В основе любой работы должны лежать принципы. Мы с самого начала используем «принципы успеха» основателя Panasonic Коносуке Мацусита из одноименной книги. Его взгляд отличается от всего, чему учат западные бизнес-гуру, и мне кажется, что у нас в России работают именно советы знаменитого японца.
Главное, чему учит Мацусита — все возможности для бизнеса можно найти прямо у себя под носом. Надо найти инвесторов и клиентов для нового бизнеса? Поспрашивай у своих друзей в «Одноклассниках». Нужно сделать выбор — государственный грант или частные инвестиции? Нет проблем, возьми и то, и другое. Не успел собрать денег на старт бизнеса? Ничего страшного, поработай на более удачливых конкурентов — пережди кризис.
Все это реальные ситуации, в которые я попадал. И правильным решением всегда было самое очевидное. Если вы не хотите промокнуть под дождем, надо захватить зонт. Если вы поступаете разумно и естественно, то бизнес всегда будет процветать. Следуйте законам здравого смысла, и будете мало ошибаться. Об этом наша история.
Идея заняться технологией CDN (сеть серверов, ускоряющая загрузку «тяжелого» контента), мне пришла давно. Рынок CDN на Западе был, в России его не было. Я собрал команду и решил попробовать стать первым на рынке. Я нашел инвесторов под CDN-компанию, но грянул кризис 2008 года, и они отказались от участия в проекте.
Когда это произошло, я переписывался с партнерами по почте Gmail, и в блоке контекстных объявлений я увидел рекламу примерно следующего содержания: «Первый CDN в России». Это было объявление компании Ngenix, которая запустила CDN раньше нас. Было обидно, но я не стал расстраиваться и устроился в Ngenix на работу. Так я мог хотя бы применить те знания о CDN, которые успел получить за без малого год подготовки своего собственного проекта.
Идею сделать свою компанию я, конечно, не оставил. В некоторых религиях вообще считается, что работать надо только на себя, иначе твое существование не совсем полноценно. Так что, переждав кризис у своих будущих конкурентов, я нашел новых инвесторов и уволился. Так для меня начался 2010 год, первый год нового десятилетия.
Во время поиска инвесторов, я понял, что самая большая проблема — не в поиске денег, а в том, чтобы придумать полезный продукт и реалистичный план его продажи. Одни наши несостоявшиеся инвесторы не дали нам денег, но подсказали, каким должен быть продукт. В критике всегда можно найти здравое зерно, что я и сделал.
Вначале я хотел продавать услугу CDN как коробочное решение. Мне казалось, что клиенту надо поставлять программный и аппаратный комплексы для CDN, например, за $100 тыс. Я считал так по привычке — когда-то я работал в компании-интеграторе. Но пообщавшись с теми самыми не состоявшимися инвесторами, я понял, за такие деньги продукт у начинающей компании никто в здавом уме не купит. А вот если продавать клиентам недорогой массовый сервис с ежемесячной оплатой, то перспективы будут куда лучше.
Когда мы это поняли, инвесторы нашлись. Ими стали мои бывшие одноклассники. Они меня знали и понимали, что я не убегу с мешком денег, а буду стараться до последнего, чтобы проект получился. Я даже не делал для них презентацию, хотя для других инвесторов разных презентаций сделал много. Сыграло личное доверие и мое убеждение, что услуга нужная, и мне не придется продавать снег на северном полюсе. Если вы руководите бизнесом с помощью разумных идей, вы достигнете цели.
Лишние траты на первом этапе противопоказаны. Нам было просто соблюдать это правило, потому что денег было на пять серверов и зарплату на полгода для меня самого и для второго сотрудника CDNvideo — нашего технического директора. Конечно, продавать услуги CDN с пятью серверами странно (у наших конкурентов уже были серверы в 10 городах). Так что первое время мы лукавили — от вопросов на тему количества серверов мы аккуратно уклонялись.
Один из пяти серверов мы установили в Киеве, что позволяло нам заявлять, что мы работаем и в Украине. Впоследствии оказалось, что это был правильный ход. Один из клиентов обратился к нам исключительно по этой причине. Компания занималась специфической видеорекламой: ролик «выпрыгивал» и начинал проигрываться при наведении курсора мыши на ключевое слово в тексте на странице. Они попытались продавать эту услугу в Украине, но там ролики не грузились быстро, и услуга не работала как следует.
В этот период жесткой экономии мы научились вести переговоры так, чтобы получать хорошие цены от партнеров. Мы звонили оператору связи, интересовались ценами и откладывали решение. Потом оператор перезванивал сам и предлагал скидку. Мы говорили: «Подумаем!» После череды таких звонков менеджеры оператора вовлекались настолько, что им хотелось уже наконец продать свою услугу, и не так важно, по какой цене.
Бюджета на маркетинг не было, но мы все равно активно продвигали наши услуги — в ход шли знакомства и фантазия. Одногруппник сделал нам сайт за 5 тыс. рублей. Еще за 3 тыс. нарисовали логотип:

Только потом нам перерисовали логотип уже за 100 тыс. рублей:

Первая серьезная маркетинговая акция прошла на выставке во время конференции РИФ. Один из инвесторов договорился с девушкой — танцовщицей из стрип-клуба. Я повесил на стриптизершу большой бейдж с надписью «CDNvideo» и такой же бейдж повесил на себя. Мы вдвоем ходили по выставке и раздавали мои визитки. Так мы нашли первого клиента — хорошо известную на софтверном рынке компанию. Я до сих пор храню первый счет на 2100 рублей, который они оплатили:

Чтобы сэкономить мы несколько раз обратились к помощи государства, хотя в «айтишной» среде к этому относятся предвзято. Есть мнение, что получить господдержку — сложная задача с кучей бюрократических барьеров. Еще считается странным брать государственные деньги, если ты уже получил их от инвесторов. И то, и другое — полная ерунда.
Наш первый офис был в государственном «Технопарке «Строгино». Когда я еще работал «на дядю», то проезжал на работу мимо технопарка и думал, как хорошо было бы работать в этом красивом здании. Как ни странно, попасть туда оказалось несложно. Требования «Технопарка «Строгино» есть на сайте. Если ты им соответствуешь, то остается скачать с сайта документы и очень внимательно их оформить.
Технопарк тоже помог нам сэкономить. Первый год работы нам нужно было платить за офис 40% от стоимости аренды, во второй год — 60%, в третий — 80%. В стоимость аренды входило все, что нужно в офисе — телефоны, компьютеры, использование переговорных комнат. В «Строгино» была даже своя небольшая типография.
Обосновавшись в «Строгино», мы получили грант Правительства Москвы. Для этого нужно было зайти на сайт, посмотреть чужие бизнес-планы и собрать в кучу много документов. Для этого мы наняли студентку, заплатив ей 6 тыс. рублей. Она отлично справилась, и мы получили от государства деньги на покупку 30 серверов. Мы купили их там же, в «Строгино», у другого арендатора — компании «Тринити», и заставили ими весь офис. Позже мы установили их во многих городах России и значительно повысили пропускную способность сети и качество наших услуг.
После «Строгино» и гранта Правительства Москвы мы взялись за «Сколково». Статус резидента «Сколково» тоже позволяет сэкономить. НДС становится равен нулю, а отчисления в пенсионный фонд — 14%. К тому же для некоторых госструктур, которых нам хотелось видеть среди клиентов, было важно работать с резидентами «Сколково».
Задача состояла в том, чтобы оформить анкету на русском и хорошем английском. Мы посоветовались с действующими резидентами «Сколково» и заполнили эту анкету. Но резидентами «Сколково» удалось стать только с третьей попытки. Одним из требований — заниматься научной разработкой. Поэтому в первый раз нам отказали, поскольку у нас не было ни одного патента на научное изобретение- мы вскоре получили необходимый патент. А во второй раз отказали, потому что в уставе компании не было написано ничего про научную деятельность, хотя мы в действительности ей занимались.С другими требованиями не было проблем.
Кстати, на фоне остальных резидентов «Сколково» мы смотрелись очень неплохо. Сложно поверить, но когда мы прошли в «Сколково», компания CDNvideo сразу оказалась в первой десятке среди 400 резидентов по доходу.
Ранний состав нашей команды на корпоративе. Я наверху слева:

Конечно, поддерживать интерес инвесторов к бизнесу и охотиться за господдержкой — важные задачи, но поскорее начать жизнь на деньги клиентов — задача самая важная. Мы вышли на самоокупаемость довольно быстро — через 9 месяцев после старта. Мы и в этом вопросе старались ухватиться за все что можно. В какой-то момент мы поняли, что нам может помочь Дмитрий Медведев, который был в то время президентом, хотя он, вообще-то, об этом не знал.
В июне 2010 года Медведев встретился с основателем Apple Стивом Джобсом, и тот подарил Медведеву iPhone4. Чуть позже Медведев обзавелся и iPad. Так сложилось, что это увлечение президента яблочной продукцией помогло нам получить первого крупного клиента и всех последующих. Нам повезло, что устройства Apple не поддерживают Flash, и чтобы транслировать потоковое видео на iPad, надо было пользоваться протоколом HLS. Тогда в России этого делать не умели. Это означало, что Медведев и другие чиновники, которые после той встречи тоже обзавелись продукцией Apple, не могли посмотреть на своем планшете новости и видео на русском языке. Мы вышли на связь с ВГТРК и, пообещали решить проблему.
Так мы получили контракт с крупнейшим клиентом, с которым работаем до сих пор. Другие потенциальные заказчики узнавали, что мы работаем с ВГТРК, тоже становились сговорчивее. В итоге, с момента встречи Медведева с Джобсом не прошло и полугода, а мы уже вышли на окупаемость.
Старайтесь общаться с клиентами как с друзьями. У нас, например, так: один наш менеджер сейчас снимает квартиру, а клиент помогает ее снять. Надо понимать, что в рабочее время смысл жизни сотрудников — сделать что-то хорошее для конкретных людей. Значит, сотрудники других компаний, которые за глаза называют клиентов «тупыми», лишают свою жизнь смысла.
Дружеские отношения не противоречат желанию заработать больше. Наш минимальный тариф стоит 3 тыс. рублей в месяц. Многие клиенты платят каждый месяц, хотя услугами пользуются лишь иногда. Для организации 3 тыс. рублей — небольшие деньги. Поэтому клиенту проще платить каждый раз, чем задумываться, когда платить, а когда нет. Пусть платят — мы не напоминаем им, что можно отключиться. Когда-то я сам точно так же оплачивал услуги двух интернет-провайдеров, хотя пользовался только одним.
Клиент всегда хочет перестраховаться и взять больше. Так зачем его отговаривать? Однако если речь идет о больших деньгах, мы всегда предостережем от ненужных трат. Один из наших клиентов транслировал дворовый футбол и хотел взять у нас тариф за 200 тыс. рублей. Он пытался убедить нас, что его будут смотреть как минимум 100 тыс. человек. Но наш менеджер сказал ему: «Дружище, возьми тариф за 3 тыс. рублей, ну и на всякий случай заплати еще 2 тыс. за трансляции на мобильные».
В итоге и этого оказалось более чем достаточно. Футбол посмотрели несколько десятков человек, а клиент сэкономил 195 тыс. рублей. Потом он возвращался к нам с другими проектами. В перспективе хорошие отношения принесут больше денег.
Был еще один похожий случай. У одного клиента есть сайт с несколькими онлайн-телеканалами. Он платил по постоплатной системе и всегда укладывался в 3 тыс. рублей в месяц. И тут неожиданно счет на 1 млн рублей. Клиент звонит с претензиями. Пытаемся разобраться, и понимаем, что никаких ошибок нет. «Эти гады начали меня смотреть», — сказал клиент, увидев статистику. Посещаемость сайта резко выросла, и он оказался к этому не готов. Мы вошли в положение и дали ему 50-процентную скидку.
Первый год, два или три вам нужно слушать клиентов, партнеров, инвесторов, и хвататься за каждую возможность. Нашу стратегию в это время можно назвать так: «Хочешь жить — умей вертеться». Компания как растущее дерево — тянется к свету и меняет форму. Но через три года у этого дерева появляется ствол, и экспериментировать уже поздно.
На четвертом году существования CDNvideo мы решили создать дочерний проект — решение для корпоративных сетей. Банки, торговые сети и другие крупные международные компании — им всем нужен CDN для внутренних задач. Например, для тренингов, которые сотрудники смотрят из разных частей мира. Но этот проект у нас не пошел. Надо было создавать под него отдельную компанию со своим руководителем, а не распыляться. Поэтому отныне мы решили делать только то, что точно получается хорошо.
* Здесь и далее цитаты из книги Коносуке Мацусита «Принципы успеха»
Главное, чему учит Мацусита — все возможности для бизнеса можно найти прямо у себя под носом. Надо найти инвесторов и клиентов для нового бизнеса? Поспрашивай у своих друзей в «Одноклассниках». Нужно сделать выбор — государственный грант или частные инвестиции? Нет проблем, возьми и то, и другое. Не успел собрать денег на старт бизнеса? Ничего страшного, поработай на более удачливых конкурентов — пережди кризис.
Все это реальные ситуации, в которые я попадал. И правильным решением всегда было самое очевидное. Если вы не хотите промокнуть под дождем, надо захватить зонт. Если вы поступаете разумно и естественно, то бизнес всегда будет процветать. Следуйте законам здравого смысла, и будете мало ошибаться. Об этом наша история.
«Жизнь — это череда взлетов и падений. Встречайте радости и огорчения со смирением»*
Идея заняться технологией CDN (сеть серверов, ускоряющая загрузку «тяжелого» контента), мне пришла давно. Рынок CDN на Западе был, в России его не было. Я собрал команду и решил попробовать стать первым на рынке. Я нашел инвесторов под CDN-компанию, но грянул кризис 2008 года, и они отказались от участия в проекте.
Когда это произошло, я переписывался с партнерами по почте Gmail, и в блоке контекстных объявлений я увидел рекламу примерно следующего содержания: «Первый CDN в России». Это было объявление компании Ngenix, которая запустила CDN раньше нас. Было обидно, но я не стал расстраиваться и устроился в Ngenix на работу. Так я мог хотя бы применить те знания о CDN, которые успел получить за без малого год подготовки своего собственного проекта.
Идею сделать свою компанию я, конечно, не оставил. В некоторых религиях вообще считается, что работать надо только на себя, иначе твое существование не совсем полноценно. Так что, переждав кризис у своих будущих конкурентов, я нашел новых инвесторов и уволился. Так для меня начался 2010 год, первый год нового десятилетия.
«Вас критикуют — значит, что от вас чего-то ожидают. Осуждение способно принести пользу»
Во время поиска инвесторов, я понял, что самая большая проблема — не в поиске денег, а в том, чтобы придумать полезный продукт и реалистичный план его продажи. Одни наши несостоявшиеся инвесторы не дали нам денег, но подсказали, каким должен быть продукт. В критике всегда можно найти здравое зерно, что я и сделал.
Вначале я хотел продавать услугу CDN как коробочное решение. Мне казалось, что клиенту надо поставлять программный и аппаратный комплексы для CDN, например, за $100 тыс. Я считал так по привычке — когда-то я работал в компании-интеграторе. Но пообщавшись с теми самыми не состоявшимися инвесторами, я понял, за такие деньги продукт у начинающей компании никто в здавом уме не купит. А вот если продавать клиентам недорогой массовый сервис с ежемесячной оплатой, то перспективы будут куда лучше.
Когда мы это поняли, инвесторы нашлись. Ими стали мои бывшие одноклассники. Они меня знали и понимали, что я не убегу с мешком денег, а буду стараться до последнего, чтобы проект получился. Я даже не делал для них презентацию, хотя для других инвесторов разных презентаций сделал много. Сыграло личное доверие и мое убеждение, что услуга нужная, и мне не придется продавать снег на северном полюсе. Если вы руководите бизнесом с помощью разумных идей, вы достигнете цели.
«Все в этом мире — жизнь, деньги, вещи — дано вам взаймы. Не проматывайте их безрассудно»
Лишние траты на первом этапе противопоказаны. Нам было просто соблюдать это правило, потому что денег было на пять серверов и зарплату на полгода для меня самого и для второго сотрудника CDNvideo — нашего технического директора. Конечно, продавать услуги CDN с пятью серверами странно (у наших конкурентов уже были серверы в 10 городах). Так что первое время мы лукавили — от вопросов на тему количества серверов мы аккуратно уклонялись.
Один из пяти серверов мы установили в Киеве, что позволяло нам заявлять, что мы работаем и в Украине. Впоследствии оказалось, что это был правильный ход. Один из клиентов обратился к нам исключительно по этой причине. Компания занималась специфической видеорекламой: ролик «выпрыгивал» и начинал проигрываться при наведении курсора мыши на ключевое слово в тексте на странице. Они попытались продавать эту услугу в Украине, но там ролики не грузились быстро, и услуга не работала как следует.
В этот период жесткой экономии мы научились вести переговоры так, чтобы получать хорошие цены от партнеров. Мы звонили оператору связи, интересовались ценами и откладывали решение. Потом оператор перезванивал сам и предлагал скидку. Мы говорили: «Подумаем!» После череды таких звонков менеджеры оператора вовлекались настолько, что им хотелось уже наконец продать свою услугу, и не так важно, по какой цене.
Бюджета на маркетинг не было, но мы все равно активно продвигали наши услуги — в ход шли знакомства и фантазия. Одногруппник сделал нам сайт за 5 тыс. рублей. Еще за 3 тыс. нарисовали логотип:

Только потом нам перерисовали логотип уже за 100 тыс. рублей:

Первая серьезная маркетинговая акция прошла на выставке во время конференции РИФ. Один из инвесторов договорился с девушкой — танцовщицей из стрип-клуба. Я повесил на стриптизершу большой бейдж с надписью «CDNvideo» и такой же бейдж повесил на себя. Мы вдвоем ходили по выставке и раздавали мои визитки. Так мы нашли первого клиента — хорошо известную на софтверном рынке компанию. Я до сих пор храню первый счет на 2100 рублей, который они оплатили:

«Пользуйтесь возможностями, предоставляемыми судьбой»
Чтобы сэкономить мы несколько раз обратились к помощи государства, хотя в «айтишной» среде к этому относятся предвзято. Есть мнение, что получить господдержку — сложная задача с кучей бюрократических барьеров. Еще считается странным брать государственные деньги, если ты уже получил их от инвесторов. И то, и другое — полная ерунда.
Наш первый офис был в государственном «Технопарке «Строгино». Когда я еще работал «на дядю», то проезжал на работу мимо технопарка и думал, как хорошо было бы работать в этом красивом здании. Как ни странно, попасть туда оказалось несложно. Требования «Технопарка «Строгино» есть на сайте. Если ты им соответствуешь, то остается скачать с сайта документы и очень внимательно их оформить.
Технопарк тоже помог нам сэкономить. Первый год работы нам нужно было платить за офис 40% от стоимости аренды, во второй год — 60%, в третий — 80%. В стоимость аренды входило все, что нужно в офисе — телефоны, компьютеры, использование переговорных комнат. В «Строгино» была даже своя небольшая типография.
Обосновавшись в «Строгино», мы получили грант Правительства Москвы. Для этого нужно было зайти на сайт, посмотреть чужие бизнес-планы и собрать в кучу много документов. Для этого мы наняли студентку, заплатив ей 6 тыс. рублей. Она отлично справилась, и мы получили от государства деньги на покупку 30 серверов. Мы купили их там же, в «Строгино», у другого арендатора — компании «Тринити», и заставили ими весь офис. Позже мы установили их во многих городах России и значительно повысили пропускную способность сети и качество наших услуг.
«В жизни, как в сказке про черепаху и зайца: если вы действуйте последовательно вас не постигнет неудача»
После «Строгино» и гранта Правительства Москвы мы взялись за «Сколково». Статус резидента «Сколково» тоже позволяет сэкономить. НДС становится равен нулю, а отчисления в пенсионный фонд — 14%. К тому же для некоторых госструктур, которых нам хотелось видеть среди клиентов, было важно работать с резидентами «Сколково».
Задача состояла в том, чтобы оформить анкету на русском и хорошем английском. Мы посоветовались с действующими резидентами «Сколково» и заполнили эту анкету. Но резидентами «Сколково» удалось стать только с третьей попытки. Одним из требований — заниматься научной разработкой. Поэтому в первый раз нам отказали, поскольку у нас не было ни одного патента на научное изобретение- мы вскоре получили необходимый патент. А во второй раз отказали, потому что в уставе компании не было написано ничего про научную деятельность, хотя мы в действительности ей занимались.С другими требованиями не было проблем.
Кстати, на фоне остальных резидентов «Сколково» мы смотрелись очень неплохо. Сложно поверить, но когда мы прошли в «Сколково», компания CDNvideo сразу оказалась в первой десятке среди 400 резидентов по доходу.
Ранний состав нашей команды на корпоративе. Я наверху слева:

«Если вы чутки и наблюдательны, вы можете уловить, куда течет время»
Конечно, поддерживать интерес инвесторов к бизнесу и охотиться за господдержкой — важные задачи, но поскорее начать жизнь на деньги клиентов — задача самая важная. Мы вышли на самоокупаемость довольно быстро — через 9 месяцев после старта. Мы и в этом вопросе старались ухватиться за все что можно. В какой-то момент мы поняли, что нам может помочь Дмитрий Медведев, который был в то время президентом, хотя он, вообще-то, об этом не знал.
В июне 2010 года Медведев встретился с основателем Apple Стивом Джобсом, и тот подарил Медведеву iPhone4. Чуть позже Медведев обзавелся и iPad. Так сложилось, что это увлечение президента яблочной продукцией помогло нам получить первого крупного клиента и всех последующих. Нам повезло, что устройства Apple не поддерживают Flash, и чтобы транслировать потоковое видео на iPad, надо было пользоваться протоколом HLS. Тогда в России этого делать не умели. Это означало, что Медведев и другие чиновники, которые после той встречи тоже обзавелись продукцией Apple, не могли посмотреть на своем планшете новости и видео на русском языке. Мы вышли на связь с ВГТРК и, пообещали решить проблему.
Так мы получили контракт с крупнейшим клиентом, с которым работаем до сих пор. Другие потенциальные заказчики узнавали, что мы работаем с ВГТРК, тоже становились сговорчивее. В итоге, с момента встречи Медведева с Джобсом не прошло и полугода, а мы уже вышли на окупаемость.
«Если вам кто-то нравится, скорее всего, и к вам он будет испытывать дружеские чувства»
Старайтесь общаться с клиентами как с друзьями. У нас, например, так: один наш менеджер сейчас снимает квартиру, а клиент помогает ее снять. Надо понимать, что в рабочее время смысл жизни сотрудников — сделать что-то хорошее для конкретных людей. Значит, сотрудники других компаний, которые за глаза называют клиентов «тупыми», лишают свою жизнь смысла.
Дружеские отношения не противоречат желанию заработать больше. Наш минимальный тариф стоит 3 тыс. рублей в месяц. Многие клиенты платят каждый месяц, хотя услугами пользуются лишь иногда. Для организации 3 тыс. рублей — небольшие деньги. Поэтому клиенту проще платить каждый раз, чем задумываться, когда платить, а когда нет. Пусть платят — мы не напоминаем им, что можно отключиться. Когда-то я сам точно так же оплачивал услуги двух интернет-провайдеров, хотя пользовался только одним.
Клиент всегда хочет перестраховаться и взять больше. Так зачем его отговаривать? Однако если речь идет о больших деньгах, мы всегда предостережем от ненужных трат. Один из наших клиентов транслировал дворовый футбол и хотел взять у нас тариф за 200 тыс. рублей. Он пытался убедить нас, что его будут смотреть как минимум 100 тыс. человек. Но наш менеджер сказал ему: «Дружище, возьми тариф за 3 тыс. рублей, ну и на всякий случай заплати еще 2 тыс. за трансляции на мобильные».
В итоге и этого оказалось более чем достаточно. Футбол посмотрели несколько десятков человек, а клиент сэкономил 195 тыс. рублей. Потом он возвращался к нам с другими проектами. В перспективе хорошие отношения принесут больше денег.
Был еще один похожий случай. У одного клиента есть сайт с несколькими онлайн-телеканалами. Он платил по постоплатной системе и всегда укладывался в 3 тыс. рублей в месяц. И тут неожиданно счет на 1 млн рублей. Клиент звонит с претензиями. Пытаемся разобраться, и понимаем, что никаких ошибок нет. «Эти гады начали меня смотреть», — сказал клиент, увидев статистику. Посещаемость сайта резко выросла, и он оказался к этому не готов. Мы вошли в положение и дали ему 50-процентную скидку.
«Опоздав сегодня на один день, можешь потерять год, а то и остаток жизни»
Первый год, два или три вам нужно слушать клиентов, партнеров, инвесторов, и хвататься за каждую возможность. Нашу стратегию в это время можно назвать так: «Хочешь жить — умей вертеться». Компания как растущее дерево — тянется к свету и меняет форму. Но через три года у этого дерева появляется ствол, и экспериментировать уже поздно.
На четвертом году существования CDNvideo мы решили создать дочерний проект — решение для корпоративных сетей. Банки, торговые сети и другие крупные международные компании — им всем нужен CDN для внутренних задач. Например, для тренингов, которые сотрудники смотрят из разных частей мира. Но этот проект у нас не пошел. Надо было создавать под него отдельную компанию со своим руководителем, а не распыляться. Поэтому отныне мы решили делать только то, что точно получается хорошо.
* Здесь и далее цитаты из книги Коносуке Мацусита «Принципы успеха»
Комментарии (8)
drozdovsky
02.06.2014 18:40Искренне восхищаюсь редкой (да-да, редкой!) гибкостью и прагматизмом. Желаю вам и дальнейших успехов :-)
Nigrimmist
02.06.2014 18:40Скажите, а на каких условиях на начальном этапе в вас инвестировали друзья? Или это был просто кредит под небольшой процент?
gorod Автор
02.06.2014 18:40Нет, вошли в долю ООО, все официально. Точные условия, думаю, не очень корректно здесь раскрывать, но они были вполне рыночными по российским меркам.
zuborg
Какой пиковый бендвич, если не секрет?
gorod Автор
реально наблюдаемый пик трафика на сети — около 300 Гбит, полная емкость больше