вайфаю тоже нельзя, потому что помехи и служба безопасности.

Во-вторых, нет какого-то универсального стенда для проверки. На предприятии их четыре типа, и каждый выгружает свой протокол с разным набором данных.

В-третьих, даже на одном типе стендов могут стоять разные версии ПО, иногда даже от разных производителей (!).

В-четвёртых, на старых стендах стояло старое оборудование, работало на архаичном железе, которое могло тянуть, например, Windows XP. А всё, что новее, тянуть не могло.

В-пятых, некоторые стенды были укомплектованы обычными ПК, а некоторые промышленными компьютерами. Это такая закрытая коробка, в которую нельзя залезть и, например, добавить туда оперативки или поменять процессор.

image

Ну и наконец, это цех. Там постоянные вибрации, грязь, масляная взвесь в воздухе. Поэтому комплектующие, которые там стоят, могут барахлить.

Как решали и что получилось


Мы, взвесив все за и против, решили исключить из программы самые старые станки. Им всё равно оставалось недолго, их постепенно выводили из эксплуатации. И тратить время на то, чтобы адаптировать программу под них, было нерационально.

Затем мы внимательно посмотрели на оставшиеся стенды и составили ТЗ для каждого типа: как нужно доработать ПО, чтобы оно могло взаимодействовать с нашей программой и отправлять нам в единую систему протоколы. Эти ТЗ разослали компаниям-производителям, чтобы они — не бесплатно, конечно, выпустили нужные обновления. В итоге мы получили стенды, которые могут формировать типовой протокол в XML.

Проблему нестабильности соединения тоже решили. Отчёты не отправляются в единую базу автоматически. Они хранятся на компьютере самого стенда, а центральная система периодически опрашивает стенды через Kubernetes и Apache Airflow и забирает все протоколы в базу PostgreSQL. Если отчёт сформировался с ошибкой, стенд не отвечает или слишком давно не посылал файлы, на панели у разработчика загорается красный сигнал, а на почту прилетает уведомление.

Полученные данные экспортируются в корпоративную 1С (потому что подавляющая часть пользователей ОМК «Стальной путь» работает в ERP), и в любой момент можно посмотреть, сколько колёсных пар проверили, в какой период и с каким результатом. Попутно вместе с коллегами мы провели объёмную работу по разработке АРМ в 1С.

image
Так выглядит схема, по которой мы собираем отчёты

image
А так выглядит конвейер данных на Airflow с мониторингом выполнения задач

image

Заодно


Мы решаем проблему повторной проверки одних и тех же колёсных пар под видом других. Потому что каждую колёсную пару ведь нужно завезти в помещение, подождать, пока она прогреется до комнатной температуры (иначе могут быть некорректные результаты), поднять на стенд, потом снять со стенда…

А люди, как вы помните, стремятся минимизировать свою рабочую нагрузку. И есть искушение загнать одну пару на стенд, а потом проверять её несколько раз подряд, просто вручную забивая в систему новые номера. Старые типы стендов позволяют хитрить подобным образом, новые распознают подлог, но и здесь голь на выдумки хитра, операторы, подвешивая магниты и прочие не имеющие отношения к КП предметы, могут повлиять на данные диагностики. Здесь мы подошли просто — установили камеры видеонаблюдения над всеми вибродиагностиками и, периодически просматривая записи, можем выявлять подобных «фокусников».

Итоги: до и после


Итоги такие: процесс стал прозрачным, каждая колёсная пара отслеживается. Проверять удобнее, рыться в бумажных архивах не надо, контроль автоматизирован, все несоответствия видны в режиме реального времени. Появилась резервная база отчётов, можно не переживать, что со стендом что-то случится и мы потеряем все протоколы.

К тому же теперь люди знают, что стенды подключены к единой системе, а ещё
над ними висят камеры. Ответственность выросла. И проверяют теперь каждую колёсную пару, а не крутят одну и ту же и описывают как разные. В общем, психологический фактор в действии.

Сейчас идёт этап ОПЭ. Систему мы пока подключили в пилотном режиме на 50% стендов, постепенно подключаем новые. В результате выявили колёсные пары, у которых был «абонемент» на катание, но по факту все колёсные пары прошли диагностику.

В общем, если коротко:

Было:
  • Протоколы хранились локально на стендах и на бумаге.
  • Контроль проводился только при проверке.
  • Операторы могли повторно вносить одни и те же данные.

Стало:
  • Все протоколы централизованы и доступны в реальном времени.
  • В 1С видна вся диагностика с возможностью ежедневного анализа.
  • Исключены случаи многократного использования одной проверки.

Что дальше


Продолжаем работу с разработчиками стендов: остались ещё обновления, которые нужно внести. В идеале планируем создать систему, при которой к каждой колёсной паре в 1С будут прикреплены данные о проверке. А если проверки не было, система не даст укомплектовать эту пару в состав вагона и выпустить в путь.

Количество работы на местах, конечно, выросло, и не все сотрудники этим довольны. Компании наверняка придётся пересмотреть загрузку персонала. Но когда речь идёт о безопасности на железнодорожных путях, другого пути просто нет.

Ещё раз отмечу, что это произошло в одном локальном депо из нескольких десятков, и этот единичный случай показал, что систему можно улучшить. С него мы и начали раскатывать решение. И в других продолжим, хотя в разных депо разные принципы хранения документов и регламентов.

Комментарии (70)


  1. Vorchun
    19.06.2025 09:09

    Обожаю такие истории ) Очень нравится когда есть связь IT и реальным физическим миром. Из статьи только не понятно как организовали связь со станками. Сначала заявлено, что wi-fi нельзя. А как данные бегают? Как подружились с промышленными ПК?


    1. Rebsy Автор
      19.06.2025 09:09

      Провели физическое подключение, протащили линии связи внутри цехов.

      Где-то приходилось прилаживать дополнительные сетевые интерфейсы.


  1. CitizenOfDreams
    19.06.2025 09:09

    Интересно, а есть промышленная разновидность баркода, оптимизированная для больших, тяжелых и грязных стальных деталей? Так бы нанести на колесную пару уникальный нестираемый номер еще на заводе, и при всех последующих проверках/ремонтах автоматически идентифицировать ее. Заодно усложнив жизнь "фокусникам".


    1. vis_inet
      19.06.2025 09:09

      Краской или гравировкой?


      1. NightBlade74
        19.06.2025 09:09

        Никакая краска там не выживет. Маркировка делается штампом при изготовлении, в принципе, можно и что-то типа баркода выштамповывать, вопрос будет с его чтением, т.к. грязь и ржавчину никто не отменял. Нужен специальный сканер, который чувствителен к геометрии, а не к перепаду яркости.


      1. NightBlade74
        19.06.2025 09:09

        В принципе есть вот такие способы маркировки, но как они себя поведут в условиях повышенного загрязнения - не могу сказать. https://www.pressebox.com/pressrelease/markator-manfred-borries-gmbh/Durable-marking-of-Data-Matrix-Codes-according-to-the-GS1-standard/boxid/790130


        1. vis_inet
          19.06.2025 09:09

          Прочищать металлической щёткой перед считыванием.


          1. NightBlade74
            19.06.2025 09:09

            Чистить в любом случае придется, но щетка может подрать и внутри углублений. И будет и там и там блестеть. Вероятно, что такая проблема есть у многих, но сканер точно надо подбирать такой, который с ней справится.


            1. vvbob
              19.06.2025 09:09

              Щетка вряд-ли что-то там продерет. Сталь на колесных парах довольно серьезная, и ее так просто не повредить, уж металлической щеткой точно.


              1. NightBlade74
                19.06.2025 09:09

                Дело не в том, что она что-то повредит. Если отчистить металл до блеска, то сканер не увидит разницы между бороздками и "фоном" штрихкода.


                1. vvbob
                  19.06.2025 09:09

                  Краской заливается и все замечательно видно.


                  1. NightBlade74
                    19.06.2025 09:09

                    Ну т.е. рабочему для УСКОРЕНИЯ процесса надо перед сканированием надо:

                    1. зачистить грязь/ржавчину

                    2. закрасить баркод

                    3. убрать лишнюю краску

                    Отличный план! Надежный, как швейцарские часы. Очень ускоряет процесс. Не желаете ли, чтобы вам на кассе все товары так же пробивали?


                    1. vvbob
                      19.06.2025 09:09

                      Ваше ехидство тут совсем не к месту.

                      Не для "ускорения", а для повышения достоверности тестирования деталей.

                      Впрочем, если вас мои комментарии раздражают, то я могу и не отвечать.


        1. Sdolgov
          19.06.2025 09:09

          Проще всего наверное делать RFID метки


          1. NightBlade74
            19.06.2025 09:09

            Как вы себе представляете конструкцию RFID метки на монолитной колесной паре? Ну, такую, чтобы пережила миллионы километров пробега (срок жизни колесной пары 15 лет).


            1. BuyalskyKL
              19.06.2025 09:09

              Наверно высверливать углубление и туда метку. Но вся соль того, что у колесной пары есть собственник, а ему это не нужно.


      1. D_Dementy
        19.06.2025 09:09

        ставил ли ты когда-нибудь на учет рамный автомобиль в возрасте? там много сюрпризов


        1. TimReset
          19.06.2025 09:09

          Даааа, я блин два дня номер на двигателе очищал что бы его можно было прочитать и сравнить с паспортом. :-)


    1. lexab
      19.06.2025 09:09

      На 99% уверен что там есть серийный номер. И он или часть литейной формы или набивается в конце производства. @Rebsy полагаю лучше знает.


    1. Rebsy Автор
      19.06.2025 09:09

      Номер, конечно, есть, но автоматически идентифицировать его пока не получается. Существует несколько вариантов нанесения заводской маркировки на детали колёсной пары — клеймление, лазерная гравировка, игольчато-ударный способ. Но, к сожалению, сталь коррозирует, номер зарастает грязью дорог, и безошибочно идентифицировать его, к примеру, средствами машинного зрения пока не получается.


    1. konst90
      19.06.2025 09:09

      Клеймение. Берется клеймо в виде буквы или цифры, приставляется к детали, по клейму бьют молотком - и один знак маркировки готов, выдавлен в металле.

      Когда мы делали партию некоторых изделий для локомотивов - мы маркировали их именно так, лазер заказчика не устраивал.


  1. pavelsha
    19.06.2025 09:09

    А люди, как вы помните, стремятся минимизировать свою рабочую нагрузку. И есть искушение загнать одну пару на стенд, а потом проверять её несколько раз подряд, просто вручную забивая в систему новые номера. Старые типы стендов позволяют хитрить подобным образом, новые распознают подлог, но и здесь голь на выдумки хитра, операторы, подвешивая магниты и прочие не имеющие отношения к КП предметы, могут повлиять на данные диагностики. Здесь мы подошли просто — установили камеры видеонаблюдения над всеми вибродиагностиками и, периодически просматривая записи, можем выявлять подобных «фокусников».

    Вдвойне Интересно, что не остановились на контроле только одной части процесса, а подошли комплексно.

    Респект Вам за это, бывшие коллеги.